Научная статья на тему 'Презентация персональной межвузовской научно-методической школы'

Презентация персональной межвузовской научно-методической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНВЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНВЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИЗУАГРАММНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕСУРСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАКЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮ-ЩЕГО ОБУЧЕНИЯ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕОРИЯ РАЗРЫВОВ И ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПРОДУКТ / ЭФФЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Презентация персональной межвузовской научно-методической школы»

3. Борисова Н.В. Выбор образовательных технологий в контексте практической подготовки студентов вузов // Квалитативная культура, образовательная среда и технологии в образовании / Под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 2002.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М., 2004.

5. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 125-127.

6. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.

7. Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 127-129.

8. Леньков Р.В. Характеристика компонентов сферы высшего образования России: социолого-управленческий анализ // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 20. - С. 122-129.

Ю.Д. Красовский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: конверсивные технологии обучения, инверсивные технологии, визуа-граммные технологии, ресурсные технологии, пакетные технологии, технологии развивающего обучения, рефлексивные технологии, игровые технологии, теория разрывов и обучения, преподавательский продукт, эффекты обучения.

Конверсивные технологии обучения в вузе

1. Дидактические технологии: исходное конструирование учебного материала в учебниках и учебных пособиях по принципу малых колец - вводный абзац к каждой теме и заключительный абзац-резюме; от практики к теории и от теории к практике (спиралевидные кольца познавательного процесса).

2. Инверсионные технологии: метод обратного обучающего алгоритма, когда студенты сами разрабатывают вопросы к учебному материалу и сами разрабатывают тесты вместо преподавателя.

3. Визуаграммные технологии: графическое моделирование управленческих ситуаций, возникающих в организационной, социальной и социокультурной среде фирмы и отработка на этой визуальной модели временной динамики развития ситуации, что особенно нравится студентам.

4. Ресурсные технологии: алгоритм расшифровки различных проявлений организационного поведения с точки зрения мотивационных ресурсов личности, группы, подразделения.

5а. Пакетные технологии: ансамбль методик «Диагност-К-1» (Отчет-1 по дисциплине «Организационное поведение»).

5б. Пакетные технологии: ансамбль методик «Диагност-К-2» (Отчет-2 по учебному курсу «Социокультурные основы управления бизнес-организацией»).

© Красовский Ю.Д., 2013

6. Оценочные технологии развивающего обучения: 100-балльные системы промежуточного и итогового контроля.

7. Рефлексивные технологии: описание студентами и магистрантами своего отношения к изучаемому курсу в алгоритме ознакомление-осознание-осмысление-переосмысление собственного понимания учебного курса в реальной практике.

8. Игровые технологии: принципы разработки и принципы проведения ансамблевых деловых игр и ролевых учебных игр (авторская деловая игра «Сотрудничество» и авторская ролевая игра «Риски»).

Разработаны также теоретико-практические основы конверсионной концепции обучающих действий и введено новое понятие в педагогике высшей школы - преподавательский продукт.

Эта концепция включает сформированность:

а) теории разрывов в обучающем процессе (исходная);

б) теории проблемных зон в обучении (корректирующая);

в) теории визуаметрической представленности учебных текстов (экспрессивная);

г) теории перевернутой пирамиды в коммуникативном процессе «преподаватель -студент» (инверсионная);

д) теории рефлексивных оценок преподавательского продукта (эффект усвояемости);

е) теории сдвоенного обучающего потенциала в кольцевом завершении учебного процесса (персономный ресурс);

ж) теории ступенчатых компетенций (личностная расшифровка компетенций).

В учебном процессе разработаны также:

а) многочисленные диагностические варианты представленности учебного материала в сознании обучаемых;

б) разнообразные режиссерские методики;

в) различные проектировочные методы формирования новых моделей и вариантов поведения в той или иной коммуникативной среде общения.

Краткое содержание достижений в обучении

Обучение по педагогической методологии и социальным конверс-технологиям профессора Ю.Д. Красовского прошли с 1998 г. более 2000 студентов, магистрантов, слушателей школ бизнеса и слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также преподаватели, обучающиеся на курсах повышения квалификации.

