Научная статья на тему 'Визуализация болезни: история и современность'

Визуализация болезни: история и современность Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«МЕДИЦИНСКАЯ ТЕМА» В ИСКУССТВЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БОЛЕЗНИ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Медведева Лариса Михайловна

В статье рассматриваются способы репрезентации болезни профессионалами-медиками и представителями искусства различных исторических эпох. Особое внимание уделено визуальному изображению болезни с помощью современных медицинских технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуализация болезни: история и современность»

"Культурная жизнь Юга России" № 2 (45), 2012

16 -

Таким образом, рассмотрев различные проявления трансформации коммуникативной нормы в поздней Византии и в предреволюционной России, мы видим главный сдвиг - нарушение соотношения вербального / невербального компонента в «литературе» в сторону увеличения невербального. При этом действо носит, с одной стороны, ритуальный характер, с другой же - ритуальная его сторона профанируется. Религиозную составляющую этого процесса мы рассмотрим в следующей статье.

Литература

1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.

2. Аверинцев С. С. Период Палеологов и конец византийской цивилизации // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 3. М., 1985. С. 33.

3. Цит. по: Медведев И. П. Византийский гума-

низм XIV-XV веков. Л., 1976. С. 22.

4. Гладков А. Поздние вечера: Воспоминания, статьи, заметки. М., 1986. С. 279.

5. Белый А. Начало века: Воспоминания: в 3 кн. Кн. 2. М., 1990. С. 347.

6. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 7. М., 1967. С. 240.

7. Цит. по: Медведев И. П. Византийский гуманизм... С. 24.

8. Белый А. Начало века... С. 346.

9. Сметанин В. А. Эпистолография. Свердловск, 1970.

10. Цит. по: Медведев И. П. Византийский гуманизм. С. 23.

11. Брюсов В. Я. Дневники. М. 2002. С. 12.

12. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. URL: http://krotov.info/lib_sec/02_b/ bych/kov_05.htm

13. Белый А. Начало века... С. 231-232.

m. a. shakhbazyan. transformation of communication standards during crisis phases of an empire: aesthetic aspect

The article deals with the problems of transformation of the communication space. Basing on the materials of the late Byzantine literature and literature of the Silver Age, the process of destruction of a communication standard via literary structure is considered in the article.

Key words: communicative space, communicative standard, verbal and nonverbal components.

Л. М. МЕДВЕДЕВА ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БОЛЕЗНИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются способы репрезентации болезни профессионалами-медиками и представителями искусства различных исторических эпох. Особое внимание уделено визуальному изображению болезни с помощью современных медицинских технологий. Ключевые слова: «медицинская тема» в искусстве, визуализация болезни.

Поскольку тема болезни широко представлена в различных произведениях искусства, ей начинают уделять внимание в культурологии - подавляющая часть трудов на эту тему исходит из того, что «изображения суть нечто большее, чем источники, знаки или просто иллюстрации <...> До сих пор, однако, появилось всего несколько работ, в которых исследуется эпистемический статус научно-технических изображений, т. е. их специфические функции и возможности в процессе познания» [1]. Сам этот подход, по нашему мнению, может быть достаточно продуктивным для медицины.

«Медицинские сюжеты» прослеживаются в наскальной живописи первобытного периода, в памятниках древнейших цивилизаций. Для средневековой культуры воссоздание тела с очевидными признаками недомогания и сопутствующих страданий вполне соответствовало христианскому отношению к плоти как греховному сосуду, отражало эстетику того времени. Особенно ярко описывали сифилис и чуму, нередко принимавшие форму эпидемий.

Отображение признаков болезни можно найти на античных и средневековых артефактах (ри-

сунках и гравюрах, представляющих брадобреев, продавцов микстур, дантистов, странствующих врачевателей-шарлатанов - профессий, так или иначе имеющих отношение к медицине).

Рембрандт создал по меньшей мере 86 автопортретов (начиная с 15 лет и до последнего года своей жизни), в которых прослеживается изменение его внешности под влиянием старости и приобретенных заболеваний. И. Босх и Брейгель Старший на своих полотнах часто передавали безумие. Большое внимание данной теме уделял и английский художник У. Хогарт. Традиция рисовать умалишенных, в том числе обитателей сумасшедших домов, сохранялась до XIX столетия.

