Научная статья на тему 'П. А. Столыпин и организация начального сельскохозяйственного образования в г. Омске'

П. А. Столыпин и организация начального сельскохозяйственного образования в г. Омске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.А. СТОЛЫПИН / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СТЕПНОГО КРАЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ / АГРОНОМИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ / ФЕРМА ОМСКОЙ ШКОЛЫ МОЛОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА / P. A. STOLYPIN AGRARIAN REFORM / IMMIGRATION POLICY / THE NATURAL CENTER OF WESTERN SIBERIA AND THE STEPPES EDGES / INSTITUTE OF AGRICULTURE / THE AGRONOMIC ASSISTANCE TO THE POPULATION / THE FARM OMSK SCHOOL OF DAIRY FARMING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Викторович

В статье рассматривается ключевая роль П.А. Столыпина в деле создания первого сельскохозяйственного учебного заведения в г. Омске. Это решение было принято Столыпиным после неоднократных обращений представителей местной власти и общественности. П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин отнеслись к ходатайству города с большим пониманием и сочувствием и обещали рассмотреть этот вопрос. Однако, при детальном его изучении выяснилось, что открытие института сопряжено с крупными затратами казны и потому на осуществление этого начинания нельзя рассчитывать в ближайшее время. Вместе с тем, председателем Совета министров было позднее указано на возможность осуществления в ближайшем времени учреждения в Омске ветеринарного института «как более соответствующего хозяйственной структуре Степного Края и требующего меньших финансовых затрат» Объясняя открытие такого института необходимостью налаживания агропомощи населению, министры считали, что ее размах и интенсивность определялись наличием специалистов, обладавших сельскохозяйственными знаниями. Поэтому, министры считали насущной и неотложной задачей Ведомства Земледелия всячески искать и готовить таких людей. По возвращении министров в Петербург, в рамках деятельности, связанной с активизацией усилий по решению вопросов, касающихся аграрной реформы вообще и переселенческой политики в частности, наряду с другими мероприятиями правительства Столыпина, началась и работа по учреждению в г. Омске сельскохозяйственного учебного заведения. Таким образом, учреждение сельскохозяйственного училища явилось шагом, определяющим скорейшее открытие высшего сельскохозяйственного учебного заведения. Иными словами, училище явилось прообразом современного Омского аграрного университета, и у истоков его создания стоял именно П.А. Столыпин. Вполне очевидно, что без его принципиального согласия и живого и непосредственного участия в этом деле такое крупное и важное событие в то время едва ли было осуществимо. Открытие сельскохозяйственного учебного заведения явилось важным шагом в сфере организации комплекса мероприятий, направленных на эффективное сельскохозяйственное освоение Сибирского региона в рамках проводившегося правительством нового курса аграрно-переселенческой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

P.A. Stolypin and the organization of elementary agricultural education in Omsk

The article tells about the key position of P. A. Stolypin in the organization of the first agricultural educational institution in Omsk. This decision was taken Stolypin after repeated appeals from the local authorities and the public. P.A. Stolypin and A.V. Krivoshein reacted to the request of the city with a great understanding and sympathy and promised to consider the matter. However, a detailed study it was found out that the opening of the institutes associated with large expenses the treasury and therefore the implementation of this initiative can not expect in the near fu-ture.However, the chairman of the Council of Ministers was later indicated to the possibility feasibility of the institutions in the near future Omsk Veterinary Institute "as a more suitable economic structure of the Steppe Region and requires less financial expenses". Explaining the opening of such institutions need to establish agronomic assistance to the population, the ministers believed that its scope and intensity determined by the presence of specialists with agricultural knowledge. Therefore, the ministers consider vita land urgent task of the Office of Agriculture every possible way to search forand prepare such people. Upon return of Ministers in St. Petersburg, in the framework of activities connected with the intensification of efforts to address issues related tithe agrarian reforming general and resettlement policy in particular, together with other activities of the government of Stolypin, and began work ont he establishment in the city of Omsk agricultural school. Thus, the establishment of an agricultural school was a step-in determining the early opening of the higher agricultural school. In other words, this school was the prototype of the modern Omsk Agrarian University, and at the beginnings of its creation it was P. A. Stolypin. It is obvious that without his agreement in principle and live and direct participation in this matter such a large and significant event at thatt time was hardly feasible. The opening of the agricultural educational institution was an important step in the organization of a set of measures aimed at the effective agricultural development of the Siberian region, as part of the New Deal government agrarian and migration policy.

