Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ'

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аутизм / социализация / социальные навыки / социальное взаимодействие / социальные истории / видеомоделирование / autism / socialization / social skills / social interaction / social stories / video modeling

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Машлакова Ирина Николаевна

В статье раскрывается понятие базовых социальных навыков. Публикация содержит основные взгляды отечественных и зарубежных исследователей на ведущие дефициты у детей с аутизмом. Автором рассматриваются особенности формирования социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В работе представлены понятия методов видеомоделирования и социальных историй, как эффективных приёмов работы с детьми с аутистическими расстройствами. В публикации затрагиваются сложности освоения детьми с аутизмом навыком приема стоматолога. Вниманию читателей предлагается комплексная модель предварительной подготовки к приему стоматолога. Исследователь обращает внимание читателей на необходимость включения всех участников социального взаимодействия в процесс предварительной подготовки к предстоящему событию. Предложенные разработки могут использоваться для формирования навыков коммуникации, освоения социальных норм и правил у детей с особенностями поведения и развития. Данное исследование содержит инновационные варианты модификации уже известных методов работы с аутичными детьми. Материалы могут быть полезны специалистам психолого-педагогического профиля, родителям детей с особыми образовательными потребностями, медицинским работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of basic social skills. The publication contains the main views of domestic and foreign researchers on the leading deficits in children with autism. The author examines the features of the formation of social skills in children with autism spectrum disorders. The paper presents the concepts of video modeling methods and social stories as effective methods of working with children with autism spectrum disorders. The publication touches on the difficulties of mastering the dentist's reception skills by children with autism. Readers are offered a comprehensive model of preliminary preparation for the dentist's appointment. The researcher draws readers' attention to the need to include all participants of social interaction in the process of preliminary preparation for the upcoming event. The proposed developments can be used to form the skills of communication, the development of social norms and rules in children with behavioral and developmental characteristics. This study contains innovative options for modifying already known methods of working with autistic children. The materials can be useful to specialists of psychological and pedagogical profile, parents of children with special educational needs, medical workers.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

Интервью проводились лицом к лицу в свободном классе, где, как считалось, дети могли комфортно общаться. Интервью длились около 15 минут каждое и были записаны как в письменной, так и в голосовой форме.

При анализе полученных данных использовались контент-анализ и метод описательного анализа. Описательный анализ - это обобщение и интерпретация полученных данных в соответствии с некоторыми ранее установленными темами. Контент-анализ - это научный подход, который позволяет объективно и систематически изучать данные. Данные, обобщенные и интерпретированные в описательном анализе, подвергаются более глубокой обработке в контент-анализе. На первом этапе анализа данных набор данных, состоящий из ответов детей на вопросы интервью до и после практики, был независимо проанализирован обоими исследователями. В этих анализах набор данных считывался снова и снова, чтобы получить кодировки, классификации.

Данные были проанализированы в соответствии с вопросами исследования, ответы были оцифрованы в соответствии с их частотой, и таким образом были получены результаты исследования.

В ходе исследования был сделан вывод о том, что практика игровых занятий обогащает экологическую осведомленность детей и расширяет их кругозор.

следует отметить, что после мероприятия они стали более осведомленными о том, что они будут делать для защиты окружающей среды, и расширили свою точку зрения по этому вопросу. Основываясь на этих результатах, можно сказать, что игровые экологические мероприятия, проводимые на основе игр, укрепляют, повышают существующую осведомленность детей о том, что они сами могут сделать для защиты окружающей среды, и формируют новую осведомленность об утилизации отходов.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Экологическое образование направлено на решение двух главных задач:

• воспитание любви к природе, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;

• создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Выводы. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Аннотация. Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения. Вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать. Ребенок должен осознать какие действия человека наносят природе непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи. В дошкольном возрасте очень важна роль воспитателя в познании мира природы. Воспитатель должен сформировать не только положительное отношение к природе, любовь к Родине, но и сформировать экологические знания об окружающем мире. Знания об окружающем мире помогут детям подготовиться к обучению в школе - изучать такие науки, как физику, природоведение, географию и т.д. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, опирающийся на основные понятия и идеи экологии.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая осведомленность, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. One of the priorities in the modern standard of preschool education has received environmental education. A child begins to know the world from birth. Together with studying the environment, he should get an idea of its fragility, learn to love, protect and protect nature, and learn. The child must realize what human actions cause irreparable harm to nature. Environmental education classes in kindergarten are designed to solve these problems. At preschool age, the role of the educator in the knowledge of the natural world is very important. The educator should form not only a positive attitude to nature, love for the Motherland, but also form ecological knowledge about the surrounding world. Knowledge about the world around them will help children prepare for school — to study such sciences as physics, natural history, geography, etc. Ecological education of preschoolers is the process of familiarizing children with nature, which is based on an ecological approach based on the basic concepts and ideas of ecology.

Keywords: environmental education, environmental awareness, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Шлычкова, Д.С. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста / Д.С. Шлычкова // Научные междисциплинарные исследования. - 2020. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

УДК 5.8.3

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Машлакова Ирина Николаевна магистрант

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный Федеральный Университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В последние годы значительно увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра, эта неутешительная статистика наблюдается как в зарубежных странах, так и в России, что повышает социальную значимость исследований по этой проблеме. Спектр аутистических расстройств охватывает все стороны развития ребенка. В большей степени, это сложности в коммуникации и социальном взаимодействии, обусловленные искаженным восприятием сенсорной информации, в однообразных интересах и повторяющемся поведении. Таким образом, понятие аутизма охватывает большой пласт нарушений, которые затрудняют взаимодействия ребенка с людьми и окружающим миром.

Отечественные исследователи в области дефектологии и психологии главным образом акцентируют свое внимание на первостепенности эмоциональных расстройств при аутизме: Л.С. Выгодский, С.Я. Рубинштен, С.С. Морозов, О.С. Никольская. В свою очередь ведущие зарубежные специалисты, такие как Б. Скиннер, Э. Бонди и Л. Фрост, К. Грэй, Р. Шрам придерживаются мнения о том, что основной дефицит при аутизме - коммуникация и ее нарушения. У всех людей с РАС имеются нарушения коммуникации, хотя глубина и палитра выраженности может быть различной.

Но, несмотря на различия трактовок определения ведущего дефицита, и отечественные и зарубежные ученые утверждают, что, раннее начало коррекционной работы, в том числе и по формированию навыков взаимодействия имеет большие перспективы для аутичного ребенка. Ведь при достаточных возможностях коммуникации возрастает эффективность формирования и развития других компетенций ребенка. Организация раннего сопровождения, поэтапная системная работа специалистов смежных областей является ведущей задачей для организации эффективной коррекционной помощи детям с расстройствами в спектре аутизма. Чем старше ребенок становится, тем больше и чаще требуется от него владение социальными навыками, ожидается понимание контекста социальной ситуации, адекватная поведенческая реакция на внешние сигналы, умение выразить свои чувства и эмоции приемлемым способом. Дети с условной нормой развития осваивают навыки общения в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми и детьми, их не нужно специально обучать умениям вести диалог, знакомиться с другими детьми, использовать приемлемую социальную дистанцию и т.д. Тогда как, формирование тех же социальных навыков у людей в спектре аутизма является ведущей трудностью. Хотя, люди с аутизмом нуждаются в друзьях и общении, но не умеют об этом заявить, а так же далеко не всегда способны поддержать ситуацию общения. Сама ситуация общения с другими людьми для человека с аутизмом может быть пугающей, так как сложно оценить контекст общения, что уместно в конкретной ситуации, а что недопустимо, поведение и слова собеседника могут быть непонятными, а иногда и пугающими. Развитие саморегуляции будет способствовать успешному выстраиванию социальных отношений. Для этого нужно уметь различать, понимать свои эмоции, чувства. Зачастую таким детям сложно проявлять саморегуляцию: даже незначительный на первый взгляд повод может стать причиной расстройства. Формирование данных навыков сложный и трудоемкий процесс. Речь идет не только об умении различать свои и чужие эмоции, но и о навыке контроля своего поведения, когда устал, голоден, напуган. Не менее важным можно назвать умение верно считывать эмоциональные проявления других людей.

