Научная статья на тему 'Визуальное восприятие городской среды в контексте современного костюма'

Визуальное восприятие городской среды в контексте современного костюма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
247
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КОСТЮМ КАК СРЕДОВОЙ КОНТЕКСТ / ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ДИЗАЙН / АРХИТЕКТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ КАК МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырина Мария Александровна, Дембич Наталья Дмитриевна, Грязева Ирина Витальевна, Казакова Наталья Юрьевна

В статье рассматривается средовой контекст, связанный с костюмом, влияющий на восприятие городской среды. В окружающем нас городском пространстве архитектура воспринимается статичной, а люди, их одежда, аксессуары, поведение придают среде максимальную динамику и быстро меняют характер окружения вокруг нас. Таким образом, одежда и аксессуары людей могут существенно влиять на то, как воспринимается окружающее пространство. Изучение быстро меняющейся городской среды, исследование всех элементов, включенных в дизайн средового пространства города, требуют новых подходов. Цель и задачи статьи связаны с исследованием восприятия дизайна современного городского пространства, рассмотрением теоретических взглядов постструктурализма и определением возможности применения этой методологии для изучения дизайна городской среды в широком контексте современной жизни. Авторы прослеживают историческую взаимосвязь костюма и средового дизайна. Обращают внимание на практики организации модных показов в знаковых архитектурных сооружениях, особо выделяют роль костюма в средовом дизайне при организации целенаправленных мероприятий, учитывают коммуникативную роль костюма в городской среде и отмечают интеграцию цифровой среды в современную жизнь и ее взаимодействие с обликом жителей. Авторы делают вывод, что для понимания и изучения множественных взаимосвязей различных составляющих восприятия дизайна городской среды возможно применение ряда идей и смыслов методологии постструктурализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Зырина Мария Александровна, Дембич Наталья Дмитриевна, Грязева Ирина Витальевна, Казакова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL PERCEPTION OF URBAN ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF MODERN COSTUME

The paper examines environmental context, related to the costume, which affects the perception of urban environment. While architecture in the urban space surrounding us is perceived as static, people, their clothes, accessories, behavior impart the environment maximum dynamics quickly changing the nature of the ambience around us. Thus, people's clothing and accessories can significantly affect how the environment is perceived. The studying of rapidly changing urban environment, exploring all the elements involved in design of the urban environment requires new approaches. The purpose and objectives of the paper include studying the perception of the modern urban space design, consideration of theoretical views of post-structuralism and determining the possibility of applying this methodology to explore the design of the urban environment in a broad context of modern life. The authors trace historical relationship of costume and design of the urban environment. They dwell on practices of organizing fashion shows in iconic architectural structures, and stress the role of the costume in design of urban environment when organizing targeted events, taking into account communicative role of costume in the urban environment, and highlight integration of the digital environment in modern life and its interaction with appearance of the inhabitants. The authors conclude that the use of a number of ideas and concepts of poststructuralist methodology would be instrumental in understanding multiple relationships of the various components of perception of the urban environment design.

Текст научной работы на тему «Визуальное восприятие городской среды в контексте современного костюма»

DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-287-302 УДК 7.01+72.017 ББК 85.126

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020 г. М. А. Зырина

г. Москва, Россия

© 2020 г. Н. Д. Дембич

г. Москва, Россия

© 2020 г. И. В. Грязева

г. Москва, Россия

© 2020 г. Н. Ю. Казакова

г. Москва, Россия

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

Аннотация: В статье рассматривается средовой контекст, связанный с костюмом, влияющий на восприятие городской среды. В окружающем нас городском пространстве архитектура воспринимается статичной, а люди, их одежда, аксессуары, поведение придают среде максимальную динамику и быстро меняют характер окружения вокруг нас. Таким образом, одежда и аксессуары людей могут существенно влиять на то, как воспринимается окружающее пространство. Изучение быстро меняющейся городской среды, исследование всех элементов, включенных в дизайн средового пространства города, требуют новых подходов. Цель и задачи статьи связаны с исследованием восприятия дизайна современного городского пространства, рассмотрением теоретических взглядов постструктурализма и определением возможности применения этой методологии для изучения дизайна городской среды в широком контексте современной жизни. Авторы прослеживают историческую взаимосвязь костюма и средового дизайна. Обращают внимание на практики организации модных показов в знаковых архитектурных сооружениях, особо выделяют роль костюма в средовом дизайне при организации целенаправленных мероприятий, учитывают коммуникативную роль костюма в городской среде и отмечают интеграцию цифровой среды в современную жизнь и ее взаимодействие с обликом жителей. Авторы делают вывод, что для понимания и изучения множественных взаимосвязей различных составляющих восприятия дизайна городской среды возможно применение ряда идей и смыслов методологии постструктурализма.

Ключевые слова: городская среда, костюм как средовой контекст, восприятие пространственной среды, методы изучения городского пространства, дизайн, архитектура, постмодернизм, постструктурализм как методология культурного анализа.

