Научная статья на тему 'Потенциал информационной графики при формировании ЦОР'

Потенциал информационной графики при формировании ЦОР Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАФИКА / СХЕМАТИЗАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал информационной графики при формировании ЦОР»

Г, ИНСТРУМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Г.А. Никулоеа, М.А. Звягина

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАФИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦОР

Необходимость поиска эффективных методов передачи и восприятия информации (во всех сферах жизни) диктуется сверхбыстрыми темпами увеличения ее объема, количественными и качественными изменениями ее структуры. Эта проблема довольно актуальна для сферы образования. Несмотря на обширные возможности технологий представления визуальной информации, их потенциал не используется в полной мере. Вместе с тем, сопровождение текстовой и числовой информации наглядным представлением данных в виде разнообразных диаграмм, графиков и схем и другими объектами информационной графики (или инфографики - ИГ) значительно повышает степень ее понимания и глубину обработки, т. е. сведения быстрее воспринимаются, легче усваиваются и анализируются [2], [3]. Особенное значение ИГ приобретает при иллюстрировании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), эффективность которых, с одной стороны, напрямую зависит от качества их оформления (грамотности, наглядности и информативности учебных иллюстраций), с другой - технологические особенности организации ЦОР не только предполагают, но и напрямую задействуют богатые возможности по созданию и внедрению объектов разных типов, в том числе ИГ.

Привлекательность ИГ определяется двумя факторами: с одной стороны, она легко увязывается с содержанием текста, обеспечивая наглядное и удобное представление информации; с другой - служит элементом оформления ресурсов. Главная цель ИГ - дополнить

эстетическое впечатление от оригинально оформленных материалов (как в электронном, так и в традиционном виде) внятным и осмысленным изложением фактов.

Информационная графика значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся. Применение ИГ позволяет моделировать различные ситуации и среды, активизируя познавательную деятельность обучающихся и усиливая усвоение материала [2].

Идейной основой ИГ является схематизация - графическая организация данных, связанная с облечением идей и мыслеформ разной степени сложности в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Теоретически к инфографике можно отнести любое сочетание текста и графики, созданное с намерением наглядно изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт.

Именно схематизация является одной из стратегий обучения при конструктивистском подходе [1].

Возможности графического изображения предлагают альтернативу письменному слову для представления идей. Умение представить мысли в виде схемы, таблицы или графика помогает структурировать знание, оно расширяет письменную коммуникацию визуализацией, обобщением и ассоциациями, помогает раскрыть связи между объектами, стимулирует выработку новых идей. Иными словами, схематизация помогает думать, следовательно, ИГ приобретает когнитивные функции, при этом она проясняет, визуально трактует абстрактные

© Никулова Г. А., Звягина М. А., 2009

построения, сложные явления и процессы средствами графических интерпретаций.

По характеру визуализации данных многочисленные виды информационной графики можно разделить на две большие группы:

А - графики и диаграммы для организации представления количественных данных;

В - организационные схемы и диаграммы, карты - для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных.

Группу А образуют разнообразные графики и диаграммы, которые строятся на осно-

ве числовых данных (например, круговые диаграммы, гистограммы) (рис. 1).

Перечень типов диаграмм данной группы обширен и разнообразен, например, в приложении Ое^аОгарИ можно построить 84 типа различных диаграмм и графиков. Входящие в эту группу статистические диаграммы и графики незаменимы при качественном и количественном сравнении объектов, различных технологий и тенденций; для отражения изменения каких-либо показателей; для отображения сравнительных значений во времени или по категориям данных, отклоняющихся от

какого-либо значения; динамики изменения дискретных значений некоторого параметра в определенные интервалы времени и т.п.

Группа (В) отличается еще большим разнообразием. Представляющие ее состав диаграммы, карты и схемы базируются не на числовых данных, а строятся вручную или автоматически на основе шаблонов и стилей из заранее определенных программой фиксированных объектов-заготовок. К этой группе относятся:

- организационные диаграммы, отражающие структуру объекта (например, компании). Они призваны обозначить функции и оптимизировать связи подчиненных структур с целью оптимизации работы объекта в целом;

- диаграммы трендов, определяющие стратегию развития процессов. На такой диаграмме все показатели представлены в наглядной форме, облегчающей планирование и принятие решений;

- планы-графики, четко определяющие последовательность решения задач в ходе того или иного процесса, в частности для планирования учебного процесса;

- технологические диаграммы, на которых четко представлены особенности и стадии технологических процессов;

- диаграммы и схемы компьютерных сетей и телекоммуникаций, используемые как на стадии разработки технических концепций формирования компьютерных сетей, так и в дальнейшем в процессе их функционирования;

- разнообразные схемы, при помощи которых акцентируется внимание на наиболее важных моментах при обмене учебной информацией;

- рисунки и схемы, наглядно и доступно представляющие тот или иной процесс или ситуацию, и незаменимые при объяснении учебного материала;

- графы, визуализирующие переходы или связи понятий, событий, процессов;

- ментальные карты знаний, процессов, сущностей.

Перечисленные типы объединяют объекты элементарной ИГ. Сложная инфографика базируется на их комбинации друг с другом или фотографиями, текстовыми блоками, картами, представляя собой коллаж, призванный создать полное многомерное представление об описываемом объекте.

