Научная статья на тему 'Актуальные задачи средового дизайна в процессе формирования комфортной городской среды'

Актуальные задачи средового дизайна в процессе формирования комфортной городской среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1166
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ГОРОД / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чалая Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются основные проблемы визуальной среды современного города. Для их решения и упорядочения процессов формирования городской среды необходимо обозначение актуальных задач средового дизайна и принятие специального документа, регламентирующего процессы дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи средового дизайна в процессе формирования комфортной городской среды»

11. Интерактивный компьютерный перформанс. URL: https://helpiks.org/8-50032.html

12. Булгаков М.А. Собачье сердце. Русская историческая библиотека. URL: http:// rushist.com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst

References

1. Torosyan VG. Kulturologiya. Istoriya mirovoy i otechestvennoy kultury [Culturology. The history of world and national culture]. Moscow; Berlin, 2015.

2. Marx K., Engels F. Sochineniya [Compositions]. 1969. V. 46. Part II.

3. Averintsev S.S. «Morphology of Culture» by Oswald Spengler // Novye idei v filosofii. Ezhegodnik Filosofskogo obshchestva SSSR. Kultura i religiya. Moscow, 1991.

4. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii [Meaning and purpose of history]. Moscow, 1994.

5. Huizinga J. Ob istoricheskih zhiznennyh idealah [On historical ideals of life]. London,

1992.

6. Kapp E. Elements of a philosophy of technology: on the evolutionary history of culture. University of Minnesota Press, 2018.

7. Florenskiy P.A. At the watersheds of thought. Traits of specific metaphysics // Russian cosmism: anthology of philosophical thought. Moscow, 1993.

8. Florenskiy P.A. U vodorazdelov mysli [At the watersheds of thought]. Paris, 1992.

9. Florenskiy P.A. Organoproektsiya [Organ projection] Coll. in 4 v. Moscow, 2000. V. 3. Book 1.

10. Hel I. Deep Blue protiv Kasparova: dvadtsat let revolyutsii bolshih dannyh [Deep Blue against Kasparov: twenty years of the big data revolution]. URL: https://hi-news.ru/ computers/deep-blue-protiv-kasparova-dvadcat-let-revolyucii-bolshix-danyny.html

11. Interactive computer performance. URL: https://helpiks.org/8-50032.html

12. Bulgakov M.A. Sobachye serdtse. Russkaya istoricheskaya biblioteka [Dog's heart. Russian historical library]. URL: http://rushist.com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst

УДК 711 А.И. ЧАЛАЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Чалая Анастасия Игоревна, аспирант, старший преподаватель кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), weylin.varden@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы визуальной среды современного города. Для их решения и упорядочения процессов формирования городской среды необходимо обозначение актуальных задач средового дизайна и принятие специального документа, регламентирующего процессы дизайна.

Ключевые слова: городская среда, благоустройство, озеленение, город, дизайн.

UDC 711 A.I. CHALAYA

ACTUAL TASKS OF THE ENVIRONMENTAL DESIGN IN PROCESS OF FORMATION OF THE COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT

Chalaya Anastasiya Igorevna, graduate, senior lecturer of the cathedra of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), weylin.varden@yandex.ru

Abstract. The article discusses the main problems of the visual environment of the modern city. To solve them and streamline the processes of forming the urban environment, it is necessary to designate

the actual tasks of environmental design and adopt a special document regulating the design processes. Keywords, urban environment, landscaping, gardening, city, design.

Известно, что окружающая среда оказывает сильное воздействие не только на психическое состояние человека, но и на общественные отношения, модели поведения людей и их культурные ценности. Для большинства людей такой средой являются городские пространства. Данный вопрос поднимали многие исследователи как в России (В.Л. Гла-зычев, В.А. Филин, А.В. Иконников, В.В. Бондарь и др.) [1, 2, 3, 4], так и за рубежом (К. Эллард, П. Кидуэл, П. Голдбергер, О. Ньюман и др.) [5, 6, 7, 8]. Однако большинство из них ограничиваются исследованием влияния архитектурной среды на человека и предложением нового архитектурного решения "идеального" городского пространства.

Сегодня основная проблема заключается не в том, как организовать новую пространственную среду - эти правила и закономерности уже давно сформулированы. Гораздо более значимой проблемой является реконструкция и реорганизация уже существующей городской среды, возвращение старой среде гармонии. А таких исследований практически не обнаружено.

Особенно остро проблема гармонии среды стоит в районах исторической застройки российских городов. В том числе эта проблема крайне актуальна и в Краснодаре. Сложность работы именно в старом городе складывается из ряда параметров. Во-первых, многие улицы и участки формировались в условиях, значительно отличающихся от современных. Ширина дорог, расстояния между домами уже не соответствуют современным потребностям, но и изменить их теперь невозможно.

