Научная статья на тему 'Визуальная коммуникация: становление дисциплины'

Визуальная коммуникация: становление дисциплины Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2873
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ / ВИЗУАЛЬНЫЙ МЕДИУМ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Марина Рашидовна

Настоящая статья посвящена возможности создания новой дисциплины «Визуальные коммуникации». Сейчас визуальные коммуникации изучаются в рамках широкого междисциплинарного поля, тематически объединяющего все исследования визуального в современной культуре, но имеют перспективу дисциплинарной автономии. Эта цель достигается путем отбора, анализа и интерпретации теоретических ресурсов всех привлекаемых предметных областей, которые распределяются согласно структурным элементам принятой базовой модели коммуникации. Дальнейшая экспликация привлеченных таким образом понятий приводит к созданию понятийного ряда и логико-онтологической схемы новой дисциплины «Визуальные коммуникации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальная коммуникация: становление дисциплины»

УДК 316.772.2

Васильева Марина Рашидовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций гуманитарного факультета, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новоаибирск

ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация. Настоящая статья посвящена возможности создания новой дисциплины «Визуальные коммуникации». Сейчас визуальные коммуникации изучаются в рамках широкого междисциплинарного поля, тематически объединяющего все исследования визуального в современной культуре, но имеют перспективу дисциплинарной автономии. Эта цель достигается путем отбора, анализа и интерпретации теоретических ресурсов всех привлекаемых предметных областей, которые распределяются согласно структурным элементам принятой базовой модели коммуникации. Дальнейшая экспликация привлеченных таким образом понятий приводит к созданию понятийного ряда и логико-онтологической схемы новой дисциплины «Визуальные коммуникации».

Ключевые слова: визуальные коммуникации, визуальный объект, визуальный медиум, визуализация, визуальный опыт.

В современном гуманитарном знании много внимания уделяется так называемому визуальному повороту (Г. Бёме, У Митчелл), который фиксирует два серьезных социокультурных тренда: изменение коммуникативной среды человека за счет увеличения числа конституирующих ее визуально воспринимаемых объектов и появление новой визуальной культуры, изменяющей человека и его способы освоения реальности.

Осмысление этих процессов происходит в рамках разных научных направлений: визуальной социологии, визуальной антропологии, в искусствоведении и в сравнительно новых исследовательских областях - «visual studies» и «visual culture» [5; 9-11].

Все указанные исследовательские сферы имеют дело с широким кругом пересекающихся тем, связанных визуальной проблематикой, которые активно обсуждаются в иностранной и российской литературе.

Визуальные коммуникации как область визуальной тематики также находится в процессе становления. Пока, по нашему мнению, она представляет собой мульти-дисциплинарное поле с каждый раз заново формирующимся консенсусом относительно своего содержания. Имеет ли это направление перспективу дисциплинарной автономии? Сейчас такой дисциплины нет, но существует достаточное количество программ учебных курсов высшей школы

с названием «Визуальные коммуникации», различающиеся по содержанию и по направлениям подготовки, которые представляют существующую тематику достаточно фрагментарно (см. Программму курса «Визуальные коммуникации» [8]). Вместе с тем преподавание подобных курсов предполагает отбор и логическое выстраивание необходимого материала как основы новой одноименной дисциплинарной области, хотя обычно учебная дисциплина повторяет движение научной, дублируя, систематизируя, упрощая и сокращая наработанный материал.

Такая работа может вести к конституиро-ванию научной дисциплины, т. к. определяет круг тем и объектов, которые в нее войдут, что позволит сформировать корпус понятий (разных уровней абстрактности, чтобы обеспечить дедуктивный вывод), а также отобрать методы и виды эмпирических объектов. Конечно, данный процесс возможен только путем междисциплинарного синтеза, при помощи выбора круга дисциплин-доноров, изучающих коммуникационные процессы и визуальную сферу в целом. В нашем случае туда войдут вышеперечисленные предметные области исследования визуального, а также медиатеории и теории коммуникации. Отбор необходимого материала осуществляется путем анализа и интерпретации.

В качестве примера такого эмпирического отбора проанализируем содержание наибо-

лее читаемых (most read) 39 статей журнала Visual Communication (2003-2014) с точки зрения вида исследований (теория/эмпирия), дисциплин, методов и объектов. Анализ показал, что чуть больше востребованы эмпирические кейсы, чем статьи теоретической направленности.