Текст научной работы на тему «П. А. Столыпин и организация начального сельскохозяйственного образования в г. Омске»

11. Денисова, Н.С. Формирование землепользований и условий инвестиционной привлекательности на землях сельскохозяйственного назначения в муниципальном районе (на примере муниципальных районов Пермского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Денисова Надежда Сергеевна. - М., 2011. - 24 с.

12. Стукач, В.Ф. Формирование институтов регионального агропродовольственного рынка / В.Ф. Стукач // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 2. - С. 138-142.

13. Рогатнев, Ю.М. Управление развитием сельскохозяйственного производства посредством целенаправленной организации использования земли / Ю.М. Рогатнев, О.Н. Долматова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2012. - № 10 (94). - С. 24-30.

Малышкина Ирина Александровна, старший преподаватель, Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. (3452) 46-37-88, e-mail: malishkina@list.ru.

SUMMARY

I.A. Malyshkina

Drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover

There is 21 percent of unused agricultural land in the Tyumen Region. A large part of it belongs to the land redistribution fund and falls to the citizens' lack of land shares. Three main lines of measures promoting drawing the lack of land shares and unused land into economic turnover have been proposed: formation of information resources about the use of agricultural land, land redistribution to more effective users, land owners and tenant farmers and economic incentives for land use. Some supplements and generalizations of organizational and economical mechanisms providing practical implementation of these processes have been made on the basis of the analysis of laws and regulations provisions regulating agricultural land turnover. Monitoring of the lack of land shares turnover and use and management of keeping advanced compilation of land under a tenancy in common up to date have been suggested in order to find the lack of land shares on time. The criterion of administrative regions including in the list of municipalities where land can be used on a gratis basis has been suggested. The need for increasing the limits of standards for land plot areas used for private plot activities and the need for more nuanced approach to the standards fixing has been justified. Options of possible approaches to the fixing of the limits of standards for land plot areas used for private plot activities have been examined on the basis of cadastral values of land and on the basis of land shares actual dimensions.

Keywords: the lack of land shares, unused land, agricultural land, economic turnover, termination of rights to land, public auction for the sale of land, economic incentives for land use.

Malyshkina Irina Aleksandrovna, Senior Lecturer, Tyumen State University of Oil and Gas, ph. (3452) 46-37-88, e-mail: malishkina@list.ru.

УДК 377.36:63(571.13)(09) Д.В. Кузнецов

П.А. СТОЛЫПИН И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКЕ

В статье рассматривается ключевая роль П.А. Столыпина в деле создания первого сельскохозяйственного учебного заведения в г. Омске. Это решение было принято Столыпиным после неоднократных обращений представителей местной власти и общественности. П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин отнеслись к ходатайству города с большим пониманием и сочувствием и обещали рассмотреть вопрос. Однако при детальном его изучении выяснилось, что открытие института сопряжено с крупными затратами казны и потому на осуществление начинания нельзя рассчитывать в ближайшее время. Вместе с тем, председателем Совета министров было позднее указано на возможность осуществления в ближайшем времени учреждения в Омске ветеринарного института «как более соответствующего хозяйственной структуре Степного края и требующего меньших финансовых затрат». Объясняя открытие такого института необходимостью налаживания агропомощи населению, министры считали, что ее размах и интенсивность определялись наличием специалистов, обладавших сельскохозяйственными знаниями. Поэтому министры считали насущной и неотложной задачей Ведомства Земледелия

© Кузнецов Д.В., 2016

всячески искать и готовить таких людей. По возвращении министров в Петербург в рамках деятельности, связанной с активизацией усилий по решению вопросов, касающихся аграрной реформы вообще и переселенческой политики в частности, наряду с другими мероприятиями правительства Столыпина, началась и работа по учреждению в г. Омске сельскохозяйственного училища, определяющего скорейшее открытие высшего сельскохозяйственного учебного заведения. У истоков создания прообраза современного Омского аграрного университета стоял именно П.А. Столыпин. Вполне очевидно, что без его принципиального согласия и живого и непосредственного участия такое крупное и важное событие в то время едва ли было осуществимо. Для организации комплекса мероприятий, направленных на эффективное сельскохозяйственное освоение Сибирского региона в рамках проводившегося правительством нового курса аграрно-переселенческой политики, это был важный шаг.

