УДК 930.26
О. В. Минор
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]
ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА КАРАСУКСКОГО ВРЕМЕНИ: ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ
Одной из самых распространенных находок в карасукских погребениях являются височные кольца разного диаметра, в среднем от 1 до 5 см, в 1-3 оборота. Исследований, посвященных височным кольцам, практически нет, последняя работа относится к 70-м гг. прошлого столетия [Новгородова Э. А., 1970. С. 140-142]. Здесь автор рассматривает в целом карасукские украшения и выделяет их в
4 группы: 1 унаследованные из афанасьевской культуры; 2) близкие к андроновским; 3) центрально-азиатского происхождения и 4) оригинальных форм, не имеющие прямых аналогов. Височные кольца ею отнесены к третьей группе [Там же. С. 147] .
Многие авторы раскопок не выделяют височные кольца в самостоятельный вид украшения, рассматривая их как кольцо-серьгу (проволочное кольцо, иногда с раструбом на одном из концов) [Комплекс..., 1979. С. 31], или как носовую сережку (сандеху) [Липс-кий А. Н., 1963. С. 72].
С. В. Киселев в работе «Древняя история Южной Сибири» сообщает, что находки спиральных височных колец из бронзовой проволоки нередки и размер их различен. В могиле № 3 на р. Бее обнаружили у висков женщины по три кольца. Вне Минусинской котловины такие кольца найдены в карасукских погребениях на Алтае и в Томском могильнике [Киселев С. В., 1951. С. 129].
При раскопках могильника Федоров улус в женских погребениях А. Н. Липский обнаружил эти же украшения (погребения I, IX, XI), один конец которых круто загнут или заострен, а второй тупой, или оба конца заострены [Липский А. Н., 1963. С. 58-79].
Височные кольца обнаружены у горы Теп-сей (Тепсей УШ, XIV), они были найдены в погребениях как младенцев, так и мужчин: старческого возраста и 20-25 лет [Комплекс..., 1979. С. 31-36].
Одиннадцать погребений памятника Терт-Аба тоже содержали височные кольца или их фрагменты, которые находились в заполнении (в большинстве случаев) или на черепе умершего. Все они были найдены, где можно было установить пол по костям, как во взрослых женских, так и в подростковых захоронениях [Павлов П. Г., 1999. С. 38-57].
Э. Б. Вадецкая считает, что проволочные кольца вплетали в косы женщины и дети любого возраста, а иногда к ним крепились дополнительные украшения: низки бус, состоящие из имитаций раковин каури, пастовых бусин, круглых бронзовых бляшек и трубочек-про-низок [Вадецкая Э. Б.,1986. С. 58].
В Забайкалье, на правом берегу р. Онон обнаружены в женском захоронении и два височных кольца в три оборота, из медной проволоки, которые являются обычным карасукским украшением, на основе чего С. А. Теплоухов отнес погребение на берегу р. Онон к кара-сукской эпохе [Членова Н. Л., 1972. С. 257]. Два височных кольца из золотой проволоки в 2,5 оборота найдены в погребении у д. Хар-лово, правый берег Енисея, близ Красноярска [Там же. С. 258].
Пока остается непонятной история происхождения височных колец. Были ли они известны в предшествующие карасуку эпохи?
М. Д. Хлобыстина относит некоторые карасукские украшения, в том числе и проволочные височные кольца, к так называемой
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Том 6, выпуск 3: Археология и этнография © О. В. Минор, 2007
Бейской группе памятников (по раскопкам у Бейской шахты) и считает, что данная группа имеет признаки, унаследованные от афанасьевской культуры. Бейская группа не находит аналогов за пределами Хакасско-Минусинской котловины, поэтому ее можно считать группой местного происхождения, истоком которой является афанасьевский энеолит [Хло-быстина М. Д., 1963. С. 14-15]. Л. П. Зяблин в свою очередь утверждает, что в карасукс-кую среду вошел компонент андроновского происхождения, который проявляется в украшениях, орнаментах на сосудах [Зяблин Л. П., 1977. С. 23]. Но многие предметы характерны только для карасукского времени и не встречаются в адроновских памятниках, хотя некоторые адроновские типы предметов продолжают существовать в карасукской культуре, как, например, височные кольца [Комарова М. Н., 1975. С. 92].
