Научная статья на тему 'Визуаграфическое моделирование рефлексивных консалт-технологий'

Визуаграфическое моделирование рефлексивных консалт-технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красовский Ю.Д.

В первой части статьи раскрываются основы разработки визуаграфического моделирования социальных и социально-психологических управленческих ситуаций в его практике консультирования деловых организаций. Обосновываетсяего концепция конструирования рефлексивных консалт-технологий и потенциал обучающего воздействия. Во второй части статьи автор излагает особенности конструирования визуаграфических моделей в диагностике состояния регионов. Обосновывается его практика использования этих моделей в обучении руководителей высшего звена управления в региональной политике. Предлагаются итоговые выводы в соавторстве с одним из ведущих специалистовв изучении распределительных отношений в регионах. Встатье автор позиционирует разработанные им визуаграфические модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуаграфическое моделирование рефлексивных консалт-технологий»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ю. Д. Красовский,

доктор социологических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ

Yu. D. Krasovsky,

doctor of Social Sciences, Department of State, municipal management and

social engineering RSSU E-mail:u.d.krasovskiy@mail.ru

ВИЗУАГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ

КОНСАЛТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Visual graphical modeling reflexivity consult-technologies

Аннотация: в первой части статьи раскрываются основы разработки визуаграфического моделирования социальных и социально-психологических управленческих ситуаций в его практике консультирования деловых организаций. Обосновываетсяего концепция конструирования рефлексивных консалт-технологий и потенциал обучающего воздействия. Во второй части статьи автор излагает особенности конструирования визуаграфических моделей в диагностике состояния регионов. Обосновывается его практика использования этих моделей в обучении руководителей высшего звена управления в региональной политике. Предлагаются итоговые выводы в соавторстве с одним из ведущих специалистовв изучении распределительных отношений в регионах. Встатье автор позиционирует разработанные им визуаграфические модели.

Annotation. In the first part of the article covers development vizuagraficheskogo modeling of social and socio-psychological situation in his management consulting practice of business organizations. Substantiates his concept of designing reflexive Consult technologies and the potential impact of the training. In the second part of the article the author describes the design features vizuagraficheskih models in the diagnosis of the state of the regions. Substantiates its practice of using these models for training top managers in regional policy. Proposed Final findings in collaboration with one of the leading experts in the study of distribution relations in the region. The author developed his positions vizuagraficheskie model.

Ключевыеслова: визуаграфическое моделирование. Консалт-технологии. Визуаметрическое интервью. Рефлексивные ресурсы. Рефлексивный инструментарий. Рефлексивные эффекты. Рисковые ситуации. Депрессивные регионы. Дотационные регионы. Самодостаточные регионы. Донорские регионы. Констрктология.

Keywords. Vizuagraficheskoemodeling. Consulttehnologii. Ballnye-evaluation. Vizuametricheskoe interview. Reflexive resources. Reflective tools. Reflective effects.

InteUektuaUnye produkty. Riskovye situatsii. Depressivnye regiony.Dotatsionnye regiony. Samodostatochnye regiony. Donorskie regiony. Vizuagrammnye ideologemmy. Konstrktologiya.

1. Метод визуаграфического моделирования в деловыхо рганизациях.

Можно считать, что исторически социальные консалт-технологии зародились в моей консалт-практике в результатевизуаграфического моделирования управленческих ситуаций (вторая половина 90-х гг.- начало нового века: 2003г.).Этот процесс оказался отработан в результате создания обучающих визуаграфических моделей в моих учебных пособиях: «Организационное поведение»; «Архитектоника организационного поведения», «Социокультурные основы управления бизнес-организацией», а также в моём учебном пособии «Сценарии организационного консультирования». В этих учебных пособиях процесс визуаграфического моделирования особенно хорошо развёрнут, так как представлен на двух уровнях; 1) на уровне визуальных оценок многочисленных ситуаций (микро-методик); 2) на уровне их различных комбинаций («комби»-методик). Процесс консультирования представлен также ещё в двух разновидностях: а) диагностический блок методик (консалт-диагностика); б) режиссёрский блок методик (консалт-режиссура). Но главное смысловое содержание социальных консалт-технологий заключается в их обучающем воздействии на персонал. Этот процесс замеряется по особым рефлексивным методикам, которые фиксируют персономныеэффекты завершившихся консалтинговых процедур. Конструирование социальных консалт-технологий наиболее подробноописано в моём учебном пособии [8. с.91-93].