Ключевые слова: П.А. Столыпин, аграрная реформа, переселенческая политика, естественный центр Западной Сибири и Степного края, сельскохозяйственный институт, агрономическая помощь населению, ферма Омской школы молочного хозяйства

Введение

С именем П.А. Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, вошедшей в историю под названием столыпинской аграрной реформы. Аграрный вопрос занимал важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни дореволюционной России. Составной частью аграрной реформы Столыпина являлась переселенческая политика. Масштабы переселений крестьян в азиатскую часть России были огромны. В поисках лучшей жизни миллионы крестьян прибыли тогда в Сибирь. Благодаря этому был осуществлен колоссальный качественный сдвиг в плане ее экономического развития. Проводя реформу, Столыпин постоянно следил за тем, как идет процесс переселений, как устраиваются крестьяне, с какими проблемами им приходится сталкиваться.

Результаты исследования

В 1910 г., в сопровождении своего первого помощника и «правой руки», главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина Столыпин предпринял поездку в Сибирь, чтобы непосредственно, на месте ознакомиться с ситуацией, узнать о нуждах Сибирского края и выработать соответствующие решения, которые должны быть положены в основу правительственной политики в регионе. Как отмечалось в газете «Утро России», непосредственно «целью поездки было ознакомление с отрубным хозяйством и выяснение на месте вопроса о возможности широкого переселения из Европейской России. Для этого предпринимались работы по отводу казенных земель в киргизской степи с туземным населением, а также выяснилась возможность дальнейшего расширения землеотводных работ в уездах с коренным русским и старожилым населением» [1].

В ходе поездки Столыпин и Кривошеин посетили множество сибирских городов, сел и других населенных пунктов. В каждом из мест своего пребывания Столыпин детально и тщательно вникал в социальные и экономические вопросы местной жизни, изучал особенности местности, смотрел как и чем живут люди и что нужно сделать правительству для улучшения их положения.

В числе прочих Столыпин посетил и город Омск. Это произошло 25 августа 1910 г. По прибытии на перроне вокзала Столыпина и Кривошеина по русскому обычаю с хлебом и солью встречали представители местной власти и общественности. И тогда же члены Омской городской думы во главе с городским головой В.А. Морозовым «от лица жителей города Омска» подали П.А. Столыпину докладную записку, в которой, помимо прочих просьб и предложений, содержался пункт об учреждении высшего сельскохозяйственного учебного заведения с ветеринарным отделением [2, с. 2]. С аналогичной просьбой уже в самом городе, в помещении Военного собрания, к П.А. Столыпину обратилась и депутация от Омского Биржевого комитета во главе с председателем Ф.Ф. Штумпфом. В памятной записке, поданной Председателю Совета министров членом биржевого комитета Лаптевым, говорилось в частности: «В деле учреждения в городе Омске как естественном центре Западной Сибири и Степного края - политехнического института с сельскохозяйственным, гидротехническим и ветеринарным отделениями при нем. Могучее развитие в нашем крае скотоводства и сель-

ского хозяйства вообще и маслоделия в частности, а равно быстрое заселение края, страдающего от недостатка осадков и живых текучих вод, делает особенно необходимым три названных отделения политехникума» [3].

П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин отнеслись к ходатайству города с большим пониманием и сочувствием и обещали рассмотреть этот вопрос [4, с. 25; 5]. Однако при детальном изучении выяснилось, что открытие института сопряжено с крупными затратами казны и потому на осуществление этого начинания нельзя рассчитывать в ближайшее время. Вместе с тем, председателем Совета министров позднее было указано на возможность осуществления в ближайшем времени учреждения в Омске ветеринарного института «как более соответствующего хозяйственной структуре Степного Края и требующего меньших финансовых затрат».

Такое намерение подтверждено было Столыпиным и во всеподданнейшем отчете по обзору губерний и областей Сибири, приложенном к правительственному вестнику за 1910 г. [4, с. 25, 28]. Объясняя открытие такого института необходимостью налаживания агропомо-щи населению, министры считали, что ее размах и интенсивность определялись наличием специалистов, обладавших сельскохозяйственными знаниями. Поэтому «задача Ведомства Земледелия теперь всячески искать и готовить таких людей. Главный доступный для правительства путь к этому - насаждение технических знаний, - школа, и школа местная, вырабатывающая специалистов-практиков в тех именно хозяйственных условиях, в которых должна протекать их будущая деятельность. Поэтому необходимо, прежде всего, открыть на месте в Сибири специальные агрономические училища, сначала средние, а затем и высшие.

