А.В. Дроздова, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой рекламы, Гуманитарный университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ВИЗУАЛЬНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБЩЕСТВА
Современное медиаобщество характеризуется трансформацией культурного дискурса повседневности, связанного с «визуальным поворотом», изменением функций и статуса образов, иным использованием визуальной информации. Восприятие окружающего мира становится всё более опосредованным изображениями этого мира, по сути, происходит смещение современных способов восприятия от вербальных к визуальным, образным. В эпоху «реальности медиа» повседневность с ее текущими событиями и повторяющимися заботами, сложившейся структурой, утрачивает свою устойчивость и стабильность. Она непрерывно подвергается трансформации под влиянием сверхскоростных, мобильных визуальных образов. Новые каналы коммуникации (новые медиа) играют доминирующую роль в повседневной жизни, отражая процесс модернизации общества, качественное изменение не только способов взаимоотношения со средствами информации, но и самих повседневных коммуникаций, повседневной практики человеческого общения. Визуальность как универсальная характеристика современной повседневной жизни стала существенным фактором конструирования социальной практики, стилей жизней, габитуса современного человека, его идентичности. В эпоху глобализации и «повсеместного компьютера» актуальные вопросы визуализации повседневности требуют переосмысления методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.
Ключевые слова: повседневность, визуальность, медиаобщество, идентичность, публичность, фрейминг, мобильность, габитус.
У
Вопрос о роли или социальном статусе структур повседневности приобретает всё большую актуальность в связи с воздействием на повседневность быстро развивающихся информационных процессов и коммуникационных технологий. «В „текучей современности" повседневность утрачивает свою устойчивость и стабильность, подвергаясь трансформации под влиянием сдвигов и переворотов, происходящих в информационной, культурной и социальной среде»1. Современная повседневная жизнь — явление достаточно динамичное, связанное с появлением новых качеств социальной жизни: технологических перемен, глобализации, потребительской практики, гибких форм труда, медиатизации, характеризующейся «насыщенностью визуальных образов». Однако исследование повседневного мира
в контексте социокультурных трансформаций, в том числе изменений, связанных с «информационной революцией», распространением новых коммуникационных технологий, остается слабо концептуализированным.
«Переосмысление» повседневности во второй половине XX века совпало с «визуальным поворотом» в гуманитарных науках, которые обратили внимание «на внешне наблюдаемое лицо повседневной жизни», увидев в нем, по словам П. Штомпки, «некий стратегический исследовательский ресурс анализа и объяснения повседневной жизни»2. Значимость этого феномена определяется тем, что визуальность (фотография, кино, графический дизайн, визуальные медийные образы) — это не просто дополнение к вербальным формам репрезентации мира,
а это базовый модус существования современной культуры, общий принцип структурирования ее форм. Визуальность становится способом конструирования повседневной практики, социализации -
индивидов, их коммуникационного взаимодействия. В визуальном поле современных медиа (телевидение, Интернет, глянцевые журналы, реклама) не только формируется культурная идентичность человека, но и появляются новые роли пользователей, вовлеченных в производство, потребление и создание информации.
Принципиальным моментом транс -формации культурного дискурса повседневности стал иной подход в использовании визуальной информации. В эпоху рукотворного образа и живопись, и графика были неотрывны от пространства-времени смотрящих на них зрителей, визуальное восприятие было уделом либо узкого круга ценителей, либо небольшого круга людей. Сегодня с развитием новых средств коммуникации (цифровых) изменились не только функции и статус образов, как отмечал В. Беньямин в своей программной работе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», но и стиль жизни, габитус современного человека, способы взаимодействия со средствами информации и ком-муникации3. «Визуальный поворот», проявляющийся в возрастании роли образности в современной культуре, демонстрирует, что визуальность стала не просто частью нашей повседневной жизни, она включена в ее ткань наряду с афишами, надписями и рекламными плакатами, формирует ее новую визуальную практику. В XX веке ви-зуальность стала формообразующим принципом всей современной культуры, теперь ее основой является не линейное письмо, а поток экранных изображений, который свободно вмещает в себя устную речь, анимацию, письменные тексты и многое другое.
Визуальность становится способом конструирования повседневной практики, социали зации индивидов, их коммуникационного взаимодействия.
В визуальном поле современных медиа (телевидение, Интернет, глянцевые журналы, реклама) не только формируется культурная идентичность человека, но и появляются новые роли пользователей, вовлеченных в производство, потребление и создание информации.