Проведенный анализ позволяет предположить, что дисциплинарные области здесь не имеют четких очертаний, используются разные понятия и термины, которые хотя и фиксируют референты, создающие первоначальную онтологию, но не имеют строгой дисциплинарной привязки.

Можно считать, что визуальные коммуникации как учебная дисциплина и наука использует в качестве основного донора область visual studies, которой принадлежат главные теоретические ресурсы современного изучения визуального.

После кодификации всех теоретических ресурсов (парадигм, подходов, теорий, концепций и понятий) должна вестись работа по их отбору, интерпретации, конкретизации, комментированию и разграничению. По нашему мнению, основное внимание на первом этапе стоит уделять именно понятийному ряду, который может быть заимствован и эксплицирован для нужд новой дисци-

плины, а также введению новых, связанных с ним понятий.

Эта процедура носит в основном логический характер и должна иметь в основе базовую модель коммуникации, позволяющую распределять теоретические ресурсы указанных дисциплин согласно структурным элементам данной модели.

Предлагается использовать обобщенную онтологическую модель коммуникации, состоящую из двух субъектов-коммуникаторов и медиума (множественных медиумов, медийной цепи данной коммуникации).

Для идеального разграничения субъектов с точки зрения их коммуникативных ролей будем полагать одного из них адресантом (начинает, осуществляет, контролирует коммуникацию, готовит сообщение и выбирает медиумы), а другого - адресатом (принимает сообщение).Безусловно,ролимогут меняться в одном акте коммуникации. Предложенная модель близка к понятию прагматической коммуникации [4]. Это основа логической структуры дисциплины «Визуальные коммуникации», собирающая ее содержание в кругу указанных понятий. Определим предварительно визуальную коммуникацию как такую коммуникацию, в которой основные медиумы имеют визуальный характер.

Рис. 1. Базовая модель коммуникации

Таблица

Содержание статей (most read) журнала Visual Communication (2003—2014)1

Дисциплины Семиотика, культурные исследования, педагогика, медиаисследования, экология

Доминирующие методы Семиотический и дискурс-анализ

Объекты Вербально-визуальный текст (креализованный текст), новые и старые медиа, цвет, язык, визуальный язык, дискурс, визуальная метафора, образ, графический дизайн

Эмпирические объекты Фотографии в сетях, конкретные виды мультимедиа, мультимедиа в Китае, газеты, видео, визуальный стиль конкретного издания, метро, скульптура, Берлинская стена

1 По материалам журнала Visual Communication [Электронный ресурс]. - URL: http://vcj.sagepub. com (дата обращения: 15.03.2015).

Рассмотрим каждый элемент модели с точки зрения использования тех понятийных рядов, которые могут описывать его в рамках конструируемой нами дисциплины.

Первый субъект визуальной коммуникации (адресант) начинает ее, заинтересован в ней, ставит цель, обеспечивает протекание и фиксирует результат. Нужно понятийно описать деятельность создающего сообщение субъекта, которая заключается в ментальной подготовке и последующем медийном воплощении визуального сообщения.

Ментальная подготовка может быть описана понятием визуальное мышление, которое не имеет однозначного толкования. С психологических позиций - это естественная функция мозга и автономный процесс. Р. Арнхейм определял его как «мышление посредством визуальных операций» и подчеркивал его универсальность, отмечая, что все и всюду прибегают к визуальному мышлению, которое направляет фигуры на шахматной доске и определяет глобальную политику на географической карте [1]. По мнению ученого, согласно экспериментальным исследованиям, чувство зрения действует путем образования визуальных понятий, т. е. путем форм, которые соответствуют внешнему виду предметов в данном окружении и имеют свои эквиваленты в рисунках и картинках - этот «опыт откладывается в образах и этими образами мы оперируем так же, как если бы они были самими оригиналами» [1, с. 183-184]. Более того, понятие (даже абстрактное) и его визуальный образ не противоречат друг другу, хотя образы обычно характеризуются неполнотой, нечеткостью, нецелостностью, схематичностью, являясь одновременно и общими, и частными.

На подобном понимании целостности психического процесса базируется отношение к визуальному мышлению как компоненту любого знания, в том числе имеющего характеристики рационального и вербального, поскольку слово (денотат) и его визуальное воплощение, во-первых, нераздельны, во-вторых, не совпадают полностью - каждый из них имеет автономное содержание.