Информация об авторах:

Мария Александровна Зырина — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: maria. zyrina@gmail.com

Наталья Дмитриевна Дембич — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: dembich@ yahoo.com

Ирина Витальевна Грязева — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: i.griazeva@mail. ru

Наталья Юрьевна Казакова — доктор искусствоведения, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: vkr-env.design@ mail.ru

Дата поступления статьи: 22.10.2019 Дата публикации: 28.03.2020

Для цитирования: Зырина М. А., Дембич Н. Д., Грязева И. В., Казакова Н. Ю. Визуальное восприятие городской среды в контексте современного костюма // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 287-302. DOI: 10.37816/2073-95672020-55-287-302

Сложившиеся принципы формирования пространственной среды в настоящее время претерпели существенные изменения, которые особенно ярко проявляются в крупных городах и мегаполисах. Считаем, что для оценки этих процессов, влияющих на практики дизайн-проектирования окружающей среды, необходимы современные подходы и новая теоретическая база, позволяющая оценить происходящие изменения.

В данной работе, выполненной в рамках культурологического подхода, рассматривающего современную проектную деятельность как часть культуры постмодерна, была поставлена задача определения сфер влияния данного направления на современную проектную культуру и визуальное пространство города.

Актуальность исследования связана с развитием городской среды, разнообразием и сложностью процессов, происходящих на наших глазах. В окружающем нас городском пространстве архитектура воспринимается статичной «декорацией», малые архитектурные формы и дизайн городского оборудования имеют относительно временный характер (как правило, в силу быстрого физического или морального износа объектов). Люди, их одежда, поведение, носимые предметы дизайна, аксессуары придают среде максимальную динамику и быстро меняют характер окружения вокруг нас. Таким образом, одежда и аксессуары людей могут существенно влиять на то, как воспринимается окружающее пространство. Объектом рассмотрения и анализа в данной статье является средовой контекст, связанный с костюмом, т. е. совокупность индивидуальных явлений и черт, которые стоят за любыми внешними проявлениями культуры, в том числе в дизайне городской среды. Это динамика, изменчивость и те элементы, которые нельзя свести к принципам композиции и планировочным структурам. Они предстают как несистемные, уникальные и постоянно изменяющиеся. Это все, что выходит за рамки упорядоченности, предстает как случайное, иррациональное, не поддающееся изучению.

Костюм многие исследователи рассматривают в контексте [4; 5; 14; 16; 17; 21] народной культуры, предметного мира; в социокультурном контексте авангарда; творчества известных художников и т. д. (рисунок 1).

Мы предлагаем перевернуть ситуацию и рассмотреть костюм, как контекст городского пространства, влияющий на восприятие пространственной среды. В таком качестве костюм давно используется для обогащения впечатления от музейных и выставочных композиций («В каждом зале должна воплотиться какая-либо заданная тема <...> для раскрытия темы "Вельможное общество за обедом" <...> были поставлены манекены в костюмах лакеев <...>» [1]). Костюм как социокультурный контекст рассматривается исследователями [11] с точки зрения актуальности применения этнических и исторических аналогий в дизайн проектировании современного костюма. Согласно введенному Г. Лассуэллом «принципу контекстуальности», значение каждой детали зависит от ее отношения ко всему тому целостному контексту, частью которого она является. Лассуэлл обращал внимание на то, что реальность далеко не всегда четко структурирована, однако мы, выбирая тот или иной ракурс наблюдения, выделяем в ней соответствующую структуру как конфигурацию события, в одном случае одну, в другом — другую, в третьем — третью. Структуры и функции понимаются как абстракции того, что эмпирически дано в виде процесса.

Исследование дизайна современного городского пространства и необходимость изучения городской среды в широком контексте современной жизни повлекло за собой поиск актуальных научных методов культурного анализа и изучение возможности использования теоретических взглядов постструктурализма, определение сфер влияния данного направления на современную проектную культуру.

Изучая роль костюма в культурном пространстве города можно проследить историческую взаимосвязь костюма и средового дизайна, определить связи между эт-но-дизайном, социодизайном и средовым дизайном, показать необходимость изучения мультиперспективизма культуры и его влияние на проектирование средового пространства.

Если рассматривать среду как пространство и время, то средовое пространство предстает как отношения взаимного расположения элементов среды, а время можно рассматривать как их последовательную изменчивость. Основные характеристики среды — упорядоченность и изменчивость. Отношения упорядоченности — это отношения

Рисунок 1 - Выставка «От конструктивизма к дизайну», СПГМТИ. (Санкт-Петербург 2018) Figure 1 - Exhibition "From constructivism to design", SPGMTI. (St. Petersburg, 2018)

близости элементов, образующих пространство. А отношения изменчивости — формирование временных последовательностей (или рядов). Такой подход делает возможным рассмотрение отдельных элементов среды в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

В основе дизайна среды, как и дизайна костюма, лежат одни и те же принципы формообразования. Во всех исторических художественных стилях прослеживается стилевое единство костюма и архитектуры, схожие приемы архитектоники. Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности образного решения, сходства силуэтов, принципиальной схемы членений. Дизайн и архитектура одинаково зависят от времени и исторической эпохи. Диалог моды и архитектуры существовал всегда, но в конце XIX - начале ХХ вв. это взаимодействие перешло на новый уровень. Тогда многие архитекторы, такие как Петер Беренс, Анри Ванн де Велде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Джеймс, становятся дизайнерами женской одежды. Данная тенденция прослеживается и в настоящее время — Пако Рабан и Джанфранко Ферре являются по образованию архитекторами. Дальнейшее сближение и взаимовлияние дизайна костюма и архитектуры основывается на расширении ассортимента материалов, появлении новых технологий формообразования, как в производстве одежды, так и в строительстве. Можно сказать, перефразируя Вольфганга Изера [7], костюм и архитектура оставляют друг на друге следы, друг друга порождают, друг в друге отражаются. Современные дизайнеры и архитекторы активно пользуются методами постмодернизма, что позволяет создавать многообразную среду, отражающую меняющиеся и разнообразные потребности человека. Характерные методы интерпретации традиции в постмодернизме такие как, эклектизм, коллаж, деконструкция, винтаж, актуальны и для дизайна костюма и для средового дизайна.

