ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 316.32
Л. П. ГАЛИЧ,
кандидат социологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет, г. Минск, e-mail: galich_lp_bspu@mail .ru
Т. Н. ШУШУНОВА,
кандидат социологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет, г Минск, e-mail: [email protected]
ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА В СОЦИОЛОГИИ
В статье представлены основные направления использования визуального измерения в социологии для понимания социальной реальности. Описываются факторы становления и развития визуальной социологии. Предлагается подход к фотографическому изображению как источнику социологической информации и социологических данных об изучаемых социальных явлениях, социальных общностях и социальных действиях. Раскрыты преимущества фотографического метода и функции визуального изображения в социологическом исследовании. Рассматривается роль социологического воображения в визуальном анализе социального объекта.
Ключевые слова: визуальная социология, визуальное измерение, социальная реальность, визуализация, фотографический образ, фотографическое изображение, социологическое воображение.
L. P. GALICH,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Belarusian State Pedagogical University, Minsk, e-mail: galich_lp_bspu@mail . ru
T. N. SHUSHUNOVA,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Belarusian State Pedagogical University, Minsk, e-mail:[email protected]
VISUAL MEASUREMENT OF SOCIAL WORLD IN SOCIOLOGY
The article presents the main directions of using visual measurement in sociology to understand social reality. The factors of formation and development of visual sociology are described. The approach to the photographic image as a source of sociological information and sociological data on the studied social phenomena, social communities and social actions is proposed. The advantages of
the photographic method and the function of visual image in sociological research are revealed. The role of sociological imagination in the visual analysis of a social object is considered.
Keywords: visual sociology, visual dimension, social reality, visualization, photographic image, photographic image, sociological imagination.
Современный мир в XXI в., проживающий информационную стадию развития, изменяется под воздействием требований и стилей жизни своего времени. Мир стал наполняться визуальными образами, с помощью которых люди теперь могут успешно передавать эмоции, настроение, информацию, транслировать ценности и воздействовать на сознание другого. Визуализация мира становится универсальной характеристикой современной действительности, считает польский социолог П. Штомпка [1], и доминирующей чертой того типа культуры, которая пришла на смену предыдущим двум: оральной, где коммуникация осуществлялась посредством разговора, и вербальной -для которой письменное сообщение являлось главным способом передачи информации. Важной предпосылкой такой особенности современного мира стал постоянно возрастающий объем визуальной информации благодаря доступности технических возможностей ее производства всеми желающими. Теперь каждый может сделать любительские авторские фотографии, снимать видео на камеру, которая встроена уже в телефон, благодаря чему фотография превращается в обычную практику современной жизни.
В современном обществе в эпоху тотальной цифровизации повседневного пространства мы все глубже погружаемся в непрерывный поток изображений, которые способны повлиять на наши представления, способы чувствования и действия, на наши повседневные практики и жизнь в целом. Бесконечный поток селфи, попытки представить себя в лучшем виде в виртуальном мире - все это становится неотъемлемой частью жизни современного человека. Описывая диапазон современной визуалистики и разбираясь с «новой иконичностью», М. Е. Соколова отмечает, что сознание современного человека подвергается воздействию огромных дефрагментированных потоков визуальной информации благодаря развитию цифровых технологий, упрощающих процессы создания, воспроизведения и распространения изображений, мобилизации всех сфер жизни, распространению мобильных устройств (цифровой фото- и видеотехники). На этой благоприятной цифровой почве возникают новые особенности культурного и визуально-перцептивного поля. Таким образом, в конце XX в. новый виртуальный гипертекст не только стал всеобъемлющим пространством текстов, но и создал неисчерпаемые возможности для вхождения человека в тотальную образную среду - постмодернистский мир мобильной чувственности современного человека [2]. Что же касается ученых, то они обращаются к фотографическим образам как к социологическим данным на разных этапах исследований, это приводит к тому, что поле социальных образов постоянно расширяется и усложняется. Поворот исследователей к визуальному измерению социального мира связан с потребностью более глубокого и детального его понимания и формирования полного пред-
ставления о социальной реальности, в результате чего визуальная социология начинает обретать статус нового метода постмодернистских исследований.