Действительно, височные кольца не являются украшением только карасукской культуры, они имеют свою историю. Возможно, височные кольца берут свое начало еще в афанасьевское время, но об этом нельзя утверждать с уверенностью. Дело в том, что многие авторы раскопок, перечисляя инвентарь погребений, упоминают о проволочных или бронзовых кольцах, иногда даже не говорят о месте их нахождения. О каких именно кольцах идет речь, судить трудно, может быть, это кольца-серьги, кольцо на палец, височные кольца [Вадецкая Э. Б., 1986. С. 19]. Далее следует окуневская культура, носители которой были знакомы с височными кольцами, концы их были заострены и заходят один за другой. Их носили от 1 до 7 с каждой стороны [Там же. С. 31]. Это подтверждают находки при раскопках окуневских погребений как самих колец, так и костяных пластин с вырезанными на них изображениями женского лица, где в области висков можно заметить височные кольца от 1 до 3 с каждой стороны [Хаврин С. В., 1997. С. 67]. Такие пластины, по мнению Э. Б. Вадецкой, клали в могилы умершим девочкам [Вадецкая Э. Б., 1986. С. 32]. Отсюда следует, что и в окуневское время височные кольца являлись популярным и довольно распространенным украшением, так как даже на костяных пластинах есть изображение женского лица и этих украшений; заметим, других украшений нет. Видимо, в окуневское время девочки носили височные кольца. Окуневские стеатитовые головки из Черно-
вой VIII имеют украшения [Мачинский Д. А., 1997. С. 271]. Вероятно, если учесть, что украшения эти изображены у висков, то можно предположить изображение височных колец, а не ушных украшений, как пишет Д. А. Мачинский [Там же. С. 272].
Если говорить о связи височных колец с изобразительной традицией, то получается следующая картина: эти украшения изображены на окуневских костяных пластинах и стеатитовых головках, но их нет на гальках с карасукского поселения Торгажак. Д. Г. Савинов делит гальки на «одетые» и «запеленутые» [Савинов Д. Г., 2003. С. 53], т. е. открытым на гальках остается изображение только лица, из-за чего здесь не изображаются какие-либо украшения вообще, в нашем случае - височные кольца.
В андроновской культуре продолжает существовать традиция использования для волос височных колец [Вадецкая Э. Б., 1986. С. 44]. Как и в карасукское время, они найдены от 1 до 4 и более в одном погребении, и, вероятно, их носили женщины и девочки. Они изготовлены из проволоки в 1-1,5 оборота. Андроновские серьги и кольца очень похожи и часто их трудно различить [Там же]. Очевидно, не все авторы раскопок ставили перед собой такую задачу, говоря просто о проволочных кольцах.
Существуют так называемые переходные карасук-тагарские памятники, бронзовый инвентарь которых составляют, помимо других украшений, височные кольца [Паульс Е. Д., 1983. С. 71]. В скифо-сарматское время на территории Центрального Кавказа в погребениях обнаружены золотые, серебряные и бронзовые височные привески в виде спиральных колец в 1,5-2 оборота [Дашевская О. Д., 1989. С. 278]. Следовательно, в степях Евразии в скифо-сарматскую эпоху знали эти украшения. Территория их распространения следующая: Хакасско-Минусинская котловина (Орак, Батени, Абакан, Окунев и Федоров улусы, Быстрая и т. д.), позднеандроновские памятники Казахстана, Алтай, Старший Томский могильник, Ордос [Новгородова Э. А., 1970. С. 145], Центральный Кавказ [Дашевс-кая О. Д., 1989. С. 278], лесная полоса нашей страны [Седов В. В., 1982. С. 155-156].
Ирменская культура, которая является синхронной карасукской, также знакома с височными кольцами. Например, при раскопках Еловского могильника в погребениях были обнаружены височные кольца с взаимозахо-
дящими или несомкнутыми концами [Косарев М. Ф., 1987. С. 292-294].
В раннем средневековье височные кольца продолжают свое существование, только в измененном виде. Так, радимичам в 1Х-ХП вв. были известны эти украшения, которые называют семилучевыми. Щитки у них либо гладкие, либо орнаментированные дугообразными полосками. Семилучевые височные кольца носили по одному или по нескольку на каждом виске, а в погребениях их находят продетыми через кожаную ленту, одно ниже другого, и все это крепилось к головному убору. Кроме семилучевых украшений, в радимич-ских захоронениях встречаются перстнеобразные височные кольца [Седов В. В., 1982. С. 155-156]. Они напоминают карасукские височные кольца разного диаметра у виска погребенного (могильник Сабинка 2) [Павлов П. Г., 1995. С. 52].
