Научная статья на тему 'Византийская богословская образованность. Обзор некоторых недавних европейских исследований'

Византийская богословская образованность. Обзор некоторых недавних европейских исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
византийское богословие / философия / христианство / образованность / Byzantine theology / philosophy / Christianity / scholarship

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Анатольевич Иванов

Статья представляет собой обзор ряда современных зарубежных исследований, посвященных различным вопросам христианского образования, сохранения и передачи православной церковной традиции, осмыслению аспектов византийского богословия и философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Byzantine Theological Scholarship. Review of some New European Publications

The article is an overview of a number of modern foreign studies devoted to various issues of Christian education and scholarship, as well as to the ways of preservation and transmission of the Orthodox Church tradition, and comprehension of some aspects of Byzantine theology and philosophy

Текст научной работы на тему «Византийская богословская образованность. Обзор некоторых недавних европейских исследований»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10051

Рецензии

Священник Игорь Иванов

ВИЗАНТИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ. ОБЗОР НЕКОТОРЫХ НЕДАВНИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья представляет собой обзор ряда современных зарубежных исследований, посвященных различным вопросам христианского образования, сохранения и передачи православной церковной традиции, осмыслению аспектов византийского богословия и философии.

Ключевые слова: византийское богословие, философия, христианство, образованность.

Многообразие и обилие современной научной литературы приводит исследователя к необходимости обращаться к сайтам тех или иных издательств и библиотек, к базам научных данных, а порой и к журнальным рубрикам книжных обозрений. Когда-то именно из таких рубрик ученые узнавали о новинках в той или иной научной среде. Были книжные обозрения и в дореволюционных номерах научного журнала «Христианское чтение». Данной публикацией редакция журнала предлагает сделать первые шаги на пути возвращения этого научного жанра в номенклатуру традиционных рубрик академического периодического издания.

В настоящей статье мы сделаем краткий обзор некоторых более-менее недавних новинок из обширного списка зарубежной научной и учебной литературы по истории христианского мировоззрения и культуры, в целом, и вопросам византийского богословия и философии, в частности. Речь пойдет о книгах, которые по тем или иным причинам вызвали интерес автора статьи в ходе ознакомления с современным положением дел, если так можно выразиться, в христианском византиноведении, изучающем преимущественно духовные аспекты византийского наследия.

Одной из долгожданных новинок стала первая часть первого тома по истории византийской богословской традиции [Conticello, 2015], охватывающая период с VI по VII в. Нужно сказать, что непростая судьба международного проекта (под эгидой Laboratoire d'études sur les monothéismes, Paris) в рамках которого издается эта книга в серии Clavis Auctorum Byzantinorum (по образцу Clavis Patrum Graecorum), распорядилась так, что еще в 2002 г. вышел в свет сперва второй том издания La théologie byzantine et sa tradition, посвященный периоду с XIII по XIX в. Теперь готовится выпуск второй части первого тома, касающейся VIII-XII столетий. Во многом, такая долгосрочность объясняется тем, что над проектом работают ученые из 14 стран, при этом в рамках мультидисциплинарного исследования они совмещают наработки по патристике, византиноведению, истории, востоковедению, филологии, богословию и библеистике. Что касается содержания, то упомянутая первая часть первого тома посвящена следующим персоналиям: император Юстиниан Великий; св. преп. Роман Сладкопевец; св. преп. Иоанн Лествичник; св. преп. Исаак Сирин; св. преп. Максим Исповедник; св. преп. Анастасий Синаит; а также в приложении — св. преп. Макарий Египетский / св. преп. Симеон Месопотамский.

За год до появления этой книги вышла коллективная монография, повествующая о специфике образовательных традиций на христианском Востоке и Западе

Священник Игорь Анатольевич Иванов — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

в период 1000-1200гг. [Steckel, Gaul, Grünbart, 2014]. В ней рассматриваются такие вопросы, как история византийско-западных взаимосвязей в деле обучения; учителя и учебники в Византии; объединяющая роль пайдейи в обучающем процессе; роль поэзии в обучении; красноречие и формирование дружеских отношений; катехизическое обучение; откровенная мудрость, герменевтика и оккультное знание; риторические стратегии и коммуникация в политике; воспитание элиты через этику и долг; и др.