Мир «явлений» — знаков, образов, интерпретаций становится миром медиа, а реальность обретает черты медиареальности4. Симптоматично, что в этой новой ситуации доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы — ТУ, видео и Интернет. Общество в полной мере становится современным, когда его основной характеристикой становится информация, важнейшей частью которой является образ, его производство и потребление. Восприятие реальности всё более зависит от ее репрезентации с помощью визуальных образов. Следует отметить, что наступление визуальной эпохи означает перемещение акцента с вербальных способов отображения реальности к визуальным, образным. Такие медиа, как кино, реклама, телевидение, фотография становятся главными средствами коммуникации, сдвигая на второй план слово, они через визуальное непосредственнее знакомят человека с информацией или событием. Визуальные образы начинают формировать наше постижение мира. Современные медиа «в их взаимодействии являются доминантными визуальными культурными формами, которые отражают перманентный процесс модернизации общества и качественное изменение повседневной практики человеческого общения. „Большой визуальный поворот" в повседневных коммуникациях состоит не только в расширении информационного потока, но и в интернационализации его = поля»5.
В работах Р. Барта, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Г. Дебора, Т. Дж. Митчелла, К. Силвермана, Ж. Бодрийяра, Г. Пол-лока отмечается доминирующая роль визуальных средств в создании новой коммуникации. По мнению Ги Дебора, «современное общество — это „общество спектакля", которое „не является зрелищным случайно или поверхностно — в самой своей основе оно является зрительским", где присутствует
тотальное засилье образов, которые можно понимать и истолковывать в условиях их нового функционирования в качестве полноправных товаров»6. При этом медиа-культуре свойственна высокая информационная емкость, мобильность трансляции образов и их доступность. В условиях глобализации современного общества язык визуальных образов, его экономичность и кажущаяся простота обеспечивают скорость и эффективность коммуникации.
Визуализация современной культуры включает две тенденции: с одной стороны, преемственность коммуникативных технологий, а с другой — создание новой иконичности визуального образа как некой картины мира. Визуальная реальность, являясь продуктом культурного конструирования, подлежит интерпретации или «прочтению» в той же мере, в какой этим процедурам подвергается любой вербальный текст. Однако проблема заключается в том, что универсального метода или подхода к анализу визуальных образов нет, исследователи отмечают «ограниченность нашей способности говорить
В XX веке визуальность стала формообразующим принципом всей современной культуры, теперь ее основой является не линейное письмо, а поток экранных изображений, который свободно вмещает в себя устную речь, анимацию, письменные тексты и многое другое.
ально медииных, сверхскоростных и ускользающих»7. Известный исследователь визуального Д. Крэри считает, что «повышенный интерес к визуальному говорит только о том, что момент упущен, — мы всегда опаздываем с определением дисциплины, если ее предметом является взгляд»8. Более того, наличие множества языковых конструкций (iconic turn, pictorial turn, imagic turn, visual turn), которые нередко рассматриваются как синонимические, свидетельствует о терминологических трудностях, связанных с определением не только специфики образа как медиума, но и с проблемой ин-ституционализации новой дисциплины visual stadies. Иными словами, изучение ви-зуальности предполагает широкий междисциплинарный контекст исследований медийных образов, наполняющих повседневную жизнь человека.
Новые медиа рождают новые способы социального взаимодействия и коммуникации, которые опосредованы визуально через обмен картинками, фотографиями, «лайками». Другими словами, возникает новый «коллективный визуальный опыт»
об образах современного мира, принципи- и «осетевленные» формы бытования мас-
совых значений. Как правило, в качестве точки отсчета для изучения социальных медиа берется исследование речевой картины мира пользователей, жанры и формулы разговоров разных сетевых сообществ. В эпоху массового тиражирования визуальных образов, демократизации их производства и потребления, их влияния на самые разные сферы индивидуальной жизни происходит заполнение повседневного культурного контента, прежде всего медийного, визуальными нарративами.
Анализ популярного мобильного приложения Instagram, в котором происходит обмен картинками повседневной жизни, показывает, что формой коммуникации могут быть и визуальные образы. В результате системного изменения практики взаимодействия между людьми это приложение из простого развлечения превратилось в неотъемлемый элемент повседневной жизни и повседневного общения. Любительские фото, выложенные в социальной сети, включают в себя самые разные ситуации будничного существования (еда, потребление, семейные отношения, путешествия, праздники). Общение пользователей при помощи визуальных образов замещает обмен речевыми единицами текста, экономит речевые усилия и позволяет мгновенно зафиксировать повседневное. Сегодня зачастую визуальный ряд выполняет функцию рассказчика, заменяя и дополняя текст. Привычная ру- -
тинность повседневности, неартикулируемость обычных отношений получает четкую закрепленность как визуальную, так и пространственно-временную. Перед пользователями разворачивается своеобразный «документальный дневник» событий, получающий ценность благодаря данной фиксации. Как отмечают исследователи9 речевой практики сетевых сообществ, в социальных сетях пользователями про-
Новые медиа рождают новые способы социального взаимодействия и коммуникации, которые опосредованы визуально через обмен картинками, фотографиями, «лайками». Другими словами, возникает новый «коллективный визуальный опыт» и «осетевленные» формы бытования массовых значений.
