Научная статья на тему 'Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников'

Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тузикова Лариса Дмитриевна

Охарактеризована типология изобразительных материалов учебников, предлагающих ученикам визуальные образы прошлого. Определена мера их представленности на страницах современных школьных учебников истории России ХХ века, выявлен круг познавательных заданий. Показано, что несмотря на большое разнообразие вариантов визуальных реконструкций прошлого, они крайне редко становится предметом критического анализа современных старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников»

круглый стол «статус истории в научном, идеологическом...

УДК372 016:94+372+373 +371

Тузикова Лариса Дмитриевна

Учитель истории МАОУ гимназии № 7 «Сибирская», аспирант кафедры отечественной истории ИИГСО ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», kafedrar@mail.ru, Новосибирск

визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников

Аннотация. Охарактеризована типология изобразительных материалов учебников, предлагающих ученикам визуальные образы прошлого. Определена мера их представленности на страницах современных школьных учебников истории России ХХ века, выявлен круг познавательных заданий. Показано, что несмотря на большое разнообразие вариантов визуальных реконструкций прошлого, они крайне редко становится предметом критического анализа современных старшеклассников.

Ключевые слова: школьное историческое образование, познавательная деятельность, визуальные исторические источники.

Tuzikova Larisa Dmitryevna

Teacher of History of the Gymnasium №7 "Sibirskaya", Postgraduate of Domestic History Department, Novosibirsk State Pedagogical University, kafedrar@mail.ru, Novosibirsk

visual images in textbook past: typology, strategy historical cognitive activity

Abstract. The typology of fine materials, textbooks, which offers visual images of the past was described. The measure of their representation on the pages of the modern school textbooks of history of Russia of XX century was determined, the range of cognitive tasks was also identified. It was shown that in spite of the wide variety of visual reconstructions of the past, they become a subject of critical analysis of modern high school students rarely .

Keywords: school historical formation, informative activity, visual historical sources.

Становление информационного общества существенным образом изменило круг образовательных ресурсов, используемых в практике обучения истории в школе. Smart-доски, проекторы, мобильные компьютерные классы создали широкие возможности для визуализации изучаемых событий прошлого. С визуальными реконструкциями прошлого ученики встречаются и в своей повседневной жизни вне школьного урока, смотря художественные исторические фильмы, публицистические телепрограммы и шоу, играя в компьютерные игры, посещая сайты Интернет и др. Кроме того, каждый школьник имеет и свой личный опыт создания визуальных изображений (фото- и видеозаписей) событий истории своей семьи, города, класса, школы. Изобилие и разноре-

чивость визуальных образов исторического прошлого, доступных современному школьнику, актуализирует проблему обучения учеников критическому анализу этих образов.

Откликом на возрастание доли визуализированной исторической информации при организации изучения истории в школе стало включение в 2012 и 2013 гг. в экзаменационные работы ГИА и ЕГЭ специальных заданий, требующих анализа фотографий, плакатов, исторических картин, посвященных тем или иным событиям и персоналиям российской истории.

Насколько современные учебники истории для старшей школы учат ребят, живущих в информационном обществе, осмыслению и критическому анализу исторической информации, представленной визуально?

120

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1/ 2013

Какие типы изображений прошлого присутствуют на страницах современных учебных книг? Какие стратегии работы с визуальными образами прошлого авторы учебников предлагают освоить старшеклассникам?

В практике обучения истории используются различные виды иллюстраций, которые традиционно подразделяют на изобразительные, представляющие прошлое через его визуальные образы (учебные рисунки, репродукции произведений искусства, документальные изображения, фотографии и др.) и условно-графические (карты, картосхемы, планы, схемы, чертежи, линии времени) [1, с. 176]. Обратимся к современным учебникам истории России XX в. и выясним долю каждого из видов изобразительной наглядности (Таблица 1).

В отличие от учебников истории, изданных в постперестроечную эпоху конца ХХ в., современные учебники для старшеклассников богато иллюстрированы, и это можно признать одной из их отличительных особенностей. Иллюстративный материал представлен не только в цветных вкладышах, но и по тексту параграфов, что повышает его потенциал в решении задачи реконструкции образов исторического прошлого. Несколько выпадают из общего ряда современных учебников пособия В. А. Шестакова, следующего традиции предъявления информации преимущественно в текстовой форме.

