VISION as the basic technology for value-oriented management approach to regional development Laptev D. (Russian Federation) VISION как базовая технология ценностно-ориентированного подхода управления региональным развитием Лаптев Д. Е. (Российская Федерация)
Лаптев Денис Евгеньевич /Laptev Denis - соискатель, кафедра национальной экономики и менеджмента, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень
Аннотация: в статье раскрываются принципиальные условия, требующие использования качественно новых технологий управления региональным развитием. Представлены преимущества ценностно-ориентированного подхода управления региональным развитием. Раскрываются особенности технологии VISION как инструмента ценностно-ориентированного подхода управления региональным развитием.
Abstract: the article describes the fundamental conditions that require the use of high-quality new technologies of regional development management. The benefits of value-based management approach to regional development. The peculiarities of VISION of technology as a tool for value-oriented management approach to regional development.
Ключевые слова: VISION, региональное развитие, управление, регион, ценностно-ориентированный подход, инструмент.
Keywords: VISION, regional development, management, region, value-oriented approach, the tool.
УДК 658.012.1
В современных экономических условиях, несомненно оказывающих влияние на эффективность управления региональным развитием, возникает необходимость использования новых подходов и методов управления регионами, которые бы позволили разнообразить действующий инструментарий, повысив эффективность принимаемых решений, расходования государственных ресурсов, использования материальных средств и человеческого капитала.
В теории и практике управления региональным развитием выделяются следующие основные подходы к управлению региональным развитием: территориально-проблемный, системный, системно-институциональный, процессный, программно-целевой, ресурсный, ситуационный, рефлексивный, кластерный, типологический, маркетинговый, ценностно-ориентированный и др. [1, 152; 2, 199; 3, 106-111; 7, 107-109; 8, 224; 9, 78-82].
Как показывает практика управления региональным развитием в России, многие подходы и применяемый в рамках каждого из них инструментарий начали демонстрировать свою низкую эффективность или вовсе исчерпали себя. Это проявляется, прежде всего, в том, когда формулируемые цели, долгосрочные установки и приоритеты регионального развития не соответствуют текущему уровню социально-экономического развития региона, его экономическому и производственному потенциалу, особенностям состояния правовой базы, требованиям основных участников и заинтересованных лиц процесса управления регионом: населения, групп общественности, предпринимательских структур, органов государственной власти.
Одним из подходов, позволяющих обеспечить решение современных проблем управления региональным развитием, становится ценностно-ориентированный подход. Данный подход к управлению региональным развитием крайне
47
недооценён и полностью не включен в практику управления долгосрочным развитием российских регионов.
Ценностно-ориентированный подход активно используется во многих развитых странах и заимствован, прежде всего, из сферы управления организациями частного сектора.
Рассматриваемый подход имеет ряд важных отличий от условно традиционных подходов к стратегическому управлению региональным развитием (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ ценностно-ориентированного и традиционных подходов к управлению региональным развитием [4]
Критерий сравнения Традиционный подход Ценностно-ориентированный подход
Оценка деятельности администрации В зависимости от объема освоенных ресурсов и количества выполненных задач По результатам, представляющим ценность для основной группы стейкхолдеров - населения
Процесс целеполагания Основан на анализе внешней и внутренней среды, учете текущего состояния регионального развития Исходит из необходимости построения образа будущего региона, который распространяется на все аспекты стратегического управления региональным развитием
Обратная связь Формальная Глубокая и интенсивная, основанная на диалоге
Учет потребностей стейкхолдеров Слабый Сильно выраженный
Управленческие действия Однонаправлены и односторонние Неформальные связи и контакты, организация сетевых связей
Ценностно-ориентированный подход стратегического управления региональным развитием требует от лиц, принимающих решения, знания ключевых ценностей, имеющих значение для основных групп стейкхолдеров. Такие ценности будут описывать в конечном итоге структуру управленческих решений в отношении долгосрочного регионального развития.
В системе стратегического управления региональным развитием ценности могут представлять:
- основу социальных стандартов и норм;
- вовлеченность населения в процесс коллективного управления и выбора путей развития территории;
- ориентиры стратегических моделей развития территории;
- детальную структуризацию стратегических целей и задач регионального развития [4].
Технологией, которая может в полной мере реализовать принципы ценностно-ориентированного подхода к управлению, становится VISION. Данная технология используется преимущественно в отношении управления организациями частного сектора.
В российской теории и практике регионального развития данная проблематика практически не раскрывается. Лишь некоторые исследователи сделали попытки анализа отдельных аспектов применения технологии VISION в отношении регионального развития.
По определению А. И. Пригожина VISION (видение, образ будущего) -представляет собой качественное изображение желаемого состояния на более-менее
длительную перспективу. При планировании управления экономическими системами с использованием технологии У1БЮМ даже сроки достижения/реализации качественного представления желаемого состояния объекта в будущем ставятся условные или отсутствуют вовсе [5, 127-138; 6, 432].