Во-вторых, сложившаяся стихийно городская среда часто не является стилистически однородной. Например, в Краснодаре на одной улице могут соседствовать здания XIX, XX и XXI веков, резко отличающихся по своим визуальным характеристикам. Перед современным дизайном стоит непростая задача увязать их в единую композицию [4].

Для того чтобы в уже сформированной архитектурно-планировочной структуре городские пространства оставались актуальными и отвечали запросам современных жителей города, способствовали формированию актуальных и культурно значимых паттернов поведения человека, необходимо проводить реорганизацию и благоустройство среды на уровне предметного наполнения, реализующегося комплексно. Предметно-пространственная среда и ее система коммуникаций должны формироваться и трансформироваться с учетом сложившихся культурных норм и ценностей средствами дизайна, т.е. продуманно, а не стихийно.

Современный город представляет собой сложную и многокомпонентную систему, формирование которой и поддержание в рабочем состоянии осуществляется различными службами. Каждая из них имеет свою область ответственности и свои традиции. Важно установить и в общих чертах охарактеризовать область ответственности дизайна среды. Прежде всего, из нее следует исключить вопросы градостроительного характера, решаемые архитектурой, а также организационные и управленческие вопросы, решаемые муниципальными органами. При этом дизайн среды оставляет в области своей ответственности те участки города, где очевидны некоторые заметные (визуальные) проблемы городской среды.

Дизайн, как процесс организации предметно-пространственной среды, является одним из главных средств решения этих проблем. Однако возможности дизайна и сферы его влияния довольно ограниченны, поэтому в первую очередь необходимо определить область актуальных задач дизайна на современном этапе развития города и принципы его работы со средой. При этом необходимо отметить зоны, не являющиеся предметом дизайнерского освоения, чтобы, исключив их, определить область работы дизайна.

В городском пространстве существует ряд зон, которые изначально создавались в качестве утилитарных без использования плана или проекта. Так, например, про-

изводственная среда, ввиду своей функциональной специфики, в основном создавалась без влияния дизайна. Многие участки одноэтажной и многоэтажной жилой застройки формировались стихийно на протяжении долгого времени. Вмешательство дизайна в частные жилые пространства может быть воспринято негативно. Также стоит отметить, что существуют участки и элементы города, которые еще не освоены или находятся в заброшенном состоянии. Важно подчеркнуть, что такие участки могут осваиваться по решению заказчика. Сам по себе, без заказа, дизайн не может изменить существующую ситуацию.

Однако в области деятельности дизайна существует ряд участков, которые изначально строились (или должны были строиться) как элементы единой пространственной композиции, но ввиду разных причин сегодня потеряли целостный и гармоничный вид. К таким пространствам относятся улицы, торговые и общественные пространства, фасады и витрины общественных зданий. В силу того, что долгое время городская среда развивалась стихийно, многие из этих пространств утратили свою целостность.

В условиях новой урбанистической модели необходим поиск новых знаков и форм, которые будут соответствовать глобальному характеру новой культуры [9]. Появляются и получают распространение новые нормы поведения и культурные ценности. В настоящее время можно выявить несколько основных причины дисгармонии визуальной среды современных городов:

- проблемы сохранения региональных особенностей культуры (нарушения внешнего вида исторических зданий, в том числе памятников культурного наследия);

- нарушение визуальной целостности среды (в том числе конфликт исторической застройки с современными объектами);

- большое количество и размер рекламных установок и как следствие этого - проблемы коммуникаций, ориентирования и навигации в городской среде.

Важно отметить, что попытка сохранения региональных особенностей культуры, с одной стороны, и процессы глобализации, с другой, оказывают влияние на становление пространственно-архитектурной среды городов в нашей стране. Следствием этих процессов является поиск новых путей художественной выразительности, что является характерным компонентом постмодернистской культурной тенденции. К сожалению, этот поиск форм и приемов нередко происходит без достаточного изучения их идеологических и эстетических основ. Это является одной из основных проблем создания качественных и гармоничных пространств в современных городах и утрате национальной самобытности среды.

В последние десятилетия сохранение культурного наследия стало важнейшей глобальной задачей. В этом контексте тенденция к широкомасштабной урбанизации ставит вопрос о том, каким образом может осуществляться новое развитие, обеспечивающее уважение и сохранение внутренних ценностей и уникальных качеств, унаследованных от предыдущих поколений, особенно в городских районах [10].

