3. Борисова Н.В. Выбор образовательных технологий в контексте практической подготовки студентов вузов // Квалитативная культура, образовательная среда и технологии в образовании / Под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 2002.
4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М., 2004.
5. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 125-127.
6. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 39-46.
7. Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 127-129.
8. Леньков Р.В. Характеристика компонентов сферы высшего образования России: социолого-управленческий анализ // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 20. - С. 122-129.
Ю.Д. Красовский
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Ключевые слова: конверсивные технологии обучения, инверсивные технологии, визуа-граммные технологии, ресурсные технологии, пакетные технологии, технологии развивающего обучения, рефлексивные технологии, игровые технологии, теория разрывов и обучения, преподавательский продукт, эффекты обучения.
Конверсивные технологии обучения в вузе
1. Дидактические технологии: исходное конструирование учебного материала в учебниках и учебных пособиях по принципу малых колец - вводный абзац к каждой теме и заключительный абзац-резюме; от практики к теории и от теории к практике (спиралевидные кольца познавательного процесса).
2. Инверсионные технологии: метод обратного обучающего алгоритма, когда студенты сами разрабатывают вопросы к учебному материалу и сами разрабатывают тесты вместо преподавателя.
3. Визуаграммные технологии: графическое моделирование управленческих ситуаций, возникающих в организационной, социальной и социокультурной среде фирмы и отработка на этой визуальной модели временной динамики развития ситуации, что особенно нравится студентам.
4. Ресурсные технологии: алгоритм расшифровки различных проявлений организационного поведения с точки зрения мотивационных ресурсов личности, группы, подразделения.
5а. Пакетные технологии: ансамбль методик «Диагност-К-1» (Отчет-1 по дисциплине «Организационное поведение»).
5б. Пакетные технологии: ансамбль методик «Диагност-К-2» (Отчет-2 по учебному курсу «Социокультурные основы управления бизнес-организацией»).
© Красовский Ю.Д., 2013
6. Оценочные технологии развивающего обучения: 100-балльные системы промежуточного и итогового контроля.
7. Рефлексивные технологии: описание студентами и магистрантами своего отношения к изучаемому курсу в алгоритме ознакомление-осознание-осмысление-переосмысление собственного понимания учебного курса в реальной практике.
8. Игровые технологии: принципы разработки и принципы проведения ансамблевых деловых игр и ролевых учебных игр (авторская деловая игра «Сотрудничество» и авторская ролевая игра «Риски»).
Разработаны также теоретико-практические основы конверсионной концепции обучающих действий и введено новое понятие в педагогике высшей школы - преподавательский продукт.
Эта концепция включает сформированность:
а) теории разрывов в обучающем процессе (исходная);
б) теории проблемных зон в обучении (корректирующая);
в) теории визуаметрической представленности учебных текстов (экспрессивная);
г) теории перевернутой пирамиды в коммуникативном процессе «преподаватель -студент» (инверсионная);
д) теории рефлексивных оценок преподавательского продукта (эффект усвояемости);
е) теории сдвоенного обучающего потенциала в кольцевом завершении учебного процесса (персономный ресурс);
ж) теории ступенчатых компетенций (личностная расшифровка компетенций).
В учебном процессе разработаны также:
а) многочисленные диагностические варианты представленности учебного материала в сознании обучаемых;
б) разнообразные режиссерские методики;
в) различные проектировочные методы формирования новых моделей и вариантов поведения в той или иной коммуникативной среде общения.
Краткое содержание достижений в обучении
Обучение по педагогической методологии и социальным конверс-технологиям профессора Ю.Д. Красовского прошли с 1998 г. более 2000 студентов, магистрантов, слушателей школ бизнеса и слушателей системы дополнительного профессионального образования, а также преподаватели, обучающиеся на курсах повышения квалификации.
1. Внедрение учебного курса «Организационное поведение» в обучающий процесс:
- с 1998 г. постоянно - в Государственном университете управления на кафедре социологии и психологии управления в студенческих группах дневного и вечернего отделений, там же в бизнес-школе по программе «Оценка и аксеометрические методы измерения»;
- с 1998-го по 2007 г. - постоянно на факультете международного бизнеса и делового администрирования Московского государственного института международных отношений (университет) при Министерстве иностранных дел Российской Федерации в группах подготовки магистров по учебной программе кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции;
- с 1998-го по 2010 г. постоянно на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова для магистерских программ «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансовый менеджмент компаний»; там же с 2006/2007 учебного года - участие в проекте «Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова»; там же на социологическом факультете по кафедре социологии организаций и менеджмента (с 2007-го по 2010 г.).
