Научная статья на тему 'VIVAT ACADEMIA, VIVANT PROFESSORES!'

VIVAT ACADEMIA, VIVANT PROFESSORES! Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VIVAT ACADEMIA, VIVANT PROFESSORES!»

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law", vol. 8, no. 3, 2022

Vivat academia, vivant professores!

Екатерина Павловна Синдеева

кандидат педагогических наук, начальник отдела сопровождения мониторингов в образовании ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования», выпускница историко-филологического факультета Марийского государственного университета 1992 года

С благодарностью вспоминаю наших преподавателей. Точнее - помню. Ведь, чтобы вспомнить, надо забыть, а они у нас незабываемые! Вот, например, на значке изображен Александр Валентинович Рандин, преподававший историю средних веков. Значок акриловый, «самозакатный», хендмейд 80-х годов

прошлого века. «Я его слепила из того, что было...». Бесценный. По ободку - «Прохлопали ушами - вот и до свиданья...» - коронная фраза (самый лаконичный гимн непрерывному образованию), по центру - собственно, сам спикер в конфедератке, а красный цвет фона символизирует отвагу.

Самодельный значок, посвященный «Прохлопали ушами -

Сейчас длинными волосами молодые люди никого не удивят и ничего им за это не будет, а тогда это было достаточно редкое явление, которое воспринималось как вызов обществу. На факультете из уст в уста передавалась легенда о том, как Александр Валентинович, еще будучи сам студентом и уже длинноволосым, сдавал экзамен преподавателю, который таких юношей не

А. В. Рандину, с его крылатой фразой - вот и до свиданья ...»

любил. Не знаю, было ли это на самом деле1, но легенда гласит - услышав «сначала подстригись, а потом придешь экзамен сдавать», молодой человек ушел, через некоторое время вернулся с другой прической, но, когда блестяще сдал, вынул

1 Как уточнили знающие старшие товарищи, было! Преподавателя звали Грузов, а вместе с Рандиным к экзамену не допускали еще одного красавчика тех лет - Володю Горбунчикова.

© Синдеева Е. П., 2022

Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 8. № 3. 2022

шпильки и был таков. Впрочем, это не главное, хотя ярко характеризует свободолюбивую личность. Или, по крайней мере, наше представление о ней. О нем. «И это все о нем». Вот да! О таких людях надо писать книги... В общем, нам повезло - нас учили Личности и Профессионалы своего дела. Сейчас Александр Валентинович уже довольно много лет живет в Словакии, но почи-тать/почетать его можно и в России, да, собственно, и в любой точке Земли и ее окрестностях.

А вот Андрей Андреевич Ярыгин никуда не уехал, хотя входил в десятку ведущих американистов страны, а мог бы. Не знаю, так ли это, но он так говорил, а мы так думали - это точно. «Америка - моя жена, а Франция - любовница», - амбициозно заявлял Андрей Андреевич и разрушал всяческие стереотипы в наших головах. Дипломники чаевничали на кухне научного руководителя и естественным путем становились вольнодумцами. За разговорами и нетривиальными поступками старших товарищей следовали аналогичные действия младших и личностный рост.

В январе 1990 года я вышла замуж. Так получилось, что в тот же день был последний экзамен зимней сессии. Но мне это нисколько не мешало, так как «хорошо» было заслужено автоматом, а к «отлично» я тогда не стремилась -все и так было замечательно. Что сдавали - не помню, что-то из Нового времени. В общем, забегаю я в университет, захожу вся такая радостная в аудиторию, протягиваю зачетку, а Андрей Андреевич спрашивает: «Ну, чем занимаетесь, когда к экзамену готовиться не надо?». «Да вот, - говорю, - замуж сегодня выхожу». «О, ну тогда - «отлично»!». Такой вот был первый свадебный подарок. И да, кстати, это был вторник. Разрушать стереотипы - наше все. А когда я сказала, что в каникулы мы поедем в Питер, Андрей Андреевич тут же дал задание: «Вам обязательно надо будет сходить в Катькин сад. Посмотрите, какой там памятник. С вашим именем это совершенно необходимо! А вернетесь, поговорим о тех, кто там изображен и почему»... Где-то на антресолях до сих пор лежит схема памятника Екатерине II с поименным перечислением и описанием этих исторических деятелей - отчет научному руководителю о свадебном путешествии.

Незабываемы и учебные путешествия - археологические экспедиции с Юрием Анатольевичем Зеленеевым. После первого курса это была

практика в Нижегородской области, а после второго - по доброй воле, в Пензенской. Работать в раскопе я просто обожала, но не тот момент, когда первый слой снимается лопатами, а когда с ножичком и кисточкой... Юрий Анатольевич это заметил и как-то сказал, что если бы я была мальчиком, то он взял бы меня на работу, а для девочек суровые условия жизни в экспедициях все-таки не очень подходящи. Жаль. Впрочем, по молодости нам всего досталось с лихвой: и палаток с комарами, и песен у костра, и рожков с тушенкой, приготовленных в ведрах на костре.

А когда Юрий Анатольевич читал нам курс по истории стран Азии и Африки, то, осветив вопросы политики и экономики, в конце лекций обычно говорил два слова: «Культура развивалась». Как уж оно там было, в деталях мы тогда не узнали. Но зато усвоили главное - во все времена у любых народов при любом социально-политическом устройстве культура развивалась. Это обнадеживает.

И кстати, изучение истории культуры стало ключевым событием моей студенческой жизни. Однажды наше расписание изменилось кардинальным образом. На две недели был только один лектор из МГУ - Михаил Владимирович Дмитриев, и это было потрясающе. Михаил Владимирович был другом Александра Валентиновича, оба слависты-медиевисты, а нам просто повезло. Этот спецкурс по истории культуры настолько погрузил меня в средние века, что книга А. Я. Гуревича «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» надолго стала моей настольной. И так хотелось знать больше, что я совсем забросила общественную работу, проводя практически все свободное время в библиотеке. Думаю, что и диссертации моей в дальнейшем не случилось бы, если бы не этот крутой поворот. Спустя много лет я узнала, что для Михаила Владимировича это были первые выездные лекции, к которым он тщательно готовился. Спасибо!

Спасибо всем нашим Преподавателям! На первом курсе я считала, что кто не с нами, тот против нас, а на пятом уже была уверена, что это не так и что третье дано. Надо только хорошо подумать и работать с информацией из разных источников. Нас научили этому на ист-филе. Мы, в свою очередь, старались так учить своих учеников, среди которых тоже есть наши истфиловцы. С юбилеем, дорогая альма-матер! Vivat academia, vivant professores!

Е. П. Синдеева

Проект «Университетские люди»:

годы становления Марийского государственного университета в воспоминаниях выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.