Посредством визуальных образов транслируются социальные роли и иерархии ценностей. С визуализацией образа социального успеха происходит «демократизация нарциссизма»: мы хотим, чтобы нас увидели и наши действия были одобрены другими.
двигается несколько базовых идей: «моя мобильность», «моя креативность», «моя успешность», представляющих собой непрерывный процесс самоидентификации через = рассказ. Особенностью визуального контента в Instagram является «лайфстайл» — демонстрация атрибутов красивой жизни, фотографии личного характера (дети, праздники, семья), селфшот (снимки себя на камеру смартфона). Самодокументирование в Интернете при-= обрело по-настоящему вирусный характер (16 миллиардов фотографий), причем обычные люди превратились в папарацци и селебрити, а звезды всячески стремятся подчеркнуть, что они такие же простые люди, занятые повседневными делами. В электронной реальности все граждане взаимосвязаны и, как правило, формируют общности вокруг ценностей и образов. Посредством визуальных образов транслируются социальные роли и иерархии ценностей. С визуализацией образа социального успеха происходит «демократизация нарциссизма»: мы хотим, чтобы нас увидели и наши действия были одобрены другими. Медиасреда создает поле бесконечных идентификаций, где человек захвачен образами (идеалами-я), образами себя в качестве воображаемого двойника. И этот двойник создается в соответствии с экранным образом, заданным модой, рекламой. Можно отметить, что современная коммуникация всё больше тяготеет к упрощению языка общения, к определенной редукции символического, к плоскому знаку — «иконке», «смай-лу», образу.
Пользователи сервисов социальных сетей стремятся по-новому социализировать каждый свой шаг, им важно зафиксировать то, что они читали, слушали, смотрели, где и с кем встречались. Сегодня мы видим расцвет микронарраций — рассказов о себе, которые созданы при помо-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
щи визуальных образов. Каждое сообщение в Интернете сопровождается своеобразной иконограммой или новостной «картинкой». Пользователю достаточно перейти с одного изображения на другое, чтобы быть в курсе происходящих событий. По мнению Р. Барта, визуализация становится «информацией-попутчицей» и нередко компенсирует малозначительность освещаемого события. Кроме того, пользователю не нужно интерпретировать визуальное сообщение в силу его экономичности, ясности, доступности и быстроты передачи.
Такой «общественный интерес» к частному/сокровенному абсолютно не нов в культуре, но каждая эпоха имеет свои границы допустимости приватного в публичную сферу. В новых медиа граница между наблюдателем и миром прозрачна, поэтому утрачивается место тайны, приватное пространство, на смену которому приходит публичное пространство незначимости. По мнению Э. Гидденса, «формы жизни, созданные современностью, оторвали нас ото всех традиционных типов социального
Медиасреда создает поле бесконечных идентификаций, где человек захвачен образами (идеалами-я), образами себя в качестве воображаемого двойника. И этот двойник создается в соответствии с экранным образом, заданным модой, рекламой.
порядка и сделали это способом, не имеющим исторических прецедентов... В качественном отношении им удалось изменить наиболее интимные и глубоко личные характеристики нашего повседневного суще-ствования»10.
Таким образом, тяга документировать жизнь, фиксировать сиюминутное, тривиальное, вести своеобразный визуальный дневник частной жизни, выставленный для всеобщего просмотра, приводит к смене алгоритмов персонификации и самоидентификации. С развитием новых медиа происходит существенный антропологический сдвиг: «я один» как реальность больше не существует, есть «мультиличность», которая играет разные роли и имеет множество ипостасей и вариантов идентичности.