В современных учебниках представлены разные виды изобразительной наглядности, что выступает важным условием обучения старшеклассников критическому анализу визуальных реконструкций прошлого. Большинство визуальных образов истории России ХХ века представлены фотографиями: от общего количества примеров изобразительной наглядности в учебниках они составляют от 37,1 до 82,6%. Это не случайно, ведь с момента появления первых фотографических изображений (1839 г.) они занимают прочные позиции в повседневной жизни людей. Количество фотографических снимков, представленных на страницах учебников, увеличивается в соответствии с хронологией XX в. В текстах параграфов, посвященных истории начала XX в., фотографии встречаются редко, отражая лишь самые значимые события общероссийской

истории. Страницы учебников, посвященные истории России второй половины XX века, содержат значительно больше фотоснимков; меняется и их содержание: они рассказывают о повседневной жизни людей в прошлом (хотя, чаще всего это постановочные кадры).

Достаточно широко на страницах современных учебников представлены произведения исторической живописи - портреты исторических деятелей, событийные картины, изображения сюжетов из повседневной жизни людей (от 6,1 до 41,9% от общего числа иллюстраций учебников). Однако эти иллюстрации сопровождают преимущественно учебные тексты, посвященные истории культуры.

Третье место по мере представленности занимают политические плакаты, отражающие идеологические представления разных политических сил в тот или иной период истории нашей страны (гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка).

Новый вид изобразительной наглядности, появившийся на страницах учебников - кадры из фильмов, сцены из спектаклей. Однако, пока можно вести речь лишь о единичных примерах. Возможно, авторы полагают, что лучше увидеть кадр из фильма на экране, чем «застывший рисунок» на бумаге.

Организовать историко-познавательную деятельность школьников с иллюстрациями учебников призваны вопросы и задания. В современной методической науке обоснованы три основные стратегии работы школьников с визуальными изображениями прошлого.

Первая стратегия связана с созданием у учеников исторических представлений на основе наглядности - учебных картин, которые иллюстрируют изложение учителя или тексты параграфов. При этом исторические образы воспринимаются школьниками в режиме доверия автору, изобразившему прошлое так «как оно было на самом деле».

Таблица 1

Визуальные образы истории России XX в. в современных учебниках для старшей школы (кол-во / % от общего числа примеров изобразительной наглядности)

Учебник Фотография Плакат Карикатура Кадры из фильмов, спектаклей Историческая живопись Скульптура Всего

люди события, объекты портреты событийные исторические картины картины повседневной жизни

Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России, XX- начало XXI века. - М., 210 16/21,1 18/23,7 15/19,7 6/7,9 1 / 1,3 10/13,2 4/5,3 4/5,3 2/2,6 76

Шестаков В. А. История России, XX - начало XXI века. - М., 2011 9/19,6 18/39,1 1/2,2 1/2,2 0/0,0 5/10,9 5/10,9 4/8,7 3/6,5 46

Отечественная история XX - начала XXI века (А. О. Чубарьян, А. А. Данилов, Е. И. Пивовар и др.). -М., 2005 53/35,8 68/45,9 2/1,4 0/0,0 0/0,0 0/0,0 24/16,2 0/0,0 1/0,7 148

История России, 1945-2008 гг. (А. И. Уткин, А. В. Филиппов, С. В. Алексеев и др.). - М., 2008 27 / 20,5 82/62,1 9/6,8 2/1,5 3/2,3 0/0,0 8/6,1 0/0,0 1/0,8 132

История России, XX - начало XXI века (А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко). -М., 2007 15/19,2 14/17,9 17/21,8 4/5,1 1 / 1,3 13/16,7 11 /14,1 2/2,6 1 / 1,3 78

История России, XX - начало XXI века (В. А. Шестаков). - М., 2008. 2/4,7 20 / 46,5 0/0,0 2/4,7 0/0,0 10/23,3 5/11,6 3/7,0 1/2,3 43

А. Ф. Киселев, В. П. Попов. История России. XX - начало XXI века. - М., 2007 16/7,4 146/67,6 25/11,6 1/0,5 4/1,9 13/6,0 6/2,8 3/1,4 2/0,9 216

Измозик В. С., Рудник С. Н. История России. - М., 2011 67 / 39,6 63/37,3 7/4,1 0/0,0 1/0,6 12/7,1 13 / 7,7 3/1,8 3/1,8 169

Волобуев О. В., Кулешов С. В. История России, XX - начало XXI века. -М., 2011 37 / 26,2 59/41,8 10/7,1 5/3,5 1/0,7 13/9,2 9/6,4 6/4,3 1/0,7 141

Всего 242 488 86 21 11 76 85 25 15 1049

Доля от общего числа примеров изобразительной наглядности (%) 23,1 46,5 8,2 2,0 1,0 7,2 8,1 2,4 1,4

Ы g

О

Вторая стратегия основана на характеристике произведений искусства в контексте истории культуры: анализируются исторические условия создания картины, скульптуры или исторического фильма, выявляются отличительных черты художественного стиля, в котором представлено произведение, ученики знакомятся с биографией автора и др.