Использование приемов и методов постмодернизма позволяет учитывать потребности современного жителя мегаполиса и выявить связи дизайна с общекультурными процессами. В наши дни мода и городская среда продолжают сближаться. Мода приходит с улиц и возвращается обратно (рисунок 2). Сегодня сформировалось отдельное направление моды «Street style», предполагающее одежду вне политики, без запретов и ограничений. Одним из «пионеров» в этой области является В. Вествуд. Ее эпатажные коллекции стали олицетворением неисчерпаемости потенциала моды молодого поколения города. Мировая тенденция такова, что молодежь поздно взрослеет, период детства затягивается. Многие молодые люди хотят «жить для себя», отгородиться от своих гражданских обязанностей, быть свободными. Создание необычных образов, направленное на поиск идентичности и в то же время на подчеркивание собственной индивидуальности, позволяет уйти в «безопасную зону» и помогает найти круг «комфортного» общения.

Рисунок 2 - Уличная мода Figure 2 - Street fashion

Костюм, так же как и архитектура, формируются в условиях жизненного уклада жителей города и подстраиваются под него. Изменения в образе и стиле жизни меняет наши представления о красоте, и нигде этот процесс не прослеживается так наглядно, как в костюме и архитектурной среде. И мода, и архитектура «работают» с текстурами и сочетаниями различных материалов, учитывают законы композиции и оптики. Для архитектуры, как и для костюма, характерно качество «ансамблевости».

Тесную связь архитектурной среды и модного образа используют организаторы модных показов. Сегодня популярны показы коллекций на улицах, в парках, на стадионах. Появилось понятие «Дефиле на мостовой». Наблюдается практика демонстрации коллекций в знаковых архитектурных сооружениях. Дворцы, музеи, средневековые замки — все они становятся декорациями для коллекций модных домов (рисунок 3).

Рисунок 3 - Показ коллекции К. Диора на вилле Palais Bulles («Дворец пузырей») Figure 3 - Fashion show of C. Dior at villa Palais Bulles ("Palace of Bubbles")

Методологии на основе структурно-функционального анализа для описания процессов, происходящих в современной культуре постиндустриального и информационного общества, являются недостаточными. Для изучения городской среды в широком контексте современной жизни и отношений костюма и архитектурной среды, взаимоо-бусловливающих и взаимоопосредствующих друг друга, возможно применение методологии постструктурализма [9].

Эта методология предполагает рассмотрение пространства как процесса, а предметом ее исследования будет концепт, а не понятие. «Понятие выделяет из некой предметной области и обобщает в логический класс объекты, указывая на их общие или отличительные признаки, а концепт утверждает наличие некоторых отношений» [11]. Поэтому средовое пространство может быть представлено в качестве концепта, а не понятия. Это хорошо согласуется с современными проектными методиками, презентующими проекты средовых объектов в виде концепций.

Постструктурализм выступает в качестве теоретико-методологической основы постмодернизма и применяется в социологических и культурологических исследованиях. Социологи [6] и культурологи [9; 19] предполагают, что данная методология развивается по следующим направлениям:

структурность и новые аспекты ее понимания, связанные с фрагментарностью культурной, социальной, политической жизни;

значения знака и символа в разных контекстах, которые дают представление об участниках коммуникации и о процессах восприятия;

интегральная коммуникация, т. е. появление множественности смыслов, интерпретаций и толкований;

целостность субъекта, выражаемая в субъективности любого восприятия; деконструкция и реконструкция (переворачивание, изменение структуры иерархии).

Постструктурализм как философская основа художественной культуры постмодерна исследует то, что лежит за пределами структур и любой устойчивой структуре противопоставляет фрагментарность и хаотичность. Постструктурализм исследует то, что влияет на становление и изменение структур — случайность, эмоции, переживания, предыдущий опыт, иррациональное поведение индивида. Это дает возможность использовать данную методологию для исследования сложных взаимосвязей элементов, составляющих городскую среду, и использовать результаты этих исследований в практике проектной работы. Основные методы, которые использует постструктурализм, — наблюдение и эксперимент.

Наблюдая костюм в городской среде, можно сделать вывод, что правильно подобранные элементы костюма и аксессуары влияют на восприятие создаваемой среды, увеличивая эмоциональное восприятия пространства. Особенно наглядно роль костюма в средовом дизайне видна при организации целенаправленных мероприятий. Эта область дизайнерской деятельности сегодня востребована и развивается в различных направлениях. В зависимости от концепции, масштаба и направленности конкретного мероприятия создаются костюмы, учитывающие все нюансы и особенности действа. Рождаются гармоничные и порой удивительные образы — от учитывающих последние тенденции моды корпоративных костюмов, до так называемых шоу-костюмов, при создании которых фантазия дизайнеров практически не ограничена (рисунок 4).