Определяя факторы, которые повлияли на развитие визуальной социологии, мы должны подчеркнуть важность в этом процессе социальных изменений, культурной эволюции и технологических инноваций. Этот сдвиг стал возможным благодаря сложному взаимодействию науки, техники, социальных и культурных процессов. Визуальная социология, возникшая как реакция на взрыв зрительного воображения, предлагает социологам разработать новые способы понимания того, как образы влияют на наше сознание. Целью визуальной социологии является использование фотографии, видео, фильмов для изучения общества. Такая комбинация изображения и социологии служит всестороннему пониманию социального мира. Для исследователя фотографическое изображение выступает в качестве социологических данных, которые представляют и описывают состояние разнообразных социальных явлений, а социолог, используя поисковую стратегию и определенный алгоритм работы, осуществляет перевод визуального образа в текстовый формат, получая в итоге обоснованную «теорию на выходе».
Простота использования фотографической техники, увлекательность последующей обработки кадров с помощью разнообразных фильтров десакра-лизует процесс производства визуального и приучает многих смотреть на мир как на фотографический кадр с потенциальными вариациями его последующего пристраивания в популярные социальные сети как обычный способ сообщить миру о себе [3, с. 35]. Еще до недавнего времени фотография была контролирующим предписанием различных социальных инстанций, благодаря чему множились фото на паспорт, пропуск и т. д., или, как писал П. Бурдьё о социальной функции фотографии, поскольку фотография - это то, чем занимаются во время отпуска; это то, что образует саму материю отпуска [4]. В последнее время она стала добровольным актом, направленным на проявление своей индивидуальности и идентичности, самовыражение личности, реализацию накопленного творческого потенциала, высвобождающего посредством фотографирования. Таким образом, нельзя отрицать факт того, что мир полнится разнообразной визуальной информацией из всех сфер общественной жизни, что эта информация многократно тиражируется и легко воспроизводится в случае необходимости. А самое важное, что визуальную информацию при необходимости можно читать как текст, аналитически и фрагментарно. Все вышеперечисленное актуализировало проблему создания такого направления в социологии, которое могло бы использовать фотографические ресурсы в качестве первичной социологической информации, поскольку игнорировать визуальную информацию больше нет смысла - это данность современного мира, а социология, как наука, изучающая процессы и явления этого мира, просто не может оставаться в стороне и пользоваться фотографией в особых случаях и только в качестве иллюстративного подтверждения количественных данных. Более того, как считает один из пионеров развития этой отрасли
знания, а именно визуальной социологии, П. Штомпка, использование анализа имеющихся фотографий и самостоятельное фотографирование как исследовательские методы («хороший социологический глаз») - обязательная компетенция социолога! [5]
Активное развитие визуальных исследований началось в 1990-х гг. и первоначально осуществлялось в антропологическом ключе. В это время происходит трансформация подхода к визуальным источникам из ресурсной плоскости в объектную плоскость, в рамках которой фотографический образ перестает рассматриваться исключительно как ресурс исследования, а обращает на себя внимание с точки зрения объекта и основного сюжета исследования. Конструирование реальности с помощью визуальных образов и процесс создания значения и смысла - вот на чем зиждется основной интерес исследователей. Если говорить о главном тезисе такого способа постижения социальности, то он заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, который задает главные траектории как ее конструирования и реконструирования, так и репрезентации. Современный визуальный анализ в социологии весьма разнообразен, начиная с исследований рекламы, кино, изучения различных направлений в культуре, анализа визуальных материалов в СМИ, изучения культуры и проблем повседневной жизни, включая исследования сексуальности и эротизма, трансформации образов мужественности и женственности. Особым направлением является визуальный анализ образа работы. Традиционно изображения касаются, чаще всего, семейной жизни и отдыха, потребления и развлечения, политических и социальных событий. Сфера труда также не остается в стороне от визуального анализа, который показывает место работы в жизни, выявляет страдания и радости, которые она (работа) вызывает, демонстрирует специфику той или иной работы, условия и людей, которые ее выполняют, со своими надеждами или разочарованиями, то есть все те реалии, которые документируют фотографии, независимо от того, показывают ли они саму работу, либо место, где она выполняется, - офисы, мастерские, бизнес-центры или рабочие кварталы, либо работающих людей. Так, исследования и разработки в этой области активно обсуждаются на страницах французского журнала «Images du Travail» («Образы работы») [6]. Таким образом, профессиональное пространство объявляется свободным и открытым для всех, хотя в первую очередь оно предназначено для исследователей и профессионалов в области имиджа той или иной работы.
