Научная статья на тему 'ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ'

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / НОВОГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВАСИЛИОС ТАТАКИС / ЛИНОС БЕНАКИС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ревко-Линардато Павел Сергеевич

В статье содержится обобщение основных достижений историко-философской мысли Греции XX-ХХI веков в области изучения византийской философии. Современные греческие исследователи вносят значительный вклад в формирование теоретической и методологической основы изучения византийской философии. Опираясь на эту основу, мы можем обнаружить истоки, сущностные признаки и характерные антиномии византийской философии, а также выделить особенности ее преемственности с философией античной эпохи. Рассматриваются обобщающие труды греческих ученых, в которых византийская философия представлена как целостный феномен. Греческие ученые воспринимают византийскую философию как неотъемлемую часть истории национальной философской мысли. Поэтому позиция современных греческих мыслителей представляет особый интерес и может иметь эвристическую ценность для отечественных исследователей византийской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BYZANTINE PHILOSOPHY IN THE MODERN GREEK HISTORY OF PHILOSOPHY

The article summarizes the main achievements of the historical and philosophical thought of Greece (XX-XXI centuries) in the study of Byzantine philosophy. Modern Greek researchers make a significant contribution to the formation of a theoretical and methodological basis for the study of Byzantine philosophy. Based on this basis, we can discover the origins, essential features and characteristic antinomies of Byzantine philosophy. The article examines the generalizing works of Greek scientists, in which Byzantine philosophy is presented as a holistic phenomenon. Greek scholars perceive Byzantine philosophy as an integral part of the history of national philosophical thought. Therefore, the position of modern Greek thinkers is interesting and has a special heuristic value

Текст научной работы на тему «ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

зованными в концепции Р.Н. фон Куденхове-Ка-лерги, можно утверждать, что восприятие данной концепции и заложенной в ней социальной идеи единой Европы привело к формированию ЕС как политико-правового союза и НАТО как союза политико-военного. Формальное основание для создания таких образований стало культурное и историческое единство европейского сообщества и формирование образа врага. Изначальная идея Р.Н. фон Куденхове-Калерги была реализована несколько не в той форме, в которой она задумывалась ученый. В качестве причин можно выделить два основных фактора: (1) культурное разнообразие в структуре самого европейского сообщества, (2) реальное доминирование интересов одних участников над безразличием или разобщенностью других по поводу тех или иных активностей.

Трансформация предложенного Э. Гуссерлем проекта феноменологии дала очевидные преимущества для изучения социального бытия. В данной работе применение феноменологического подхода позволило нам понять социальные идеи в качестве объективированных субъективностей, то есть выраженных во вне субъективных представлений субъектов социальных преобразований представлений о должном устройстве своих государств. Кроме этого, средства феноменологии способны проследить траектории зародившихся в недрах интеллектуального сообщества ментальных конструктов и их весьма неодинаковую практическую реализацию в социальном приложении. Нел и ней ны й ха ра кте р моделей мы шления различных акторов открывает возможности для интегративного и динамического понимания социальных идей. В самом общем виде феноменология позволяет постичь условия конституирования приписываемых соци-

альным идеям смыслов в зависимости от их пребывания в тех или иных темпоральных схемах, Для всестороннего изучения социальных идей и для составления их наиболее качественных описаний целесообразным представляется охватить как можно больше различных фаз их постоянного развития в различных эмпирических контекстах.

Литература:

1. Абаев Л.Ч., Вавилов А.И. НАТО на современном этапе: взгляд экспертов// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2018. - N® 4 {812). - С 9-31.

2. A pan и на C.B., Гетман M .А. Отношения России и Европы ео взглядах Р.Н, фон Куденхове-Калерги / / Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - N3 3-2 (63).-С 7-11-

3. Госсман Л. Идея Европы П Логос. - 2012. - №4 (88).-С 81-108.

4. Дульский И,В. Федерализм и функционализм в теории европейской интеграции // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 18 (194). - С. 10-14.