Рисунок 4 - Световое шоу на празднике города. Москва, 2019.

URL: http://vsg-prazdnik.ru /images/Image/unusuali_big Figure 4 - Light show at the City day. Moscow, 2019.

Available at: http://vsg-prazdnik.ru /images/Image/unusualiJbig

Множество пространств городской среды связано с определенными сферами и видами деятельности людей, где работники одеваются в соответствии с дресс-кодом или в служебную униформу (фирменный стиль), чтобы создавать определенную рабочую атмосферу, не отвлекающую работников от дел. Существуют также особенные формы одежды, которые зависят от специальных требований, связанных с рабочими процессам. Часто такие процессы обусловлены какими-то событиями периодического

или эпизодического характера, для большинства из них существуют свои зоны в городе. Если специальных зон не существует, организаторы событий подбирают наиболее подходящие городские территории, оборудуют их и декорируют. Активные участники события надевают костюмы для соответствующих мероприятий, это могут быть праздники, фестивали, спортивные соревнования, конфессиональные события и т. д. Благодаря разнообразной палитре средств, включая архитектурное и ландшафтное окружение, средовой и предметный дизайн, декорирование и костюм складываются в полный образ задуманного явления творческого взаимодействия людей, который носит синер-гетический характер. Как правило, такие образы оставляют незабываемые впечатления, а если зритель со стороны «посвящен», то он понимает, считывает происходящее и сопереживает, становясь участником. Это является ярким свидетельством того, как костюм дополняет архитектуру и дизайн среды, придавая им новое прочтение и образ. Особенно ярко такая «декорирующая» функция костюма применительно к городской среде проявляется в условиях различных костюмированных и исторических городских фестивалей (рисунок 5).

Рисунок 5 - Карнавал Барселонетты. Барселона, 2019 Figure 5 - Carnival at Barcelonnette. Barcelona, 2019

Для процветания городского сообщества жители должны быть активно вовлечены в систему разнообразных культурных мероприятий — праздников, карнавалов, фестивалей, парадов, олимпиад, конференций и т. д. Художественная драматургия сре-дового образа мероприятия, средства организации и оформления могут быть различны, но одним из самых сильных выразительных средств является костюм участников.

Костюмы, аксессуары, предметный дизайн (как дополнение к образу) — наиболее динамичная, доступная и создающая микроклимат средовая коммуникация.

При массовом участии костюмированные мероприятия способны преобразить городскую среду, изменить ее до неузнаваемости, создать феерическое впечатление и желание соучастия в происходящем действии. Это очень гибкое пластическое средство, легко позволяющее формировать цепь впечатлений, связывать в единое целое различные фрагменты городского пространства в единую образно-функциональную композицию с возможностью создавать по намеченному сценарию акценты и кульминации, дополняя среду новым содержанием. Костюмы позволяют создавать многоплановые пространственные композиции с предметным наполнением ближнего, среднего и дальнего планов, формируют массовую праздничную среду, используя как контекст архитектуру, ландшафт, время суток, региональные особенности местности, включая сезонные погодные условия. Праздничная костюмированная среда города помогает соединить в единый комплекс ансамбля все эти разнородные части и элементы (рисунок 6).

Рисунок 6 - Мероприятие «Живые шляпы в Зарядье». Москва, 2019 Figure 6 - Event "Live hats at Zaryadie". Moscow, 2019

Костюм в городской среде обогащает коммуникацию. Большое количество пространств в городе относится к общественным коммуникативным видам, где, как правило, происходит смешение людских масс, возникают причудливые комбинации различных социальных, этнических, возрастных типов и уникальных образов, что на первый взгляд порождает хаос. Однако и в этом потоке, если внимательно вглядеться, можно много «прочитать» по образным характеристикам движущихся костюмов и одежд. Отчетливо можно опознать, например, визуальные образы по групповой принадлежности, субкультуре, дресс-коду различных профессий, моде и характеру отдельных типажей (рисунок 7).

Рисунок 7 - Представители движения за права женщин празднуют 8 марта в Барселоне, 2019 г.

Figure 7 - Members of the movement for equal rights for women celebrate 8th of March in Barcelona, 2019

Еще полвека назад одежда и аксессуары несли существенно меньше информации о личностных характеристиках человека и гораздо больше о его социальной, конфессиональной принадлежности и уровне дохода. В настоящее время по тому, как одеты люди, можно получить огромное количество информации о внутреннем мире индивида. Например, люди, как социальные существа, склонны подражать друг другу, и это отражается в их костюмах, а также проявляется в моде. Свою принадлежность к тем, с кем они хотят общаться, люди демонстрируют в своем костюме, а если отказываются это делать, значит, способны показать, кем являются на самом деле. О таких наблюдениях фотохудожники Уттенброк и Верслуис, которые по роду своей работы в конце ХХ в. долгое время снимали прохожих на улицах Роттердама, наглядно рассказали своими фотографиями. Проведя исследования, они систематизировали портреты,

разбив их по группам, и результаты представили на международных выставках. Эти группы имеют характерные черты, вместе с тем они развиваются на основе базовой общей модели городской одежды, позволяя жителям города «считывать» информацию о своем окружении на основании одежды (рисунок 8).

