торы стресса в ходе активной мышечной работы; мягко тренируют симпатический отдел вегетативной нервной системы.
2 этап - статические упражнения. Они способствуют ликвидации мышечных зажимов; мягко тренируют парасимпатическую нервную систему; развивают координацию и равновесие, которые всегда нарушены при вегетативных дистониях.
3 этап - сеанс психофизической саморегуляции в состоянии мышечной релаксации. На нем ребенок, вслед за учителем мысленно проговаривает ключевые формулы, которые позволяют внушить себе хороший уровень самочувствия и настроения, достичь психологического комфорта.
Особенности системного портрета детей в зависимости от их исходного вегетативного тонуса определяют необходимость дифференциации программ психофизической тренировки. В ее основу нами был заложен принцип создания устойчивой мотивации к занятиям с опорой на хорошо развитые физические и психические качества, а затем тренировки «слабого звена» вегетативного гомеостаза, физической и психической организации.
В ходе анализа эффективности разработанных программ, было установлено, что дифференцированная психофизическая тренировка детей с синдромом вегетативной дистонией стабильно улучшает их общее самочувствие, практически в 20 раз уменьшая эмоциональную лабильность и в 10 раз снижая проявления болевого синдрома. Она способствует формированию сбалансированного текущего вегетативного состояния, о чем, свидетельствует по данным спектрального анализа ритма сердца увеличение общей мощности спектра нейрогу-моральной регуляции, отражающее повышение функциональных ресурсов организма.
В процессе занятий ПФТ наблюдается улучшение функционирования сердечнососудистой системы при физической работе, что подтверждается достоверным повышением показателей пробы PWC170. Данные изменения происходят на фоне гармонизации эмоциональной сферы за счет снижения тревожности, повышения психической активности и работоспособности у ваготоников и снижения избыточной активности, агрессивности, импульсивности у симпатикотоников. Таким образом, высокая эффективность дифференцированных программ ПФТ в гармонизации эмоционально-вегетативной сферы детей, позволяет рекомендовать их в качестве основы курса физической реабилитации для пациентов с синдромом вегетативной дистонии.
Е.А. Пантюшина, А.П. Канина, П.В. Чернядьев, А.В. Катаев
ВИТАМИННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАЦИОНА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Кировская государственная медицинская академия
Рациональное питание детей предусматривает обеспечение детей пищевым рационом, удовлетворяющим их потребности в энергии и необходимых
- 63 -
нутриентах, среди которых важное место принадлежит витаминам. Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов у значительной части дошкольников (Спиричев В.Б., 1990).
Цель исследования: определение содержания витаминов А, В15 В2, РР, С в рационах питания организованных детей в возрасте 1-3 лет с круглосуточным пребыванием в детском доме и оценка состояния их здоровья.
Материалы и методы исследования: анализ фактического питания детей по меню - раскладкам суточных рационов за летне-осенний и зимне-весенний периоды и оценка здоровья детей по карточкам развития.
Результаты исследования: При анализе недельного рациона питания было выявлено, дефицит всех исследуемых витаминов определяется дефицит не только в зимне-весенний период, но и в летне-весенний период. Так, содержание витамина А на 24,3% ниже физиологической нормы даже в летне-весенний период.
Известно, что нарушения в питании вызывают задержку физического развития детей, которое является индикатором их здоровья. При анализе состояния здоровья детей по карточкам развития было выявлено, что у 82 % детей в возрасте от 1 до 3 лет регистрируется анемия различной степени тяжести, 18 % детей имеют дефицит массы тела, 32 % - относятся к группе часто болеющих детей. Распространенность инфекционных заболеваний (у 24 % детей) и высокая частота нарушений микробиоценоза кишечника (у 98 %), возможно, связаны со сниженным иммунитетом.
Таким образом, проведенные исследования убедительно показали, что дисбаланс витаминов в рационе питания детей раннего возраста может быть одним из факторов задержки физического развития детей и формирования у них некоторых алиментарных заболеваний, провоцировать нарушения микрофлоры кишечника.
Н.В. Скрипченко, Г.П. Иванова, Т.Н. Трофимова, В.Н. Команцев, М.В. Иванова, М.В. Савина, А.А. Вильниц, Н.Ф. Пульман, Е.Ю. Горелик, И.А. Иващенко
ДИССЕМИНИРОВАННЫЕ ЛЕЙКОЭНЦЕФАЛИТЫ И РАССЕЯННЫЙ СКЛЕРОЗ У ДЕТЕЙ: ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
ФГУ «НИИ детских инфекций ФМБА России»,
Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург
Наличие распространенных очагов демиелинизации в белом веществе головного мозга определяет схожесть диссеминированного лейкоэнцефлита и рассеянного склероза. Цель: уточнить клинико-лабораторные особенности и причины развития диссеминированного энцефалита, энцефаломиелита (ДЭМ) и рассеянного склероза (РС) у детей. Методы исследования: клинический мониторинг в
- 64 -