Местом для первой средней школы, естественно, намечается Омск как главный сельскохозяйственный центр Западной Сибири; высшее же сельскохозяйственное учебное заведение было бы целесообразнее всего открыть в Томске. На первое время в виде особого факультета или отделения при одной из существующих уже высших школ - университете или технологическом институте» [7]. Такое мнение Столыпин, очевидно, высказал, потому что согласился с томским профессором Курловым, сказавшим, что в Томске «уже имеется профессорский персонал» [8], а значит - существует кадровое обеспечение. Вместе с тем, Столыпин и Кривошеин не отрицали в принципе возможность открытия высшего сельскохозяйственного института и в Омске, но считали, что это должно произойти позднее, когда для этого будут созданы соответствующие условия.

Во время пребывания в Омске П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин, помимо разных объектов, посетили также и ферму Омской школы молочного хозяйства [2, с. 4; 9], на базе которой было образовано сельскохозяйственное училище, а также Омскую лесную школу. Позднее, уже в марте 1913 г. для прохождения летних практических занятий в помещении этой фермы, которую посетили П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин, были размещены первые учащиеся [10, Л. 97].

При обратном проезде П.А. Столыпин и А.В. Кривошеин снова посетили Омск. Премьер-министр вновь «принимал представителей от различных организаций, в том числе и члена управы Ящерова. Они повторили просьбы, с которыми обращались во время его приезда в Омск, на что министр ответил готовностью пойти навстречу городу в его нуждах» [11]. В частности, беседуя с городским головой В.А. Морозовым, Столыпин «обещал полное со своей стороны содействие ходатайству об открытии в Омске высшего учебного заведения - ветеринарного института. Политехнический институт с ветеринарным и другими отделениями, о котором мечтал Омск, по мнению министра, должен быть открыт в Томске» [12].

Очевидно, именно это обещание председателя Совета министров имел в виду городской голова В.А. Морозов, выступая в Омской городской думе, когда 19 ноября 1910 г. там решался вопрос «О возбуждении ходатайства об открытии в Омске ветеринарного института». Морозов обратил особое внимание присутствующих членов Думы на то, «что председатель Совета министров П.А. Столыпин, когда к нему обращались представители г. Омска, высказался, что мысль об открытии в г. Омске ветеринарного института может быть признана осуществимой, что во всеподданнейшей записке председателя Совета министров и глав-

ноуправляющего землеустройством и земледелием также указывается на неотложную необходимость открытия в г. Омске ветеринарного института» [13].

По возвращении министров в Петербург в рамках деятельности, связанной с активизацией усилий по решению вопросов, касающихся аграрной реформы вообще и переселенческой политики в частности, наряду с другими мероприятиями правительства П.А. Столыпина, началась и работа по учреждению в г. Омске сельскохозяйственного учебного заведения. Уже в сентябре того же, 1910 г. в петербургских газетах «появилось сообщение о том, что в Главном управлении землеустройства и земледелия в скором времени будет разрабатываться проект открытия нового высшего сельскохозяйственного института в г. Омске» [14, с. 2]. Новое учебное заведение будет отличаться от других высших сельскохозяйственных институтов России тем, что наряду с обычными отделениями будет открыто ветеринарное. Институт будет функционировать с будущего года [15]. Автор этого сообщения, поместивший его на страницах «Омского телеграфа», будучи, очевидно, хорошо осведомленным по данному вопросу, от себя в продолжение добавил: «У нас есть комиссия или группа лиц, в которую входят представители различных местных учреждений и частные лица. Теперь для этой группы самый удобный и благоприятный момент проявить свою деятельность для подкрепления проникших в газету слухов и проведения в жизнь предпринятого столь симпатичного дела. Следовало бы созвать собрание и вообще возобновить работу в этом направлении» [14, с. 2].

Интенсивная работа по учреждению сельскохозяйственного училища, как со стороны правительства и ГУЗиЗ, так и со стороны местной власти и общественности города, проводилась на протяжении всего последующего времени. В сентябре следующего, 1911 г. Столыпин убит, но, несмотря на это, его аграрная политика была продолжена. Дальнейшие преобразовательные мероприятия в аграрной сфере необходимо связывать с именем А.В. Криво-шеина - ближайшего соратника и первого помощника Столыпина, активнейшего продолжателя его реформ.