Люди доносят о себе информацию посредством вещей (как себя позиционировать, какого уровня стремятся достигнуть, чем предпочитают заниматься, кем стремятся быть и т. д.), а главная цель — соответствовать той среде, в которой хотят существовать, а может, и не соответствовать, тогда цель — скорее всего эпатаж. Костюм человека, его желаемое впечатление, зависит от места и времени и в свою очередь влияет на эмоциональное восприятие средового пространства. В определенных областях деятельности цвет, форма, конструкция, стиль одежды, так же как и окружающая среда, имеет особое значение. Например, одежда деятелей, связанных с властью и государственными структурами (чиновников, юристов, политиков, управленцев, банкиров), чаще всего состоит из обязательного темного классического костюма и белой рубашки (мужского и женского). Такой костюм символизирует дисциплину, серьезность, статус и именуется «костюм силы». Трудно представить этих людей в костюмах в местах отдыха, на берегу моря, на спортивной площадке, в лесу и иных, не связанных с местом осуществления их профессиональной деятельности местах.

Рисунок 8 - Жители Бильбао в национальных синих платках, символизирующих принадлежность к Стране Басков, 2019 г.

Figure 8 - Bilbao residents in national blue scarfs symbolizing their affiliation with Bask country, 2019

Однако не только костюм влияет на восприятие городской среды, ее контекст. Сама городская среда оказывает на костюм существенное влияние. Множество факторов влияет на жизнь людей, особенно в больших городах, среди них — социально-экономические, культурно-исторические, психологические, конфессиональные, экологические, этнические и другие. Урбанизированная среда формирует новый уклад и образ жизни, генерирует своеобразные формы взаимоотношения и поведения между людьми, влияет на мышление, привычки, предметы и вещи, меняет отношение к одежде и моде. Костюмы основной массы городских жителей просты, функциональны, комфортны, несут в себе образные решения, и со временем этот тренд нарастает как количеством, так и разнообразием, так как темпы урбанизации приводят к социальной дифференциации, нарастающему расслоению населения по экономическим, психологическим, этническим и другим группам.

Исследователи образов городского костюма изучают городское население, используя разные критерии, выделяя различные типы. Скорость изменений модных на-

правлений и стиля жизни все время вносит изменения в результаты таких исследований, слишком много динамичных факторов, не поддающихся прогнозированию, оказывает на них влияние [2; 3; 19].

С конца ХХ в. в нашу жизнь повсеместно вошло новое явление — Интернет, которое в короткие сроки в корне изменило формы взаимодействия людей, перенесло их в воображаемое пространство, погрузило в социальные сети: форумы, чаты и др. Это в первую очередь происходит с подростковым и молодежным контингентом. В результате теряется связь с реальным миром, возникают проблемы при непосредственном общении, «живой» мир становится все более скучным, менее интересным, особенно для подростков и молодежи. Виртуальное же пространство — разнообразное, красочное, динамичное, где каждый по желанию мгновенно может найти что-то свое, эта среда все больше затягивает. Как «вернуть» этот контингент в реальную жизнь? Очевидно, что это возможно, если реальный мир будет ускоренно развиваться, становиться все более интересным, догоняя виртуальный, соединяясь с ним, сливаясь в единое целое. Городская одежда играет здесь не последнюю роль, так как все больше становится естественным продолжением нас самих. Только находясь в общественном пространстве, человек может испытывать ощущения причастности, идентичности, самовыражения и т. д. А взаимодействие Интернета и действительности набирает обороты, так как для частой смены моды высокая степень информатизации создает все предпосылки. Например, магазины недорогой модной одежды и фэшн-блоги публикуют фотографии случайных прохожих с улицы, поддерживая демократические тренды в моде и демонстрируя право голоса простых людей, пытаясь преодолеть диктат фэшн-индустрии. И вместе с тем хотя элитарная мода, по своей природе, не для масс (была и остается уделом немногих), но мгновенная информационная доступность будоражит общественное сознание и также способствует развитию образного мышления людей, отражаясь в их поведении и костюме. Элитарная мода, ее персонажи (актеры, главные действующие лица) обладают способностью кодировать и привлекать к себе внимание большого количества людей (публика, зрители), что подтверждается известным высказыванием Вильяма Шекспира: «Весь мир — театр, а люди в нем актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Таким образом, множественность различных образов, связанных с костюмом, позволяет объединить не только различные слои общества между собой, но и с городской средой.

Говоря о высоких технологиях и иного рода инновациях, повсеместно пронизывающих городскую среду и во многом ее формирующих, нельзя не упомянуть различные электронные устройства, прежде всего портативные, зачастую именуемые «гад-жетами», которые уже очевидно «переросли» роль простого аксессуара, обзаведясь широчайшим рядом своих собственных аксессуаров, таких как чехлы, и стали неотъемлемым и во многом смысло- и стилеобразующим фактором. Постоянное использование такого рода электронных устройств оказывает непосредственное влияние на облик обитателя больших, малых и средних городов, подчеркивая социальный статус и позволяя всегда оставаться на связи, демонстрируя достаток и значимость в социуме, практически полностью поглощая внимание пользователя и постоянно находясь на виду.

