Methods of analysis of environmental factors in the formation of the image of the region under the value-based management approach of socio-economic
development of the territory Laptev D. (Russian Federation) Методы анализа факторов внешней среды при формировании образа региона в рамках ценностно-ориентированного подхода к управлению социально-экономическим развитием территории Лаптев Д. Е. (Российская Федерация)
Лаптев Денис Евгеньевич / Laptev Denis - соискатель степени, кафедра национальной экономики и менеджмента, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, г. Тюмень
Аннотация: в статье раскрываются основные вызовы экономического развития России в современных условиях. Выделены проблемы управления региональным развитием. Раскрыта сущность VISION-технологии к управлению региональным развитием. Охарактеризованы методы анализа внешней среды в рамках VISION-технологии.
Abstract: the article describes the main challenges of economic development of Russia in modern conditions. Highlighted problems of management of regional development are allocated. The essence of the VISION-technology to the management of regional development is disclosed. It was characterized by analysis of the environment in the framework of VISION-technology.
Ключевые слова: региональное развитие, регион, управление, стратегическое управление, ценностно-ориентированный подход, анализ.
Keywords: regional development, district, management, .strategic management, value-oriented approach, analysis.
УДК 658.012.1
В современных условиях к уже имевшимся проблемам управления социально-экономическим развитием регионов в России прибавились проблемы негативной внешнеэкономической конъюнктуры, обусловившие появление новых вызовов:
- снижение доходов государственного бюджета;
- снижение цен на мировых рынках энергоносителей, предопределившее сложности долгосрочного планирования развития национальной и региональной экономик;
- ограничение возможностей инвестирования в решение стратегически важных задач развития различных отраслей экономики (сокращение или перенос реализации государственных программ);
- уменьшение реальных доходов населения и обусловленное этим снижение объемов потребления в экономике;
- ухудшение финансовой ситуации российских организаций;
- проблемы развития банковской системы: снижение объемов кредитования физических и юридических лиц, закрытие ряда банков, ограничения в получение дополнительных источников инвестирования и др.
В таких условиях произошло наиболее сильное за последние годы падение темпов прироста ВВП (рисунок 1).
106,0 104,0 102,0 100,0 98,0 96,0 94,0 92,0
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Рис. 1. Индекс ВВП России в 2012 - 2015 гг., в % к предыдущему году [1]
Помимо этого, происходит естественное снижение прогнозных значений ключевых макропоказателей по всем макроокругам России (таблица 1).
Таблица 1. Прогнозы индексов физического объема валового регионального продукта по макроокругам Российской Федерации в 2015 - 2018 гг. (прогноз), в % к предыдущему году [5]
Федеральный округ 2015 2016 2017 2018
Центральный федеральный округ 95,2 101,3 102,0 102,2
Северо-западный федеральный округ 96,7 100,4 101,7 101,9
Южный федеральный округ 97,4 101,6 102,8 105,6
Северо-Кавказский федеральный округ 98,9 102,4 103,8 104,7
Приволжский федеральный округ 96,4 101,1 101,9 102,4
Уральский федеральный округ 97,7 98,8 100,1 100,5
Сибирский федеральный округ 97,0 99,2 102,1 102,2
Дальневосточный федеральный округ 99,1 102,3 102,8 103,1
Крымский федеральный округ 102,9 103,1 103,6 104,7
Новые вызовы определяют важность изменения или совершенствования сложившихся подходов к практике долгосрочного управления социально-экономическим развитием территорий. В современных условиях российские регионы сталкиваются с рядом проблем, обусловленных причинами, связанными с состоянием механизмов управления ими:
- недостаточно четкими долгосрочными целями и задачами их развития, их неконкретностью или недостижимостью, слабой взаимосвязью целей регионального развития со спецификой территориального потенциала, социальными, правовыми, экономическими, политическими, социально-демографическими и ментальными особенностями развития каждого региона;
- слабой системой взаимосвязей и организации взаимодействия между структурными подразделениями системы управления регионами;
- недостаточной детализацией в определении правил, регламентов, процедур проведения тех или иных мероприятий в рамках стратегического управления региональным развитием;
- отсутствием условий для обеспечения необходимой прозрачности действий в деятельности органов региональной власти в части реализуемых ими функций и принимаемых кадровых решений;
- инертностью органов, ответственных за принятие управленческих решений в отношении регионального развития;
- недостаточной гибкостью и потенциалом адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Одним из самых недооцененных в полной мере в российской практике стратегического управления социально-экономическим развитием регионов является ценностно-ориентированный подход. Пришедший преимущественно из частного сектора данный
подход успешно используется во многих развитых странах в отношении управления развитием отдельных территорий.
В основе ценностно-ориентированного подхода стратегического управления региональным развитием лежит понимание структуры потребностей и ценностей основных групп заинтересованных в эффективном региональном развитии лиц. Данные ценности будут описывать в конечном итоге структуру управленческих решений в отношении долгосрочного регионального развития.
Технологией, которая может в полной мере реализовать принципы ценностно-ориентированного подхода к управлению становится VISION. Данная технология используется преимущественно в отношении управления организациями частного сектора.
В российской теории и практике регионального развития данная проблематика практически не раскрывается. Лишь некоторые исследователи сделали попытки анализа отдельных аспектов применения технологии VISION в отношении регионального развития.
По определению А. И. Пригожина, VISION (видение, образ будущего) - представляет собой качественное изображение желаемого состояния на более -менее длительную перспективу. При планировании управления экономическими системами с использованием технологии VISION даже сроки достижения/реализации качественного представления желаемого состояния объекта в будущем ставятся условными или отсутствуют вовсе [3, 127-138; 4, 432].
