УДК 94(571.17)" 1910"
ВИЗИТ П. А. СТОЛЫПИНА В МАРИИНСК В СЕНТЯБРЕ 1910 ГОДА
А. Н. Ермолаев
P. A. STOLYPIN’S VISIT TO MARIINSK IN SEPTEMBER 1910
A. N. Ermolaev
В статье рассматривается визит Председателя совета министров П. А. Столыпина в уездный город Ма-риинск Томской губернии в сентябре 1910 года.
Ключевые слова: Петр Аркадьевич Столыпин, Сибирь, город Мариинск, Томская губерния.
The article considers the visit of the Head of the Council of Ministers P. A. Stolypin to Mariinsk the district town of Tomsk province, in September 1910.
Keywords: Peter Stolypin, Siberia, the town of Mariinsk, Tomsk Province.
В начале ХХ века уездный город Томской губернии Мариинск интенсивно развивался. После прокладки железнодорожной магистрали, прошедшей через город, численность населения города стала быстро расти. Если в 1897 году в городе проживало 8216 человек, то в 1904 году - уже 15614 человек, а в 1910 году - 18180 человек. Менялась и структура населения. Все больше людей было занято на промышленных предприятиях, самым крупным из которых в городе была железнодорожная станция и локомотивное депо.
Заботы по благоустройству города лежали на городской управе и городском голове. С 1904 года должность городского головы занимал мариинский 2-й гильдии купец Иосиф Трифонович Савельев. Он был одним из самых богатых купцов города, являлся соучредителем торгового дома «Трифон Савельев и Сыновья», который имел несколько магазинов в разных городах Сибири, в том числе в Томске и Красноярске. В 1908 году, когда истек срок полномочий городского головы, были проведены перевыборы. Иосиф Трифонович Савельев вновь одержал на них победу. За него проголосовали 19 гласных думы, против - только один. Помощником городского головы был избран Иван Станиславович Станкевич, кандидатом к нему стал Михаил Дорофеевич Тайченачев, членом управы - Александр Петрович Чиркунов.
Новому составу городской управы и городскому голове пришлось решать немало вопросов, связанных с благоустройством. В это время через город проезжали тыс.и переселенцев из Европейской России, воспользовавшиеся правами и льготами для переезда в Сибирь, утвержденными правительством. Переселение являлось составной частью проводимой аграрной реформы, вдохновителем и организатором которой был Председатель совета министров и министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин. Для изучения хода переселения, выявления проблем и потребностей переселенцев в 1910 году он предпринял поездку в Сибирь. Из высокопоставленных чиновников П. А. Столыпина сопровождали начальник Главного управления землеустройства и земледелия А. А. Кри-вошеин и начальник Переселенческого управления Г. В. Глинка.
Изучение проблем переселенцев началось в Петропавловске, куда П. А. Столыпин прибыл 23 августа 1910 года на поезде. Затем были изучены окрестности Омска, откуда на пароходе визитеры прибыли в Павлодар. Далее их путь продолжался на лошадях в Славгород, затем, через Кулундинскую степь, - в Ка-мень-на-Оби. Здесь была произведена пересадка на пароход, и путешественники проследовали в Новони-колаевск. В окрестностях этого города были осмотрены переселенческие поселки. Затем П. А. Столыпин со свитой проследовал до Томска на поезде, где тоже занимался изучением быта переселенцев [5, с. 4].
В Томске высокопоставленные чиновники приняли делегации из нескольких городов и селений губернии. Местные власти воспользовались визитом П. А. Столыпина, чтобы заострить его внимание на некоторых проблемах, требующих поддержки со стороны правительства [2, с. 2]. Когда стало понятно, что председатель совета министров посетит и Мариинск, местные власти тоже решили воспользоваться этим, чтобы исходатайствовать помощь в решении насущных городских проблем.
Накануне, 31 августа 1910 года, состоялось заседание мариинской городской думы. Решался вопрос о том, как встречать высоких гостей. Городской голова И. Т. Савельев предложил встретить П. А. Столыпина «хлебом-солью» и, пользуясь случаем, подать ему особую записку с изложением наиболее насущных потребностей города.