Эпизодически - во время выездных семинаров «Мастер-класс профессора Ю.Д. Кра-совского» в России и за рубежом (Варшава, Афины).
Формы внедрения: учебные планы, учебные программы, методические разработки в раздаточных материалах.
Внедрение учебного курса «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» в обучающий процесс - в бизнес-школах по программе «Управление персоналом»; в дипломные разработки студентов кафедры социологии и психологии управления 2007-2011 гг.; на втором курсе магистратуры «Финансовый менеджмент компаний» экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2008 г.; там же - на социологическом факультете с 2007-го по 2011 г. Методики изучения организационной и корпоративной культуры используются в подготовках дипломных работ и кандидатских диссертаций (см., например, кандидатскую диссертацию М.А. Калмыковой «Организационная культура производственных предприятий строительного профиля в современных российских условиях»).
Формы внедрения: учебные планы, учебные программы, методические разработки в раздаточных материалах, дипломные работы и диссертации.
Основные научные и практические достижения
После овладения материалом учебного курса обучаемые приобретают следующие умения и навыки:
1) опыт визуального воспроизведения поведенческих моделей в деловых организациях;
2) навыки творческого освоения этих моделей и их изучения в реальных опросах по разработанным методикам;
3) умение организовывать мониторинг особенностей проявления организационного поведения в компаниях и в фирмах;
4) умение оценивать те или иные стереотипы организационного поведения в управленческих отношениях руководителя;
5) практический опыт опросов респондентов методом визуаметрического интервью с описанием комментариев;
6) опыт системного восприятия информации на основе моделирования социальных генотипов и социокультурных синдромов деловой организации;
7) осознают, что в деловой организации рабочим понятием оказываются те или иные модели видения;
8) умение конструировать эти модели в слайдографическом варианте;
9) умение расшифровывать смысловое содержание визуаграфических моделей;
10) умение включаться в обучение персонала, используя визуаграфическую технологию наглядного отображения той или иной управленческой ситуации.
Особенно высокие эффекты обучения возникают в деловых играх группового типа. Опросы студентов и магистрантов показывают, чему они научились, работая в группе при решении учебной задачи.
Эти эффекты таковы:
- возможности творческого самопроявления;
- умение масштабного видения ситуаций;
- командная работа, т.е. умение учитывать мнения других;
- не бояться высказывать свое мнение и реально оценивать другие команды;
- самокритично оценивать себя;
- использование уникальных авторских методик в работе;
- умение избегать недооценки факторов, которые с первого взгляда могут казаться незначительными;
- понятие того, что главнее - это команда и что одному (одной) с заданиями трудно справиться;
- умение искать выход даже в тех ситуациях, которые кажутся безвыходными;
- умение решать конфликты;
- приобрели навык стратегического решения управленческих ситуаций;
- приобретение навыка межличностного общения;
- умение решать задачи в режиме сжатого времени;
- способность к самоконтролю, самодисциплине, умение концентрироваться на главном;
- умение работать в команде;
- умение с помощью психологических методов оценивать личность;
- переосмысливание ситуаций и себя в ситуациях.
Конкретная научная и практическая новизна
1. Создано новое отечественное направление в изучении менеджмента, основным содержанием которого являются консалтинговые разработки автора.
2. Создан принципиально новый тип учебных изданий, где ориентация на студентов и их мнение является доминирующей в корректировке учебного процесса.
3. Учебник «Организационное поведение» и учебное пособие «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» разработаны на основе кольцевых алгоритмов: «от практики - к ее теоретической интерпретации» и «от теоретической интерпретации - к подтверждению управленческими ситуациями».
4. Создан простой, удобный, наглядный и динамичный инструментарий расшифровки социальных генотипов организаций и ее социокультурных синдромов.
5. Разработан завершенный преподавательский продукт рефлексивного типа, который формирует:
а) эффекты познавательной привлекательности учебных материалов;
б) эффекты погружения в практику;
в) эффекты результирующей привлекательности методик;
г) эффекты статусного самоутверждения обучаемых;
д) эффекты наращивания двойного обучающего потенциала.