1. Внедрение учебного курса «Организационное поведение» в обучающий процесс:

- с 1998 г. постоянно - в Государственном университете управления на кафедре социологии и психологии управления в студенческих группах дневного и вечернего отделений, там же в бизнес-школе по программе «Оценка и аксеометрические методы измерения»;

- с 1998-го по 2007 г. - постоянно на факультете международного бизнеса и делового администрирования Московского государственного института международных отношений (университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации в группах подготовки магистров по учебной программе кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции;

- с 1998-го по 2010 г. постоянно на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова для магистерских программ «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансовый менеджмент компаний»; там же с 2006/2007 учебного года - участие в проекте «Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова»; там же на социологическом факультете по кафедре социологии организаций и менеджмента (с 2007-го по 2010 г.).

Эпизодически - во время выездных семинаров «Мастер-класс профессора Ю.Д. Кра-совского» в России и за рубежом (Варшава, Афины).

Формы внедрения: учебные планы, учебные программы, методические разработки в раздаточных материалах.

Внедрение учебного курса «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» в обучающий процесс - в бизнес-школах по программе «Управление персоналом»; в дипломные разработки студентов кафедры социологии и психологии управления 2007-2011 гг.; на втором курсе магистратуры «Финансовый менеджмент компаний» экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2008 г.; там же - на социологическом факультете с 2007-го по 2011 г. Методики изучения организационной и корпоративной культуры используются в подготовках дипломных работ и кандидатских диссертаций (см., например, кандидатскую диссертацию М.А. Калмыковой «Организационная культура производственных предприятий строительного профиля в современных российских условиях»).

Формы внедрения: учебные планы, учебные программы, методические разработки в раздаточных материалах, дипломные работы и диссертации.

Основные научные и практические достижения

После овладения материалом учебного курса обучаемые приобретают следующие умения и навыки:

1) опыт визуального воспроизведения поведенческих моделей в деловых организациях;

2) навыки творческого освоения этих моделей и их изучения в реальных опросах по разработанным методикам;

3) умение организовывать мониторинг особенностей проявления организационного поведения в компаниях и в фирмах;

4) умение оценивать те или иные стереотипы организационного поведения в управленческих отношениях руководителя;

5) практический опыт опросов респондентов методом визуаметрического интервью с описанием комментариев;

6) опыт системного восприятия информации на основе моделирования социальных генотипов и социокультурных синдромов деловой организации;

7) осознают, что в деловой организации рабочим понятием оказываются те или иные модели видения;

8) умение конструировать эти модели в слайдографическом варианте;

9) умение расшифровывать смысловое содержание визуаграфических моделей;

10) умение включаться в обучение персонала, используя визуаграфическую технологию наглядного отображения той или иной управленческой ситуации.

Особенно высокие эффекты обучения возникают в деловых играх группового типа. Опросы студентов и магистрантов показывают, чему они научились, работая в группе при решении учебной задачи.

Эти эффекты таковы:

- возможности творческого самопроявления;

- умение масштабного видения ситуаций;

- командная работа, т.е. умение учитывать мнения других;

- не бояться высказывать свое мнение и реально оценивать другие команды;

- самокритично оценивать себя;

- использование уникальных авторских методик в работе;

- умение избегать недооценки факторов, которые с первого взгляда могут казаться незначительными;

- понятие того, что главнее - это команда и что одному (одной) с заданиями трудно справиться;

- умение искать выход даже в тех ситуациях, которые кажутся безвыходными;

- умение решать конфликты;

- приобрели навык стратегического решения управленческих ситуаций;

- приобретение навыка межличностного общения;

- умение решать задачи в режиме сжатого времени;

- способность к самоконтролю, самодисциплине, умение концентрироваться на главном;

- умение работать в команде;

- умение с помощью психологических методов оценивать личность;

- переосмысливание ситуаций и себя в ситуациях.

Конкретная научная и практическая новизна

1. Создано новое отечественное направление в изучении менеджмента, основным содержанием которого являются консалтинговые разработки автора.

2. Создан принципиально новый тип учебных изданий, где ориентация на студентов и их мнение является доминирующей в корректировке учебного процесса.

3. Учебник «Организационное поведение» и учебное пособие «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» разработаны на основе кольцевых алгоритмов: «от практики - к ее теоретической интерпретации» и «от теоретической интерпретации - к подтверждению управленческими ситуациями».

4. Создан простой, удобный, наглядный и динамичный инструментарий расшифровки социальных генотипов организаций и ее социокультурных синдромов.