Цифровая среда, все полнее интегрируясь в городскую, формирует уникальный конструкт, непосредственно взаимодействующий с обликом жителей города. Одним из ярчайших примеров подобного рода погружения в интерактивную цифровую среду могут являться выставки в музеях цифрового искусства ARTECHOUSE в Вашингтоне, США (рисунок 9), и TeamLab в Токио, Япония (рисунки 9, 10). В подобного рода экспозициях посетители оказываются в пространствах сложной формы, на все плоско-

сти которых проецируется динамический видеоряд, сопровождаемый аудиоэффектами. В некоторых случаях проекции являются интерактивными и реагируют на действия реципиента. Так как видеомэппинг, т. е. проецирование на плоскость, осуществляется в затемненном пространстве и единственным источником света являются лишь лучи проекторов и их отражения в зеркалах, то одежда, носимая посетителями, воспринимается лишь в виде силуэтов различной степени четкости в зависимости от освещения. Перемещаясь и взаимодействуя с проекциями, люди сами становятся частью средового пространства выставки, привнося в нее еще больше динамики и фактор случайности.

Рисунок 9 - Пример цифровой выставки в ARTECHOUSE в Вашингтоне Figure 9 - Example of digital exhibition at ARTECHOUSE in Washington

Рисунок 10 - Пример цифровой выставки в TeamLab в Токио Figure 10 - Example of digital exhibition at TeamLab in Tokyo

Город как пространство проживания множества людей обладает всеми признаками ансамбля. Если в городской среде будут соседствовать слишком оригинальные объекты, не связанные друг с другом, то восприятие городского пространства может влиять на поведение людей и вызывать резкую негативную реакцию. Новый этап развития художественной культуры, характеризующийся изменением социальной активности искусства, условиями жизни, резким ускорением художественных процессов, пестротой и скоростью смены модных направлений, требует новых подходов для анализа. Коммуникативная определенность и коммуникативная неопределенность сегодня как никогда присутствуют в художественной культуре. Искусство и дизайн через медиа предоставляет возможность превращения «чужого» опыта в «свой». Эта коммуникативная функция дизайна будет нарастать. Учитывать контекст моды в городской среде и изучать ее влияние на восприятие архитектурного пространства необходимо при проектировании.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что костюм, как средовой контекст, влияет на восприятие архитектурного пространства города и сам находится под влиянием быстро меняющейся городской среды. Для изучения взаимосвязей различных элементов средового пространства возможно применение методологии постструктурализма. Недостатками постструктурализма является отсутствие теоретической цельности, однако ряд его идей и смыслов могут быть полезны для более глубокого понимания и изучения явлений культуры, в частности восприятия дизайна городской среды. Среди них: изучение множественных взаимосвязей различных составляющих городской среды, исследование новых культурных форм упорядочения элементов, не являющихся частями средовой структуры, но оказывающих на нее влияние, использование двойной и, может быть, множественной структуризации, использование структурной мистификации при проектировании средовых пространств, включение в предпроектные исследования разных систем диспозиций индивида, деконструкция и реконструкция различных средовых ситуаций, роль знака и символа в городской среде и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Вершинина Н. Костюм в контексте комплексной музейной экспозиции // ТМ. 2017. № 43/1. URL: nlobooks.ru/magazines/teoriea_mody/43_tm_1_2017/ articl/12429/ (дата обращения: 13.07.19).

2 Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ, 2015. 228 с.

3 Ермилова Д. Ю. Актуальные методы проектирования в дизайне костюма в контексте культуры постмодернизма // Сервис плюс. Культура и цивилизация. 2016. Т. 10. № 4. С. 45-55.

4 Забродина Г. Д. Синергия архитектуры и костюма в пространстве культуры: дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2003. 269 с.

5 Затулий А. И. Костюм в социокультурном контексте авангарда: дис. ... канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 211 с.

6 Ирхин Ю. В. Структуралистский и постструктуралистский анализ: возможности и пределы // Viperson.ru. URL: viperson.ru/articles/yuriy-irhin-strukturalistskiy-i-poststrukturalistskiy-analiz-vozmozhnosti-i-predely (дата обращения: 13.07.19).

7 Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта, Наука, 2004. 225 с.

8 Ильин М. В. Типы и разновидности политики мирового развития // Политическая наука. 2004. № 1. С. 7-21.

9 Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Ин-трада, 1996. 256 с.

10 Калашникова Н. М. Народный костюм (семиотические функции). М.: Сварог и К, 2002. 374 с.

11 Качанов Ю. Л. Пространство-время социального мира в постструктуралистской перспективе // Anthropology.ru. URL: anthropology.ru/ru/text/kachanov-yul/ Prostranstvo-vremya-socialnogo-mira-v-postrukturalistskoy-perspektive (дата обращения: 03.10.2019).

12 Корсакова Н. В. Как философия стала жанром литературы // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ 2017. URL: cyberleninka.ru/ articlen/kak-filosofiya-stala-zhanrom-literatury (дата обращения: 03.10.2019).

13 Левицкая А. Г. Урбанизация: нравственно-воспитательные аспекты. М.: Знание, 1983. 63 с.

14 Леонова И. Ф., Биктагиров А. Г. Современный женский костюм: дизайн, традиции, новации и социокультурный контекст // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 2(61). С. 86-89.

