Научная статья на тему 'Визуализация результатов научного исследования магистранта с использованием информационных технологий и современных средств инфографики'

Визуализация результатов научного исследования магистранта с использованием информационных технологий и современных средств инфографики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2399
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация результатов научного исследования магистранта с использованием информационных технологий и современных средств инфографики»

тирования, конструирования и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося. Другими словами, необходимо создание целостной системы информационно-аналитической деятельности учителя, которая должна быть определена содержанием, объёмом, источниками, инструментариями, определенным маршрутом движения, а также в какой форме и где эта информация будет храниться и использоваться.

В. С. Федотова

Визуализация результатов научного исследования магистранта с использованием информационных технологий и современных средств инфографики

Важным элементом научно-исследовательской работы магистрантов является представление результатов исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Традиционными формами демонстрации исследовательских разработок являются научный доклад, отчет как обзор основных выводов по рассматриваемой теме, участие в научных конференциях, форумах, симпозиумах, конкурсах научноисследовательских работ обучающейся молодежи, публикация материалов в научных и учебных изданиях.

Для большей наглядности научный доклад, отчет по результатам исследования сопровождаются компьютерной презентацией или демонстрацией другого электронного ресурса. Для расстановки акцентов, придания выразительности тексту результаты исследования представляются в виде графических объектов и сопровождаются поясняющим текстом доклада. При этом компоненты, которые в полной мере отражают гипотезу и поставленные задачи, необходимо представить наиболее ярко, оформив в виде красивой диаграммы, которая будет и в тексте, и на слайде. Часто в требованиях к материалам конференций, статьям научных журналов также содержатся предложения к использованию схем, графиков, рисунков, табличных данных.

Таким образом, очевидной необходимостью является поиск наиболее эффективных средств визуализации результатов научного исследования и оптимизации процессов восприятия и работы с большим объемом научной информации.

В современных условиях одним из таких средств является инфографика как вид современного моделирования, способ подачи информации с помощью графики и текста. Данный способ заимствован из сферы бизнеса, деловой коммуникации, но может эф-

330

фективно применяться в научной и образовательной сфере, где требуется схематизация информации. Большие объемы данных объединяют и структурируют в различные геометрические фигуры, выявляют связи между этими фигурами. Инфографика призвана не только организовать в компактной форме большой объем информации, но и более наглядно продемонстрировать соотношение предметов и фактов во времени и в пространстве, а также предопределить тенденции последующего развития и совершенствования объекта исследования. Использование инфографики позволяет уменьшить длительность демонстрации материала, так как графическая информация воспринимается целиком и имеет эмоциональную окраску. Инфографика используется в тех случаях, когда необходимо четко и быстро передать большой объем информации за короткий промежуток времени. Инфографику используют для облегчения восприятия сложной информации в технической документации, сфере образования, при составлении статистики. Наглядные понятные графики легко читаются и воспринимаются слушателем. Инфорграфика не просто сообщает информацию о рассматриваемом объекте, но и подталкивает к изучению проблемы, обращению к тем или иным материалам. Таким образом, достигается цель привлечения собеседников к критическому анализу материала, что так важно для начинающего исследователя.

Эффективность использования инфографики обусловлена следующими факторами: комплексное представление информации, включая текстовые блоки, изображения, схемы, карты, и т.д.; представление ключевых данных, отсутствие вводных слов, словосочетаний, оборотов, затрудняющих понимание сложных грамматических конструкций, авторских отступлений; представление информации в единой целостной системе; взаимосвязь идеи, концепции и реализации. Основными характеристиками современных средств инфографики являются простота, понятность используемых символов и обозначений. Для создания инфографики используются таблицы, диаграммы, различные графические элементы и т. д. Любая форма или образ являются приемлемыми, если обеспечивают эффективную передачу данных, выполняя конкретные цели, поставленные автором инфографики.

Существуют различные классификация инфографики: по содержанию, типу визуализации и типу систематизации информации (Калиткина И.В. Использование инфографики в образовании // Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 189-192). По способу отображения инфографика делится на два вида: статичная (отображает факты и цифры, содержит одиночные изображения без элементов анимации) и динамическая (демонстрирует динамику развития явления или процесса, содержит анимированные объекты).