Художники, воплощая исторические события или частную жизнь, не могли обойти вниманием болезни людей. Тот факт, что в результате этого по их полотнам можно проследить историю развития медицины, привлекает внимание врачей: по изображениям прошлых эпох пытаются поставить диагноз, определить отношение общества к какому-либо недомоганию.

С развитием медицины спрос на иллюстрации такого рода повышался, многие из них служили настоящими инструкциями для докторов. И се-

№ 2 (45), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

годня эти картины востребованы: например, С. А. Монахова (врач по образованию) исследует изображение различных болезней в живописи с древнейших времен до наших дней [2]; написан ряд работ гуманитарного цикла, достаточно информативных для медицины [3].

Со временем масштабы визуализации болезни резко увеличились за счет появления фотографии, телевидения, Интернета. «Медицинская» тема используется в кино и в телесериалах, обеспечивая необходимый эмоциональный настрой (особенно часто в сценарий вводятся несчастные случаи, случаи насилия, психические расстройства, различные обстоятельства, связанные с беременностью и инфекционными заболеваниями и т. п.).

Рассказы о последних открытиях медицины, о победах над недугом регулярно появляются в различных СМИ. Докторов обычно представляют великодушными, знающими, авторитетными - создавая иллюзию их абсолютной правоты и всемогущества. Однако в противоположность этому все чаще показывают и примеры профессиональной невнимательности, ошибок, оскорбительного поведения и др.

Избавление от болезни в большей мере связывается с современной медицинской техникой. Атрибуты сложного оборудования (мигание лампочек, мерцание мониторов, графика пульса и т. п.) в кино и на телевидении «заслоняют» внимание к пациенту, сводят его роль к минимуму. Опутанный различными трубками, проводами, человек представляется чем-то пассивным - средним арифметическим между куклой и машиной.

Художественное изображение врачебной деятельности представлено шире, чем деятельности в любой другой научной или технической отрасли, причем авторство немалого количества произведений принадлежит докторам.

Медицину и ее артефакты, созданные в разное время, часто называют искусством, чтобы подчеркнуть творческую составляющую этой области [4]. Это тоже своего рода тип концептуализации. Потенциально к паре понятий «медицина» и «искусство» может быть отнесено любое воссоздание недуга или опыт его переживания: иллюстрированные книги по анатомии, фотографии хирургических процедур, рентгеновские снимки, снимки УЗИ и т. п.

В эпоху Ренессанса легализация процедур медицинского вскрытия способствовала развитию анатомии. Новые знания требовалось зафиксировать, поэтому востребованными оказались художники, готовые работать в тесной связи с докторами. Появились различные картины, информационные с точки зрения медицины (например, известный рисунок Леонардо да Винчи плода в матке). Так средствами живописи передавались различные врачебные сведения.

Художникам опыт сотрудничества был полезен для правильного изображения человеческого тела. Однако полного взаимопонимания между докторами и живописцами не было из-за неизбежного изменения действительности на картинах в соответствии с законами искусства. Медики отме-

чали, как важен «правильный взгляд» (натренированный взгляд врача, а не случайного наблюдателя или художника). Самюэль Томас Земмеринг, один из виднейших анатомов, знаменитый не в последнюю очередь благодаря своим чрезвычайно точным рисункам, писал: «Известно, что очень трудно найти такого рисовальщика, который, с одной стороны, в состоянии четко увидеть все то, что собственно, требует от него препаратор, а с другой стороны, не своеволен и позволяет себя направлять. Большинство передают второстепенные вещи, - например, неестественную, вызванную съеживанием в спирте, складку <.. .> с такой тщательностью, которая идет в ущерб действительно важным участкам. Некоторых художников просто невозможно приучить видеть только то, что следует изобразить, а мелочи, которые к делу не относятся, или тем более чистые случайности, - пропускать» [5].

В XIX веке доктора начали заказывать портреты своих пациентов, чтобы запечатлеть признаки той или иной болезни. Огромную роль в выяснении анамнеза болезни сыграла фотография -эта техника позволила удовлетворить растущий спрос научной медицины. Чаще всего в качестве объекта изображения выступали представители незащищенных слоев населения (бедняки, душевнобольные) и преступники.

В настоящее время лица пациентов обычно скрыты, снимаются только пораженные участки тела ради интересов теоретической и практической медицины. При этом используют компьютерную графику, изображения, полученные с помощью микроскопа, во время ультразвукового исследования, томографии, рентгеноскопии и т. п. (так были зафиксированы вирус СПИДа, патологии плода и многое другое, ставшее предметом обсуждения в популярных книгах и документальных фильмах).