Тем не менее можно полагать, что знание о каждом отдельном когнитивном объекте (фрейм, когнитивная схема) может сопровождаться его визуальными (внутренними)

образами. Поэтому ментальная подготовка сообщения - это процесс визуального мышления как актуализация ментального образа объекта(тов), который сопровождается ментальным визуальным образом.

Этот процесс, в свою очередь, охватывается понятием «визуализация», которое мы понимаем как осознанное представление в сознании того или иного объекта в визуальном (видимом) виде. Данное понятие также неоднозначно.

Различают два типа визуализации: ментальную и медийную (материальное воплощение ментальной, изображение). Оба эти типа зависят от объектов визуализации с точки зрения ментального содержания и формы репрезентации. Это перцептивно воспринятые объекты материального (физического) мира, а также культурные формы, выраженные абстрактными понятиями. Вместе с тем это реальные объекты, имеющие ментальную визуальную проекцию в сознании. Выделяется еще один тип визуализации: содержание текста передается с помощью образных фигур, зрительных метафор [2].

Все выделенные типы визуализации зависят от визуального опыта субъектов. Стоит отметить, что данное понятие используется, но практически не определяется [7; 9]. По нашему мнению, визуальный опыт - это совокупность всех ментальных визуальных образов, полученных в процессе жизни, как компонентов знания субъекта.

Визуальный опыт характеризует как первого, так и второго субъекта. Для первого он означает ресурс для создания визуальных сообщений, а для второго - возможность эти сообщения принимать, т. к. только схожий визуальный опыт позволяет нормально коммуницировать. Предлагается выделить два вида визуального опыта: первичный и вторичный. Первичный - собственная перцепция реальных визуальных объектов, а вторичный - восприятие медийных визуальных объектов в ситуации коммуникативного взаимодействия. Эти два вида опыта следует различать по причине разграничения коммуникативной и некоммуникативной ситуации для формирования визуального опыта субъекта, когда во втором случае мы имеем дело с «организованным», «не лично полученным опытом» (гиперреальность

Ж. Бодрийяра), который заменяет собственный (первичный). Создание вторичного визуального опыта - основная задача медиасферы.

Итак, для описания первого субъекта визуальной коммуникации можно использовать ряд связанных понятий: визуальное мышление, визуализация (ментальная и медийная), визуальный опыт (первичный и вторичный), тип объекта. Здесь визуальный опыт служит основой визуального мышления, который обеспечивает ментальную визуализацию, а последняя, в свою очередь, - визуализацию медийную.

Медийная визуализация есть создание собственно медиума (медиумов) - третьего компонента рассматриваемой модели. Следует учитывать, что данное понятие здесь имеет исключительно коммуникативный смысл [3].

В визуальной коммуникации медиумы имеют визуальную природу. Визуальный медиум является визуальным объектом, который можно определить как видимый объект в конкретном акте восприятия. Он воспринимается и рационально осознается. Однако в связи с тем, что ряд визуальных объектов имеет естественное происхождение (природные и искусственно созданные материальные объекты), как все, что может попасть в поле зрения при простом визуальном восприятии, то их можно выделить отдельным понятием - реальные визуальные объекты. Другой вид визуальных объектов специально создается для визуальной коммуникации (фотографии, картинки, любые изображения, визуальные невербальные знаки, произведения искусства и пр.) - это собственно медиум, который в этом случае будет выступать как медийный визуальный объект. Он содержит сообщение, которое есть воплощение визуального ментального объекта(ов), и может быть в разной степени идентичен его реальному визуальному референту, может быть по-разному модифицирован, а также быть полностью «фантазийным» как новый объект, не имеющий референта.

Медийный визуальный объект обладает сложной структурой, анализ которой позволяет дать определение визуальным изображению и образу, которые не всегда разводятся в литературе, а также рассмотреть механизм визуальной коммуникации с точки зрения достижения ее целей. (Объем насто-

ящей статьи не позволяет остановиться на этом подробно.)