5. Европейский манифест 1 мая 1924 года.//Европейский альманах. История, Традиции. Культура. -М.: Наука, 1991.-С 111-120.

6. Карпова ti.И. Эволюция концепций единой Европы в XX веке // Скиф, Вопросы студенческой науки. - 2018. - № 5 (21 ). - С. 132-137.

7. Клочкова Ю.А. Европейский союз как результат к о н ве р ге н цио н н о- г л оба л из а ц и он н ых процессов // Вестник Таганрогского института управления и экономики, - 2015. - № 2 (22), - С. 48-51.

8. Котляр B.C. Эволюция стратегической доктри-ны НАТО//Совреме нпаяЕвропа. - 2004. - МО2 (18). -С 110-119.

9. Куденхове-Калерги P. H. Пан-Европа. - М. : Вита Пла пета ре, 2006. -168 с.

10. Марченко М.Н. Идея панъевропеиэма в первой половине XX века // Вестник Московского университета. Серия 11 : Право.-2008. - N04. - С. 3-14.

11. Мурадян И. Проблемы расширения НАТО и развитие Европейской оборонной инициативы / / 21-й ВЕК. - 2006. - №2 (4). - С 17-34.

THE BYZANTINE PHILOSOPHY IN THE MODERN GREEK HISTORY OF PHILOSOPHY

Revko-Linardato Pavel Sergeevieh, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research Universityj, Moscow

The article summarizes the main achievements of the historical and philosophical thought of Greece (XX-XXi centuries) in the study of Byzantine philosophy. Modem Greek researchers make a significant contribution to the formation of a theoretical and methodological basis for the study of Byzantine philosophy. Based on this basis, we can discover the origins, essential features and characteristic antinomies of Byzantine philosophy. The article examines the generalizing works of Greek scientists, in which Byzantine philosophy is presented as a holistic phenomenon. Greek scholars perceive Byzantine philosophy as an integral part of the history of national philosophical thought Therefore, the position of modern Greek thinkers is interesting and has a special heuristic value

Keywords: Byzantine philosophy; Ancient philosophy; Ancient Greek philosophy; Modem Greek Philosophy; VasHios Tatakis; Linos Benakis

001 10.24923/2222-243Х.2022-42.28

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

В статье содержится обобщение основных достижений историко-философс-кой мысли Греции XX XX! веков в области изучения византийской философии. Современные греческие исследователи вносят значительный вклад в формирование теоретической и методологической основы изучения византийской философии. Опираясь на эту основу, мы можем обнаружить истоки, сущностные признаки и характерные антиномии византийской философии, а также выделить особенности ее преемственности с философией античной эпохи. Рассматриваются обобщающие труды греческих ученых, в которых византийская философия представлена как целостный феномен. Греческие ученые воспринимают византийскую философию как неотъемлемую часть истории национальной философской мысли. Поэтому позиция современных греческих мыслителей представляет особый интерес и может иметь эвристическую ценность для отечественных исследователей византийской философии.

Ключевые слова: византийская философия; античная философия; древнегреческая философия; новогреческая философия; Василиос Татакис; Линос Бенакис.

УДК 1(091)

ВАК РФ 5.7.2/09.00.03 Ф Ревко-Линарда то П. С,2022

си

(XI

о

си

ь-

0. <

2:

сч

■Ч"

В последние десятилетия мы становимся свидетелями роста интереса к изучению византийской философии, который весьма заметен в историко-философской мысли Греции. Для греческих ученых характерно понимание византийского философского наследия как составляющейэволюции национальной культуры, поэтому их взгляд не может не представлять интереса для россиян, воспринимающих Византию как один из истоков собственной духовной культуры. Но научные работы, издаваемые на греческом языке, остаются недоступными для большинства русскоязычных читателей. Поскольку опыт современных греческих историков философии обладает существенным методологическим потенциалом, вовлечение в отечественный научный оборот греческой историко-философской литературы может способствовать прогрессу в изучении византийской философии,а также в определении степени и интенсивности ее влияния на становление русской философии.

