Научная статья на тему 'Виртуальный мир Джорджа Беркли'

Виртуальный мир Джорджа Беркли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
918
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмичёва Алла Александровна

В свете новых подходов к разработке концепции виртуальных реальностей рассматривается онтология и гно-сеология Джорджа Беркли. Показывается, что вопреки сложившимся в отечественной философии представлениям о Беркли как субъективном идеалисте, его взгляды ближе к строго монистическому объективному идеализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный мир Джорджа Беркли»

А.А.Кузьмичёва

Виртуальный мир Джорджа Беркли

В отечественной истории философии Беркли выступает классическим примером субъективного идеалиста, но фактически он наиболее последовательный объективный идеалист - монист, не признающий существования материи, она у него - nonentity (не является сущностью).

В оригинальной философии Беркли1 явно не употребляется категория виртуальность, но он, пожалуй, первый показал, как и кто симулирует для человека виртуальную реальность, которая кажется человечеству объективным материальным миром, представляя собой, по Беркли, фикцию, игру воображения, на клавишах которого играет чистый Дух.

Онтология Беркли. Единственная субстанция-Дух (Вседержитель, Творец, Всеблагой) порождает наши души2 и вкладывает в них Идеи, (к ним относятся ощущения, чувства, мысли). Дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающий идеи он именуется умом, как производящий их, именуется волей [1, с. 183]. Природа духа такова, что он не может быть воспринят душою сам по себе, но только по производимым им действиям - насылкой Идей в души. Немыслящих субстанций нет, вещи -комплексы отчетливых, упорядоченных устойчивых ощущений, посылаемых богом по его всеблагой ВОЛЕ, а не материальные, внешние и независимые от душ образования. Атрибут духовных субстанций (бога и душ) - активность, ее ипостаси: воля, ум, любовь, ненависть. Дух не идея, не сходен с Идеей, и не представим3 ею, ибо Он деятелен, а Идеи только пассивны. Только Идеи -сенсы (ощущения) и Идеи-перцепции (восприятия) образуют РЕАЛЬНОСТЬ, ПРИРОДУ. Все остальные идеи суть идеи Идей или копии

1 Джордж БЕРКЛИ (1685-1753) - англичанин, родом из Ирландии, из многодетной семьи мелкопоместного дворянина, был студентом Трини-ти-колледжа в Дублинском университете. В годы учёбы увлекался математикой, философией Декарта, Гассенди, Бэкона и Гоббса, Мальбранша и Локка. В 24 года становится дьяконом Англиканской церкви; в 25 лет пишет программное сочинение Трактат о принципах человеческого знания [1, с. 149 -248]. В 1713 г. издаёт знаменитые

«ИР»-... ________ 1—_____... „ .„„..-, )' г 1

1ри рсшивОра между I иласом и Филонусом [1, с.249 -360]. Сенсуалист, антиньютонианец и противник понятия бесконечно малых. В 1728-31гг. предпринимает неудачную поездку в Нью-Йорк для основания духовного колледжа. " Дух-эригй, душа-тт<1 ^ Поэтому бог непознаваем душой.

Т38

Идей, творимые душевной волей, личным произволом. (Это представления, эмоции, чувства, понятия, их сочетания дают суждения, последовательности суждений - умозаключения).

Пример 1. Дневное Солнце есть Идея, ночное (во сне) есть идея.

Сны, фантазии суть фикции души. Правильная последовательность Идей, их устойчивая связь (законы природы) свидетельствуют о мудрости и благости Творца. Законы природы - твердые правила и определенные методы, коими Дух (от которого мы зависим) порождает в нас или возбуждает Идеи-ощущения. Это дает нам возможность предвидения, но, к сожалению, эта постоянная равномерная деятельность, обнаруживающая благость и мудрость вседержащего Духа, вместо того чтобы влечь нас к Нему, влечет к поиску вторичных причин - взаимосвязей самих вещей, а это Идеи, а Идея не может быть причиной Идеи, между ними (теплом и Солнцем) нет связи.