В изучении обратных связей «Преподаватель-студенты» отрабатывалисьдва типаидеологемнх конструкций: 1) микро-методики социальных консалт-технологий применительно к оценке и аналитике управленческих ситуаций; 2) комбинированые методики социальных консалт-технологий применительно к оценке и аналитике «ситуационныхузлов», т.е. комплекса тех или иных ситуаций. В основном использовались два типа методик: а) диагностические; б) режиссёрские (модераторские).

Визуаграфическое моделирование психосоциальной реальности основываются на поиске тех или иных качественных показателей, которые могут наиболее полно отразить моделируемую ситуацию и наиболее полно её измерить в шкалах от 0 до10.

Режиссёрские методики «СК»-технологий

Рисунок 1 .Вариант использования социальных консалт-технологий в работе одной из консалт-групп [8. с.91-96].

Первичный принцип визуаграфического моделирования управленческих ситуацийсостоит в том, чтобы сначала определить две альтернативы, обозначив их в соответствующих качественных показателях, а затемизобразить квадрошаблон из четырёх пересекающихся крест-накрест шкал, чтобы получить искомую модель для измерения этих показателей.

Вторичный принцип моделирования управленческих ситуаций заключается в том, чтобы определить промежуточные, т.е. диагональные показатели, которые также изображаются в шкалах от 0 до 10 на октограммае -восьмигранной фигуре.Возникает отражённая октограмма управленческой ситуации, которая может быть предварительно замерена на основе её видения респондентом. Это октографическая фигура изображается им сначала точками на шкалах, а потом точки соединяются прямыми линиями. В результате и появляется определённая модель видения управленческих ситуаций, модель, которая отражает гипотетическое знание, которое может быть проверено только на основе социальной расшифровки и измерения всех показателей, составляющих управленческую ситуацию. И тогда расшифровывается вся управленческая ситуация или жеих «узловой» вариант. Полученные данныевыносятся наобсуждение руководителей (экспертовс точки зрения социологии) и визуально представляютсядля её дальнейшей корректировки, что происходило в моей консалтинговой практике, когда мне приходилось опрашивать топ-менеджеров. Эти опросы с использованием специфических октограмм хорошо улавливали их психосоцальное состояние и их видение психо-управленческих проблем в фирме.

В моей практике консалт-обучения возникли технологии, которые обычно фиксируют четыре позиции визуаграфического моделирования и расшифровки таких состояний:

1) октограмма, изображающая ситуацию в настоящем времени (какая она есть сейчас);

2) октограмма, изображающая ситуацию в прошедшем времени (какой она была пол-года или год назад);

3) октограмма, изображающая ситуацию в будущем времени (какой её хотели бы видеть респонденты через пол-года).

Эти изображения отражают «триадное» видение той или инойуправленческой ситуации на визуаграфической модели. Они дополняются изображением балльных оценок по определённым показателям. И тогда расшифровка управленческой ситуации предстаёт в виде четырёх октографических конфигураций.Четвёртая октограмма является проверкой первой октограммы, которая была сконструирована респондентом интуитивно. Все октограммы на модели комментируютсяперед учебной аудиторией, а потом- в отчётных работах. Исходным методическим инструментомдиагностического процесса является публичное

визуаметрическое интервью в формате «консультант-руководители высшего звена» (если это происходит в фирме) и «преподаватель -студенты»(бакалавры, магистранты), если это происходит в вузовском учебном процессе [8, с.95-96].

Конструирование таких моделей открыло новое направление в психологии изучения управленческих процессов: рефлексивную визуаметрию. В этом направлении появились три взаимозависимых стадии: а) обнаружение рефлексивных ресурсов; б) применение рефлексивных методик распознавания этих ресурсов; в) достижение и коррекция полученных рефлексивных эффектов. Эти феномены и являются составляющимирефлексивными компонентамиизначального формирования социальных консалт-технологий.Ониисоставляют прагментарно-базовое ядротакого научного направления, которое можно определитьв термине «к о н с т р у к т о л о г и я».

Процесс рефлексивного моделирования социальных объектов по значимым показателям во многом оказывается сходен с тем процессом, который происходит в инженерии, в физической, в химической и в биологической сферах, где можно создавать новые модели по заданным признаками реализовывать их в определённых продуктах (фармацевтика, косметика, пищевые модификации и др.).

Эти процессы стали известны как нанотехнологии, благодаря которым можно моделировать и создавать заново материальные объекты даже на «стыках» разных наук (например, биороботы).