Понятие "византийская философия" прочно вошло в современный научный оборот в европейских странах в значительной степени благодаря работам греческого ученого В. Татакиса. Им было заложены начала научных исследований трудов византийских философов и понимания византийской философии как отдельного предмета изучения,

В 1949 году была издана его книга "Византийская философия" на французском языке [13], а спустя 28 лет - на греческом ("Н ВЫ^ХУПУ^ ф1Ах)аоф(а") [8], Свою актуальность эта книга сохраняет до сих пор, превратившись в основу для последующих исследований.

Достижением В. Татакиса явилось то, что он рассматривал византийскую философию как единое целое, что до него никто не делал. Для истории философии того времени это было смелым и новаторским подходом. Византийская философия никогда ранее не выступала в качестве предмета системного и гпубокого исследования, поэтому в распоряжении у В. Татакиса не было каких-либо ре- РЕВКО-ЛИНАРДАТО Павел зультатов предшествующих работ, на которые он мог бы опираться, Сергеевич, кандидат До В. Татакиса философия Византии историко-философской мыс- философских наук, доцент, ЛЬЮ игнорировалась, поскольку воспринималась В качестве пери- Московский авиационный

ферии философского развития. В. Татакис исследовал не издавав- ^ИС™ТУТ (национальный

исследовательский

шиеся ранее византииские тексты и показал, что интеллектуальные ,

г ' ' «университет), Москва

Ё

153

концепции византийских философов обладают самостоятельной философской ценностью.

Хронологически начало византийской философии В. Татакис отнес к VI веку и рассмотрел учения поздних отцов церкви (Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина), оставив, однако, без внимания идейные и теоретические источники становления философской мысли в Византии.

Особо В. Татакис подчеркивал преемственность между древнегреческой философией и византийским богословием, ведь православие в Византии было "насыщенно эллинизмом" [8, с. 32], а христианство являлось новым "познай самого себя" [8, с. 27]. Хотя В. Татакис не провел четкой границы между византийским богословием и философией, последняя представлялась ему самостоятельным феноменом, требующим рассмотрения с применением философских методов исследования.

Заключительная глава книги В. Татакиса носит название "Византия после Византии" (уместно вспомнить изданную в 1935 году работу румынского историка Н, Йорги, имеющую такое же название [12]). В этой главе В. Татакис обосновал свой отказ от господствующего в то время представления о Византии исключительно как о посреднике, заслугой которого является лишь передача философских знаний от античности к Возрождению, с Востока на Запад. Автор убежден, что Византия создала уникальный тип интеллектуальной культуры, который сумел преодолеть временные и пространственные границы, и даже после политического упадка империи продолжал оказывать влияние на процессы становления других культур, в частности, русской,

Вучениях византийских философов и богословов В, Татакис обнаруживал явное или косвенное присутствие античных философских идей, восходящих, главным образом, к платонизму и аристотелизму. Проследив различные варианты обращения византийских авторов к системам Платона и Аристотеля, В. Татакис сделал заключение о наличии в византийской философии на протяжении всего периода ее развития дихотомии платонизма и аристотелизма.

Дилемма платонизма и аристотелизма использовалась В. Татакисом в качестве методологического подхода, позволяющего проследить историю византийской философии как единое целое.Слабой стороной такого подхода является проблематичность однозначного отнесения к платонизму либо аристотелизму конкретных византийских мыслителей, (Дихо-

томия платонизма и аристотелизма как методологический подход использовалась К, Ойле-ром, Г, Подскальски, А.Ф. Лосевым, а отказ от такого подхода был связан с работами СС Аве-ринцева.)

Среди продолжателей В. Татакиса следует выделить его ученика Л. Бенакиса - яркого популяризатора научных исследований в области византийской философии. Первоначально областью научных интересов Л. Бенакиса были труды Аристотеля и комментарии к ним византийских мыслителей. Впоследствии, как и В. Тэта кис, он стремился выделить византийскую философию в самостоятельную область исследований и сконцентрировался на ее специфических характеристиках, определяемых особыми социально-историческими условиями.