Городская дума, выслушав доложенное и вполне разделяя мнение городского головы, постановила: 1) в момент приезда Председателя совета министров приветствовать его от имени города Мариинска чрез особую депутацию в составе: городского головы И. Т. Савельева, помощника его П. И. Золотарева, кандидата помощника И. Д. Тайченачева; 2) поручить этой депутации поднести премьер-министру от города хлеб-соль и подать ему оглашенную и одобренную докладную записку о насущных нуждах города; 3) расходы, сопряженные с поднесением хлеба-соли, в той сумме, в которой они выразятся, принять на счет города [1, л. 247].
Докладная записка, подготовленная городским головой Иосифом Трифоновичем Савельевым, содер-
жала несколько пунктов относительно благоустройства и развития города. Первый пункт касался школьного образования. В нем было сказано, что постепенное естественное развитие города и увеличение его населения вызывает необходимость улучшения существующих учебных заведений. В связи же с введением всеобщего обучения этот вопрос является особенно острым, так как требует перестройки пришедших в ветхость старых зданий и постройки новых. Между тем у города для производства необходимых затрат средств не имеется. Поэтому городская дума 15 февраля постановила войти немедленно через губернатора с ходатайством об «исхлопотании» городу беспроцентной ссуды в 30000 рублей, с тем, чтоб эта ссуда будет погашена ежегодными взносами в 1500 рублей. Томский губернатор Николай Львович Гондатти отнесся к этому ходатайству сочувственно, но Министерство финансов отказалось удовлетворить просьбу мариинских властей. Городской голова Савельев просил вернуться к проблеме займа и ходатайствовал об его удовлетворении.
Второй вопрос касался военных. Савельев сообщал, что у города не хватает средств для выполнения квартирной повинности, Мариинск не в состоянии обеспечить всех офицеров квартирами. Город платит им квартирные деньги, но они не удовлетворены ими и хотят, чтобы им были выделены квартиры «натурою». Городской голова ходатайствовал о переводе города по квартирному окладу из восьмого в шестой разряд, «чтобы город не принимал никакого участия в несении данной повинности». По словам И. Т. Савельева, многие города уже возбудили подобные ходатайства.
Третий вопрос касался железнодорожного строительства. Мариинская городская дума возбудила ходатайство о сооружении Туркестано-Сибирской железной дороги в направлении на Барнаул -Кольчугинские копи - Андреевский завод - Бобровая - Мариинск, о чем еще 16 мая 1909 года подана докладная записка Столыпину, министру финансов и министру путей сообщения. От министров были получены сведения, что докладная записка будет доложена особой Комиссии, а между тем об исходе доклада никаких сведений нет. Савельев просил разъяснить ситуацию со строительством этой железной дороги.
Последний, четвертый вопрос, касался улучшения дорог в Мариинском уезде. Особенно большую проблему создавало отсутствие постоянного моста через реку Кию. Переправа через реку производилась на канатном пароме, что задерживало сообщение заречных частей с центром города. В базарные дни возле парома скапливалась такая масса подвод, что перевозка туда и обратно производилась чуть не целые сутки. Постройкой постоянного моста можно было устранить все перечисленные затруднения. Ввиду этого, городу необходима беспроцентная ссуда в размере 120 тыс. рублей, с тем, что она была погашена взносами, установленными за проезд по мосту [1, л. 244 -246].
2 сентября 1910 года П. А. Столыпин на специальном поезде проследовал через станцию «Мариинск». Поезд не остановился и отправился далее на восток, к Боготолу. 3 сентября - на обратном пути, в 5 часов вечера, поезд сделал остановку в Мариинске. На перрон
вышли П. А. Столыпин, А. А. Кривошеин, Г. В. Глинка, управляющий Томской губернией Е. Е. Извеков и начальник Сибирской железной дороги Осипов. Здесь они были встречены депутацией города, возглавляемой И. Т. Савельевым. Городской голова преподнес премьер-министру хлеб-соль, а затем подал докладную записку. Столыпин принял ходатайство и предложил вкратце изложить суть записки. Городской голова доложил о просьбах города.
