Научная статья на тему 'Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности'

Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шоу-цивилизация / контент / репортажи / визуализация / стилистика / формат / военная журналистика / show civilization / content / reports / visualization / style / format / military journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сергей Николаевич Ильченко

В статье рассматривается практика визуального отражения в телевизионном контенте событий, которые происходят на Украине, в районе линий соприкосновения. В этом заключается новизна анализа богатого телевизионного контента, которым наполняется эфир за конкретный период времени, начиная с конца февраля 2022 г. Автор предпринимает попытку анализа и обобщения стилистики соответствующих репортажей, выходящих в эфир отечественных медиа, определяет их формат и типологию. В статье обозначается генетическая связь материалов военных корреспондентов с общими тенденциями мировой визуальной культуры в рамках функционирующей модели шоу-цивилизации. Затрагиваются вопросы адекватности презентации информационных «военных» материалов реальности противостояния отечественных вооруженных сил и ВСУ. Автор подвергает критическому анализу ряд приёмов визуализации событий с точки зрения их информационного содержания, наглядности предлагаемого отечественными средствами массовой информации визуального ряда, а также географической идентификации событий, связанных с проведением СВО на территории Украины. Анализируется общая генеральная линия российских медиа на постоянное освещение происходящего в соответствующих точках действии Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе оперативность и скорость получения новостей и фактов из районов боевых столкновений. Практика нынешних информационных действий журналистов и тех СМИ, которые транслируют их материалы, сопоставляется в статье с историческим опытом информационно-пропагандистской работы советских медиа в период Великой Отечественной войны. Автор выдвигает ряд предложений, с помощью которых возможно выстроить более чёткую систему распространения информации из зоны СВО при условии их своевременной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visualization of "Military" Content: The Principle of Aesthetic Approximation

The article discusses the practice of visual reflection in the television content of the events that occur in Ukraine in the area of the contact lines. This is the novelty of analyzing the rich television content that fills the air for a specific period of time, starting from the end of February 2022. The author attempts to analyze and generalize the stylistics of the relevant reports going on the air by domestic media, determines their format and typology. The article outlines the genetic relationship of war correspondents’ materials with the general trends of world visual culture within the framework of the functioning model of show civilization. The issues of the adequacy of the presentation of informational “military” materials of the reality of the confrontation between the domestic armed forces and the Armed Forces of Ukraine are touched upon. The author critically analyzes a number of techniques for visualizing events from the point of view of their informational content, the visibility of the visual series offered by the domestic mass media, as well as the geographical identification of events related to the conduct of the Special Military Operation (SMO) on the territory of Ukraine. The general line of the Russian media on the constant coverage of what is happening in the relevant points of action of the Armed Forces of the Russian Federation, including the efficiency and speed of receiving news and facts from the areas of military clashes, is also analyzed. The practice of the current information actions of journalists and those media outlets that broadcast their materials is compared in the article with the historical experience of the information and propaganda work of the Soviet media during the Great Patriotic War. The author puts forward a number of proposals that could, if implemented, build a clearer system for the dissemination of information from the SMO zone.

Текст научной работы на тему «Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности»

Ilchenko S. N.

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853 (Print)

Научная статья УДК 316.77

DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-4-155-163

Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности

Сергей Николаевич Ильченко

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия tv_and_radio@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7301-3203

В статье рассматривается практика визуального отражения в телевизионном контенте событий, которые происходят на Украине, в районе линий соприкосновения. В этом заключается новизна анализа богатого телевизионного контента, которым наполняется эфир за конкретный период времени, начиная с конца февраля 2022 г. Автор предпринимает попытку анализа и обобщения стилистики соответствующих репортажей, выходящих в эфир отечественных медиа, определяет их формат и типологию. В статье обозначается генетическая связь материалов военных корреспондентов с общими тенденциями мировой визуальной культуры в рамках функционирующей модели шоу-цивилизации. Затрагиваются вопросы адекватности презентации информационных «военных» материалов реальности противостояния отечественных вооруженных сил и ВСУ. Автор подвергает критическому анализу ряд приёмов визуализации событий с точки зрения их информационного содержания, наглядности предлагаемого отечественными средствами массовой информации визуального ряда, а также географической идентификации событий, связанных с проведением СВО на территории Украины. Анализируется общая генеральная линия российских медиа на постоянное освещение происходящего в соответствующих точках действии Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе оперативность и скорость получения новостей и фактов из районов боевых столкновений. Практика нынешних информационных действий журналистов и тех СМИ, которые транслируют их материалы, сопоставляется в статье с историческим опытом информационно-пропагандистской работы советских медиа в период Великой Отечественной войны. Автор выдвигает ряд предложений, с помощью которых возможно выстроить более чёткую систему распространения информации из зоны СВО при условии их своевременной реализации.