Многие рекламные сообщения для обозначения болезни или боли используют символичные изображения: стрелу, молоток, электрический разряд - понятные непрофессионалам. С помощью таких приемов формируют вполне конкретное отношение к явлениям медицины. Например, показывая на макетах плод отдельно от беременной женщины, оказывают влияние на представления о связи материнского организма и плода, на принятие решений относительно абортов, на дискуссии о правах эмбриона.

Большую роль в развитии медицинского искусства играют и сами пациенты. Например, Джо Спенс, используя свой опыт лечения рака груди, изобрела технику, которую назвали фототерапией: синтез фотографии и психоаналитической теории. Она обнародовала серию фотографий с изображением изменений, происходящих вследствие возраста, физических дефектов и болезни. Также поступила и другая пациентка (Матучка): после того, как ей удалили молочную железу, ее автопортрет появился на обложке журнала «Нью-Иорк таймс», что вызвало противоречивые отзывы [6].

Сюзан Макфарлейн подготовила две большие

18 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (45), 2012

выставки. Первая из них - «Олицетворение здоровья: лечение рака груди в картинках и рисунках» - последовательно освещала трудный путь женщин, столкнувшихся со страшным диагнозом: консультация с врачом, биопсия и цитология, маммография, операция, гистологические и другие лабораторные исследования, радиотерапия и, наконец, выздоровление. Во второй выставке -«Жизнь с лейкемией: детская лейкемия в картинках и рисунках» - были показаны все этапы, которые проходит больной ребенок: лабораторная диагностика (включая хромосомное исследование - картина «Цитогенетика: изучение хромосом»), госпитализация, пункция, пересадка костного мозга, радиотерапия и выздоровление, возвращение домой. В качестве моделей выступили реальные пациенты. Они принимали активное участие в создании живописных полотен. По мнению посетителей выставки, работы Сюзан Макфарлейн представляют диагностику и лечение лейкемии гуманистическим образом, чего не смогли бы сделать ни разговорная речь, ни печатное слово [7].

Визуальные образы становятся стереотипами, усваиваются обществом и в конечном итоге влияют на то, как воспринимают заболевания и пациента другие люди [8]. В этом смысле необходимо руководствоваться этическими нормами, особенно когда это касается морально осуждаемых болезней, шоковых для непрофессионала сюжетов о человеческом организме и т. п. Такой подход к визуализации болезни как части наследия культуры обеспечит извлечение свидетельств по истории и

практике медицины, актуализируя общечеловеческие ценности, без которых врачебная деятельность теряет свое предназначение.

Литература

1. ХагнерМ. История науки // Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007. С. 23.

2. Монахов С. А. Изобразительное искусство глазами дерматовенеролога. М., 2005; Он же. Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства // Научно-практическая ревматология. 2008. № 4. С. 94-96; Он же. XX: ити-нерарий по изящным искусствам. М., 2011.

3. Воробьев А. А., Петрова И. А. Хирургия в изобразительном искусстве. М., 2009; Эмери А., ЭмериМ. Медицина в искусстве: в 2 кн. М., 2009; Виге Х., Рикеттс М. Медицина в искусстве от античности до наших дней / пер. с исп. Е. Е. Бергер. М., 2009.

4. Kemp M. Visualizations: The Nature Book of Art and Science. Oxford, 2000.

5. Болезнь и здоровье: новые подходы к истории медицины / под общ. ред. Ю. Шлюмбома, М. Хагнера, И. Сироткиной. СПб., 2008. С. 143-144.

6. Lupton D. Medicine as culture. Illness, disease and the body in Western societies. London, New Dehli, 1994. Р. 134.

7. Эмери А., Эмери М. Медицина в искусстве ... Кн. 2. С. 140.

8. Медведева Л. М., Морозов Р. Н. Человек и болезнь: виновен или не виновен? // Биоэтика. 2011. № 1 (7). С. 43-45.

l. m. medvedeva. visualization of a disease: history and the present

The article considers disease visualization phenomenon, the ways of its representation in different historical epochs by artists and professional doctors. Special attention is paid to visual depiction of the disease by means of modern medical technologies.

Key words: «medical subject» in art, visualization of a disease.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.