Консалт-технологии в социальной сфере тоже разрабатываются для того, чтобы создавать новые интеллектуальные продукты, сначала моделируя их визуально, а затем применяя эти визуа-моделив режиссёрских сценариях управления. Эти модели могут модернизироваться каждый раз в другой фирме даже в тех случаях, когда решаются аналогичныйе управленческие задачи. Их модификациимогут сами порождать новые консалт-продукты, но могут превратиться в консалт-шаблоны социальных диагностик, дополняющих друг

друга. Но в любом случае визуаграфические модели тех или иных социальных объектов оказываются очень чувствительными (сензитивными) к отображаемой реальности.

Во-первых, каждая из них имеет свой сензитивный уровень психосоциальной диагностики, а, во-вторых, все вместеони задействуют мощный оценочный потенциал диагностического видения социальной проблематики в той или иной деловой организации. Возникает инструментарий быстрой и всесторонней оценки целого конгломерата управленческих ситуаций в определённой рефлексивной системе познания. В организационном консалтинге такая диагностика оказывается инновационным откровением для заказчиков.

Консалт-технологическое развитие социально-управленческих наук [13] является скачком от академизма, манипулирования цифрами и абстрактными схемами к моделированиюлюбых психосоциальных объектов, где главным являются прямые и обратные коммуникации «руководитель-работники». Но для этого важно было создать такие модели, которые обладали бы ёмким консалтинговым управленческим потенциалом и были бы наглядны, просты, понятны, быстро усвояемы и удобны в практическом использовании.Эти моделипомогаютзначительно экономить время диагностики, переводя её в новый ракурс наглядности. Такие модели и были созданы в моей консалт-практике. Они-то и стали своеобразными идеологемами учебного-познавательного процесса в обучении студентов и магистрантов социальному видению управленческих дисциплин.

Чем более развивались социальные консалт-технологии, тем более разнообразными оказывались их последующие комбинации. В конечном счёте стали появляться «комби»-модели, которые фиксировали инструментальное своеобразие каждого «консалтингового агрегата». Это нашло яркое проявление в моих разработках ансамблевых деловых игр.

В то же время в социальных консалт-технологиях скрываетсянекая множественность непознанного, закодированная в тех или иных моделях управления человеческими ресурсами. Социальные консалт-технологии формируются изначально как персональный образ ситуационного кодирования психосоциальной реальности, где изображаются её качественные, количественные, временные и пространственные показатели. Это понятие отражает ещё и степень информационной насыщенности моделируемого психосоциального объекта, а также свободукомментариев созданного визуального образа на следующем этапе консалт-процесса. Оно выражает и самодостаточность визуальной модели, которая начинает жить собственной жизнью: одна и та же модель, единожды созданная,приобретает различные интерпретации в разных управленческих ситуациях. И в этом смысле возникают множество её изображений. Поэтому визуа-модели выполняют функцию субъективного и группового познания управленческих ситуаций. А совокупностьвизуа-моделей одного класса помогает полнее познать те или иные социокультурные процессы, происходящие в бизнес-организациях. По

существу психосоциальные визуа-модели оказываются гипер-технологиями в управлении знаниями, так как создают параллельный мир познавательных возможностей, нередко вытесняя традиционные методы тестированияи методики социологических опросов. Но именно проникновение в этот параллельный мир и даёт возможность быстро узнавать, корректировать и отслеживать управленческие ситуации в деловых организациях. Этот параллельный мир состоит изрефлексивных микро-и комби-технологий и является персономным «шифром» организаций [8, с.95-96].

Используемый метод имитационного моделирования может включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, таки на теоретическом уровнях познания. Имитационные модели выполняют, как правило, следующие функции: а) измерительную); б) описательную; в) объяснительную; г) критериальную; д) предсказательную 1 Ярким примером имитационного моделирования являетсявизуальное позиционирование тех или иных проектов, которые становятся основой конструирования перспектив развития фирмы в предвидении возникновения «узловых» рисков и разработки способов их минимизации и мер «замещающей» компенсации в случаях их актуализации.

Динамика рисковых ситуаций в управлении проектом

Риски могут классифицироваться: по содержанию;по продолжительности;по нарастанию;по интенсивности;по зонам проявления; по волнообразности проявления; по «кучности»; по видоизменяемости; по стимуляции других рисков.