Очередным прорывом в развитии фотографического анализа стало открытие в 2008 г. в Женевском университете в рамках Института социологических исследований отдела визуальной социологии, который продвигал идею использования изображений в качестве метода исследования в социологии и в социальных науках посредством трех академических стратегий - визуального творчества для общественных наук, теоретических основ и гносеологических проблем визуальных исследовательских подходов, организации
фильмов по общественным наукам [7]. Здесь особое значение придается формированию навыков, связанных с визуальным творчеством, когда проводится исследование в аудиовизуальной форме или фотографической тематике, включающее формулировку вопроса, наблюдение и разведку, съемку, анализ и редактирование материалов. Так, с момента основания отдела визуальной социологии мастерские документального кино по политической и культурной географии пополнили фильмы с разнообразной социальной тематикой - от проблем бездомности до определения гендерных границ.
Обращаясь к вопросу о предыстории визуального анализа, следует отметить, что социологи очень рано прибегли к фотографии. Достаточно упомянуть Мориса Хальбвакса, который снимал парижские трущобы в 1908 г., а в США первое поколение Чикагской школы фотографировало бродяг и местные банды. Однако в то время фотография ограничивалась иллюстрацией и не включалась в исследовательский подход. В рамках антропологической школы к фотографическим образам прибегали Ф. Боас, изучая эскимосов острова Баффин в конце XIX в.; М. Мид (исследования на Бали); Э. Гоффман (ритуализация женственности в социологии труда); П. Шомбар де Лов (городские исследования) [8]. В современной визуальной социологии различают два направления, которые задают алгоритм социологического исследования. Первое заключается в визуальной социологии, базирующейся «на изображениях», второе - в визуальной социологии, работающей «с изображениями». Причем в исследовательской практике для достижения наилучшего результата в ходе качественного анализа, как правило, используют обе стратегии. Каковы же различия между ними? В рамках первой, обозначенной как «социология на изображениях», исследователь целенаправленно создает, фиксирует изображения в процессе своей работы для изучения социального феномена. Таким образом, исследователь выступает и как источник (создатель, фиксатор) фотографического образа, так и аналитик, интерпретирующий и обосновывающий так называемую «теорию на выходе» по изучаемому социальному феномену (процессу, ситуации, случаю). В рамках второй стратегии - «социологии с изображениями» - исследователь интерпретирует и анализирует уже имеющиеся готовые фотографии, созданные обществом «про общество» в разных социокультурных пространствах, чтобы выявить отраженную на фотографии социальную реальность - актуальные проблемы или, наоборот, благополучие, специфику жизненных практик, особенности социальных общностей и т. п. Полученные изображения могут оставаться посредником в рамках социологических исследований или быть конечной фигурой. В этом случае результаты исследования распространяются двумя различными способами: через научное сообщество, сохраняя верность языку науки; и для более широкой аудитории, когда из собранных по фотографии данных может стимулироваться и привлекаться внимание широкой общественности.
Используя визуальную информацию, социолог с помощью социологического воображения может проникнуть в суть явлений и процессов окружа-
ющего социального мира. В такой ситуации анализ этой видимой стороны жизни и ее влияния на социум открывает огромные просторы для социологов - позволяет выйти за рамки привычных методов, а главное, расширить возможности познания социальной реальности. Естественно, что применение визуального анализа невозможно осуществить без такого методологического приема, как социологическое воображение. Данная методология с подачи Ч. Р. Миллса [1] прочно вошла как основополагающий компонент в структуру социологического мышления и теперь позволяет социологам вместо обыденной созерцательности генерализировать социологическую информацию аналитически. Однако как и социологическое, визуальное воображение не имеет четкой инструкции своего применения, поэтому умение им пользоваться достигается исключительно за счет практики и тренировки по направлению использования визуальных средств для анализа окружающего мира, для интерпретации социальной информации, представленной фотодокументами, и демонстрации возможностей визуальных данных для социологических исследований. Эдвард Холл полагает, что понимание и использование визуальных данных - это главное умение людей, интересующихся общественными и культурными процессами [1].
Преимущество фотографического метода заключается в доступности фотографии как источника социологической информации, а также ее (фотографии) функциональном потенциале, который раскрывается через познавательные, информативно-документальные, эвристические, пояснительные, аксиологические и эстетические возможности. Посредством фотографирования мы получаем визуальные данные, то есть внешне наблюдаемые аспекты общественной жизни, по отношению к которым, на основе анализа их внешнего вида, применяя визуальную интерпретацию, мы имеем возможность выйти на социологическое объяснение. Чтобы таким способом в итоге, путем обобщения, получить информацию о сущностных закономерностях общественной жизни. Также следует отметить, что, несмотря на широту охвата области применения визуально фиксированных проявлений общественной жизни, для визуального анализа актуальны лишь те фотографические данные, где зафиксирована деятельность человека, на которых человек и коллективы оставили отпечаток своей активности или присутствия; не постановочные кадры, а лишь те, которые сумели передать актуальные вопросы настоящего момента и явились следствием своеобразного «научного шпионажа» [9; 10].