Изложение основного материала исследования. Актуальность данной проблемы стала толчком к проведению исследования. В фокусе нашего внимания оказалась сложность оказания стоматологической помощи детям с расстройствами рассматриваемого спектра. Посещение врача, а тем более стоматолога, является объемным, многоступенчатым социальным навыком, четко выстроенной цепочкой поведения, включающей в себя множество мелких навыков и умений. Для дополнительного подтверждения актуальности выбранного направления исследования, нами было проведено проблемное интервью с родителями, стоматологами и руководителями стоматологий, как бюджетных, так и коммерческих. В ходе беседы было установлено, что лечение зубов у детей с расстройствами аутистического спектра является огромной трудностью, дети не позволяют проводить осмотр, лечение, убегают, кусаются, кричат, их пугает множество стимулов, неизвестность. Респондентами было названо два выхода из данной ситуации, один - лечение зубов с использованием седации и наркоза или методом удержания. Но, в обоих случаях ребенок и родитель оказываются в уязвимом положении. Во-первых, для использования седации и наркоза существует множество противопоказаний, учитывая частоту сочетания аутистических черт с неврологическими, соматическими проблемами ребенка. Так же, лечение под наркозом имеет серьезную финансовую нагрузку для семьи, либо длительный период ожидания необходимой помощи. Не менее важным является тот аспект, что используя только лечение «во сне», у ребенка никогда не сформируется важный социальный навык спокойного похода к стоматологу, которым он смог бы пользоваться на протяжении всей своей жизни. Если подробнее рассмотреть вариант лечения зубов методом удержания, то становятся очевидны высокие риски нанесения эмоциональной травмы ребенку, закрепления негативного воспоминания и сценария протестного поведения при приеме стоматолога.

Таким образом, анализируя результаты проблемного интервью, мы получили подтверждение необходимости организации специальной помощи детям с аутизмом для формирования навыка посещения стоматолога (рис. 1).

Копирмлть

4. Трудности ДО ПОДГОТОВКИ

7 оч»'(р»

«<кгч)

«(И7Н|

1 7(100%)

О I

Рисунок 1 Трудности посещения стоматолога до подготовки

Социальные навыки - это набор способов взаимодействия, которые человек осваивает на протяжении всей своей жизни. Высокоразвитые социальные навыки помогают человеку добиваться успеха в работе, семье, обществе. Социальные навыки помогают узнавать новое, способствуют формированию позитивной самооценки и уверенности в себе.

При формировании социальных навыков важно соблюдение условий:

- использовать понятные детям правила при организации занятий, игр, упражнений;

- дополнительное визуальное сопровождение (визуальные расписания занятия, урока, схема выполнения упражнения, алгоритмы поведенческих цепочек, правил поведения);

- использование мотивационной деятельности и приоритетных мотивационных стимулов при организации занятий.

Принимая во внимание все эти условия, нами была разработана комплексная модель предварительной подготовки ребенка с аутизмом к приему стоматолога, в нее были включены следующие элементы:

• Предварительная анкета анамнестических данных.

• Чек-лист сформированности навыка посещения стоматолога ребенком с РАС (заполняется дважды - до начала подготовки и после).

• Видеоролик.

• Социальные истории с дополненной реальностью.

• Специально организованные встречи - знакомства с элементами тренинга.

• Методические рекомендации для родителей и стоматологов по проведению предварительной подготовки.

С целью экономии времени, отведенного на прием ребенка, родителям предлагалось заранее заполнить предварительную анкету анамнестических данных. Благодаря анкете, стоматологи получали обширную информацию о состоянии здоровья ребенка, особенностях установления контакта, уровне владения речевыми навыками или другими способами коммуникации, а так же возможные варианты проявления нежелательного поведения и предпочитаемыми мотивационными стимулами. Опираясь на полученные данные, стоматологи получили возможность заранее подготовиться к приему особого пациента, установить доброжелательный контакт доступным способом и поддержать положительный эмоциональный настрой ребенка.