Рисунок 1.Проектные рисковые ситуации

1см. Шашков С.А.Моделирование имитационное в социологии. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г.В.Осипова.Институт социально-политических исследований. М.1995.с.417.).

Метод графического моделированияв позиционировании рисковых

ситуаций

Эмоциональность выбора альтернативных возможностей

Выигрыши (реализованные возможности)

Проигрыши (упущенные возможности)

Рациональность выбора альтернативных возможностей

Выгоды (привлекательные возможности)

Рисунок 2.Профили удачной (компетентностной)и неудачной(некомпетентностной) взвешенности управленческих ресурсовделовой организации(10-ти балльные шкалы) Однако метод графического моделирования не упоминается как таковой в энциклопедическое социологическом словаре, где описывается феномен имитационного моделирования и констатируется его многообещающее использование [8, с. 417].«Моделирование этого плана становится одним из важнейших способов визуального конструирования замысла и концептуальной схемы исследований. Имитационные модели конструируются как формирование пространства переменных, которыеописываются в терминах модельных единиц. Гипотезы, закладываемые в те или иные имитационные модели, как правило, отыгрываютсяв тех или иных сценариях: оптимистических, реалистических и пессимистических» [8, с. 417].

Именно этот метод особенно импонирует заказчикамуправленческого консультирования, так как позволяет быстро вникать в управленческую ситуацию и изображать те или иные векторы в её интерпретации. Особенно эффективен этот метод в обучении студентов первых курсов бакалавриата, где практические занятия конструируются на основе его активного использования.Этот метод конструируется на основе использования 10-бальных противоположных по содержанию шкал в октограммном изображении. Все мои последующие книги были написаны на основе использования именно этого метода как главного инструмента психометрического и социологического анализа управленческих ситуаций,их комбинаций и их системных комплексов. «Метод социологического моделирования в визуальной имитации пространственно-временныхотношений применительно к изучению человеческого фактора в организациях широко используется впубликациях Ю.

Д. Красовского». [14, С 343]. М. С. Халиков использовал мой метод визуаметрического моделирования российских региональных особенностей в качественовой парадигмы презентации проектов [14. С. 346-354]. Я же разработал эти методы в учебном курсе «Экономическая социология» в 1999 году в процессеобучения губернаторов регионов.

2. Визуаграфическое моделирование в региональных исследованиях В Энциклопедическом социологическом словареособенно подчёркивается, что применение методовимитационного моделирования в социологических исследованиях всё более широко начинает использоваться в моделях, ориентированных на изучение и объяснение механизмов социальных явлений и процессов. «Дальнейшее развитие моделирования в социологиипредполагает: создание более совершенных моделей для описания и структурирования социальной информации; построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам, и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов; осуществление переходаот моделей отдельных явлений и процессов к контролируемым комплексаммоделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управления» 2 Визуаграфическое моделирование есть более точная расшифровка методологии имитационного моделирования. Метод визуаграфического моделирования былконкретизированв экспертном опросе губернаторов в 1999 году в диагностике региональных программ, а презентация методических визуаграмм состояласьв 2000 году на кафедре государственной службы и кадровой политикиРоссийской Академии государственной службыпри Президенте Российской Федерации.

Визуаграфическая модель распределительных отношений в социально-экономическом пространстве регионов В процессе экспресс-опроса на обучающем семинарес губернаторами, которым была предложена эта визуаграфическаяэкспрес-методика, и которые активно включились вкомментарии этой визуаграммы в качестве экспертов,было выявлено, что депрессивные регионы находятся в полнойи прямойзависимости от поступлений финансовых средств из федерального бюджетав виде трансфертов, дотаций, субвенций.

^Моделирование имитационное в социологии. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г .В. Осипова. Институт социально-политических исследований. М. 1995. с. 415.

14

Финансовые поступления из федерального бюджета

Эффективное развитие экономики

роста уровня жизни

Использование регионального бюджета

Рисунок 3. Четыре уровня развитиярегионов: депрессивные,дотационные,самодостаточные,донорские

На графике положение депрессивных регионов позиционировано в виде «цилиндра», устремлённого по оси координат к федеральному бюджету.Для депрессивных регионов характерно минимальное использование внутренних ресурсов,низкий уровень жизни населения, неэффективная экономика, преобладание иждивенческих настроений, плохое делегирование полномочий. По статистике таких регионов оказалось 17% от общего числасубъектов федерации [14].