Под общей редакцией Л. Бенакиса в рамках проекта Афинской академии наук "Corpus Philosophorum Medii Aevi" с 80-х годов XX века издается серия "Philosophi Byzantini". В ней содержатся критические издания различных византийских авторов - Никифора Влеммида, Варлаама Калабринекого, Димитрия Кидони-са, Плифона и др. В серии можно найти тексты, авторы которых придерживались разнообразных идеологических позиций-язычество, христианские ереси, официальное христианство. Примечательно, что все они объединены в серию, носящую название "Философы Византии". В 90-х годах благодаря Л. Бенакису появилась еще одна серия - "Commentaria in Aristotelem Byzantina" где собраны комментарии Арефы, Михаила Псёлла и других византийских авторов к трудам Аристотеля,

Включение в научный оборот неизданных ранее текстов формирует базу для дальнейшего изучения византийской философии.

В 2002 году в Афинах вышла в свет книга Л. Бенакиса "Византийская философия. Тексты и исследования1' ("BuCavnvf| (DiXooocpia. Кхгщг vaKaiMsXetsq") [4], а в 2013 году появился ее второй том [5]. При изучении византийских текстов Л. Бенакис ориентируется на историко-критический подход. Ему удается рассмотреть первоисточники в широком контексте исторических, социапьных и культурных аспектов, связанных с их созданием, а также учесть особенности литературных форм, используемых авторами. Подход Л. Бенакиса можно охарактеризовать как рациональное и систематическое изучение источников, атакже их социокультурного контекста, основываясь на объективных филологических и исторических критериях. Историко-критический подход Л. Бенакиса, очевидно, демонстрирует эффективность в

формировании непредубежденного м беспристрастного взгляда на византийскую философию. Более того, Л. Бенакис применяет свой подход не только (и не столько) для составления обзоров и переизданий византийских источников, но и для обнаружения особенностей интеллектуально-духовной деятельности в Византии, а также для утверждения тезиса о византийской философии, как о самостоятельном и уникальном явлении, но заключенном в рамки многовековой традиции греческой фи-лософии.

В 2020 году под научным руководством Л. Бенакиса был издан "Словарь византийской философии. Интерпретация научных концепций" К. Вигласа [1]. Издание стало плодом многолетних научных изысканий ученика Л. Бенакиса в области византийской философии Словарь включил в себя около трехсот статей, содержащих, в том числе, новейшие факты, обнаруженные в последние десятилетия, Л. Бенакис написал к словарю вступительную статью, в которой подчеркнул актуальность подобных работ на современном этапе изучения византийской философии.

Ранее вышло оригинальное исследование К. Вигласа "Византийские и ренессансные философы. Грани творчества и жизни" [2]. В этой работе автор, обратившись к трудам Михаила Пселла, Феодора Метохита, Плифона, Леонардо да Винчи и др., поставил перед собой цель продемонстрировать духовно-интеллектуал ь-ную связь концепций, разрабатываемых философами из Византии и Западной Европы эпохи Ренессанса. Они почти одновременно сформу-лироеали принципы и идеи, которые определили эволюцию исторической реальности Европы.

Отметим, что среди современных греческих ученых (впрочем, не только греческих) отсутствует консенсус по вопросутого, когда началась византийская философия. Наблюдаются попытки обнаружить начало византийской философии в хронологическом периоде от 330 года (перенос в Константинополь столицы Римской империи) до 529 года (закрытие Афинской академии Платона), Так, К. Иеродиакону к числу византийских философов относит мыслителей IV века, в том числе, Василия Кесарий-ского и Григория Нисского [11 ]. Такая позиция представляется обоснованной, так как позволяет включить в рассмотрение истоки ряда важных философских проблем и идей, развиваемых в дальнейшем на протяжении всего существования Византийской империи.