Визуальное измерение социальной реальности раскрывает широкие возможности аналитических и гуманитарных эффектов, возникающих от использования фотографий, фильмов и других визуальных материалов в социологии. Белорусский социолог С. А. Шавель в известной книге «Общественная миссия социологии», раскрывая методологическую представленность социологических исследований, выдвинул справедливую мысль о том, что «главное, что в полевой работе социолог вынужден исповедовать методический синтез, использовать "интерфейс" (единство количественных и качественных
методов, а не их противопоставление), лично включаться в проблему, скажем, ездить в общественном транспорте и замечать то, на что другие не обращают внимания» [11, с. 83]. Таким образом, социологу при необходимости более чем достаточно того, что люди хотят и готовы показать своими фотографиями по изучаемой исследователем проблеме. А созданные пользовательские платформы, предоставляющие людям возможность делиться своими фотографиями со всем миром, невольно формируют визуальную базу данных, к которой может подключиться любой человек по ключевым словам, социальным сетям, геотегам и получить неформальную, авторскую информацию об интересующем его аспекте повседневной жизни. Это стало повседневной практикой для людей цифровой эпохи. Социологи просто не имеют права оставаться в стороне и не пользоваться новыми исследовательскими возможностями, поскольку «этот кладезь информации способен помочь нам глубже понять, как люди взаимодействуют с физическим пространством и внутри него» [12]. Изображения по сравнению со словом и цифрами дают абсолютно иное качество исследовательской эмпатии и помогают приблизиться к более глубокому пониманию социальных объектов и визуальной модели ситуации. Работа с изображениями является достойным способом улучшения исследовательского ремесла, который не только развивает социологическое воображение и визуальную научную грамотность, но и помогает разобраться с различными аспектами социальной и культурной жизни посредством визуальных образов, которые сообщают о какой-то истории и репрезентируют значение и ценность для разных социальных общностей определенных действий, событий, случаев.
Список использованных источников
1. Штомпка, П. Введение в визуальную социологию / П. Штомпка // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2007. - № 4. - С. 6-12.
2. Соколова, М. Е. «Новая иконичность» и диапазоны современной визуалистики: введение к тематичесокму разделу / М. Е. Соколова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11 : Социология : рефератив. журн. - 2014. - № 2. -С. 5-15.
3. Запорожец, О. Визуальная социология: контуры, подходы / О. Запорожец // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - 2007. - № 4. - С. 33-43.
4. Бурдьё, П. Общедоступное искусство. Опыт о социальном использовании фотографии / П. Бурдьё, Л. Болтански. - М. : Праксис, 2000. - 464 с.
5. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / П. Штомпка. - М. : Логос, 2007. - 168 с.
6. Презентация журнала «Образы работы, имиджевые работы» [Электронный ресурс]. -Франция, 2019. - Режим доступа: http://imagesdutravail.edel.univ-poitiers.fr/. - Дата доступа: 25.09.2019.
7. Визуальная социология. Социология с изображениями [Электронный ресурс]. - Университет Женевы, 2019. - Режим доступа: https://www.unige.ch/sciences-societe/socio/fr/ rechercheЛmite-de-socюlogie-visueИe/lasocюvisueИe/. - Дата доступа: 03.10.2019.
8. Сергеева, О. В. Исследовательское поле визуальной социологии / О. В. Сергеева // Журн. социологии и социальной антропологии. - 2008. - № 1. - С. 136-146.
9. Шушунова, Т. Н. Феномен селфи как способ коммуникативного воздействия / Т. Н. Шушунова // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке : материалы науч. конф. к 100-летию Рус. социол. общества им. М. М. Ковалевского, 10-12 нояб. 2016 г. - СПб. : Скифия-принт, 2016. - С. 1590-1592.
10. Шушунова, Т. Н. Роль «третьего места» в жизни столичного студенчества / Т. Н. Шушунова // Вес. Белорус. гос. пед. ун-та. Сер. 2. - 2017. - № 1. - С. 37-40.
11. Шавель, С. А. Общественная миссия социологии / С. А. Шавель. - Минск : Беларус. навука, 2010. - 404 с.
12. Ратти, К Город завтрашнего дня: сенсоры, сети, хакеры и будущее городской жизни / К. Ратти, М. Клодел. - М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. - 248 с.
Поступила 28.10.2019 г.