НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 130.2 : 7.01
Франциска Фуртай
Dromenon Богов: от дневных мистерий к ночным забавам: обзор восьмой конференции из научно-исследовательского проекта
«Метафизика белых ночей»
Обзор посвящён работе всероссийской конференции «Метаморфозы театрального хронотопа в культуре» из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» Северо-Западного центра культурологических и религиоведческих исследований. Этот проект изначально мыслился в парадигме пост/неклассического философствования, предполагая сочетать в себе не только теоретическую философскую интенцию, но и практическую часть, состоящую из модных перформансов, выставок, презентаций, творческих акций. В июне 2017 г. состоялась очередная VIII конференция, которая в фокус философского осмысления поставила процесс исторической эволюции культурного хронотопа на примере такого специфического социокультурного явления как театральное пространство.
The review covers the all-Russian conference "Metamorphosis of the theatrical chronotope in culture" held as part of the research project "The Metaphysics of the White nights" of North-West center for cultural and religious studies. This project was originally conceived in the paradigm of post/non-classical philosophizing aiming to combine a theoretical philosophical discussion with a practical part consisting of fashion performances, exhibitions, presentations, creative campaigns. In June 2017, the 8th conference of the series was held which was focused on reflection of the process of a cultural chronotope historical evolution, namely, theatrical space as a specific socio-cultural phenomenon.
Ключевые слова: метафизика белых ночей, искусство, театр, философия, архетип ночи, хронотоп, традиционное искусство, актёрское мастерство.
Key words: metaphysics of the white nights, art, theatre, philosophy, the archetype of the night, chronotope, traditional art, acting.
© Фуртай Франциска, 2017
16 июня 2017 года состоялась восьмая всероссийская конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей». В этом году она была посвящена историческим метаморфозам театрального хронотопа в культуре. Концепция конференции строилась на том, что театр - венец искусств античности - родился из религиозных процессий, что отразилось в его названии (@ватро -«процессия богов»). За многие столетия своего исторического бытия алгоритм театрального пространства менялся вместе с людьми и миром. Аристотель в «Поэтике» называл Гомера - одного из первых театральных авторов - учителем целесообразного обмана или поэтической иллюзии, которая строится не только на вербальном уровне, но и выражается в специфическом действии, носящим имя актёрской игры. Театральный образ, генезис которого требует физических времени и пространства, внутри образной структуры выстраивает свой собственный хронотоп - метафизическое зеркало, отражающее главные черты каждой исторической эпохи. Именно в это метафизическое зеркало театрального хронотопа постарались «заглянуть» участники конференции из Москвы, Ярославля, Санкт-Петербурга, Иркутска.
Так как научно-исследовательский проект «Метафизика белых ночей», посвящён теме Ночи в истории мировой культуры [1], то и эволюция театрального времени и пространства рассматривалась, прежде всего, с этой точки зрения. В фокусе конференции были темы интровер-тизации театрального топоса, как отражения пространственных характеристик культуры, пути театрального пространства от ландшафта к интерьеру (выступления Л. В. Эглит, Б. Ю. Анушина), смены темпоральной парадигмы театрального действия от дневных мистерий к «фаворитам Луны» (Ф. Фуртай), философской рефлексии в эпоху постмодерна на антропологическую эволюция театра (Д. О. Демехина).
На конференции прозвучали доклады, в которых рассматривалась одна из самых малоизученных проблем, а именно этапы эволюции древних ритуальных представлений к собственно театральной эстетике. Таким древним формам театрализованных ритуальных представлений, ещё сохранивших мифо-религиозное содержание и до сих пор имеющих место в традиционных обществах, было посвящено выступление Т. Д. Булгаковой, представившей богатый материал, иллюстрировавший эволюцию театрально-ритуального хронотопа в культуре коренных народов Сибири. В выступлении М. В. Асалхано-вой о бурятской мистерии ЦАМ глубокий историко-искусствоведческий анализ сочетался с уникальным и красочным видеоматериалом из личных архивов докладчика.
На конференции был высказан ряд интересных интенций, которые могли бы в дальнейшем привести к плодотворным исследованиям: это рассуждения о связи сакрального и эстетического в истории развития театрального пространства (Ф. Фуртай), о деструкции и архаизации театрального хронотопа в современном театре (Д. Демехи-на), о влиянии коллективного подсознательного на эстетику современного театрального перформанса (Н. Цветкова). Примечательно, что в докладах конференции прослеживалась вся история трансформации театрального хронотопа - от ранней истории театра (выступление Р. Н. Дёмина, посвященное комедиографу Эпихарму и диалектике пародии и философии в его творчестве) до антропологических проблем современного театрального перформанса в интерпретации Арто и Делёза (доклад Д. О. Демехиной).
На данной конференции не проводилось ставшее уже традиционным модное дефиле. Организаторы решили, что тема конференции более сочетается с театрально-поэтическими интермедиями («Весь мир - театр», «Маска, я тебя знаю?», «Что жизнь? - Комедия страстей!»), включающими в себя музыку и поэзию, которыми и открывалась каждая тематическая часть научного собрания.
В творческой части конференции состоялась презентация выставки «Дизайн и театр», авторами которой были студенты факультета культурологии, философии и искусства (куратор М.В. Асалханова).
В рамках конференции традиционно были развёрнуты художественные выставки, посвящённые театру: выставка живописи «МаскаРад», авторы - доценты факультета философии, культурологии и искусства ЛГУ им. А. С. Пушкина, художник театра Б. Ю. Анушин (член Союза художников России, член Союза театральных деятелей) и художник И. В. Клюшкин (член Союза художников России, член Союза дизайнеров России); выставка графических работ «Театральные эскизы», «Дизайн. Театр. Костюм», автор - М. В. Асалханова.
Подводя итог работы VIII конференции, руководитель проекта Франциска Фуртай обратилась к участникам и гостям конференции поддержать решение организационного комитета об издании коллективной монографии «Архетип Ночи в мировой культуре» к 10-летию проекта «Метафизика белых ночей» (2019 год), в которой будут представлены неопубликованные материалы конференций всех её участников как российских, так и зарубежных.
Литература
1. Фуртай Ф. «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»: седьмая конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» // Вестн. Ленингр. гос. ун-та. им. А. С. Пушкина. 2017. - № 1. -С. 296-301.