Ключевые слова: шоу-цивилизация, контент, репортажи, визуализация, стилистика, формат, военная журналистика

Original article

Visualization of "Military" Content: The Principle of Aesthetic Approximation

Sergey N. Ilchenko

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia tv_and_radio@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7301-3203

The article discusses the practice of visual reflection in the television content of the events that occur in Ukraine in the area of the contact lines. This is the novelty of analyzing the rich television content that fills the air for a specific period of time, starting from the end of February 2022. The author attempts to analyze and generalize the stylistics of the relevant reports going on the air by domestic media, determines their format and typology. The article outlines the genetic relationship of war correspondents' materials with the general trends of world visual culture within the framework of the functioning model of show civilization. The issues of the adequacy of the presentation of informational "military" materials of the reality of the confrontation between the domestic armed forces and the Armed Forces of Ukraine are touched upon. The author critically analyzes a number of techniques for visualizing events from the point of view of their informational content, the visibility of the visual series offered by the domestic mass media, as well as the geographical identification of events related to the conduct of the Special Military Operation (SMO) on the territory of Ukraine. The general line of the Russian media on the constant coverage of what is happening in the relevant points of action of the Armed Forces of the Russian Federation, including the efficiency and speed of receiving news and facts from the areas of military clashes, is also analyzed. The practice of the current information actions of journalists and those media outlets that broadcast their materials is compared in the article with the historical experience of the information and propaganda work of the Soviet media during the Great Patriotic War. The author puts forward a number of proposals that could, if implemented, build a clearer system for the dissemination of information from the SMO zone.

Keywords: show civilization, content, reports, visualization, style, format, military journalism

© Ильченко С. Н., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная The content is available under the Creative Commons "Attribution" 4.0 International

Ильченко С. Н. Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 4

Введение. Для телевидения как одного из самых востребованных видов массовой коммуникации и средства доставки информации вопрос об адекватности отражения эмпирической реальности в современных условиях военно-политической конфронтации и осуществления парадигмы «гибридной войны» не теряет своей актуальности. Более того, по нашему мнению, он обретает всё большую остроту, ибо противоборствующие стороны цивилизационного противостояния не скрывают желания постоянно усиливать собственное воздействие друг на друга. Не менее существенной является и проблема результативности и эффективности информационной политики, которая направлена не на внешний контур противостояния, а на отечественную массовую аудиторию.

В подобном контексте важность приобретает комплекс приёмов и методов подобного влияния с учётом коммуникативных, тех-нолого-технических и эстетических факторов функционирования нынешних классических медиа. К ним мы относим: печатные СМИ, радио и телевидение. Каждое из них заслуживает отдельного исследования в части изменения современных условий функционирования. Однако, как нам кажется, телевидение в этой классической триаде по-прежнему занимает доминирующее место.

Этому вопросу автор этой статьи посвятил не только собственное диссертационное исследование [1], но и ряд последующих публикаций [2-6]. Теория шоу-цивилизации в них рассматривается как фундаментальное обстоятельство, структурирующее всю систему распространения и форматной организации информации в комплексной мировой медиасистеме. Автор находит теоретическое обоснование подобных взглядов в работах не только классиков теории кино [7-9], но и философов [10]. Проблематика, связанная с визуализацией информации в практике медиа, постоянно находится в поле зрения современных исследователей [11; 12]. Они продолжают традиции западной теоретической мысли, направленной на раскрытие двойственной природы современного телевидения [13; 14].

Отметим также, что в ряде зарубежных трудов и справочных изданий уже сложилась научная традиция типологизации существующего эфирного контента [15-17]. Обратим внимание и на то, что некоторые

зарубежные исследователи более чем критично оценивают существующую практику влияния СМИ на массовое сознание аудитории [18; 19].

Из трудов отечественных исследователей мы выделим фундаментальный труд Е. В. Сальниковой [20], в котором большинство существующих эстетических визуальных девиаций экранной культуры (в том числе, и ТВ) получили глубокую и взвешенную научную оценку, включая критику части форматов, жанров и приёмов, практикуемых в работе соответствующих отечественных вещателей.