15 Летин В. А., Молчанова А. А., Салимова Л. Ф. Господский костюм в контексте предметного мира поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 2. С. 174-181. URL: cyberleninka. ru/article/n/gospodskiy-kostyum-v-kontekste-predmetnogo-mira-poemy-komy-na-rusi-zhit-horosho-n-a-nekrasova (дата обращения: 03.10.2019).

16 Полихова М. П. Символика костюма в контексте культуры: дис. ... канд. фи-лол. наук. Ростов н/Д., 2003. URL: dslib.net/teorja-kulury/simvolika-kostjuma-v-kontekste-kultury.html (дата обращения: 03.10.2019).

17 Сафонова Е. В. Архитектура и дизайн костюма. О взаимовлиянии и взаимопроникновении двух видов искусства // Молодежь и наука: Сб. мат. VI Всерос. на-учн.-технич. конф. Красноярск: Изд-во СФУ, 2011. URL: http://conf.sfu-kras.ru/ sites/mn2010/pdf/11/84_11.pdf (дата обращения: 03.10.2019).

18 Тарасов А. Н. Постструктурализм как философская основа художественной культуры постмодерна // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 4/6. С. 478-482.

19 Уникальная типичность // Esquire. URL: https://esquire.ru/articles/330-typology/ (дата обращения: 03.10.2019).

20 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне и постмодерне. М.: Весь Мир, 2004. 416 с.

21 Шапиро Б. Л. Городской костюм в контексте культуры пореформенной России: автореф. дис. ... канд. историч. наук. М., 2014. 24 с. URL: dissercat.com/content/ gorodskoy-kostyum-v-kontekste-kultury-poreformennoi-rossii (дата обращения 03.10.2019).

***

© 2020. Maria A. Zyrina

Moscow, Russia

© 2020. Natalia D. Dembich

Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2020. Irina V. Gryazeva

Moscow, Russia

© 2020. Natalia U. Kazakova

Moscow, Russia

VISUAL PERCEPTION OF URBAN ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF MODERN COSTUME

Abstract: The paper examines environmental context, related to the costume, which affects the perception of urban environment. While architecture in the urban space surrounding us is perceived as static, people, their clothes, accessories, behavior impart

the environment maximum dynamics quickly changing the nature of the ambience around us. Thus, people's clothing and accessories can significantly affect how the environment is perceived. The studying of rapidly changing urban environment, exploring all the elements involved in design of the urban environment requires new approaches. The purpose and objectives of the paper include studying the perception of the modern urban space design, consideration of theoretical views of post-structuralism and determining the possibility of applying this methodology to explore the design of the urban environment in a broad context of modern life. The authors trace historical relationship of costume and design of the urban environment. They dwell on practices of organizing fashion shows in iconic architectural structures, and stress the role of the costume in design of urban environment when organizing targeted events, taking into account communicative role of costume in the urban environment, and highlight integration of the digital environment in modern life and its interaction with appearance of the inhabitants. The authors conclude that the use of a number of ideas and concepts of poststructuralist methodology would be instrumental in understanding multiple relationships of the various components of perception of the urban environment design. Keywords: urban environment, costume in an environmental context, perception of the spatial environment, methods for studying urban space, design, architecture, postmodernism, post-structuralism as a methodology of cultural analysis. Information about authors:

Maria A. Zyrina — PhD in Technology, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: maria.zyrina@gmail.com

Natalia D. Dembich — PhD in History, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: dembich@yahoo.com

Irina V. Griazeva — PhD in Technology, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail: i.griazeva@mail.ru

Natalia U. Kazakova — DSc in Arts, A. N. Kosygin Russian State University

(Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St. 33, 117997 Moscow, Russia. E-mail:

vkr-env.design@mail.ru

Received: October 15, 2019

Date of publication: March 28, 2020

For citation: Zyrina M. A., Dembich N. D., Griazeva I. V., Kazakova N. U. Visual perception of urban environment in the context of modern costume. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 55, pp. 287-302. (In Russian) DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55287-302

REFERENCES

1 Vershinina N. Kostium v kontekste kompleksnoi muzeinoi ekspozitsii [Costume in the context of a complex Museum exhibition]. TM. 2017. No 43/1. Available at: nlobooks. ru/magazines/teoriea_mody/43_tm_1_2017/articl/12429/ (accessed 13 July 2019). (In Russian)

2 Gofman A. B. Moda i liudi. Novaia teoriia mody i modnogo povedeniia [Fashion and people. New theory of fashion and fashionable behavior]. Moscow, KDU Publ., 2015. 228 p. (In Russian)

3 Ermilova D. Iu. Aktual'nye metody proektirovaniia v dizaine kostiuma v kontekste kul'tury postmodernizma [Actual designing methods in costume design in the context of postmodernist culture]. Servisplius. Kul'tura i tsivilizatsiia, 2016, vol. 10, no 4, pp. 45-55. (In Russian)

4 Zabrodina G. D. Sinergiia arkhitektury i kostiuma v prostranstve kul'tury [Synergy of architecture and costume in the space of culture: PhD Dissertation]. Saratov, 2003. 269 p. (In Russian)