Теме сохранения православных традиций в иноверной среде посвящена книга Г. Христодулу о тюркоговорящих церковных ученых из народности караманлидов и об их вкладе в движение православных колливадов в XVIII в. [XpiaroSovAov, 2015]. Именно это «возрождение» церковности, идущее из недр афонского ученого монашества и каппадокийских ученых братств породило, собственно, исихастское возрождение и интерес к наставлениям святых отцов, что положило начало собиранию корпуса «Добротолюбия» святителем Макарием Коринфским и преп. Никодимом Святогор-цем. Более того, караманлиды были активными распространителями православной образованности посредством книгоиздания (равно как редакторами и переводчиками православных текстов). В книге также говорится о трудах преп. Паисия (Величковско-го) и о путешествиях по святым местам русского паломника того времени — Василия Григоровича-Барского. К сожалению, о тюркоговорящих православных из Каппадо-кии нет сведений в Православной Энциклопедии, а неопределенный статус малочисленной Турецкой Православной Церкви связывается скорее с религиозной политикой турецкого государства, нежели с памятью о вкладе караманлидов в дело церковного просвещенного возрождения XVIII в.

Конечно, здесь можно вспомнить о другой новинке, раскрывающей особенности энергийного богословия исихастов-паламитов. Это книга болгарского ученого Ивана Христова о византийском богословии в XIV веке [Христов, 2016]. В своем монументальном труде автор сперва рассматривает богословскую ситуацию в Византии этого периода. Он затрагивает такие аспекты как 1) церковные и богословские контакты с латинским Западом и вопрос об идентичности византийского богословия; 2) спор Варлаама с папскими легатами в 1334-1335 гг.; 3) вовлеченность в диалог таких мыслителей как Акиндин, Никифор Григора, Димитрий и Прохор Кидонисы; 4) антилатинские сочинения Варлаама и аподиктические трактаты св. Григория Паламы; 5) вопросы о методе, о границах использования доказательств в богословии, а также призыв св. Григория Паламы пересмотреть основы логики Аристотеля в контексте полемики. В следующей главе, помимо обзора сочинений и изложения исторических событий, связанных с созывом соборов для разрешения богословского спора Варлаама и св. Григория Паламы, автор излагает учение последнего о Боге, о границах естественного разума и о возможностях богословия; также речь идет о роли разума и естественного созерцания. В итоге приводится богословское оправдание исихазма. Далее в книге речь идет о полемике фессалонитского святителя с Никифором Григо-рой и его сторонниками.

Определенный интерес в монографии профессора Ивана Христова представляет последняя глава под названием «Антилатинская дискуссия в контексте паламизма». В ней говорится о некоторой связи интереса к томистской теологии с критикой пала-мизма в рамках деятельности Димитрия и Прохора Кидонисов. Также автор показывает реакцию византийской теологии на томизм в решениях Собора 1368 г., на котором происходит осуждение Прохора Кидониса и канонизация св. Григория Паламы. Благодаря сочинению Каллиста Ангеликуда против Фомы Аквинского происходит признание томизма выражением собственно римско-католического учения. Более того, византийцами в качестве основы для критики томистской антропологии понимается христоцентризм в изложении Каллиста Ангеликуда. Можно сказать, что святитель Григорий не только защитил и объяснил исконный опыт Церкви о божественных энергиях и фаворском свете, но и адекватно применил аподиктический метод логики Аристотеля, дав внятную экзегезу особенностей применения античной методологии

268

Христианское чтение № 2, 2018

и выступив как против крайностей варлаамизма, так и против схоластических интерпретаций томизма.