Конечно, вышесказанное не означает, будто византийская духовная и интеллектуальная

культура обрела свои специфические и уникальные характеристики сразу после переноса столицы в Константинополь или закрытия академии в Афинах. Это были знаковые события, но не более того. Говорить о существовании византийской культуры можно только с VII века. Поэтому и начало византийской философии следует отнести к этому же времени. Такое обоснование приводит, например, Г. Зографидис [10].

Л. Бенакис, акцентирующий внимание на светской составляющей византийской философии, считает, что едва ли имеетсмысл говорить о существовании философии в Византийской империи раньше IX века. Действительно, если определять философскую деятельность как комментирование древних авторов, а также написание собственных трактатов по логике, физике, математике и другим наукам, не связанным неп осредстве н но с теоло ги ческо й п ро-блематикой, то ранее IX века подобная работа едва ли обосабливалась в особое автономное явление. При таком подходе термин "византийская философия" используется по отношению к трудам, создававшимся лишь с IX века, факт, что до этого патристика активно применяла терминологию античной философии, еще не говорит о том, что восточных отцов церкви следует определить как византийских философов. Необходимо учитывать, что цели, которые ставили перед собой отцы церкви, сводились к обоснованию и уточнению Священного Писания, интерпретация древних философских текстов их мало интересовала.

С точки зрения современных греческих ученых, византийскую философию нельзя понимать исключительно как историю компилирования и интерпретирования древних классических произведений, она является непосредственным продолжением древнегреческой философской традиции. Именно поэтому для понимания византийской философии важно рассмотрение авторов, которые подго-тавливали основы византийской философии еще до её фактического появления.

В этой связи интересен спор Л. Бенакиса с профессором Афинского университета Н. Политисом, который своей книге, изданной в 1992 году, дал название "Греческая философия в Византии. Том I: первый - шестой века" ("Н еХллу\чкт| cpu.ocro(pía ец то Bu^ávxio. Атбцо?: А' - 2т' avbveq") [71- Л. Бенакис не смог согласиться ста ким названием и заявил, что работу лучше было бы назвать "Греческая философия в первые шесть христианских веков" ("н Е3йт|угкг| cpiloaocpía слоги; лрютоис; xpicTiaviicoúc; auove(5

CU

ftj o cu

h-Q_

< X

c\i

-vT

s

1SS

Аргументация Л. Бенакиса сводилась к тому, что как минимум до IX века византийской философии не существовало. Да, имелась поздне-античная философия. Да, предпринимались попытки использования в своих целях древнегреческой философии отцами церкви. Но этого мало, чтобы говорить о существовании в указанный период византийской философии как особого феномена [4, с. 64].

Аналогичный спор Л. Бенакис вел и с профессором университета имени Аристотеля в Салониках Н. Мацукасом. 8 1994 году вышла его книга "История византийской философии" Пстторга тп? Ви£аутт|<; ФгХоаскрга^") [3].Л. Бенакис подверг критике названия разделов книги, которые были посвящены истории философии в период до IX века. По мнению Л. Бенакиса, структура книги Н. Мацукаса, как и работа Н. Политиса, создает ложное впечатление, будто византийская философия существовала ранее IX столетия. В то же время, Л. Бенакис согласился с Н. Мацукасом в части определения и основных характеристик византийской философии. Крометого,уЛ. Бенакиса не вызвала сомнений позиция Н. Мацукаса, подчеркивающего необходимость строгого разделения философии и богословия [4, с. 64].

Также Л. Бенакис вступил в дискуссию с профессором Афинского университета К. Ниархо-сом. 8 1996 году увидела свет книга, получившая название "Греческая философия в византийский период" ("Н еМх|УТОг] ф&о<тоф(а ката тг)У Рифсгаут^ лерюбоу") (была переиздана в 2009 году) [6]. К. Ниархос акцентировал в ней внимание на неразрывной связи византийского этапа развития греческой философии и предшествующих периодов. Поэтому автор даже не стремился обозначить отличительные особенности философской деятельности в Византии. Л. Бенакис, подверг критике такой подход, а название книги счел неудачным, поскольку оно не позволяет обнаружить содержание собственно византийской философии [4, с. 63].