Видение образа будущего не является ни проектом, ни программой, а хронологическое время заменяется социальным, в которое единица времени не год, месяц, день, а расстояние между двумя событиями.
Формирование образа будущего предполагает необходимость использования определенных стратагем, выражающих ключевую идею и преимущества в образе желаемого будущего региона.
Стратагема характеризует новую роль, статус или состояние региона в будущем. Стратагемы формируются представителями органов региональной власти, в компетенции которых входит формирование стратегий регионального развития.
А. Г. Полякова указывает, что при построении ментального образа возможного и желаемого состояния региона в будущем как результата целенаправленной деятельности могут быть выделены следующие уровни:
- образ-идея - как базовый концепт, мысленный прообраз предмета, явления, выделяющий его базовые и сущностные черты;
- образ-модель или представление объекта управления в упрощенном виде, релевантном моделируемому объекту и в некоторой степени повторяющем его ключевые свойства и характеристики;
- образ-результат - как комплексное представление объекта, желательное состояние которого требуется достичь в процессе выполнения конкретных действий.
В современных условиях лишь небольшое количество российских регионов используют принципы ценностно-ориентированного подхода и разработку образа будущего как технологии управления долгосрочным развитием региона. Однако, данная технология, позволяя «вобрать» в себя всю совокупность специфических условий регионального развития, его проблемы и основные элементы потенциала, видится нам наиболее перспективной и целесообразной в современных условиях.
Использование любой управленческой технологии, в том числе VISION предполагает проведение аналитических мероприятий для информационной поддержки принимаемых решений.
Регион является специфическим объектом управления, и принятие решений в его отношении требует, прежде всего, учёта влияния факторов внешней среды.
Одним из методов анализа, который целесообразно использовать в рамках VISION-технологии становится адаптированный к данной технологии PEST-анализ. Как известно, в рамках PEST-анализа осуществляется изучение возможного влияния политических,
экономических, социальных и технологических факторов на развитие управляемого объекта. Однако на практике такой анализ осложняется следующим:
- зачастую, субъекты управления (исследователи, аналитики) довольно абстрактно, без раскрытия возможного характера влияния того или иного фактора на развитие региона (позитивное, негативное) включают его в поля аналитических форм;
- аналитиками также не осуществляется привязки факторов к временным аспектам управления, что крайне важно при использовании УКЮМ-технологии - формирования образа будущего.
В связи с этим, нами предлагается следующая модифицированная форма проведения РБ8Т-анализа регионального развития (таблица 2).
Таблица 2. Авторская модифицированная форма РЕБТ-анализа регионального развития
Временной период Характер влияния
I. Позитивное влияние на региональное развитие II. Негативное влияние на региональное развитие
1 Текущая ситуация Политические факторы Экономические факторы Политические факторы Экономические факторы
Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п
Социальные факторы Технологические факторы Социальные факторы Технологические факторы
Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п
II. Ближнесрочный период (от 1 до 3 лет) Политические факторы Экономические факторы Политические факторы Экономические факторы
Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп
Социальные факторы Технологические факторы Социальные факторы Технологические факторы
Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп
III. Среднесрочный период (от 3 до 5 лет) Политические факторы Экономические факторы Политические факторы Экономические факторы
Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п
Социальные факторы Технологические факторы Социальные факторы Технологические факторы
Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п
IV. Долгосрочный период (от 5 до 15 лет и выше) Политические факторы Экономические факторы Политические факторы Экономические факторы
Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п Фактор 1 Фактор п
Социальные факторы Технологические факторы Социальные факторы Технологические факторы
Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп Фактор 1 Факторп
Использование 'УТБЮ^технологии требует учёта потребностей ключевых групп участников процесса управления - заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В связи с этим, другим важным методом анализа становится анализ влияния стейкхолдеров на долгосрочное развитие региона. Такой анализ может проводиться на основе построения «матрицы стейкхолдеров» (рисунок 2).
Уровень заинтересованности
Низкий Высокий
Низкий
Уровевь влиявия
(власти)
Высокий
А Минимальное усилие В Постоянно информнр овать
С Удовлетворять потребности Б Ключевые игроки
Рис. 2. Матрица стейкхолдеров [2]
Построение матрицы стейкхолдеров позволяет понять приоритеты в проведении политики социально-экономического развития региона в зависимости от уровня влияния и уровня заинтересованности той или иной группы стейкхолдеров.
Кроме представленных выше, в рамках ценностно-ориентированного подхода и технологии могут использоваться прочие методы анализа внешней среды - как качественные (SWOT-анализ, усовершенствованные методы PEST-анализа, методы экспертных оценок и др.), так и количественные (экономико-математическое моделирование, статистический анализ и др.). Выбор конкретного метода анализа будет определяться задачами регионального развития, особенностями устройства конкретного региона, бюджетом стратегического планирования и многими другими нюансами.
Литература
1. Валовой внутренний продукт в постоянных ценах / Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/account 5!/#/ (дата обращения: 12.09.2016).
2. Климова А. В. Анализ внешней среды государственных организаций: понятие, методы, проблемы // Вопросы управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2015/05/16/ (дата обращения: 14.09.2016).
3. Пригожин А. И. Цели бизнеса: формирование и развитие // Общественные науки и современность, 2015. № 1. С. 127-138.
4. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А. И. Пригожин. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. 432 с.
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2018 годы / Минэкономразвития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecommy.gov.m/mmec/about/stmcture/depmacш/20151026/ (дата обращения: 10.09.2016).