В контексте рассмотрения аспектов византийской рецепции античной философии имеет смысл упомянуть недавнее исследование немецкого ученого Дениса Вальтера [Walter, 2017], где говорится о специфике христианской философии в Византии на примере мысли выдающегося эрудита Михаила Пселла. Вальтер делает широкомасштабный обзор концепций этого великого интеллектуала, формулирующего независимую христианскую философию в тонких спорах как с древними, так и с поздними «античными» представлениями по вопросам богословия, онтологии и этики. Этот труд создает существенную основу для дальнейшего систематического изучения византийской философии, а также вводит в научный оборот ряд ранее не переводившихся (на немецкий язык) текстов Михаила Пселла.

В заключение обзора можно сказать, что современное зарубежное византиноведение активно и скрупулезно переводит и изучает православную византийскую мысль, ее богословские и философские характерные особенности, тем самым показывая готовность признать византийское наследие краеугольным камнем европейской куль-турно-цивилизационной идентичности.

Источники и литература

1. Христов (2016) — Христов И. Византийското богословие през XIV век (Дискурсът за Божествените енергии). София: Изток-Запад, 2016. 336 с.

2. XpiaroSovXov (2015) — XpiaroSovXov Г. Kapa^avXr]0£ç EKK^noiaoxiKoi Лоуюь Kai n ou^ßoX] xouç ого KoXXußaöiKÖ Ç^xn^a. ©eooaXoviKn, 2015. 236 ст.

3. Conticello (2015) — La théologie byzantine et sa tradition. Tome I/1: (Vle-VIIe s.) / ed. par C.G. Conticello. Turnhout: Brepols, 2015. 750 p.

4. Steckel, Gaul, Grünbart (2014) — Networks of Learning: Perspectives on Scholars in Byzantine East and Latin West, c. 1000-1200 (Series: Byzantinistische Studien und Texte, Bd.6) / edited by S. Steckel, N. Gaul, M. Grünbart. Zurich: Lit Verlag, 2014. 352 p.

5. Walter (2017) — Walter D. Michael Psellos: Christliche Philosophie in Byzanz Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike (Series: Quellen und Studien zur Philosophie, Bd. 132), Berlin — Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2017. 206 s.

Priest Igor Ivanov. Byzantine Theological Scholarship. Review of some New European Publications.

Absract: The article is an overview of a number of modern foreign studies devoted to various issues of Christian education and scholarship, as well as to the ways of preservation and transmission of the Orthodox Church tradition, and comprehension of some aspects of Byzantine theology and philosophy.

Keywords: Byzantine theology, philosophy, Christianity, scholarship.

Priest Igor Anatolievich Ivanov — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of the Department of Foreign Languages and Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

Sources and References

1. Conticello (2015) — La théologie byzantine et sa tradition. Tome 1/1: (Vle-Vlle s.) [Byzantine Theology and its Tradition. Vol.l/1: 6lh—7'h centuries]. Ed. by C. G. Conticello. Turnhout: Brepols, 2015, 750 p.

2. Christodoulou (2015) — XpiaroSovXov r. KapafiavÀtfôeç EKKÀrciaariKoi Aôyioi Kai r avfißoXrj rovç aro KoXXvßaSiKÖ Zyrrfia [Christodoulou G. Turkish-speaking ecclesiastic scholars and their contribution to the collyvades' issue], ©eawaXovixn 2015, 236 ct. [In Greek].

3. Khristov (2016) — Khristov I. Vizantiiskoto bogoslovieprezXIV vek (Diskursüt za Bozhestvenite energii) [Byzantine Theology in the 14th century (The Dispute on Divine Energies)], Sofiya: Iztok-Zapad, 2016. [In Bulgarian].

4. Steckel, Gaul, Grünbart (2014) — Networks of Learning: Perspectives on Scholars in Byzantine East and Latin West, c. 1000-1200 (Series: Byzantinistische Studien und Texte, Bd.6), ed. by Sita Steckel, Niels Gaul, Michael Grünbart. Zurich: Lit Verlag, 2014, 352 p.

5. Walter (2017) — Walter D. Michael Psellos: Christliche Philosophie in Byzanz Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike [Michael Psellos: Christian Philosophy in Byzantium: Medieval Philosophy in Relation to Antiquity and Late Antiquity], (Series: Quellen und Studien zur Philosophie, Bd. 132), Berlin/Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2017, 206 p. [In German].

270

XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.