Видение образа будущего не является ни проектом, ни программой, а хронологическое время заменяется социальным, в которое единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.
Формирование образа будущего предполагает необходимость использования определенных стратагем, выражающих ключевую идею и преимущества в образе желаемого будущего региона.
Стратагема характеризует новую роль, статус или состояние региона в будущем. Стратагемы формируются представителями органов региональной власти, в компетенции которых входит формирование стратегий регионального развития.
А. Г. Полякова указывает, что при построении ментального образа возможного и желаемого состояния региона в будущем как результата целенаправленной деятельности могут быть выделены следующие уровни:
- образ-идея - как базовый концепт, мысленный прообраз предмета, явления, выделяющий его базовые и сущностные черты;
- образ-модель или представление объекта управления в упрощенном виде, релевантном моделируемому объекту и в некоторой степени повторяющем его ключевые свойства и характеристики;
- образ-результат - как комплексное представление объекта, желательное состояние которого требуется достичь в процессе выполнения конкретных действий.
В современных условиях лишь небольшое количество российских регионов используют принципы ценностно-ориентированного подхода и разработку образа будущего как технологии управления долгосрочным развитием региона. Однако, данная технология, позволяя «вобрать» в себя всю совокупность специфических условий регионального развития, его проблемы и основные элементы потенциала, видится нам наиболее перспективной и целесообразной в современных условиях.
Литература
1. Брагина З. В. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография / З. В. Брагина, И. К. Киселев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 152 с.
2. Бухарова Е. Б. Региональная социально-экономическая система: территориальное планирование и управление развитием (на примере Красноярского края): Монография / Е. Б. Бухарова, В. Г. Безгачев, В. В. Желиховская, Е. В. Зандер, Е. В. Инюхина, А. И. Пыжев, Ю. И. Старцева, Д. Х. Шалахина. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2009. 199 с.
3. Евдокимова Е. Н. О процессном подходе в стратегическом управлении развитием регионального промышленного комплекса // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, 2011. № 6. С. 106-111.
4. Кузнецов Ю. В. Государственное стратегическое управление. Монография / Ю. В. Кузнецов. Спб.: Питер, 2014.
5. Пригожин А. И. Цели бизнеса: формирование и развитие // Общественные науки и современность, 2015. № 1. С. 127-138.
6. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А. И. Пригожин. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. 432 с.
7. Сапунов А. В. Обоснование использования кластерного подхода в управлении развитием региональных социально-экономических систем // Новые технологии, 2006. № 1. С. 107-109.
8. Хмелева Г. А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Семенычев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 224 с.
49
9. Шабалина Е. И. Методологические аспекты формирования функционально-объектного подхода к управлению региональным развитием // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2011. № 3. С. 78-82.
Improving economical mechanism of state support regional water users
Odinaev B. (Republic of Tajikistan) Совершенствование экономического механизма государственной поддержки водопользователей региона Одинаев Б. Д. (Республика Таджикистан)
Одинаев Боймурод Джалилович / Odinaev Boymurod - соискатель, кафедра мировой экономики и международной торговли, Финансово-экономический институт Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: в статье рассматриваются совершенствование экономического механизма государственной поддержки водопользователей региона, согласование национальной базы данных о запасах водных ресурсов, регулярный обмен данных об использовании водных ресурсов и фактических режимах работы водохозяйственных сооружений межгосударственного значения.
Abstract: in the article discusses the improvement of the economic mechanism of state support for the region's water users, coordination of the national database on water supplies, regular exchange of data on water resources users and actual operating conditions of water infrastructure interstate.
Ключевые слова: совершенствование экономического механизма и государственная поддержка водопользователей региона, трансграничные воды, охрана окружающей среды.
Keywords: improving economical mechanism and state supporting water users of region, tranboundary waters, environmental.
Главным направлением для подготовки региональной стратегии управления водными ресурсами Центральной Азии является определение подходов, обеспечивающих равные и удовлетворительные условия для устойчивого развития экономического и социального потенциала его стран на основе регламентированного и контролируемого порядка водопользования, эксплуатации всех технических объектов, определения обязанностей по охране вод, в том числе водной экосистемы Арала. В стратегии необходимо учесть географические, экономические, социальные и иные особенности каждого государства, сблизить позиции стран, определить принципы водораспределения, организационные и правовые основы сотрудничества по водным вопросам.
В этом плане наиболее развитые системы государственного регулирования экономики сложились в странах Западной Европы (прежде всего Скандинавских странах, Франции, Германии, Нидерландах, Австрии, Испании, Японии), а также некоторых странах Юго-Восточной Азии - Южная Корея, Сингапур, Малайзия. Вместе с тем, в США, Канаде, Австралии, где частный капитал обладает особенно сильными позициями, а также где не наблюдалось серьезных социально -экономических потрясений (последствия Второй мировой войны, формирование и распад блока стран социализма) характеризуется гораздо более низким уровнем государственного регулирования. Вместе с тем, и в этих странах роль государства