В целом, мы можем признать достаточную степень разработанности и изученности интересующей нас проблематики. Однако существенная корректировка повестки дня мировых медиа за последние несколько лет требует некоторых уточнений и пояснений. Хотя бы на уровне заявки направления изучения парадокса визуальной составляющей так называемой «гибридной войны», в том числе и с точки зрения шоу-цивилизации, которую мы видим как более широкое понятие, в основе которого доминирующий характер визуального канала распространения информации по всем возможным сегментам и сферам информационной деятельности. Здесь первым пунктом в повестке дня значится телевидение и его информационный контент, напрямую коррелируемый с событиями военного характера.

Методология и методы исследования. Для нас ключевым моментом исследования проблемы визуальной идентификации современного телевизионного контента является введенное нами в докторской диссертации понятие «шоу-цивилизации». Под шоу-цивиизацией мы понимаем современную систему информационных связей в социуме, которые характеризуются противоречивыми отношениями между экранной реальностью и эмпирической действительностью вследствие того, что в электронных СМИ происходит однонаправленное формирование виртуальной реальности в масштабах общей человеческой цивилизации, независимо от географического или иного фактора [1, с. 55]. Применительно к нынешнему анализу журналистской практики по освещению военных действии данное теоретическое положение имеет непосредственное отношение именно в силу того, что для презентации информации по телевиде-

Ilchenko S. N.

нию как раз и используются методы и приёмы, характерные для процесса визуализации эмпирической реальности.

В этом аспекте явную методическую поддержку предпринятому нами мониторингу контента и попыткам его типологизации оказывают взгляды Сьюзен Сонтаг, получившие распространение ещё в ХХ в. очевидно актуальные и в настоящий момент. Предметом её «теоретических штудий» являлась, прежде всего, фотография. Но отметим также и то обстоятельство, что подход исследовательницы достаточно безболезненно экстраполируется и на телевидение, прямого наследника в семье визуальных каналов фиксации и распространения информации.

В одной из своих последних работ Сьюзен Сонтаг, напрямую указывала на две идеи, объясняющие амбивалентность воздействующего влияния визуального канала распространения информации. Она имела ввиду фотографию, но эти тезисы могут быть применимы и в отношении телевидения.

Исследователь рассуждает о двух идеях, касающихся воздействия фотографии: «Первая идея - что вниманием публики управляет внимание средств массовой информации, то есть, прежде всего - изображения. Когда есть фотографии, война становится "реальностью"... Вторая идея (она может показаться обратной тому, о чём сказано выше): мир перенасыщен изображениями, и те, что должны много значить, действуют все слабее - мы черствеем. В результате такие изображения делают нас менее чувствительными. Слабее бередят нашу совесть» [19, с. 78].

Вывод, который следует сделать из присутствия подобных обстоятельств в практике современных медиа, носит более чем радикальный характер: аудитория нуждается в более современных адаптированных вариантах воздействия на неё, с одной стороны. При этом невозможно не учитывать фактор подсознательного (или сознательного) ожидания появления привычных по иным сегментам мировой визуальной культуры форматам и моделям презентации экранного контента. С другой стороны, не следует строить иллюзии относительно радикализации демонстрируемых эпизодов, кадров, сцен, где визуальная доминанта «картинок» насилия и жестокости и, прежде всего, последствия их проявления, составляет генеральный тренд. О критическом восприятии подобных приёмов воздействия в той же

работе «Смотрим на чужие страдания» рассуждала уже цитировавшая нами Сьюзен Сонтаг, пытаясь объяснить: почему телеконтент с увеличением повторяемости схожих кадров, теряет собственную аттрактивность: «Этот вопрос обращает нас к главному средству передачи новостей - телевидению. Изображение теряет силу из-за того, как его используют, где и как часто мы его видим. Телевизионные картинки - это, по определению, картинки, от которых рано или поздно устаёшь. То, что кажется чёрствостью, объясняется неустойчивостью внимания, которое телевизор привлекает и притупляет благодаря изобилию изображений. Их избыток делает внимание поверхностным, переменчивым, более или менее безразличным к содержанию... Потребитель никнет. Его надо стимулировать снова и снова ... Содержание вымывается, и это больше всего притупляет чувства» [21, с. 79]. Данный феномен уже стал предметом изучения в работах ряда исследователей [22; 23].