По вопросу о выделении 30 тыс.ной ссуды Столыпин спросил: «А на какой предмет нужна эта ссуда?» На это Савельев ответил, что деньги нужны на постройку зданий для училищ и школ. Столыпин обещал посодействовать в получении денег.
Вопрос о железнодорожном строительстве был очень сложным. Столыпин заявил, что он считает, что проектируемая Туркестано-Сибирская железная дорога должна примыкать к Транссибирской магистрали как можно восточнее. Но пока еще этот вопрос изучается, и ничего конкретного сказать нельзя. Правда, премьер-министр обещал, что при проектировании дороги мнение города Мариинска будет рассмотрено.
Что касается моста через Кию, то премьер-министр заметил, что запрашиваемая ссуда в 120 тыс. рублей слишком велика. Он предложил прибегнуть к облигационному займу. На это Савельев ответил, что облигации нужно погашать под 4 % годовых, а это 4,8 тыс. рублей. Для города Мариинска это довольно большая сумма. Тогда Столыпин пообещал рассмотреть этот вопрос по приезде в Санкт-Петербург.
По вопросу о переводе Мариинска из восьмого в шестой разряд по квартирному окладу П. А. Столыпин подробно расспросил городского голову о количестве войск, расквартированных в Мариинске, об участии их в жизни города, а потом заявил, что с таким ходатайством в министерство обратилось уже много городов, поэтому вопрос будет решаться законодательным порядком.
После обсуждения докладной записки Столыпину были представлены начальник Мариинского гарнизона, крестьянский начальник 3-го участка и податный инспектор Мариинского уезда. В общей сложности премьер-министр находился в Мариинске около 10 минут. Затем поезд отправился в Томск [3, с. 3].
Короткое посещение Председателем совета министров П. А. Столыпиным уездного города Мариинска не принесло ожидаемых результатов. Всеобщее обучение так и не было введено, хотя подготовка к нему велась все последующие годы. Некоторые здания для школ в Мариинске были построены и отремонтированы, но сделано это было за счет средств города. В 1910 году женская прогимназия была преобразована в полную гимназию, а в 1911 году помещение было расширено. Мужская гимназия была открыта в Мари-инске уже после Февральской революции [4, с. 3]. Мост через Кию был построен только в советское время. Город не был освобожден от квартирной повинности, и никаких послаблений по этому вопросу сделано не было. Туркестано-Сибирская магистраль также не была сооружена при жизни П. А. Столыпина. Однако важно отметить, что городские власти не только воспользовались визитом Председателя совета министров для подачи ему ходатайства, но, по сути, разработали целую программу развития города,
которая была реализована уже после установления советской власти в стране.
ПРИЛОЖЕНИЕ Его Высокопревосходительству Господину Министру Внутренних дел Мариинского, Томской губернии,
Городского Головы Иосифа Трифоновича Савельева
Докладная записка
Мариинская городская дума в заседании своем 31 августа сего года поручила мне представить Вашему Высокопревосходительству докладную записку о настоятельных и неотложных нуждах города. Исполняя данное поручение, имею часть доложить нижеследующее:
1. Постепенное естественное развитие города и увеличение населения его, несомненно, вызывает необходимость увеличения и улучшения существующих учебных заведений. В связи же с введением всеобщего обучения этот вопрос является особенно острым, так как потребует перестройки пришедших в ветхое состояние зданий и постройки новых. Между тем у города для производства необходимых затрат средств положительно не имеется. Поэтому Городская дума 15 февраля сего года постановила войти немедленно чрез г. Томского Губернатора с ходатайством об ис-хлопотании городу беспроцентной ссуды в 30000 рублей, с тем, что эта ссуда будет погашаться ежегодными взносами в 1500 рублей. Камергер Двора Его Величества Николай Львович Гондатти отнесся к этому ходатайству сочувственно, и оно было возбуждено, причем благополучно прошло через Министерство Внутренних дел, но когда последнее передало его господину Министру Финансов, то он удовлетворить просьбу возможным не признал, поставив город лицом к лицу с неразрешимым вопросом: где учить детей?