Группа дотационных регионов (их около44 %) позиционировании несколько ниже по вертикальной оси координат и представляет собой форму прямоугольника. Позиция дотационных регионов несколько лучше по сравнению с депрессивными, так как они неждут поступлений из федерального Центра, но пытаются использовать внутренниеэкономические ресурсы. Выяснилось, что существует факторыих экономического роста. Эксперты отмечали следующие факторы: проведение грамотной социально-экономической политики; улучшение инвестиционного климата; эффективная распределительная политика; использование территориальных преимуществ. К негативным факторам эксперты отнесли:стагнация банковской системы; отсутствие программы экономического развития; криминализация экономики

Группа самодостаточных регионовс устойчивым средним достатком имеют форму квадратов и на оси координат позиционируются равно удалённымиот центра. Таковых приблизительно оказалось 30-32 %.Эти регионы, как правило, имеют устойчивую экономику, средний уровень жизни

[14].

по сравнению с общероссийским, среднюю бюджетную обеспеченность. Их для поступлений из федерального бюджета составляет от 15 до 25 %. [14].

Группадонорских регионовс высокой бюджетной самообеспеченностью и низкой долей поступлений из федерального бюджеты (менее 5,0%) позиционируется большей частью на нижней вертикали координат, имея прямоугольную форму.Крайние точки координат по горизонтали характеризуют эффективность экономики региона и развитый уровеньжизни населения. Их доля к 2001 году составила 5,0 %[14].

А) РепубликаИнгушетия - депрессивный регион

Социально - экономическое развитие региона

Ресурсное региона

Рисунок 4. Базовая программа социально-экономического развития

региона

Б) Дотационный регион - Ивановская область (б)

развитие региона

из

Федерального Центра

Финансовые поступления

Удовлетворение потребностей населения

Рисунок 5. Базовая программа социально-экономического развития

региона

В) Оренбургская область -самодостаточный регион(в)

Социально - экономическое развитие региона

Удовлетворение потребностей населения

Рисунок 6. Базовая программа социально-экономического развития

региона

Д) Донорский Ямало - Ненецкий автономный округ (г)

Социально - экономическое развитие региона

Финансовые поступления из

Федерального Центра

Удовлетворение потребностей населения

Рисунок 7. Базовая программа социально-экономического развития

региона

В экспертном опросе визуаграммного моделированияэксперты скорректировали критерии их конструирования так, чтобы можно было изобразить реальноеи желаемое социально-экономическое состояние регионов на основе прогнозируемых локальных программ. Применение методики визуаграммного экспертного экспресс-опроса (разработка

Ю.Д.Красовского)позволило зафиксировать новую конструкцию обучающего процесса, в которойбыли разработаны четыре визуаграммныеи д е о л о г ем ы. Экспертный опрос был сконструирован в строгой

последовательности:депрессивные, дотационные, самодостаточныеи донорские.

Визуальный экспресс-методграфического моделирования позволил выявить уровни социально-экономического развития регионов, провести их типологию и самое главное - содержательно скорректироватьпредложенные экспертам региональныевизуаграммы. Но во всех регионахвыявились и серьёзныетрудно решаемые проблемы:безработица,жилищное и дорожное строительство, социальная сфера,износ оборудования, устаревшие транспортные средстваи др. Также выяснилось, что разрешение этих проблемзависитот спецификисоотношения полномочий федерального Центраирегиональной власти.Управленческие проблемыоказались трудно решаемымивсфереразграничения полномочий, т.е. нечёткое разграничение полномочий между центральной и региональнойвластью, что стало тормозомразрешения многих проблемных зонв этихрегионах.Важно чётко определить управленческие позиции: от каких органов власти зависит разграничение полномочий, какие органы власти

ихфинансируют,ктоподключается к выполнению управленческих решений и кто, в конечном счёте, отвечает за принимаемые управленческие решения.Выявилась также специфика взаимоотношений региональных органов власти с бизнес-организациями.

Дальнейшие исследования регионов могут быть повторены на основе использования методики визуаграммного экспертногоэкспресс-опросавысшихруководителейэтих же четырёх регионов, но так, чтобы был чётко «высвечен» временной ракурс: прошлое, настоящее и будущее регионов.Эта методика, как представляется, должна быть наполнена уже имеющейся информацией, где должны бы быть ранжированы основные факторы, которые тянут регион вниз, и основные факторы, которые помогают социально-экономическому, культурно-образовательному и бытовому развитию. Тогда может быть сконструирован комплекс визуаграмм, которыепомогли бы скорректировать этот метод с точки зрения повышения уровня достоверности и репрезентативности. Можно и нужно в этой связи использовать и методику SWOT -анализа, но только в балльном исполнении, что не принято в зарубежных исследованиях.