В результате многочисленных поисков новых решений в архитектуре и формообразовании структура городских пространств значительно усложнилась и приобрела неблагоприятные для человека черты. Новый опыт образования пространств, определяемый отходом от традиционного подхода, ускоряющиеся процессы глобализации и виртуализации - все это становится причиной того, что социопространственная структура российских городов сегодня становится рассредоточенной, неоднородной, зачастую беспорядочной, перенасыщенной, сложной для восприятия [11]. Отсюда можно выявить одну из основных проблем современной городской среды: городская территория сегодня не воспринимается как целостная система. Она стала раздробленной на множество культурных текстов, таким образом лишившись устойчивого языка пространственной коммуникации и единого стилистического образа.

Анализ ситуации в российских городах показывает, что в результате активных изменений социально-культурных и экономических условий пространство городов стало

развиваться стихийно и приобрело хаотичный характер [12, 13]. В основном это происходит за счет установки большого количества рекламных конструкций, торговых павильонов, нарушения композиции фасадов зданий, бессистемного освещения улиц или его отсутствия. Изменения среды часто происходят стихийно и бесконтрольно, что негативно влияет на качество визуальной среды, а значит, и жизнь горожан. К сожалению, долгое время развитие среды жизнедеятельности города происходило без какого-либо целостного проект-ного решения, это стало причиной затруднения процесса ориентации и перемещения в городе. Обилие рекламы, в том числе и неоновой, не только негативно влияет на состояние жителей города, но и создает реальную опасность, отвлекая водителей и способствуя созданию аварийных ситуаций. Из-за визуального шума люди перестают осознавать ценность города. Архитектурная самобытность застройки теряется, глаз человека не отдыхает.

Спроектированная городская среда в процессе ее освоения дизайнерами решает целый ряд разнонаправленных задач, в том числе обращение к жителям города с некоторыми знаками, формирующими определенный текст.

Можно перечислить некоторые предложения, которые могли бы помочь решить вышеперечисленные проблемы:

- создание визуальных заповедников в зоне старого центра;

- нормативное выделение зон исторической застройки и визуального информирования об этом;

- обустройство информационного оборудования возле исторических зданий и памятников культурного наследия;

- реконструкция фасадов с учетом особенностей исторических материалов и использованием местных материалов, текстуры и технологии;

- регламентация количества и объема рекламных носителей на фасадах зданий, уменьшение площади рекламных поверхностей и баннеров;

- разработка комплекса малых архитектурных форм для разных зон городского пространства;

- функционально обоснованное озеленение городских территорий;

- регламентация способов и цвета освещения в районе старого центра;

- переход от реставрации отдельных зданий и их элементов к комплексной реставрации исторических кварталов и улиц.

Одним из важных шагов для решения проблем городской среды может стать функциональное районирование территории, возможность которого дает сама пространственная структура исторических городов (в том числе и Краснодара) [4]. Улицы города необходимо разделить на 2 категории - историческую и современную, в зависимости от преобладающей застройки. Для каждого типа улиц должны существовать свои требования и ограничения. Развитие городской среды должно логически и эмоционально продолжать те культурные и эстетические традиции, которые были заложены предшествующими поколениями проектировщиков.

На фасадах домов следует выделить «зеленые зоны» - места, где разрешено размещать рекламу. Кроме того, все разрешенные шрифты, цвета, размеры вывесок, находящихся на территории старого центра, должны быть четко регламентированы.

В результате существующей практики проектирование средовых и архитектурных объектов и целостная организация пространства городов представляют собой несогласованные процессы, поэтому все вышеописанные задачи необходимо решать комплексно. Кроме того, все требования и ограничения, предъявляемые к среде, должны быть составлены специалистами, четко сформулированы и документально зафиксированы.

Сложившаяся ситуация требует значительной корректировки традиционных задач дизайна в городской среде. Традиционное представление о том, что вопросами среды занимается архитектура, а дизайн решает частные эстетические задачи, доказало свою несостоятельность. При этом если архитектурное проектирование уже признано важной

составляющей средовой проектной деятельности, то дизайнерское проектирование, которое является финальным этапом организации городской среды, объединяющим все ее элементы, в настоящее время находится на этапе становления и не решает необходимых задач по формированию среды города, поскольку не обладает собственной отработанной методикой и, к сожалению, не является обязательным. В настоящее время городская среда нуждается в новом коде визуальных ценностей [9].

Таким образом, одна из важнейших задач современного дизайна состоит в научном анализе сложившейся исторической и культурной ситуации, разработке и выполнении рекомендаций по формированию целостной и гармоничной городской среды и ее отдельных объектов, выявлении и уточнении новых ценностей и отделении их от сумбура проходящих увлечений, массового производства и рекламы, а также в попытке сохранения исторического образа города.

Преодоление кризисной ситуации возможно только путем создания комплексной программы реконструкции и реставрации территории городских пространств, а также жесткого регламента застройки и разработки средовых объектов в историческом центре.

Литература

1. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития: настольная книга. М., 1995.

2. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М., 2006.

3. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М., 1985.

4. Бондарь В.В. Краснодар: судьба старого центра. К проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар, 2007.

5. Эллард К. Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М., 2016.

6. Кидуэл П. Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе. М., 2018.

7. Голдбергер П. Зачем нужна архитектура. М., 2017.

8. Newman О. Creating Defensible Space. Washington D.C: DIANE Publishing. 1966. p. 2.

9. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры. М., 2017.

10. Гладуэлл М. Переломный момент: как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. М., 2012.

11. Анисимов Н.В. Влияние заказа общества на характер процесса дизайн-проектирования // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 4 (51). С. 31-33.

12. Гриценко В.П. Культура или культуры: противоречия глобализации и регионализации // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: сборник материалов Международной научной конференции. Краснодар, 2013.

13. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Проблемы организации эффективной системы визуальных коммуникаций в условиях современной городской среды // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 2. С. 113-116.

References

1. Glazychev V.L. Gorodskaya sreda. Tehnologiya razvitiya: nastolnaya kniga [Urban environment. Technology of development: handbook]. Moscow, 1995.

2. Filin V.A. Videoekologiya. Chto dlya glaza horosho, a chto ploho [Videoecology. What is good for eye and what is bad]. Moscow, 2006.

3. Ikonnikov A.V. Hudozhestvennyy yazyk arhitektury [Artistic language of architecture]. Moscow, 1985.

4. Bondar V.V. Krasnodar: sudba starogo tsentra. K probleme sovremennogo krizisa istoriko-arhitekturnogo oblika goroda [Krasnodar: fate of the old center. To the problem of modern crisis of the historical and architectural appearance of the city]. Krasnodar, 2007.

5. Ellard K. Sreda obitaniya: kak arhitektura vliyaet na nashe povedenie i samochuvstvie [Habitat: how architecture affects our behavior and well-being]. Moscow, 2016.

6. Kidwell P. Psihologiya goroda. Kak byt shchastlivym v megapolise [Psychology of the city. How to be happy in the megalopolis]. Moscow, 2018.

7. Goldberger P. Zachem nuzhna arhitektura [Why architecture is needed]. Moscow, 2017.

8. Newman O. Creating Defensible Space. Washington D.C: DIANE Publishing, 1966.

9. Gropius V. Krug totalnoy arhitektury [Circle of total architecture]. Moscow, 2017.

10. Gladwell M. Perelomnyy moment: kak neznachitelnye izmeneniya privodyat k globalnym peremenam [The tipping point: how minor changes lead to global change]. Moscow, 2012.

11. Anisimov N.V. Influence of the society's order on the character of the design process // Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. 2013. № 4 (51). P. 31-33.

12. Gritsenko VP. Culture or cultures: contradictions of globalization and regionalization // Regional culture as a factor of sustainable development of society: social and political, ethno-national and information aspects: coll. of materials of the International scientific conference. Krasnodar, 2013.

13. Miroshnikov V.V., Miroshnikova V.M. Problems of organization of an effective system of visual communications in conditions of the modern urban environment // Konku-rentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tehnologii. 2016. № 2. P. 113-116.

УДК 130.2

Г.А. СЕРГУНОВА, Е.В. ПРАСОЛ

ЯЗЫК МОДЫ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

Сергунова Галина Александровна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 33), sergunovag@gmail.com

Прасол Елена Владимировна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 33), рew888@mail.ru

Аннотация. Мода с переходом человечества в информационную сферу демонстрирует иные принципы жизни социума и устанавливает новые условия самореализации личности в ней. Быстрый рост научных достижений, как ни парадоксально, обостряет проблему «человеческих» межличностных взаимоотношений. Кардинальные изменения моды с конца XIX по XX век, произошедшие с утратой духовности, особо затронули внутренний мир личности. Репрезентативная культура в области дизайна костюма, в аспекте проявления постчеловека, претерпела колоссальный сдвиг под влиянием установившихся социальных трансформаций. Проводится анализ философского дискурса культуры постмодернизма, затрагивающего современную моду и бытие человека. Ключевые слова, мода, постмодернизм, трансформация, коммуникация, информационное общество, виртуальная реальность.

UDC 130.2

G.A. SERGUNOVA, E.V. PRASOL

LANGUAGE OF FASHION AND PERSONAL TRANSFORMATION IN POSTMODERN CULTURE

Sergunova Galina Alexandrovna, graduate of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), sergunovag@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prasol Elena Vladimirovna, graduate of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), pew888@mail.ru

Abstract. The fashion with the transition of humanity into the information sphere, demonstrates other principles of the society life and establishes new conditions for the personality self-realization in it. The rapid growth of scientific achievements, paradoxically, exacerbates the problem of «human»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.