Рассматриваемые украшения трансформировались и существуют до сих пор. Их можно увидеть у хакасских женщин на праздниках. К косам, в области висков, прикрепляются серьги-подвески, состоящие из медной проволоки с нанизанными на нее кораллами. К концу проволоки подвешивалась серебряная монета и кисти из цветного шелка или бисера [Патачаков К. М., 1982. С. 74-82]. А. Н. Липский при раскопках Федоровского могильника установил новый вид карасук-ского нагрудного женского украшения, похожего на нагрудное хакасское женское украшение - мончах. Оно «своими концами вплетается в косы на высоте затылочной кости. Здесь же прикрепляются большие серебряные или золотые кольца, которые по месту и размерам идентичны височным кольцам карасукских женшин» [Липский А. Н., 1963. С. 78]. Возникает сразу вопрос: а к височным карасукским кольцам могло ли крепиться какое-либо украшение? В могиле 75 могильника Сабинка 2 был обнаружен скелет ребенка (2-3 года), с левой и правой сторон черепа которого найдено по три височных кольца разных размеров, а под подбородком - нагрудное украшение. Оно состояло из одной полой двухъярусной бляшки и сходящихся к ней звеньев бронзовых вытянутых обойм. Длина звена 60 мм. Обоймы же начинались с небольшой конусовидной обоймы [Павлов П. Г., 1995. С. 52].
Как уже было сказано выше, височные кольца карасукского времени встречаются разного
диаметра, от 1 до 5 см. Видимо, это связано с тем, что их носили по 3-4 кольца с каждой стороны черепа, причем «верхнее меньше в диаметре, чем нижнее» [Там же]. Найденные в погребениях одно или два кольца, или по одному - два кольца у каждого виска, свидетельствуют о разграбленности могил либо о том, что их также еще носили по одному-два с каждой стороны черепа.
Часто в литературе встречается высказывание «проволочные височные кольца». Сомнение вызывает слово «проволочные». Умели ли карасукцы изготавливать проволоку вообще? По всей видимости, носители карасукской культуры изготавливали височные кольца не из проволоки, а путем ковки прутка, которому придавали в сечении форму, близкую к кругу или четырехугольнику. Об этом свидетельствуют замеры толщины кольца и форма прутка в сечении. Практически у всех колец толщина прутка неравномерная, и в сечении они не круглые. Этого бы не случилось, если бы кольца делались из проволоки. Кроме того, на некоторых кольцах есть продольные трещины, характерные для кованых изделий из цветных и драгоценных металлов, которые куются «на холодную» и редко подвергаются процедуре отжига.
В карасукских погребениях височные кольца можно обнаружить не только в женских могилах, но и в мужских. При раскопках памятника Тепсей VIII (ограда 6) найден скелет мужчины старческого возраста, на височных костях которого имелись бронзовые кольца. Ограда 2, могила 2 Тепсея XIV содержала скелет мужчины 20-25 лет, а у височной кости лежало кольцо в 1,5 оборота [Комплекс., С. 31-36]. Также в карасукс-ком могильнике Малые Копены 3, в заполнении (курган 124, могила 1, погребение 2), обнаружены три височных кольца. Здесь был захоронен мужчина 25-30 лет [Зяблин Л. П., 1977. С. 54].
Если височные кольца знали андроновцы, то почему они в эту эпоху найдены в женских погребениях, а в следующую, т. е. в карасук-скую, они найдены и у женщин, и у мужчин? Стоит предположить, что рассматриваемое украшение играло значительную роль для карасукского общества, его мировоззрения и являлось одним из основных атрибутов бытового и погребального костюма. Отсюда напрашивается вывод, что их носили все представи-
тели карасукского общества: дети, подростки, мужчины и женщины.