Для проведения непосредственной подготовки, необходимо было четко определить, какие навыки, необходимые для успешного посещения стоматолога у ребенка уже сформированы, а на чем нужно будет дополнительно сфокусировать внимание. Собрать нужную информацию стало возможным после разработки чек-листа сформированности навыка приема стоматолога. Данный инструмент включает в себя подробное описание длинной цепочки поведения - навыка, разбитую на мелкие шаги, элементы, каждый из них имеет четкий временной критерий выполнения, а так же виды и степень помощи, в которой нуждается ребенок.

После сбора и анализа полученной информации переходим к непосредственной подготовке ребенка с аутизмом к приему стоматолога. Для проведения подготовки нами были отобраны два метода с доказанной эффективностью -видеомоделирование и социальные истории. В нашей модели мы используем видеоролик, как вариант базового видеомоделирования.

Видеомоделирование - это простой и эффективный метод формирования навыков у детей с РАС, создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка.

Для съемки видеоролика нами разработан сценарий, благодаря которому, в итоге, ребенку демонстрируются все этапы приема стоматолога. Это позволяет заранее познакомиться с предстоящим событием. Важно отметить, что съемка видеоролика производиться именно в той стоматологической клинике, которую предстоит посетить, тем самым позволяя ребенку увидеть помещение, врачей, которые будут проводить прием. Знакомство с видеороликом необходимо начинать заранее, дома с родителями, в спокойной обстановке, комментируя основные моменты. Просмотр ролика рекомендуется проводить ежедневно, до тех пор, пока его содержание не станет понятным и предсказуемым для ребенка. После того как ребенок хорошо запомнил содержание ролика, переходим к следующему, 2 этапу подготовки - социальной истории с дополненной реальностью - краткого изложения предстоящего события. В нашей модели мы решили модифицировать классическую, привычную социальную историю, дополнив ее видеофрагментами уже знакомого видеоролика. Посмотреть их можно через приложение по QR коду. Помимо своей основной функции, социальная история приема стоматолога в комплексной модели выполняет так же функцию визуального расписания.

3 этап предварительной подготовки к приему стоматолога - специально организованные встречи - знакомства или адаптационные встречи с элементами тренинга. На данном этапе ребенок уже хорошо знаком с алгоритмом предстоящей встречи, усвоил последовательность события. Для соблюдения четкой структуры встреч, нами разработаны сценарии по трем темам, а так же, итоговой обобщающей встречи:

1. Знакомство состоматологией.

2. Уход за зубами.

3. Лечение зубов.

4. Обобщающая встреча с максимальным количеством проб (сесть в кресло, открыть рот, дать посчитать зубки, использовать слюноотсос, аспиратор с подачей воздуха и воды, бор-машину с насадкой зубной щетки для профессиональной гигиены и т.д.).

Встречи оптимально проводить в небольших подгруппах детей схожих по возрасту и уровню развития. В нашем случае было определено два базовых учреждения здравоохранения для тестирования комплексной модели предварительной подготовки ребенка с РАС к приему стоматолога - МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №» г. Новочеркасска и Стоматология Анастасии Калининой «АК» г. Ростов-на-Дону. В городе Новочеркасске контингент детей представлен тремя возрастными группами по 5 человек - дети с аутизмом дошкольного возраста, от 8 до 11 лет и дети подросткового и старшего возраста. В стоматологии «АК» в программе приняли участие 7 детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 5 до 9 лет.

После посещения всех четырех ознакомительных встреч - знакомств, детям назначался плановый стоматологический прием, по результатам которого заполнялся итоговый чек-лист. На данном этапе реализации комплексной модели проводился сравнительный анализ сформированности навыка приема стоматолога у каждого ребенка, участвующего в подготовке, что позволило детально отследить прогресс в освоении навыка, а так же сделать обоснованные выводы об эффективности реализованной модели.

В результате апробации комплексной модели, средний процент готовности ребенка (по 7 показателям) увеличился на 55%. Так, шесть из семи детей с РАС показали готовность сесть в стоматологическое кресло, открыть рот для осмотра. Пять из семи детей позволили провести осмотр полости рта при помощи стоматологических инструментов, четверо детей решились на профессиональную гигиену полости рта.