На наш взгляд, визуализация нынешней военно-политической ситуации и в отдельных регионах, и в мире, целом, становится очевидным процессом, суть и влияние которого достаточно точно определила Ханна Арендт. Она писала: «Поскольку люди живут мире видимостей, и в своем взаимодействии с ним зависят от того что явлено (manifestation), то на хитрости лицемерия (в отличие от прагматических уловок, которые в долгое время выходят на свет) невозможно отвечать, так называемым, рациональным поведением. На слова можно полагаться лишь тогда, когда мы уверены, что их функция - не сокрытие, а раскрытие» [24, с. 77]

Наука ещё в начале долгого пути, потому что сама реальность меняется со стремительностью, порою неподвластной возможностям сиюминутного, ситуативного анализа. Однако данное обстоятельство никоим образом не должно провоцировать отказ от исследования. Соответственно, текст данной статьи и есть ещё одна попытка понять некоторые закономерности, которые стали очевидными в изменяющемся телеконтенте. Отметим, что мы выбираем в качестве эмпирической базы те явления журналистского творчества, которые могут быть увидены в эфире отечественных федеральных телеканалов. Здесь тематическая направленность данных субъектов телевещания предопределяет контент.

Ильченко С. Н. Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 4

Условно мы разделяем общедоступные телеканалы на два неравномерных сегмента. Первый и самый главный, куда входят те вещатели, в программной сетке которых наличествуют информационные программы, освещающие в том числе и военную проблематику, коррелированную с СВО и соответствующей событийностью (Первый канал, каналы холдинга ВГТРК, НТВ «Звезда», 78 канал и т. д.). Второй сегмент включает в себя те телеканалы, которые входят в состав соответствующих двух мультиплексов и не содержат в своей структуре информационных и новостных выпусков (СТС, ТНТ, «Ю», «Пятница», «Че»). Мы оставляем их эфирный контент за пределами нашего анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Что же касается первого сегмента, то в информационных выпусках (особенно в тех репортажах и сюжетах, где рассказывается о событиях неподалеку от линии соприкосновения), мы можем зафиксировать использование определённой визуальной эстетики, вольно или невольно вызывающей ассоциацию с миром компьютерных видеоигр. Наши оппоненты не однажды занимались подтасовкой видеоиллюстраций, используя соответствующие динамичные эпизоды из милитаризированных «стрелялок», получивших в классификации видеоигр определение «шутеры». Что ещё раз указывает на откровенно манипулятив-ный характер направленного на российскую сторону информационного воздействия. В данном случае для наших оппонентов важны были никак не точность и адекватность в используемых иллюстрациях, а нарочитая приблизительность, воздействующая на подсознательном уровне. То есть, на повестке дня мы имеем вопрос о приёмах «постправды» и фейковизации медийного контента. О чём уже составляются научные сборники [25].

Исследователям ещё предстоит систематизировать и анализировать всю «гигантскую машину» изготовления фейков. Некоторые попытки активно предпринимаются в практике ряда федеральных телевещателей (Первый канал, НТВ, «Звезда»), но сложность адекватной и убедительной реакции на ложь и неправду заключается в том, что в условиях СВО понятие секретности и военной тайны частично ограничивает возможности визуальной иллюстрации происходя-

щего на поле боя. Отметим, например, не до конца очевидный принцип сокрытия (или несокрытия) лиц участников СВО, которые попадают в кадр, или которые комментируют определённые боевые действия. При этом в информационных выпусках в ходе кратких презентаций героических поступков наших солдат и офицеров в эфире воспроизводятся их фотографии с указанием воинского звания, фамилии и имени.

Очевидным становится обстоятельство, что видеоизобажения, получаемые для журналистов с помощью БПЛА, не всегда обладают (что понятно с точки зрения техники и технологии) чётким изображением того, что «видят» их камеры. Между тем стремительное освоение подобной аппаратуры, без которой невозможны успешные боевые действия, важно и для доставки адекватной и ясной видеоинформации о происходящем в зоне соприкосновения. В зарубежной ме-диалогии уже предприняты попытки систематизации дронов [26]. Но они связаны с тактико-техническими характеристиками. Тогда ясно, что для отечественных военных журналистов важны их коммуникационные способности и возможности. Иначе мы не сможем получить чёткой картины происходящего. На помощь в подобных ситуациях приходит закадровое озвучание, которое, как правило, есть воспроизведение аудиозаписи переговоров военных, участников происходящих в кадре событий. Либо закадровый комментарий озвучивает сам журналист или диктор.