Рассмотрение византийской философии в качестве исторического этапа в развитии греческой философской мысли, что характерно для подавляющего большинства современных греческих историков философии, не должно становиться препятствием к пониманию византийской философии как целостного и уникального феномена с собственными особенностями и характеристиками. Поэтому важнейшим вопросом является определение места и роли древнегреческой философской традиции в рамках византийской философии. Некоторые

исследователи, как, например, Н. Мацукас, не обнаруживают развития древнегреческой философии в комментариях византийских писателей. При всемуважении к подобной деятельности Н. Мацукас указывает на ее вторичный характер. Для него важна связь философии и процессов рецепции эллинистических культурных форм, что наблюдалось в различных социокультурных сферах - искусстве, праве, теологии и др. Н. Мацукас говорит, что платонизм "выжил" в учении о трансформациях разумной (Алуукттшуб), яростной (ЕЬцоегбой;) и вожделеющей (етпбишапкой) частей души аскетической теологии, но не в рукописях и аннотациях переписчиков [3, с 34-35, 151]. Учение Платона и других античных философов дошло до нас не только благодаря византийским интеллектуалам, которые систематически копировали и изучали древние рукописи. Мы не должны забывать о многочисленных сообщениях и свидетельствах, рассеянных в богословских текстах. Конечно, хотя богословские тексты содержат элементы платонизма, их было бы недостаточно, чтобы "спасти" учение Платона, ведь цели и задачи их были совершенно иными. Теология использовала философскую терминологию Платона, но это не значит, что в теологии происходила консервация платоновского учения.

Говоря о том, что современная греческая история философии стремится указать на непрерывность греческой философской традиции (античная- византийская-новогреческая),следует упомянуть исследование С. Триандари, изданное в 2007 году. В нем автор рассматривает философские проблемы логики, политики, образования,эстетики,риторики и космологии. Изучая исторические варианты решения тех или иных философских проблем, С. Триандари обнаруживает не только преемственность, но и единство античной, византийской и новогреческой философской мысли. Античная философия является базой и фоном византийской философии. Без античной мысли невозможно изучение византийской мысли, В свою очередь, византийская философия находится в основе новогреческой философии [9].

Для современных греческих ученых вопрос непрерывности философской традиции тесно связан с проблемой собственной национальной идентичности. Как утверждал К. Ниархос, изучение философии дает возможность противостоять атакам, направленным против интеллектуальной, культурной и национальной греческой идентичности; духовный путь греков не прерывался никогда, а неоспоримым

доказательством тому служит греческая философия [б],

В заключение отметим, что греческие исследователи ведут обширную работу по изучению отдельных византийских мыслителей, различных аспектов их учений. Но особый интерес представляют обобщающие труды греческих ученых, где византийская философия представлена как целостное явление. Исследователи, являющиеся носителями современной греческой культуры, воспринимают византийскую философию как неотъемлемую часть истории их национальной философской мысли. В связи с этим, византийская философия изучается ими в контексте эволюции национальной духовной культуры. Отсюда особое стремление зафиксировать познавательный, ценностный и социальный статус византийской философии в контексте исторической и социокультурной жизни Европы.

Принимая во внимание исторические связи русской и византийской философской мысли, подходы современных греческих исследователей могут иметь эвристическую ценность не только в анализе собственно византийской философии, но и в установлении своеобразных черт русской философии, определении ее роли в мировом историко-философском процессе. Решение противоречий идентификации русской философии, поиск ее исторических начал и места между парадигмальны-ми различиями философии Запада и Востока, невозможны без глубокого изучения византийской философии и ее влияния на станов-

ление философских представлений в средневековой Руси. Поэтому подходы к анализу византийской философии в современной греческой историко-философской мысли приобретают особую актуальность для отечественной истории философии.

Литература:

1. BtyKXaç К. £. AsÇikô BuCavrivr]Ç <ï>iloao<piaç. Epuryveia EmaTHnovucév Evvauov, яроА.. атщ. Aivoç Mnevaraiç. EkSotikoç Oîkoç K. & M. Avt. Lxajwrôfoi. ®eaaalovÎKT|, 2020. -250 c.