5. Что улучшилось?

(О Копировать

7 ответов

Соглашается идти к стомотол .. Садится в стоматологическое.

Открывает рот для осмотра Позволяет осматривать поло.. Позволяет проводить профес... ^еличилось время открывай. Частично позволяет проводит...

Щ ' <35,7 6 (35,7 96)

Щ—5 i 'S:

— 1 (14.3 'Ко

— 1 (14,3

Рисунок 2 Чего удалось достичь по итогу подготовки

Анализируя индивидуальную динамику формирования навыка каждого ребенка, участвующего в эксперименте, можно отметить следующую тенденцию. Дети, имеющие достаточно высокий стартовый уровень сформированности базовых навыков (могли войти в клинику, надеть бахилы, ждать приема, войти в кабинет и т.д.), показали набольший рост сформированности цепочек специфических действий, доступных для выполнения во время приема стоматолога (сесть в кресло, открыть рот, разрешать манипуляции в полости рта при помощи стоматологических инструментов и приборов).

Выводы:

1. Формирование навыков социального поведения у детей расстройствами аутистического спектра будет более эффективным, если метод «социальных историй» будет использоваться в структуре комплексной модели, дополненной видеомоделированием, чек-листами оценки сформированности навыка, предварительной анкетой анамнестических данных, методическими рекомендациями для родителей и врачей.

2. Успешность формирования конкретного социального навыка ребенка зависит от уровня сформированности сопутствующих базовых навыков.

Аннотация. В статье раскрывается понятие базовых социальных навыков. Публикация содержит основные взгляды отечественных и зарубежных исследователей на ведущие дефициты у детей с аутизмом. Автором рассматриваются особенности формирования социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В работе представлены понятия методов видеомоделирования и социальных историй, как эффективных приёмов работы с детьми с аутистическими расстройствами. В публикации затрагиваются сложности освоения детьми с аутизмом навыком приема стоматолога. Вниманию читателей предлагается комплексная модель предварительной подготовки к приему стоматолога. Исследователь обращает внимание читателей на необходимость включения всех участников социального взаимодействия в процесс предварительной подготовки к предстоящему событию. Предложенные разработки могут использоваться для формирования навыков коммуникации, освоения социальных норм и правил у детей с особенностями поведения и развития. Данное исследование содержит инновационные варианты модификации уже известных методов работы с аутичными детьми. Материалы могут быть полезны специалистам психолого-педагогического профиля, родителям детей с особыми образовательными потребностями, медицинским работникам.

Ключевые слова: аутизм, социализация, социальные навыки, социальное взаимодействие, социальные истории, видеомоделирование.

Annotation. The article reveals the concept of basic social skills. The publication contains the main views of domestic and foreign researchers on the leading deficits in children with autism. The author examines the features of the formation of social skills in children with autism spectrum disorders. The paper presents the concepts of video modeling methods and social stories as effective methods of working with children with autism spectrum disorders. The publication touches on the difficulties of mastering the dentist's reception skills by children with autism. Readers are offered a comprehensive model of preliminary preparation for the dentist's appointment. The researcher draws readers' attention to the need to include all participants of social interaction in the process of preliminary preparation for the upcoming event. The proposed developments can be used to form the skills of communication, the development of social norms and rules in children with behavioral and developmental characteristics. This study contains innovative options for modifying already known methods of working with autistic children. The materials can be useful to specialists of psychological and pedagogical profile, parents of children with special educational needs, medical workers.

Keywords: autism, socialization, social skills, social interaction, social stories, video modeling.

Литература:

1. Анкудович, Л.М. Развитие социальных навыков у детей с аутистическими нарушениями / Л.М. Анкудович // Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. - 2021. - С. 411-419

2. Коэн, М. Дж. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности / М. Дж. Коэн. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. - 25 с.

3. Кэрол, Грей. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / Грей Кэрол. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. - 432 с.

4. Эстербрук, С.А. Метод социальных историй в развитии социального взаимодействия детей с нарушениями аутистического спектра (по материалам зарубежных источников) / С.А. Эстербрук // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2018. - №1. - https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-l-863

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.