Как упоминалось выше, Э. Б. Вадецкая считает, что кольца вплетали в косы женщины и дети [Вадецкая Э. Б., 1986. С. 58]. Действительно, височные кольца вплетали в косы, а также нашивали на головной убор, как семилучевые височные кольца радимичи [Седов В. В., 1982. С. 155-156]. Возможно, ка-расукские мужчины носили эти украшения, нашитые на головной убор, либо вплетали их в косы. Если учесть, что в погребениях Тепсея VIII, XIV были захоронены дети 23 лет, среди костей которых найдены височные кольца, то можно предположить, что уже с ранних лет данные украшения являлись важным атрибутом и погребального, и бытового костюма.
Необычные височные кольца были найдены автором раскопок карасукского могильника Белый Яр 5 А. И. Поселяниным у виска погребенного. В диаметре они более
5 см и имеют цилиндрические выступы. Такие находки редки, так как требуют отдельного, более тщательного изучения, поиска аналогий и т. д.
В заключение можно подвести итоги.
1. Височные кольца были распространенным украшением у карасукцев. Возможно, что еще афанасьевцы знали эти украшения. Не вызывает сомнений наличие их и у окуневцев.
06 этом свидетельствуют находки височных колец и их изображение на костяных пластинах и стеатитовых головках. В андроновскую эпоху как украшение использовали височные кольца, в тагарскую - их немного.
2. При изучении височных колец важно проводить аналогии с другими территориями и культурами. Дело в том, что этот материал специфический и весьма фрагментарный. Большинство могил карасукской культуры в настоящий момент ограблены, и, изучая одну эту эпоху, сложно добиться окончательных результатов. Поэтому очень важно учитывать опыт изучения погребений других культур, в которых также встречаются височные кольца: в скифо-сарматских захоронениях можно обнаружить височные привески в виде спиральных колец, в ирменских памятниках, у радимичей. Хакасские женщины до сих пор на праздники к косам прикрепляют серьги -подвески в области висков.
3. На основе материала могильника Са-бинка 2 стоит предположить, что карасукс-
кие нагрудные украшения крепились к височным кольцам.
4. Носили по одной или несколько колец с каждой стороны. Очевидно, этот вид украшений изготовлен не из проволоки, а путем ковки прутка.
5. Найдены эти украшения в женских и мужских захоронениях, видимо, их вплетали в косы и нашивали на головной убор.
6. Височные кольца - важный атрибут бытового и погребального костюма.
Список литературы
Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. Л., 1986. 179 с.
Дашевская О. Д. Поздние скифы (III в. до н. э. - III в. н. э. ) // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время (Археология СССР). М., 1989. С. 125-130.
Зяблин Л. П. Карасукский могильник Малые Копены 3. М., 1977. 144 с.
Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951. С. 129.
Комарова М. Н. Карасукские могильники близ улуса Орак // Первобытная археология Сибири. Л., 1975. С. 92.
Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979. С.29-39.
Косарев М. Ф. Эпоха поздней бронзы и переходное время от бронзового века к железному // Эпоха бронзы лесной полосы СССР (Археология СССР). М., 1987. С. 292.
Липский А. Н. Афанасьевское в карасукской эпохе и карасукское у хакасов // Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края. Красноярск, 1963.С. 32.
Мачинский Д. А. Уникальный сакральный центр III - середины I тыс. до н. э. в ХакасскоМинусинской котловине // Окуневский сборник. СПб., 1997. С. 265-288.
Новгородова Э. А. Центральная Азия и ка-расукская проблема. М., 1970. С. 125-167.
Павлов П. Г. К реконструкции карасукско-го погребального костюма // Южная Сибирь в древности. СПб., 1995. С. 47-57.
Павлов П. Г. Карасукский могильник Терт-Аба. СПб., 1999. 70 с.
Паульс Е. Д. Переходные карасук-тагарс-кие памятники в южной части Минусинской котловины // Древние культуры евразийских степей. Л., 1983. С. 70-72.
Патачаков К. М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан, 1982. С. 74-82.
Савинов Д. Г. Торгажакские гальки (основные аспекты изучения, интерпретация) // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2003. Вып. 2 (14). С. 53.
Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 154-157.
Хаврин С. В. Могильник Верхний Аскиз I, курган 1 // Окуневский сборник. СПб., 1997. С. 65-80.
Хлобыстина М. Д. Бронзовые изделия Хакасско-Минусинской котловины и развитие карасукской культуры: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1963. С. 14-15.
Членова Н. Л. Золото в карасукскую эпоху // СА. 1972. № 4. С. 257.
Материал поступил в редколлегию 15.04.2007