5 Zatulii A. I. Kostium v sotsiokul'turnom kontekste avangarda [Costume in the socio-cultural context of avant-garde: PhD Dissertation]. Komsomol'sk-na-Amure, 2003. 211 p. (In Russian)

6 Irkhin Iu. V. Strukturalistskii i poststrukturalistskii analiz: vozmozhnosti i predely [Structuralist and poststructuralist analysis: possibilities and limits]. Viperson.ru. Available at: viperson.ru/articles/yuriy-irhin-strukturalistskiy-i-poststrukturalistskiy-analiz-vozmozhnosti-i-predely (accessed 13 July 2019). (In Russian)

7 Izer V. Protsess chteniia: fenomenologicheskii podkhod [Reading process: a phenomenological approach]. Covremennaialiteraturnaia teoriia. Antologiia [Modern literary theory. Anthology]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2004. 225 p. (In Russian)

8 Il'in M. V. Tipy i raznovidnosti politiki mirovogo razvitiia [Types and varieties of the world development policy]. Politicheskaia nauka, 2004, no 1, pp. 7-21. (In Russian)

9 Il'in I. P. Poststrukturalizm. Dekonstruktivizm. Postmodernizm [Poststructuralism. Deconstructivism. Postmodernism]. Moscow, Intrada Publ., 1996. 256 p. (In Russian)

10 Kalashnikova N. M. Narodnyi kostium (semioticheskie funktsii) [Folk costume (semiotic functions)]. Moscow, Svarog i K Publ., 2002. 374 p. (In Russian)

11 Kachanov Iu. L. Prostranstvo-vremia sotsial'nogo mira v poststrukturalistskoi perspektive [Space-time of the social world in a post-structuralist perspective]. Anthropology.ru. Available at: anthropology.ru/ru/text/kachanov-yul/Prostranstvo-vremya-socialnogo-mira-v-postrukturalistskoy-perspektive (accessed 03 October 2019). (In Russian)

12 Korsakova N. V. Kak filosofiia stala zhanrom literatury [How philosophy became a genre of literature]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnalKubGAU. 2017 [Polythematic network electronic scientific journal Kubgau 2017]. Available at: cyberleninka.ru/articlen/kak-filosofiya-stala-zhanrom-literatury (accessed 03 October 2019). (In Russian)

13 Levitskaia A. G. Urbanizatsiia: nravstvenno-vospitatel'nye aspekty [Urbanization: moral and educational aspects]. Moscow, Znanie Publ., 1983. 63 p. (In Russian)

14 Leonova I. F., Biktagirov A. G. Sovremennyi zhenskii kostium: dizain, traditsii, novatsii i sotsiokul'turnyi kontekst [Modern women's costume: design, traditions, innovations and socio-cultural context]. Kul'turnaiazhizn'IugaRossii, 2016, no 2(61), pp. 86-89. (In Russian)

15 Letin V. A., Molchanova A. A., Salimova L. F. Gospodskii kostium v kontekste predmetnogo mira poemy "Komu na Rusi zhit' khorosho" N. A. Nekrasova [Landlord's costume in the context of subject world of the poem "Who is happy in Russia?" by N. A. Nekrasov]. Verkhnevolzhskii filologicheskii vestnik, 2016, no 2, pp. 174-181. Available at: cyberleninka.ru/article/n/gospodskiy-kostyum-v-kontekste-predmetnogo-mira-poemy-komy-na-rusi-zhit-horosho-n-a-nekrasova (accessed 03 October 2019). (In Russian)

16 Polikhova M. P. Simvolika kostiuma v kontekste kul'tury [Costume symbolism in the context of culture: PhD Dissertation]. Rostov-na-Donu, 2003. Available at: dslib.net/ teorja-kulury/simvolika-kostjuma-v-kontekste-kultury.html (accessed 03 October 2019). (In Russian)

17 Safonova E. V. Arkhitektura i dizain kostiuma. O vzaimovliianii i vzaimoproniknovenii dvukh vidov iskusstva [Architecture and costume design. On the interaction and interpenetration of two types of art]. Molodezh' i nauka: Sbornik materialov VI Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii [Youth and science: Proceedings of the VI all-Russian scientific and technical conference]. Krasnoiarsk, Izdatel'stvo SFU Publ., 2011. Available at: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/11/84_11.pdf (accessed 03 October 2019). (In Russian)

18 Tarasov A. N. Poststrukturalizm kak filosofskaia osnova khudozhestvennoi kul'tury postmoderna [Poststructuralism as a philosophical basis of the artistic culture of postmodernism]. Izvestiia RGPU im. A. I. Gertsena, 2008, no 4/6, pp. 478-482. (In Russian)

19 Unikal'naia tipichnost' [Unique typicality]. Esquire. Available at: https://esquire.ru/ articles/330-typology/ (accessed 03 October 2019). (In Russian)

20 Khabermas Iu. Filosofskii diskurs o moderne ipostmoderne [Philosophical discourse on modernity and postmodernism]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2004. 416 p. (In Russian)

21 Shapiro B. L. Gorodskoi kostium v kontekste kul'tury poreformennoi Rossii [Urban costume in the context of culture of the post-reform Russia: PhD thesis, summary]. Moscow, 2014. 24 p. Available at: dissercat.com/content/gorodskoy-kostyum-v-kontekste-kultury-poreformennoi-rossii (accessed 03 October 2019). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.