Одновременное существование в визуальном акте реальных и медийных визуальных объектов позволяет концептуализировать понятие визуального контекста и обозначить его отдельным понятием визуальная среда коммуникации. Это понятие может быть соотнесено с более абстрактными понятиями визуальной сферы и визуальных практик, которые специфицируют визуальную среду конкретной коммуникации теми визуальными маркерами (отдельные визуальные объекты), которые их конституируют. Например, для визуальной сферы торговли ключевыми маркерами являются товар, торговый зал, покупатели и продавцы (причем некоторые - суть атрибутивные маркеры, а некоторые - нет).

Именно единство визуальной среды и ее медийных визуальных объектов обеспечивает визуальную коммуникацию для второго ее субъекта.

Характеристики второго субъекта визуальной коммуникации связаны с восприятием медийных визуальных объектов и визуальной среды. Понятие «восприятие» имеет здесь несколько измерений, являясь междисциплинарным. По сути его можно обозначить как видение, поскольку оно точнее передает способ и процесс освоения визуального и отвечает на вопрос: как человек видит? Здесь существует два подхода, которые обобщенно можно назвать психофизиологическим и социокультурным. В рамках первого рассматривают психофизиологические основы, которые детерминируют весь процесс визуального восприятия. Культурно обусловленное видение можно раскрыть таким, уже введенным, понятием, как «визуальный опыт», а также понятиями «режим видения» и «способ видения». Близкие понятия, не уточняясь, уже используются в литературе: М. К. Крышталева пишет о режиме зрения (синоним - скопический режим) и выделяет три его модуса [6], а Е. В. Батае-ва использует понятие «режим видения» [2].

Режим видения связан с доминирующим видом деятельности и типом повседневной практики человека. Он связан также со средой, типами визуальных объектов и маркеров, тем визуальным полем, которое для него обычно и повседневно. Способ видения

Рис. 2. Логико-онтологическая схема визуальной коммуникации

сопряжен с целями и ценностями данной культуры как средствами селекции наблюдаемого и принимаемого в процессе визуальной коммуникации. Все это необходимо учитывать для подготовки и проведения визуальной коммуникации.

Таким образом, в настоящей статье предложена понятийная структура новой дисциплины «Визуальные коммуникации» путем экстраполяции универсальной коммуникативной модели в предметные поля визуальных исследований и выделения в результате этого ряда релевантных данной дисциплине понятий, попытка их логической связи и введения новых, их дополняющих. Тем самым создана предварительная логико-онтологическая схема новой научной и учебной дисциплины (рис. 2).

Библиографический список

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Сиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухо-ва. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 672 с.

2. Батаева Е. В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. - 2012. - № 11. - С. 61- 68.

3. Васильева М. Р. Теоретико-методологические проблемы исследований визуальных коммуникаций в новых медиа // Connect-Universum-2014: сборник материалов V Международной научно-

практической интернет-конференции. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. - С. 73-76.

4. Гундарин М. В., Ситников А. П. Победа без победителей: очерки теории прагматических коммуникаций. - М.: ИМИДЖ-контакт, 2003. - 256 с.

5. Инишев И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. - 2012. -№ 1 (85).- С.197-198.

6. Крышталева М. К. Визуальный опыт человека в визуальной культуре // Terra Humana. -2014. - № 2. - С. 165-168.

7. Пирогов С. В. Горизонты исследования визуального // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - № 4 (24). - С. 124-131.

8. Программа курса «Визуальные коммуникации». Институт моды, дизайна и технологии [Электронный ресурс]. - URL: imdt.ru/programm/ vuzovskij_komponet/vizualnaya (дата обращения: 10.06.2015).

9. Усманова А. Визуальные исследования как исследовательская парадигма [Электронный ресурс]. - URL: http://filosfak.ru/biblio/усманова-альмира-визуальные-исследо/ (дата обращения: 05.05.2015).

10. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn // Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. - Chicago & London: The University of Chicago Press, 1994. - Р. 11-34.

11. Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture. - 2008. -№ 7 (2). - Р. 131-146.

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Vasilieva Marina Rashidovna

Cand. Sci. (Philosoph.), Assoc. Prof. of the Department Social-Mass Communications, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

VISUAL COMMUNICATION: BECOMING THE DISCIPLINE

Abstract. This article is devoted to research the possibility of establishing a new discipline "Visual Communication". Analysis and interpretation areas, studying visual culture, allowed proposing a new logic of discipline.

Keywords: visual communication, visual object, visual medium, visualization, visual experience.

Поступила в редакцию 06.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.