6. Преодолены типичные разрывы обучения высшего образования:
а) между абстрактностью и теоретизацией учебников и потребностью их практического наполнения;
б) между педагогической ориентацией на знания и практической ориентаций на обучение действием;
в) между билетным вычерпыванием знаний на экзаменах и самостоятельно приобретаемыми знаниями, умениями и навыками в реальной практике;
г) между декларируемыми компетенциями и компетенциями реально приобретенными.
7. Создан класс оригинальных методик визуаграммного типа, которые помогают быстро усваивать учебный материал.
8. Преодолено господство учебников, написанных в традиционной манере «Эрудит» с искусственными пакетами кейсов.
9. Авторские учебные издания являются актуальными (известны с 1998 г. как отечественные фундаментальные разработки), эффективными (порождают много развивающих эффектов), результативными (позволяют обучаемым убедиться на собственном опыте в их диагностической емкости, практической полезности).
Достигнутые результаты
1. Формирование новой генерации студентов, магистрантов и менеджеров (около 2000 человек с 1998 г.).
2. Приглашения автора в элитные высшие учебные заведения Российской Федерации.
3. Накопление и классификация банка отзывов студентов, магистрантов и слушателей с 1998-го по 2012 г.
4. Создание методик оценивания учебного курса и методик оценки учебника «Организационное поведение» и учебного пособия «Социокультурные основы управления бизнес-организацией».
5. Разработка банка управленческих ситуаций и методик их визуаграфического анализа.
6. Выявление латентных компетенций обучаемых в методических авторских разработках к учебным курсам «Организационное поведение» и «Социокультурные основы управления бизнес-организацией».
7. Создание методической базы формирования многообразных эффектов обучения.
8. Создание итогового учебного пособия для преподавателей «Обучающие модели развития управленческих знаний» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 316 с.), которым завершается цикл авторских учебных изданий.
9. Издание учебника «Организационное поведение» с маркировкой (лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования 2011 года за цикл учебных пособий и учебник по теме «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» в составе группы претендентов (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 487 с.).
Востребованность авторских учебных изданий на рынке образовательных услуг с 1997-го по 2012 гг. - постоянная.
Новаторство автора по пяти основным позициям
1. Содержанием авторских учебных пособий «Социокультурные основы управления бизнес-организацией» и учебника «Организационное поведение» является, прежде всего, личный консалтинговый опыта автора.
2. Учебные пособия и учебник «Организационное поведение» написаны автором в замкнутом цикле «практика - теория - практика».
3. Учебные пособия и учебник «Организационное поведение» органически связаны с новаторскими технологиями автора.
4. Автор создал принципиально новый преподавательский продукт, не имеющий аналогов в отечественной учебной литературе.
5. Автор обогатил педагогику высшей школы концепцией кольцевого обучения.
Библиографический список
1. Красовский Ю.Д. Обучающие модели развития управленческих знаний: учеб. пособие /
Ю.Д. Красовский. - М., 2010. - С. 21-181.
2. Матвеев И.А., Райченко А.В., Сауткин С.И. Новые методы освоения комплекса управленческих
дисциплин // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. -
№ 24. - С. 58-62.
О.В. Соболь
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: качество трудовой жизни, методика оценки качества трудовой жизни, молодой специалист, сфера образования.
Современные руководители в процессе разработки мероприятий в рамках управления персоналом сталкиваются с проблемой получения актуальной и достоверной информации о реальном положении дел в организации. В данной ситуации особое значение приобретает оценка качества трудовой жизни (КТЖ) как совокупность условий и организации труда, обеспечивающая удовлетворение социально-трудовых потребностей наемных работников, реализацию трудового и творческого потенциала каждого сотрудника. Грамотная оценка качества трудовой жизни позволяет получить объективную картину о состоянии элементов социально-трудовой среды, положении работников, степени удовлетворения их потребностей, возможности применения и развития профессиональных знаний и навыков, а также наметить пути разрешения выявленных противоречий.
Особенно остро проблема проведения оценки КТЖ стоит в отношении молодых специалистов как одной из менее защищенной группы работников. В данный момент идет активное обсуждение и разработка мероприятий по привлечению выпускников учебных заведений для работы в сфере образования. Одним из способов повышения интереса к данной области человеческой деятельности может стать улучшение качества трудовой жизни со-
© Соболь О.В., 2013