2. В феврале месяце текущего года начальник гарнизона г. Мариинска в виду отказа гг. офицеров и классных чинов от квартирных денег, возбудил вопрос об отводе им квартир натурою, или же о выдаче каждому дополнительных от города сумм. Имея в виду, что у города средств нет и при нынешнем неурожае и полной голодовке тяжело выполнить смету расходов на 1910 год; расход же по выдаче добавочных квартирных денег гг. офицерам в смету на настоящий год не вошел, а потому, являясь сверхсметных, требует и особых ресурсов, Городская дума постановила: в целях полного обеспечения гг. офицеров квартирными деньгами войти немедленно чрез г. Начальника губернии с ходатайством о переводе города Мариин-ска по квартирному окладу для гг. офицерских чинов из 8-го в 6-й разрад, чтоб город не принимал никакого участия в несении данной повинности. Такое ходатайство тем более имело под собой основу, что многие города уже возбудили однородные ходатайства об освобождении их от квартирной повинности. Однако г. Вице-губернатор 20 минувшего августа уведомил меня, что он не находит возможным исполнить просьбу города, так как квартирная повинность возложена на Городские общественные управления законом (ст. 570 Устава о земских повинностях). Это, конечно, бесспорно! Но ведь в данном случае именно и возбу-
ждается вопрос об изменении существующего закона, а, следовательно, только от законодательных учреждений зависит так или иначе разрешить его.
3. При возникновении вопроса о железнодорожном строительстве в Томской губернии, Мариинская городская дума возбудила ходатайство о сооружении Туркестано-Сибирской железной дороги в направлении на Барнаул - Кольчугинские копи - Андреевский завод - Бобровая - Мариинск, о чем 16 мая 1909 года подана докладная записка вашему Высокопревосходительству и гг. Министру Финансов и Путей сообщения. В виду того, что от всех Министерств имеются сообщения, что докладная записка будет доложена особой Комиссии, а между тем об исходе доклада никаких сведений нет, - я позволяю себе подтвердить это ходатайство.
4. Помимо железнодорожного строительства для города весьма существенное значение имеет устройство сухопутных путей сообщения и в этом случае в первую очередь идет постройка плашкоутного или постоянного моста через реку Кию, которая разделяет самый город на две части. До настоящего времени переправа через реку производится на канатном пароме, что задерживает сообщение заречных частей с центром города. Это особенно важно в несчастных случаях, как, например, во время пожаров, но также играет важную роль и во время еженедельных базаров, на которые приезжают со своими продуктами окрестные жители из сел и деревень. В эти дни возле парома скопляется такая масса подвод, что перевозка туда и обратно производится чуть не целые сутки. Таким образом, крестьяне принуждены в ожидании своей очереди для перевоза стоять длинными шпалерами до самой ночи. Не говоря уже о напрасной трате ими массы времени, скопление на улицах крестьянских экипажей мешает свободному движению и тоже не безопасно в несчастных случаях. Постройкой постоянного моста устраняются все перечисленные затруднения и об этой постройке заречные части города уже возбуждали ходатайства, но так как средств у города нет, то и ходатайства остались неудовлетворенными. В виду этого городу необходима беспроцентная ссуда в размере 120 тыс. рублей с тем, что она будет погашаться взносами 75 % из дохода, имеемого быть установленным за проезд по мосту.
Изложенные нужды, конечно, не исчерпывают все необходимое городу Мариинску, но они насущны и если только при высоком содействии Вашего Высокопревосходительства будут удовлетворены, то город получит толчок на пути своего материального и культурного развития.
Сентября 2 дня 1910 года
ГАКО. Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 462. Л. 244-246 об.
Литература
1. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Д-22. Оп. 1. Д. 462.
2. Сибирская жизнь, 2 сентября 1910 г.
3. Сибирская жизнь, 8 сентября 1910 г.
4. Сибирская жизнь, 25 декабря 1917 г.
5. Шиловский, М. В. Аграрная реформа П. А. Столыпина и Сибирь: к 100-летию указа от 9 ноября
1906 г. / М. В. Шиловский // Гуманитарные науки в Сибири. - 2006. - № 2.