5. Разработан завершенный преподавательский продукт рефлексивного типа, который формирует:

а) эффекты познавательной привлекательности учебных материалов;

б) эффекты погружения в практику;

в) эффекты результирующей привлекательности методик;

г) эффекты статусного самоутверждения обучаемых;

д) эффекты наращивания двойного обучающего потенциала.

6. Преодолены типичные разрывы обучения высшего образования:

а) между абстрактностью и теоретизацией учебников и потребностью их практического наполнения;

б) между педагогической ориентацией на знания и практической ориентаций на обучение действием;

в) между билетным вычерпыванием знаний на экзаменах и самостоятельно приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в реальной практике;

г) между декларируемыми компетенциями и компетенциями реально приобретенными.

7. Создан класс оригинальных методик визуаграммного типа, которые помогают быстро усваивать учебный материал.

8. Преодолено господство учебников, написанных в традиционной манере «Эрудит» с искусственными пакетами кейсов.

9. Авторские учебные издания являются актуальными (известны с 1998 г. как отечественные фундаментальные разработки), эффективными (порождают много развивающих эффектов), результативными (позволяют обучаемым убедиться на собственном опыте в их диагностической емкости, практической полезности).

Достигнутые результаты

1. Формирование новой генерации студентов, магистрантов и менеджеров (около 2000 человек с 1998 г.).

2. Приглашения автора в элитные высшие учебные заведения Российской Федерации.

3. Накопление и классификация банка отзывов студентов, магистрантов и слушателей с 1998-го по 2012 г.

4. Создание методик оценивания учебного курса и методик оценки учебника «Организационное поведение» и учебного пособия «Социокультурные основы управления бизнес-организацией».

5. Разработка банка управленческих ситуаций и методик их визуаграфического анализа.

6. Выявление латентных компетенций обучаемых в методических авторских разработках к учебным курсам «Организационное поведение» и «Социокультурные основы управления бизнес-организацией».

7. Создание методической базы формирования многообразных эффектов обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Создание итогового учебного пособия для преподавателей «Обучающие модели развития управленческих знаний» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 316 с.), которым завершается цикл авторских учебных изданий.

9. Издание учебника «Организационное поведение» с маркировкой (лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования 2011 года за цикл учебных пособий и учебник по теме «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» в составе группы претендентов (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 487 с.).

Востребованность авторских учебных изданий на рынке образовательных услуг с 1997-го по 2012 гг. - постоянная.

Новаторство автора по пяти основным позициям

1. Содержанием авторских учебных пособий «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» и учебника «Организационное поведение» является, прежде всего, личный консалтинговый опыта автора.

2. Учебные пособия и учебник «Организационное поведение» написаны автором в замкнутом цикле «практика - теория - практика».

3. Учебные пособия и учебник «Организационное поведение» органически связаны с новаторскими технологиями автора.

4. Автор создал принципиально новый преподавательский продукт, не имеющий аналогов в отечественной учебной литературе.

5. Автор обогатил педагогику высшей школы концепцией кольцевого обучения.

Библиографический список

1. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний: учеб. пособие /

Ю.Д. Красовский. - М., 2010. - С. 21-181.

2. Матвеев И.А., Райченко А.В., Сауткин С.И. Новые методы освоения комплекса управленческих

дисциплин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. -

№ 24. - С. 58-62.

О.В. Соболь

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: качество трудовой жизни, методика оценки качества трудовой жизни, молодой специалист, сфера образования.

Современные руководители в процессе разработки мероприятий в рамках управления персоналом сталкиваются с проблемой получения актуальной и достоверной информации о реальном положении дел в организации. В данной ситуации особое значение приобретает оценка качества трудовой жизни (КТЖ) как совокупность условий и организации труда, обеспечивающая удовлетворение социально-трудовых потребностей наемных работников, реализацию трудового и творческого потенциала каждого сотрудника. Грамотная оценка качества трудовой жизни позволяет получить объективную картину о состоянии элементов социально-трудовой среды, положении работников, степени удовлетворения их потребностей, возможности применения и развития профессиональных знаний и навыков, а также наметить пути разрешения выявленных противоречий.

Особенно остро проблема проведения оценки КТЖ стоит в отношении молодых специалистов как одной из менее защищенной группы работников. В данный момент идет активное обсуждение и разработка мероприятий по привлечению выпускников учебных заведений для работы в сфере образования. Одним из способов повышения интереса к данной области человеческой деятельности может стать улучшение качества трудовой жизни со-

© Соболь О.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.