2. BiyKÀaç K. 2. BuÇavrtvoi каг Avayewriaimcoi tpJ.ôao(poi. Oysiç tou груои каг rqç Çmfjç touç. EkSotikoç Oîkoç K. & M. Avt. iTajioû/j-]. ©EcoaXovûcr) 2019. -248 o.

3. MaTcoÛKaç N. Icrropia Tt)ç BuÇavnvriç ФЛосо(piaç. @EcoaXoviiai, 1994. - 288 a.

4. Mnevdicriç A. Г. BuÇavrivf| ФЛоооср1а. Keijieva каг MeXéteç. A6f|va: Ilapoucta, 2002.-725 o.

5. Mjesv6hct|ç Л.Г. BuÇavnvi| Фйоскхрга В. A9i|va: TTapouaia, 2013.-544O.

6. Nidpxoç К. Г. H е)Л.г|У1кг| <piX0G0<pia ката tt]v (h)Çaviivr|v lœpioôov. Aôr|va: Хицц£трга3 2009. - 552a.

7. IIoMttiç N. H eW.r|viKf| фЛоаофга eiç to BuÇûvtio. A tôhoç A'-ST'auâveç. ASrjva. 1992,—504ст.

8. Татйктк B.N. H BuÇavnviï фйоаоф(а. AOiiva, 1977. - 378 ст.

9. Tpiavrdpri S.A. ©ёцата oiXooo<piaç: Ap/aia, pt>ÇavTtvf| каг VËÔTËpr) cpiloocxpia. KoapoÀxyyïa, Xoyncfj, ainOrpixij, лоХ.гтиаг), pT]iopiKTi, Еклагбевот]. ©ecctoXovîkii : ЕтарогЛт^ Avt., 2007. — 459o.

10. ZwypacpidTiç Г, H BuÇavnvrj фАоаоф(а // EAXryvucri фЛостскрга каг етпатпдт|: ало rr|v архаютг|та scoç tov 20o Aiwva. Пахра, 2000. TônoçA'. S. 343-384.

11. Ierodiakonou K. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. Oxford-N.Y.: ClarendonPress,2002.-320p.

12. IorgaN. Byzance après Byzance; Continuation de l'histoire de la vie byzantine. Bnc., 1935.-272 p.

13. Tatakis B. La philosophie byzantine. Paris: Alcan, 1949. -323 p.

CU

ftj О OJ

h-Q_

< X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cn

41"

i

157

THE TEMPORALITY OF ENLIGHTENMENT AND THE GENESIS OF CLASSICAL IDEOLOGIES OF MODERNITY Ryndin Evgeny Vladimirovich, Postgraduate student

Trunov Anatoly Anatolyevkh, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor

Department of Humanities and Social Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod

The purpose of the study is to identify the influence of the temporality of Enlightenment on the genesis and evolution of classical ideologies of Modernity, The scientific novelty it consists in the fact that the classical ideologies of modernity are presented as competing strategies for the appropriation of time by collective subjects of historical dynamics. In conservatism, the object of appropriation is an idealized past, in liberalism - an intense present, in Marxism - a bright future. As a result, it can be concluded that it was the presence of a trimodal ideology, which included conservatism, liberalism and Marxism, that created the prerequisites for the simultaneous existence and dynamic development of multiple Modernities implemented within the framework of a common cultural and clvilizatlonal project.

Keywords: eternity; time; Enlightenment; ideology; conservatism; liberalism; Marxism; Modernity. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.29

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГЕНЕЗИС удк 140.8

КЛА ССИЧЕСКИХИДЕОЛОГИЙ МОДЕРНА ВАК РФ 5.7.8/09.00.1 з

Цель исследования - выявить влияние темпоральиости Просвещения на re- @ Рындин Е.В., 2022 незис и эволюцию классических идеологий модерна. Научная новизна ЗЗКЛЮ- @ ТруновА А 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.