При подобном аудиовизуальном воздействии экспрессия журналистского рассказа усиливается, так как телезрители могут наблюдать не только характерную смазанную наглядную «картинку», но и подвергаются дополнительному лингвистическому воздействию. Один из самых ярких примеров из практики отечественных аудиовизуальных СМИ последнего времени - новелла о подвиге членов экипажа танка «Алеша», который были удостоены высших боевых наград.

Принцип персонификации конкретного подвига определённого гражданина нашего Отечества есть один из важнейших принципов работы военных журналистов. Хорошо известный тезис о том, что «страна должна знать своих героев», в нынешних условиях как никогда актуален. Он блестяще оправдал себя во время Великой Отечественной

Ilchenko S. N.

войны, но, к сожалению, по ряду политических, идеологических и цензурных причин мало востребован в период локальных конфликтов периода позднего Советского Союза, а также во время военного противостояния в Чечне на рубеже прошлого и нынешнего столетий, и в период локализации боевых столкновений по периметру границ Российской Федерации в первой четверти XXI в.

Необходима смена парадигмы привычного информационного освещения таких ситуаций в период стремления со стороны наших противников к их развертыванию в более масштабное противостояние (что и происходит отчасти в сфере идеологии и информации). Что и продуцирует в работе российских СМИ желание руководителей и журналистов если не мгновенную, то скорую реакцию на любые проявления информационного давления и откровенных провокаций. Достаточно вспомнить уже ставшую фейко-вой классикой информационную новеллу по обвинению России и её руководства рядом западных медиа в организации диверсии на трубопроводах «Северного потока» в Балтийском море осенью 2022 г.

Из данного обстоятельства проистекает ещё одна тематическая особенность военного телеконтента в практике отечественных вещателей. Здесь мы констатируем очевидную и вполне понятую причину к оперативному отражению в информационной повестке дня российских медиа фактов побед, одержанных российскими военными на поле боя. Однако уже отмеченные нами в некотором смысле ограниченные визуальные возможности формирования видеоконтента, относящегося непосредственно к категории репортажей из зоны боевых действий, находятся, на наш взгляд, в некоторой зоне риска, когда оперативность рассказа становится доминирующей характеристикой подобных журналистских материалов, оставляя на втором плане вопрос об визуальной адекватности раскрываемого в телеэфире событийного нарратива.

В этом аспекте мог бы пригодится и опыт Великой Отечественной войны, когда визуальная составляющая информации о ходе военных действий, включая подробности, отстояла от момента совершения события на некотором временном расстоянии, что позволяло тщательно выстраивать линию визуального рассказа о происходящем.

Первенство в тот период было за радио и печатными СМИ. Сегодня ситуация прямо противоположная. Желание актуализировать информационную повестку дня свежими новостями, включая подробности, приводит к использованию оперативных кадров видеосъёмки теми же дронами. А она в свою очередь не выглядит наглядной иллюстрацией к тому, о чём, как правило, рассказывает журналист за кадром. В перспективе ясно, что трансляция дронами «картинки» в целях информирования соответствующих структур, а далее - и аудитории, становится (если уже не стала) одним из основных направлений деятельности СМИ всех видов и типов в медийном пространстве. И повлечёт за собой дальнейшую трансформацию журналистских жанров и форматов, которые мы сегодня наблюдаем на телевизионном экране.

И в то же время мы можем зафиксировать складывающейся канон формата репортажа «с линии фронта». Схема выглядит следующим образом: стенд-ап корреспондента, кадры работы наших военных. Далее - комментарий кого-либо из участников и завершающий спич о смысле увиденного. Как вариант включения журналиста в происходящее используется съёмка либо рядом с местом работы определённой военной техники (как правило, артиллерии или наводчиков БПЛА), либо приём травелинга: журналист перемещается вместе с оператором в кадре в составе группы военных. Изредка используется съёмка в движении: камера фиксирует корреспондента находящегося (используем здесь принятый термин представителей сухопутных войск) на броне какого-либо военного транспортного или боевого средства (чаще всего, БМП).

Некоторую абстрактность подобного рода репортажам придают и упоминаемые географические объекты и топонимы. Названия звучат в эфире, но не иллюстрируются на карте в кадре. Наглядность происходящего могла бы быть усилена за счёт показа реальной карты с изображением линии соприкосновения, чтобы зрители более чётко понимали, где, например, находится крас-нолиманское направление. В этом аспекте традиционной стала рубрика, которую можно условно именовать «по официальному сообщению Министерства обороны Российской Федерации». Спикер данной и главной военной структуры генерал-лейтенант Игорь Конашенков постоянно появляется в

Ильченко С. Н. Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 4

телеэфире с конкретными данными о потерях противника в живой силе и технике.