331

Создание инфографики результатов научного исследования магистранта проходит в несколько этапов: 1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории (для магистров аудиторией могут быть представители научного сообщества, преподаватели, студенты). 2. Подбор материала по теме исследования, выбор способа представления данных (данные могут быть представлены в различных форматах - текстовый контент, графика, видеоматериалы, таблицы и т. д.). 3. Аналитика и обработка

информации (переосмысление и обработка собранной информации, приведение ее к единой основе). 4. Построение доступной визуализации, верстка (компоновка материала, наглядное оформление результатов исследования, выбор формата представления в зависимости от целей и количества данных - презентация, видеоролик, одностраничная картинка).

Перед созданием инфографики студент должен изучить информацию, выделить главное, установить связи, оценить информацию, проникнуть в ее суть, а в случае недостатка информации обратиться к поиску новой, дополнительной информации и т. д.

Инфографика отличается современным красочным дизайном, но при этом для ее создания не обязательно изучать сложные дизайнерские программы, в совершенстве владеть Adobe Photoshop или CorelDraw. Для создания инфографики наиболее широкое распространение в последнее время получили средства графической визуализации SmartArt и WordArt, входящие в состав продуктов MS Office. Особенно распространенным стало применение MS PowerPoint в качестве средства для создания мультимедийных презентаций.

Получили распространение более быстрые, совершенные и удобные средства визуализации сложных данных. Одним из самых современных, понятных средств визуализации данных является редактор диаграмм и блок-схем MS Office Visio - программный продукт, который является офисным приложением, но в комплекте с MS Office не распространяется. Visio - утилита деловой графики. Данное средство технической визуализации данных и схем помогает эффективно, наглядно, точно отображать сложные операционные и организационные процессы, как в статическом, так и в динамическом режиме. Приложение имеет удобный интерфейс, совместимость с другими приложениями - системами автоматизированного проектирования (САПР) AutoCad для создания инженерной графики; системами проектного планирования MS Project; приложением для создания электронных таблиц MS Excel; базами данных MS Access. Визуализация информации в программе выполняется посредством использования разнообразных фигур, сгруппированных по катего-

332

риям. При выборе пользователем шаблона конкретной тематики, боковая панель заполняется фигурами.

Существуют также специальные онлайн-сервисы, позволяющие быстро и легко создавать статическую и динамическую инфографику. Приведем примеры некоторых таких сервисов: Infogr.am

(http://infogr.am), Easel. ly (http://www.easel.ly), Hohli Builder (http://charts.hohli.com), ^eately (http://creately.com); Piktochart (http://piktochart.com); Inkscape (http://inkscape.org/en); Google Charts (https://developers.google.com/chart); Tagxedo

(http://www.tagxedo.com) и т. д.

Как эффективное средство коммуникации способ визуализации результатов научного исследования магистрантов инфографика в научной и образовательной сфере способствует формированию визуального мышления, анализу и глубокому осмыслению материала, развитию критического мышления, обеспечивает четкость и системность представления и восприятия информации.

А. А. Евсюков

Информатизация обучения правилам пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях

Ежегодно пожары в жилых и общественных зданиях становятся причиной гибели людей. Наиболее беззащитными перед лицом опасности являются дети и пожилые люди. В случае пожара в образовательном учреждении важную роль при организации мер эвакуации играет предварительная учебная подготовка его учащихся и сотрудников. Важно с раннего детства обучить ребенка правилам поведения при пожаре, познакомить со схемами эвакуации. Подобные знания можно приобрести не только в процессе учебных тренировок по эвакуации, но и с применением современных средств компьютерного моделирования. Данная статья посвящена информатизации процесса обучения, а именно разработке учебного тренажера пожарной безопасности.

Ценность использования тренажера заключается в применении методов компьютерного моделирования, позволяющих рассчитывать процессы распространения дыма и эвакуации людей. Пользователь программного тренажера получает возможность эвакуироваться из здания в момент его возгорания вместе с другими, находящимися в здании людьми. Тренажер помогает представить себя в ситуации пожара, выработать план спасительных действий. Важно отметить игровую форму обучения и наглядность

333

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.