Визуальные образы предоставляют нам широкий доступ к множественности челове-= ческого опыта и человеческого поведения. Одним из способов, присущих современным медиа, является фрейминг — техника представления информации в соответствии с уже имеющимися
в сознании адресата фоновыми знаниями. Фрейминг — это и распространенный механизм управления вниманием аудитории, и жесткий каркас человеческих отношений, связанный со структурой повседневных коммуникаций. Визуальные фреймы, транслируемые современными медиа, связаны с многочисленными повседневными занятиями и действиями человека: уходом за телом, приемом пищи, обустройством квартиры, умением выбирать одежду, отмечать праздники и т. д. Но, как правило, структура фреймов включает в себя элементы эстетизации богатства, здоровья, здорового тела, красоты, успеха, мобильности и прогресса. Это эстети- :
ка, в которой не может быть болезни, смерти, страдания, скуки, застоя и грязи. Эстетизация повседневности неизбежно превращается в ее стилизацию, то есть речь идет об эстетическом выборе, который делается с завидным постоянством. В современном информационном обществе в центре внимания оказывается уже не вещь, а ее образ, оппозиция реального и фигурального выражает относительную альтернативу актуального и виртуального. Исчезают четкие границы
В современном информационном обществе в центре внимания оказывается уже не вещь, а ее образ, оппозиция реального и фигурального выражает относительную альтернативу актуального и виртуального. Исчезают четкие границы между символическими и материальными артефактами,
между медиа и сообщением, между «текстами» и «товарами».
между символическими и материальными артефактами, между медиа и сообщением, между «текстами» и «товарами». Товары теперь производятся для передачи значений как «товары-знаки», а медиасообщения распространяются в качестве товаров.
Визуальные образы не эфемерны, сила их воздействия столь велика, что они не случайно встроены в механизм потребления. Особым свойством современных медиа является иммерсивность, активное воздействие на эмоции зрителя, создание эффекта присутствия и сопричастности происходящему на экране.
Вторжение в повседневность «потока образов» привело к парадоксальной ситуации: «не мы смотрим на образы, а образы смотрят на нас»11. Многое из того, что сформировало наш повседневный опыт уже «отформатировано» визуальными образами — будь то поход за покупками, поиск гостиницы или общение с друзьями. Визуальные образы создают своеобразную завесу между человеком и миром, они диктуют зрительные доминанты, формируют новый баланс видимого и невидимого, а именно того, что допускается для
репрезентации в публичном пространстве, и того, чему в этом праве отказывается. Сегодня визуализировано многое из того, что ранее было табуировано, произошло расширение социальной зоны, поскольку из сферы публичной репрезентации исключается всё невидимое, некрасивое, старое, больное, провинциальное и т. п. Современные способы коммуникации формируют общий опыт медиапотребления: моделируются типовые ситуации, апробируются для зрителя/ потребителя новые роли и варианты поведения, проверяется степень их успешности и допустимости.
Возникновение новых медиа радикально разрывает связь между физическим пространством, где пребывает человек, и коммуникативным пространством, в котором он общается. Это дает основание говорить о свертывании расстояний, в определенном смысле об их «смерти». Но и время благодаря новым медиа становится сингулярным, утрачивает свою темпоральность, теперь для современного потребителя время поиска информации совпадает со временем просмотра. На смену пространству, где осуществлялась общественная коммуникация, приходит аудиовизуальность экранов и средств электронного оповещения, которые постепенно становятся «машинами зрения». Новые медиа сильно повлияли как на повседневную практику потребления информации, так и на рутинные действия пользователей, большая часть из которых, например, оплата коммунальных услуг, покупки и т. п. сегодня осуществляются в виртуальном мире. Изменяется дискурс — изменяется и социальная практика, и наоборот, новая практика существует в рамках нового дискурса.
Повседневная жизнь включает множество визуальных медиатекстов, значительная часть которых потребляется «на ходу», в движении. Стационарные медиа заменяются легкими портативными и многофункциональными медиа, такими как мобильный телефон, ноутбук. Поэтому можно констатировать, что мобильность людей, помимо других факторов, взаимосвязана и с мобильностью медиатехнологий. Интернет породил новые фигуры и новые режимы видения. На смену неспешному созерцанию приходит «видение в движении»,
которое превращает пространство в калейдоскоп сменяющихся образов. Интернет программирует сознание на считывание эпизодического, фрагментарного, вплоть до самых элементарных формальных единиц вне каких-либо рамок общего. Это новое «автомобильное восприятие», присущее современному медиаобществу, подобно кинематографическому «времени-движению», описанному в работах Ж. Делеза12. С точки зрения медиаисследований, пересечение мобильных людей и мобильных медиа создает ситуации, связанные с определением новой пространственно-временной повседневной практики, требующей конкретного углубленного изучения. (Щ
Литература
1. Дроздова А.В. Трансформация повседневных практик человека: от текста к визуальному образу // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://www teoria—practica.ru/—10—2012/culture/drozdova.pdf (дата обращения: 22.10.2014).
2. Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь. Новый поворот в социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 4.
3. Зверева В. Сетевые разговоры. Культурные коммуникации в Рунете. Берген: University of Bergen, 2012, С. 4. (Slavica Bergensia).
4. Савчук В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. 338 с.
5. Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал: науч. издание. 2013. № 2(10). С. 25-31.
6. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. С. 23.
7. Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 39.
8. Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2012. С. 15.
9. Зверева Г.И. Самоидентификация в социальных медиа. [Электронный ресурс]. URL: http://postnauka. ru/video/19518 (дата обращения: 2.10.2014).
10. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет наш мир. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. С. 115.
11. Савчук В.В. Антология медиафилософии. СПб.: Издательство РХГА, 2013. С. 312.
12. Делез Ж. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время. М.: Ad Marginem, 2004. 622 с.
VISUALIZATION AS A PHENOMENON OF A MODERN MEDIA SOCIETY
A.V. Drozdova, Candidate of philosophy, Docent, the head of the department of advertisement, University for Humanities, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
The modern media society is characterized by transformation of routine discourse connected with «visual turn», the change of functions and status of images, different application of visual information. Perception of the world around is coming more and more indirect by images of this world, in particular, a shift happens of modern methods of perception from verbal to visual ones. In the epoch of «media reality», the everyday routine with its current events and periodic chores, its structure, it loses stability. It is influenced by transformation under the impact of super high speed, mobile visual images. The new channels of communications (the new media) play predominant role in everyday-life, reflecting the process of society's modernization, quality change of relations' methods with mass media and everyday practices of communications with each other.
Visualization as a universal characteristic of the modern everyday life has become a significant factor of social practice construction, life styles, habits of modern human and its identity. In the epoch of globalization and «available computer» the urgent problems of everyday visualization demand rethinking of media images research methods, which should be written in wide context of interdisciplinary researches. Key words: daily life, visuality, mediaobjectco, identity, publicity, framing, mobility, habitus.
References
1. Drozdova A.V. Transformatsiia povsednevnykh praktik cheloveka: ot teksta k vizual'nomu obrazu [Transformation of everyday practices: from text to visual image]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia — Theory and practice of social development, 2012, no. 10. Available at http://www.teoria-practica.ru/— 10—2012/culture/ drozdova.pdf (accessed 22.10.2014).
2. Shtompka P. V fokuse vnimaniia povsednevnaia zhizn'. Novyi povorot v sotsiologii [The focus of everyday life. A new twist in sociology]. Sotsiologicheskie issledovani-ia — Sociologic research, 2009, no. 8, pp. 3—13.
3. Zvereva V. Setevye razgovory. Kul'turnye kommunikatsii v Runete [Network conversations. Cultural communication in Runet]. Bergen: University of Bergen Publ., 2012, 279 p.
4. Savchuk V. Mediafilosofiia. Pristup real'nosti [Media-village. Attack of reality]. St. Petersburg, Izd-vo RKhGA Publ., 2013, 338 p.
5. Dontsov A.I., Drozdova A.V. Vizual'noe vozdeistvie internet-reklamy na molodezhnuiu subkul'turu [Visual impact of Internet advertising on youth subculture]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal: nauch. Izdanie —
National psychological journal: scientific. edition, 2013, no. 2 (10), pp. 25-31.
6. Dehor G. Obshchestvo spektaklia [The society of the spectacle]. Moscow, Logos Publ., 2000. 184 p.
7. Aronson O. Kommunikativnyi obraz (Kino. Literatura. Filosofiia). [Communicative way (Film. Literature. Philosophy)]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2007. 384 p.
8. Petrovskaia E.V. Teoriia obraza [Theory of image]. Moscow, RGGU Publ., 2012. 281 p.
9. Zvereva G.I. Samoidentifikatsiia v sotsial'nykh media. [Identity in social media]. Available at: http://postnauka. ru/video/19518 (accessed 2.10.2014).
10. Giddens E. Uskol'zaiushchii mir. Kak globalizat-siia meniaet nash mir [Elusive peace. How globalization is changing our world]. Moscow, Izdatel'stvo «Ves' Mir» Publ., 2004. 188 p.
11. Savchuk V.V. Antologiia mediafilosofii [Anthology of mediaphilosophy]. St. Petersburg, Izdatel'stvo RKhGA Publ., 2013. 338 p.
12. Delez Zh. Kino 1: Obraz-dvizhenie. Kino 2: Obraz-vremia [Cinema 1: the movement. Cinema 2: the timeImage]. Moscow, Ad Marginem Publ., 2004. 622 p.