Стоит также отметить, что аудиальное воспроизведение этой статистики сопровождается, во-первых, соответствующей инфографикой. Во-вторых, спикер МО РФ указывает определённые географические участки на территории либо самой Украины, либо районы на линии соприкосновения наших войск с ВСУ.

Если же сравнивать то, каким образом официальные сведения распространяются далее по соответствующим СМИ, то можно зафиксировать тенденцию к их идентичной интерпретации и подаче. Однако мы можем наблюдать и определённые нюансы по хронологии выдачи в эфир, а также выморочность в том, как интерпретируются официальные данные (если они комментируются) приглашёнными экспертами и участниками различных политических ток-шоу.

Обсуждение результатов исследования. Если снова обращаться к опыту информационной политики нашего государства в период Великой Отечественной войны, то неоднократно в публичном дискурсе возникала и обсуждалась идея организации некой единой, уполномоченной властями медийной структуры, главной обязанностью которой стал бы отбор и распространение информации о ходе СВО со всеми вытекающими от этого последствиями. Иначе говоря, реинкарнации Совинформбюро, доказавшего эффективность и результативность принципов своей работы в ходе войны в 1941-1945 гг.

Если же учесть, что в течение полутора лет телеконтент отечественных эфирных каналов демонстрирует уже выработанную и продуманную систему информирования аудитории о происходящем, то важно быть уверенным в адекватности реакций этой аудитории на увиденное. Здесь не может быть место приблизительности и шаблонам, потому что журналистика есть информационная деятельность, тесно связанная с конкретикой событий и судьбами их участников.

Мы можем констатировать: отечественная военная журналистика находится нынче на новом, совершенно непохожем на прежние периоды, этапе своего развития. Сегодня визуализация всего спектра происходящего в военно-политической сфере - основное направление деятельности медиа всех видов и типов, не говоря уже об

их национальной и государственной принадлежности. И в подобных условиях обострившегося медийного противостояния, за которым стоит политический и идеологический конфликт, адекватность «картинки» военной жизни наших соотечественников едва ли не главная задача действий СМИ на практике. А в теории это связано с осмыслением рисков приблизительности и неточности информационного поведения журналистов и медиа.

Заключение. Как мы стремились продемонстрировать в данном исследовании, предпосылки для решения обозначенных нами проблемных позиций, существуют. И они связаны не только с необходимым прогрессом в совершенствовании всей системы производства беспилотных летательных аппаратов, увеличению разнообразия их возможностей и функций. Здесь важна трансформация уже освоенных рубежей в развитии российской военной журналистики с точки зрения креативных возможностей, предопределяемых техникой и технологией.

Весь исторический опыт развития СМИ, включая саму журналистику, доказывает очевидное: новшества рано или поздно становятся привычными инструментами, которые журналисты используют в работе. И все эти материально-технические выго-доприобретения служат расширению коммуникационных возможностей информирования аудитории. В этом нам видится залог продуктивной деятельности всех медиа по визуализации «военного» контента. Здесь на помощь должна прийти та самая «шоу-цивилизация», которая до недавнего исторического момента чаще всего возникала в теоретической полемике в критической коннотации по отношению к работе СМИ.

Пока же на настоящем этапе очевидно происходит осмысление как возможностей деятельности медиа и журналистов на «направлении главного информационного удара», так и выявление конкретных запросов их потенциальной аудитории. Роль адекватного информирования и создание в массовом сознании идеологически корректной картины мира и основных содержательных моментов повестки дня в нынешней усложненной военно-политической ситуации возрастает кратно. Это очевидно, как по сравнению с предыдущим историческим опытом, имея ввиду советский и постсоветский периоды развития отечественной медиасистемы,

Visualization of "Military" Content: The Principle of Aesthetic Approximation Humanitarian Vector. 2023. Vol. 18. No. 4 Ilchenko S. N.

так и в связи с недавним (начиная с 2014 по февраль 2022 г.) периодом. Намечающиеся контуры и направления трансформации российского медиапространства становят-

ся, по нашему мнению, всё более зримыми, приобретают смысловую и креативную чёткость, которая есть онтологическое свойство любой военной информации.

Список литературы

1. Ильченко С. Н. Трансформация жанровой структуры отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М.: Академия медиаиндустрии, 2012. 591 с.

2. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22, № 3. С. 14-18.