Анализ возможности использования ИГ в обучении позволил выделить следующие аспекты:

1. ИГ способствует созданию целостного представления об объекте. При объяснении большого материала внимание учащихся рассеивается, им становится трудно собрать воедино полученные знания. В таком случае инфографика поможет справиться с большим объемом данных, двигаясь от изучения отдельных частей к полному представлению об объекте. Например, на уроке химии можно с помощью схемы показать, из каких частей (элементов) состоит вещество, типы их взаимодействия, результаты реакций; визуализировать мультиобъектные и мульти-критериальные классификации (рис. 2).

Рис. 2. Классификационная диаграмма для ЦОР по химии по теме "Генетическая связь классов органических веществ"

2. ИГ целесообразно применять для формирования наглядного представления об объекте, когда проще показать на рисунке, чем объяснить на словах. С помощью ИГ можно создавать презентации и демонстрации с информационнонасыщенными иллюстрациями к лекционным или практическим занятиям.

3. С помощью ИГ легко продемонстрировать соотношение частей или различных объектов: меньшее или большее, возрастание или убывание, причинно-следственные связи, средствами ИГ можно указыыватъ направления, т.е. развитие этих связей, например, историю становления и развития отраслей науки. Следует отметить, что ИГ вообще ориентирована на выгявление связей между объектами (при обучении - между понятиями, явлениями, процессами), что является очень полезным свойством, например, при создании опорных конспектов, которые в ЦОР могут нести двойную функцию: навигационную карту учебного материала по теме и гипертекстового резюме, необходимого для повторения, понимания и запоминания учебной информации.

4. ИГ позволяет устанавливать иерархии соподчинения, что способствует целостности и более глубокому пониманию обучаемыми предмета. Мало того, эти качество ИГ напрямую используется при графической интерпретации, например, объектной модели документа (DOM), являющейся ключевой идеей и технологической основой объектно-ориентированных языков программирования, языков разметки и приложений на их основе.

Кроме того, объекты ИГ целесообразно использовать для:

- визуального представления содержимого и структуры учебных текстов (отсеивания менее важной информации, визуализации логических и процедурных переходов (теория

- в примеры - в практику) в ЦОР), что позволяет преподавателю и обучаемому экономить время при работе без потери качества;

- визуально-информационного разбиения длинных текстовых блоков;

- стимуляции интереса пользователя к работе с данным ЦОР.

В настоящее время существует множество программных средств для создания информационной графики. Хотя у большинства разработчиков и пользователей статистические диаграммы и графики обычно ассоциируются с пакетом Microsoft Excel, а

разнообразные организационные бизнес-диаграммы и технические схемы - с Microsoft Visio, целесообразно использовать и профессиональные программные средства для создания ИГ (рис. 3).

Рис. 3. Специализированные программы для создания объектов информационной графики

В специализированных пакетах PowerPlugs (Charts или DeltaGraph) или в графических пакетах Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand можно создать более эффектные и выразительные статистические и технические графики или диаграммы. Увеличивается и количество типов диаграмм по сравнению с Excel. Специализированные приложения для разработки блок-схем, бизнес-диаграмм, организационных и технических схем, такие как Edge Diagrammer и Diagram Studio, более компактны и стоят дешевле, чем Microsoft Visio. Преимуществом же Microsoft Excel является привычная и знакомая технология создания информационной графики, а Microsoft Visio - не только удобство и простота разработки, но и многофункциональность и тесная интеграция с другими продуктами Microsoft Office.

В заключение отметим, что существуют и недостатки применения ИГ - примитивизация представления пользователя ЦОР об объекте. По мнению Эдварда Тафти [4], иногда ИГ, созданная в приложении Power Point, воспринимается упрощенно и продуцирует в основном линейные ассоциации, а сами иллюстрированные аргументы имеют, как правило, декоративные

функции, являясь "модным" украшением электронных публикаций. Это может не только снижать эффективность восприятия информации, но и оттолкнуть аудиторию от самой рассматриваемой темы. На первый план должно выходить содержание, а не сам графический дизайн, а главным критерием качества любого электронного информационного ресурса должен стать логический порядок и читабельность.

Средства ИГ особенно эффективны в случаях, когда необходимо визуально систематизировать большие объемы

информации, что значительно способствует ее дальнейшей обработке и приводит не только к усвоению, но и к освоению. Таким образом, именно необходимость концентрации информации при работе с информационно-насыщенной средой повышают роль ИГ как универсального инструмента представления и иллюстрирования учебных материалов. Повышение эффективности усвоения знаний при этом достигается за счет естественной интеграции абстрактнологического и образного мышления.

Библиографический список

1. Антипова В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США / В.Б. Антипова// ШБ. 2005 (7) Официальныйсайтшкольной библиотечной ассоциации - Шр://$сЬооШЬгагу/ю$о/ш.

2. Звягина М. А.. Инфографика: эффективность представления информации и оригинальное оформление / М.А. Звягина, Г.А. Никулова //

Материалы Всероссийская научно-методическая конференция "Инновационные технологии обучения: проблемы и перспективы". - Липецк: ЛГПУ, 2008.

3. Материалы сайта http://www.stylegenerate.ru/ firmenniy-stil/ispolzovanie-infografiki-v-vashih-delovih-kommunikatsiyah.

4. Тафти Э. Стиль мышления и "Power Point" / Э. Тафти // http://www.edwardtufte.com/tufte/books_pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.