В рамках намеченных и осуществляемых при Столыпине мер и в продолжение его аграрной политики 12 октября 1911 г. А.В. Кривошеин направил в Омск на имя губернатора телеграмму, в которой предложил учредить комиссию для решения всех конкретных вопросов, связанных со строительством сельскохозяйственного училища [10, Л. 1]. Губернатор немедленно отозвался и такая комиссия под его председательством была сформирована. В нее вошли практически все представители администрации, ответственные за проведение сельскохозяйственной политики в уезде и области. Позднее комиссия была преобразована в попечительный совет, в который, помимо представителей местной власти, вошли представители общественности [10, Л. 2, 3, 27 и др.]. Первые здания сельскохозяйственного училища были возведены на том же участке земли, который принадлежал молочной школе, а ее живой и мертвый инвентарь также был куплен училищем и перешел в его распоряжение. Открытие училища состоялось 28 октября 1912 г., о чем были посланы соответствующие уведомления Кривошеину [10, Л. 167, 175, 219, 220].

В ответной телеграмме от 29.10.12 г., посланной на имя генерал-губернатора, Криво-шеин писал: «Сердечно благодарю Ваше Высокопревосходительство и представителей края за любезную телеграмму. Очень рад, что имел возможность оказать содействие удовлетворению одной из насущнейших нужд края. От души желаю новому рассаднику сельскохозяйственных знаний процветания и широкой деятельности на пользу местного сельского хозяйства» [16, Л. 38].

Только после открытия сельскохозяйственного училища ГУЗиЗ приступило к практической деятельности по учреждению в Омске высшего сельскохозяйственного учебного заведения. 1 июля 1913 г. Департамент земледелия направил губернатору уведомление о посылке в Омск старшего специалиста по сельскохозяйственному образованию Катаева для составления законопроекта об учреждении института с четырьмя отделениями (агрономическим, ветеринарным, лесным и гидротехническим) и для сбора всех необходимых данных [10, Л. 229].

Заключение

Таким образом, учреждение сельскохозяйственного училища было шагом, определяющим скорейшее открытие высшего сельскохозяйственного учебного заведения. Иными словами, училище явилось прообразом современного Омского аграрного университета, у истоков его создания стоял именно П.А. Столыпин, о чем в наше время мало кто знает. Очевидно, что без принципиального согласия Столыпина и его живого и непосредственного участия такое и важное событие в то время едва ли было осуществимо. И наш гражданский долг состоит в том, чтобы по мере сил содействовать восстановлению исторической памяти и справедливости по отношению к этому незаслуженно забытому, но, несомненно, выдающемуся государственному деятелю и человеку.

Список литературы

1. Омский телеграф. - 1910. - 19 сентября. - С. 3.

2. Омский телеграф. - 1910. - 26 августа. - С. 2.

3. Омский телеграф. - 1910. - 28 августа. - С. 2.

4. Омск - естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири. - Омск, 1914. - С. 25.

5. Сибирская жизнь. - 1910. - 10 сентября. - С. 3.

6. О необходимости открытия в Омске ветеринарного и сельскохозяйственного института // Сибир. вопросы. - 1910. - № 22. - С. 27-36.

7. Поездка в Сибирь и Поволжье (Записка Председателя Совета министров П.А. Столыпина и главнокомандующего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина). - СПб., 1911. - С. 53-54.

8. Омский телеграф. - 1910. - 7 сентября. - С. 3.

9. Государственный Архив Омской области (ГАОО). Ф. 270. Омское жандармское управление. 1868 -1917. Оп. 1. Д. 535. Л.21

10. Государственный Архив Омской области (ГАОО). Ф. 65. Омское среднее сельскохозяйственное училище. 1911-1916. Оп. 1. Д. 1. Л. 97

11. Омский телеграф. - 1910. - 12 сентября. - С. 3.

12. Омский телеграф. - 1910. - 8 сентября. - С. 2.

13. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 25. Л. 606-607.

14. Омский телеграф. - 1910. - 25 сентября. - С. 2.

15. Омский телеграф. - 1910. - 23 сентября. - С. 2.

16. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 65. Омское среднее сельскохозяйственное училище. 1911-1916. Ф. 65. Оп. 1. Д. 23. Л. 38.

Кузнецов Дмитрий Викторович, кандидат ист. наук, доцент, Омский ГАУ, e-mail: dv.kuznetsov-@omgau.org.