3. Ильченко С. Н. Шоу-цивилизация: политизация российского телеэфира в 2014-2015 гг. // Социальные аспекты современного вещания в России / сост. О. В. Тихонова; под ред. Л. Ю. Мальковой, О. В. Тихоновой. М.: Фак-т жур. МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. С. 11-16.

4. Ильченко С. Н. Эстетика обмана в медийном масскульте // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: материалы 57 Междунар. форума (19-20 апреля 2018 г): в 2 т. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. Т. 2. С. 81-83.

5. Ильченко С. Н. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб.: Питер, 2019. 320 с.

6. Ильченко С. Н. Фейк-контроль, или Новости, которым не надо верить: как нас дурачат СМИ. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 188 с.

7. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. Р. Арнхейм. М.: Архитектура-С, 2012. 392 с.

8. Вулф Вирджиния. Кинематограф. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 80 с.

9. Леклезио Ж.М. Г Смотреть кино / предисл. Ж. Жакоба; пер. с фр. И послесл. Д. Савосина. М.: Текст, 2012. 173 с.

10. Барт Ролан. Третий смысл. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 104 с.

11. Грей Гордон. Кино: Визуальная антропология / пер.с англ. М. С. Неклюдовой. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 208 с.

12. Трэски Андреас. Теория видео. Онлайн-видео: эстетика или деградация видео / пер. с англ. Е. А. Кривошея, О. В. Гритчина М.: Гуманитарный центр, 2017. 252 с.

13. Hausman Carl. Lies We Live By. Defeating Double-Talk and Deception in Advertising, Politics, and the Media. New York: Routledge, 2000. 229 p.

14. Reality TV. Remaking Television Culture. Edited by Susan Murray and Laurie Oullette. New York: New York University, 2004. 358 p.

15. Todd G. Watching TV. A Panteon Guide to Popular Culture. New York: Panteon Books, 1987. 248 p.

16. Ron Lackmann, The Encyclopedia of 20th-century American Television. New York: Checkmark Books, 2003. 528 p.

17. Joe G. We Interrupt This Broadcast. New York: Sourceboooks, 1998. 154 p.

18. Джиа Толентино. Кривое зеркало. Как на нас влияют интернет реалити-шоу и феминизм. М.: Эксмо, 2020. 352 с.

19. Оливер Бойд-Барретт. Медиаимперализм. M.: Гуманитарный Центр: Е. Н. Кочергина, 2018. 292 с.

20. Сальникова Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсии. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 552 с.

21. ^нтаг Сьюзен. Смотрим на чужие страдания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.

22. Харрис С. Приглашение в социологию эмоций. Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 224 с.

23. Хэднеги К. Искусство обмана: Социальная инженерия в мошеннических схемах. М.: Альпина Паблишер, 2020. 430 с.

24. Арендт Х. О насилии / пер. с англ. Г. М. Дашевского. М.: Новое издательствое, 2014. 148 с.

25. Золян С. Т., Пробст Н. А., Сладкевич Ж. Р., Тульчинский Г. Л. Фейки: коммуникация, смыслы, ответственность; под ред. Г. Л. Тульчинского: монография. СПб.: Алетейя, 2021. 288 с.

26. Догерти М. Дроны: первый иллюстрированный путеводитель по БПЛА / пер. с англ. В. Бычковой, Д. Евтушенко. М.: Эксмо, 2018. 224 с.

Информация об авторе-

Ильченко Сергей Николаевич, доктор филологических наук; Санкт-Петербургский государственный университет; 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, 1-я линия В. О., д. 26; tv_and_radio@mail.ru; https://orcid. огд/0000-0002-7301-3203.

Ильченко С. Н. Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 4

Для цитирования-

Ильченко С. Н. Визуализация «военного» контента: принцип эстетической приблизительности // Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18, № 4. С. 155-163. DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-4-155-163.

Статья поступила в редакцию 03.09.2023; одобрена после рецензирования 17.10.2023;

принята к публикации 18.10.2023.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ilchenko, S. N. Transformation of the genre structure of domestic TV content: actualization of the game nature of television. Dr. sci. diss. Moscow: Academy of Media Industry, 2012. (In Rus.)

2. Ilchenko, S. N. Fake journalism as an element of modern show civilization. Izvestiya Ural Federal University, no. 3, pp. 14-18, 2016. (In Rus.)

3. Ilchenko, S. N. Show-civilization: politicization of Russian television in 2014-2015. Social aspects of modern broadcasting in Russia. Issue II. Comp. by O. V. Tikhonova, edited by L. Yu. Malkova, O. V. Tikhonova. M: Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University, 2017. (In Rus.)