На втором этапе исследований можно было бы использовать мои визуаграфические разработки по изучению взаимоотношений региональной власти и бизнес-организаций в двухконфигурациях.

1.Субкультуральные позиции региональной администрации по отношению к компаниям

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка малого бизнеса

Взаимный диалог

Полулегальные / административные ^ услуги-«сделки»

Рис.8. Гипотетический профиль отношения директоров кампаний к

региональной власти

2. Субкультуральные позиции директоров компаний по отношению к

региональной власти

Персонализоваиные отношения

«Теневое» воздействие на р/власть

Конфликтные отношения

П ротивостоян ие «бизнес -р/власть»

Отношения сотрудничества

Благотворительная помощь р/власти

Формализованные отношения

Рис.9. Гипотетический профиль отношения директоров кампаний к

региональной власти

Метод имитационного моделирования в форме графического октограммного конструктаиспользовался и американскими разработчиками, теми, кто изучал организационную культуру деловых организаций. Основными

разработчиками этого сложного феномена стали два исследователя, которые опубликовали диагностическуюмодель организационной культуры на основе так называемыхрамочных конструкцийконкурирующих ценностей, внутрикоторыхизображаются шкаловые оси противоположного (конкурентного) содержания [16, с. 61- 94). На английском языке эта монографиябыла издана в 1999 г. В этом издании содержатся примерыпредставленности научному миру их визуальной диагностической методики, которая совпадает с моими разработочными моделями по замыслу. Однако впервые такие модели были опубликованымною в 1997 году т.е. на два годаранее.

Резюме

В этой статье были представлены и обоснованыоценочно-аналитические идеологемы авторских исследований и разработок в визуаграфическом формате. Конструирование этих идеологем основано на моей консалт-обучающей практике. В обучающем процессе по методическому наполнению и развёртыванию моей учебной дисциплины «Управленческое консультирование» эти визуаграммы могут быть представлены в качестве ознакомительных материалов методологического типа.Студенты бакалавриата очень хорошо воспринимаютвизуаграммные методики обучения, которые значительно облегчает им процесс понимания, запоминания и классифицированияучебной информации. Этот педагогический процесс происходит,преждевсего,на уровне формированияих л а т е н т н ы х компетенций, а недекларируемых. Визуаграфические методики в процеессе их разработки и использования превратились в методики визуамерического типа, что углубляет ихвнутреннюю диагностическую инструментальность, особенно тогда, когда оказываются задействованы временные параметры. И в этом смысле они отличаются от разработки диагностик рамочных конструкций, внутренним содержанием которых является наполнение этих конструкцийосевыми октограммамиконкурирующих ценностей.

Литература

1. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. Практическое пособие. - М.: Инфра, 1997. 352 с.

2. Красовский Ю.Д. Организационное поведение.Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 472 с.

3. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. -Национальный фонд подготовки управленческих и финансовых кадров -Государственный Университет управления.Серия оригинальных российских изданий. Учебное пособие. - М.: ОАО«Типография «Новости» 2000. 366 с.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие. Втор. изд., дополн. и переработ. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 511с.

5. Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 334 с.

6. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник. Третье издание. Дополн. и переработ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 509 с.

7. Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 391 с.

8. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 316 с.

9. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник. Четвёртое издание. Дополн. и переработ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 490 с.

10. Красовский Ю. Д. Консалт- диагностика управленческих отношений фирмы. Учебно-практическое пособие. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2013. 232 с.

11. Красовский Ю.Д. Организационная диагностика. Научно-практическое пособие.М. ЮНИТИ-ДАНА. 2014. 295 с.

12. Красовский Ю. Д. Рефлексивная педагогика высшей школы. Монография.М. ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 370 с.

13. Уржа О.А. Социальная инженерия как методология управленческой деятельности / Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 5 (112). С. 61-68.

14. Халиков М. С. Экономическая социология регионов: распределительные отношения М. 1999. МГУ .им. М.В. Ломономова. С. 346347.

15. Шашков С. А. Моделирование имитационное в социологии. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. Г.В.Осипова. Институт социально-политических исследований. М. 1995. с. 417.

16. Ким С. Камерон и Роберт Э. Куин - «Диагнотика и изменение организационной культуры».- Пер с англ.СПб. Питер. 2001. 311 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.