SUMMARY

D. V. Kuznetsov

P.A. Stolypin and the organization of elementary agricultural education in Omsk

The article tells about the key position of P.A. Stolypin in the organization of the first agricultural educational institution in Omsk. This decision was taken Stolypin after repeated appeals from the local authorities and the public. P.A. Stolypin and A.V. Krivoshein reacted to the request of the city with a great understanding and sympathy and promised to consider the matter. However, a detailed study it was found out that the opening of the institutes associated with large expenses the treasury and therefore the implementation of this initiative can not expect in the near fu-ture.However, the chairman of the Council of Ministers was later indicated to the possibility feasibility of the institutions in the near future Omsk Veterinary Institute "as a more suitable economic structure of the Steppe Region and requires less financial expenses". Explaining the opening of such institutions need to establish agronomic assistance to the population, the ministers believed that its scope and intensity determined by the presence of specialists with agricultural knowledge. Therefore, the ministers consider vita land urgent task of the Office of Agriculture every possible way to search forand prepare such people. Upon return of Ministers in St. Petersburg, in the framework of activities connected with the intensification of efforts to address issues related tithe agrarian reforming general and resettlement policy in particular, together with other activities of the government of Stolypin, and began work ont he establishment in the city

of Omsk agricultural school. Thus, the establishment of an agricultural school was a step-in determining the early opening of the higher agricultural school. In other words, this school was the prototype of the modern Omsk Agrarian University, and at the beginnings of its creation it was P.A. Stolypin. It is obvious that without his agreement in principle and live and direct participation in this matter such a large and significant event at thatt time was hardly feasible. The opening of the agricultural educational institution was an important step in the organization of a set of measures aimed at the effective agricultural development of the Siberian region, as part of the New Deal government agrarian and migration policy.

Keywords: P.A. Stolypin agrarian reform, immigration policy, the natural center of Western Siberia and the Steppes edges, Institute of Agriculture, the agronomic assistance to the population, the farm Omsk school of dairy farming.

Kuznetsov Dmitriy Viktorovich, Cand. Hist. Sci., Assoc. Prof, Omsk SAU, e-mail: dv.kuznetsov@omgau.org.

УДК 165.12

А.И. Тобоев

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Категория экологического сознания, являясь частью экологической культуры человека, широко используется в научной литературе. Значительный вклад в изучение этой сферы сознания внесли философы, которые, используя свою методологическую базу, разработали различные дефиниции экологического сознания. Представляется, что вопросы современной экологии непосредственно связаны с развитием и формированием экологического сознания человека. Понимание бесперспективности процесса глобализации современной культуры привело к более внимательному изучению традиционных культур народов Сибири. Особый исследовательский интерес вызывают способы их отношения к различным природным силам, которые сложились на протяжении многих веков. Взаимоотношения между человеком и природой в подобных культурах строились на основе знания ритмов жизни, на принципах уважения существующего порядка вещей. С философской точки зрения, подобный подход означает идею коэволюции, то есть совместного развития человека и природы, в котором нет места противопоставлению друг другу. Анализ истории цивилизаций прошлого приводит к мысли: главной причиной их падения стала неспособность человека отвечать на вызовы со стороны природы. В такой же ситуации выбора находится и современный мир.

Ключевые слова: человек, сознание, экология, наука, философия, цивилизация.

Введение

Экологические сознание в качестве философской категории и самостоятельной формы общественного сознания выступает предметом специального изучения, цель которого - исследование его сущности и особенностей формирования в современных условиях. Категория экологического сознания возникла относительно недавно, но изучение проблем взаимоотношений человека и природы имеет богатую историю. Природа в античности понималась в качестве идеала красоты, с чем связаны натуралистические изображения не только человека, но и Богов. Идея полного совпадения ритмов природы и жизни человека была актуальна и на Востоке, и на Западе. Например, даосизм, школа Инь и Янь в Китае, Йога и Санкхъя в Индии, а натурфилософские традиции Греции знакомы каждому образованному человеку. Экологические катастрофы стали главной причиной гибели многих древних цивилизаций, таких как Месопотамия, Египет, цивилизации Южной Америки, где технические знания во многом опережали их общую экологическую культуру. Великие катастрофы, связанные с неправильным поведением человека по отношению к природе, отражены во многих мифах, в священных книгах и содержатся в истории практически каждого народа. В религии (например, библейские сюжеты о всемирном потопе или египетских казнях) подобные катастрофы представлены в качестве наказания за грехи человеческие. Самый известный миф об Атлантиде тоже связан с экологической катастрофой. Эта великая держава, по словам Платона, исчезла за одну ночь из-за природной стихии, которую можно рассматривать как результат на-

© Тобоев А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.