4. Ilchenko, S. N. Aesthetics of deception in the media mass culture. Information Age. Media in the modern world. Petersburg readings. Materials of the 57th International Forum. April 19-20, 2018. In 2 vols. Vol. 2. Pp. 81-83. (In Rus.)

5. Ilchenko, S. N. How the media deceive us. Manipulation of information. St. Petersburg: Peter, 2019. (In Rus.)

6. Ilchenko, S. N. Fake control, or News that you don't need to believe: how the media fool us. Rostov n/A: Phoenix, 2021. (In Rus.)

7. Arnheim, R. Art and visual perception. Arnheim R. Translated from English. M: Architecture-With, 2012. (In Rus.)

8. Wolf Virginia. Cinematograph. M: Ad Marginem Press, 2014. (In Rus.)

9. Leklezio, M. G. Watch the movie. M. G. Leklezio; Introduction G. Jacob; transl. by D. Savosin. M: Text, 2012. (In Rus.)

10. Bart Roland. The third sense. M: Ad Marginem Press, 2015. (In Rus.)

11. Gray Gordon. Cinema: Visual Anthropology. Gordon Gray; translated from the English by M. S. Neklyudova. M: New Literary Review, 2014. (In Rus.)

12. Andreas, Cod. Video theory. Online video: Aesthetics or degradation of video. Translated from English by Krivoshey E.A., Gritchin O. V. H: Humanitarian Center, 2017. (In Rus.)

13. Hausman, Carl. Lies We Live By. Defeating Double-Talk and Deception in Advertising, Politics, and the Media. N. Y., Routledge, 2000. (In Engl.)

14.Reality, TV. Remaking Television Culture. Edited by Susan Murray and Laurie Oullette. N. Y. and London: New York University, 2004. (In Engl.)

15.Todd, Gitlin. Watching TV: a Pantheon Guide to Popular Culture. New York, Pantheon Books, 1987. (In Engl.)

16. Ron, Lackmann. The Encyclopedia of 20th-century American Television. New York, Checkmark Books, 2003. (In Engl.)

17.Joe Garner. We Interrupt This Broadcast. New York, Sourceboooks, 1998. (In Engl.)

18. Gia Tolentino. A crooked mirror. How the Internet reality shows and feminism affect us. Gia Tolentino; translated from English. M: Eksmo, 2020. (In Rus.)

19. Oliver Boyd-Barrett. Media imperialism.Translated from English: publishing house "Humanitarian Center", E. N. Kochergina, 2018. (In Rus.)

20. Sal'nikova, E. V. Visual culture in the media environment. Modern trends and historical excursions. M: Progress-Tradition, 2017. (In Rus.)

21. Susan Sontag. We look at the suffering of others. M: LLC "Ad Marginem Press", 2014. (In Rus.)

22. Harris S. Invitation to the sociology of emotions. Textbook. Translated from English by O. A. Simonova; Nat. Research. Un-t "Higher School of Economics". M: Ed. House of the Higher School of Economics, 2020. (In Rus.)

23. Hadnegi, K. The art of deception: Social engineering in fraudulent schemes. Christopher Hadnegi; translated from English. M: Alpina Publisher, 2020. (In Rus.)

24. Arendt, H. On violence. Translated from the English by G. M. Dashevsky. M: New Publishing House, 2014. (In Rus.)

25. Zolyan S. T., Probst N. A., Sladkevich J. R., Tulchinsky G. L.; edited by G. L. Tulchinsky. Fakes: communication, meanings, responsibility. Collective monograph. St. Petersburg: Aleteya, 2021. (In Rus.)

26.Dougherty Martin. Drones: the first illustrated guide to UAVs. Martin Dougherty: translated from English by V. Bychkova, D. Yevtushenko. M: Eksmo, 2018. (In Rus.)

Information about the author_

Ilchenko Sergey N., Doctor of Philology; Saint Petersburg State University; 26 1st line V.O, Saint Petersburg, 199004, Russia; tv_and_radio@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-7301-3203.

For citation_

Ilchenko S. N. Visualization of "Military" Content: The Principle of Aesthetic Approximation // Humanitarian Vector. 2023. Vol. 18, no. 4. P. 155-163. DOI: 10.21209/1996-7853-2023-18-4-155-164.

Received September 3, 2023; approved after reviewing October 17, 2023;

accepted for publication October 18, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.