Третья стратегия предполагает изучение произведений искусства как визуальных исторических источников (если автор был современником изображенных им исторических событий), либо как историографических текстов (если произведение создано в последующие периоды истории, и художник, скульптор или режиссер выступили в роли историков). В обоих случаях произведение искусства становиться объектом критического анализа.

Несмотря на разнообразие иллюстративных материалов современных учебников, их ресурс при создании авторами методического аппарата востребован незначительно. В среднем лишь каждая двадцать пятая иллюстрация учебника сопровождается вопросами и заданиями для школьников и благодаря этому становится объектом их историко-познавательной деятельности. Максимальная доля иллюстраций, сопровождающихся вопросами и заданиями, об-

наружена нами в учебнике О. В. Волобуева и С. В. Кулешова, но она тоже крайне мала (7,8%). Таким образом, можно утверждать, что авторы современных учебников отводят иллюстрациям роль средство обучения, вспомогательного к основному тексту параграфов, недооценивая их потенциал в организации историко-познавательной деятельности старшеклассников, в том числе, исследовательского характера) (Таблица 2).

Группировка вопросов и заданий к визуальным образам истории России ХХ в. в зависимости от заложенной в них стратегии историко-познавательной деятельности позволила получить такие результаты. Из 44 заданий, предложенных к иллюстрациям, 15 нацеливают старшеклассников на работу с ними как с учебными картинами, 22 - как с произведениями искусства, 6 -как с визуальными историческими источниками. К сожалению, нам не встретилось ни одного задания, предлагающего ученикам проанализировать оценку прошлого, предложенную автором той или иной иллюстрации с позиции историографии, хотя такая деятельность крайне важна для успешной социализации ученика в поликультурном информационном обществе [2]. Таким образом, несмотря на существенное расширение круга визуальных образов России ХХ в.,

Таблица 2

Количество вопросов к визуальным образам истории России хх в. в учебниках истории для старшей школы

Учебник Количество иллюстраций Количество вопросов

Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России, XX- начало XXI века. - М., 2010 76 5

Шестаков В. А. История России, XX - начало XXI века. - М., 2011 46 0

Отечественная история XX в. - начала XXI века (А. О. Чубарьян, А. А. Данилов, Е. И. Пивовар и др.). - М., 2005 148 5

История России, 1945-2008гг. (А. И. Уткин, А. В. Филиппов, С. В. Алексеев и др.). - М., 2008 132 10

История России, XX - начало XXI века (А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, С. В. Мироненко). - М., 2007 78 2

История России, XX - начало XXI века (В. А. Шестаков). -М., 2008 43 1

А. Ф. Киселев, В. П. Попов. История России. XX - начало XXI века. - М., 2007 216 9

Измозик В. С., Рудник С. Н. История России. - М., 2011 169 1

Волобуев О. В., Кулешов С. В. История России, XX - начало XXI века. - М., 2011 141 11

Всего 1049 44

представленных на страницах современных школьных учебников, предлагаемая старшеклассникам познавательная деятельность с ними практически не отличается от той, что освоена ими на этапе изучения истории в основной школе. Современные учебники пока крайне мало ориентированы на обучение школьников критическому анализу исторической информации, предъявляемой визуально, что препятствует решению задачи обучения школьников работе с разнообразной и разноречивой информацией, провозглашенной образовательными стандартами. Кроме того, как и в прежние годы, большинство подписей к иллюстрациям имеют формальный характер и не содержат сведений об авторе, времени и месте создания плаката, карикатуры или картины, что также затрудняет работу учителя по организации их критического осмысления школьниками.

Очевидно, что основная задача совершенствования современных учебников истории

заключается в создании методического инструментария для организации историко-по-знавательной деятельности школьников на основе тех визуальных и текстовых ресурсов, которые сегодня уже завоевали прочные позиции на их страницах.

Библиографический список

1. Хлытина О. М. Произведения искусства как визуальные исторические источники и историографические тексты на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 4. -С. 37-44.

2. Хлытина О. М. Историографические сюжеты школьного курса истории России: методические варианты изучения на старшей ступени школы // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №1. - С. 249-256.

3. Хлытина О. М. Методологический компонент учебного исторического познания на старшей ступени школы // Сибирский педагогической журнал. - 2010. - № 9. - С. 209 - 219.

124

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1/ 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.