Пример 2. Ощущая зрением светящийся круг, осязанием тепло, мы заключаем, что Солнце есть причина тепла. А между ними нет никакой причинной связи, только меточная, произвольная.4

Все наши идеи неактивны, в них нет никакой силы и деятельности, и делятся они на неизбежно в нас возникающие (боговы) и те, в которых мы произвольны (душевные)5. Эти предметы вашего мышления не могут быть вне вашего духа, ибо тогда они не пред-ставимы и немыслимы как трансцендентальные, тем более что тогда эти телесные вещи, бесполезные и не служащие никакой цели, бог создал бы без всякого основания.6

Ответ Беркли на критику ортодоксов: Говорят, что все сотворенное я7 свожу к химерической схеме идей, но я четко различаю реальные идеи и химерные вещи.

"Я вовсе не оспариваю существование какой бы то ни было вещи, которую мы можем познавать посредством чувства или размышления. Что те вещи,

4 По произволу Духа они вместе, но не по своей природе; Божья воля, и только она, делает эту связь необходимой.

э Это вторичный произвол, человеческий.

6 Как будто бы Он не мог непосредственно впе-чатлеть свои Идеи в наши души и нуждался в посреднике - так называемом, материальном мире. Это унижает всемогущество Бога.

7 Т.е. Беркли_

которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют - реально8 существуют, в этом я нисколько не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который, смею сказать, никогда не заметит этого отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия."9

"Существуют духовные субстанции, духи или человеческие души, которые по своему усмотрению хотят идей ", но эти идеи бледные, слабые и неустойчивые по сравнению с ощущениями, которые "свидетельствуют о действии Ума, более могущественного и мудрого, чем ум человеческий"10. Я не уничтожаю субстанции в вульгарном смысле (как комплекс ощущений), но только в философском, как основу акциденции вне сознания.

Вам странно есть, пить и одеваться в идеи, вам привычно называть их вещами, но это только словесная привычка, ведь вещь - комплекс ощущений. Мой отказ от слова "вещь" по двум причинам:

1) обычно понимать, что "вещь" существует вне духа, а это ошибка;

2) "вещами" называю духи + идеи.

Вы говорите, что реальный огонь дает ожог, а идеи огня нет, я говорю, что "если реальный огонь весьма отличается от идеи огня, то и реальная боль им причиняемая, очень отличается от идеи этой самой боли". Говорят, что дом - на горизонте, а не в том месте, где мыслит его мой дух, отвечаю, что во сне он не ближе к вам, однако там он весь в вашем воображении. К понятию расстояния мы приходим после долгого опыта и определённых конвенций.

Пример 3. Слепорожденный, впоследствии прозревший, не понимает, поначалу, что увиденные вещи вне его духа и на расстоянии от него, и тянет руку, чтобы взять звезду.

Говорят, я признаю ежемгновенное творение и уничтожение вещей, "моргая глазами", но сами схоласты, признавая существование материи, согласны, что она не на мгновение не выпадает из-под опеки бога, мир есть беспрерывное творение. Кроме того, я не утверждаю, что Я- единственная душа, в которой Бог творит псевдоматериальный мир, я говорю, что тела не существуют вне коллективного духа, как совокупности всех духов, а хоть один из них, да не

8 Реально, по Беркли, означает духовно, в виде Идеи, которые отражаются не внешними органами чувств (они не существуют, т.к. у человеческой души нет тела), а внутренними душевными очами, руками, носом и т.п.

9Беркли Дж. Соч. М.: Мысль, 1978, с. 186, п. 35.

10 Беркли Дж. Соч. М.: Мысль, 1978, с. 187, п. 36

"моргнул". Говорят, что, по-вашему, не огонь греет, дождь мочит, а дух греет, дух мочит. Смех! Что, ж "будем мыслить, как ученые, а говорить, как толпа", ведь продолжаем говорить "солнце всходит и заходит", а знаем, что Солнце неподвижно, а Земля вращается.

В теории отражения, считает епископ, две принципиальные ошибки:

1) приписывать сходство материальной вещи и ее идеи;

2) приписывать материальным вещам силу и деятельность.

Почему люди не примут дух, а не материю причиной:

1) потому, что дух ничем не отмечен и не ограничен ничем (неопределенная причина);

2) ход действий духа всегда правилен и единообразен (к сожалению, именно, когда ход природы прерван чудом, люди склонны признать присутствие высшего деятеля).

Свободность духа мы видим в его СВОБОДЕ прерывать привычное11, но если он хочет действовать в соответствии с законами, им же самим придуманными, то он избегает чудить. Только в редких случаях он обнаруживает свою верховную надзакон-ную силу, производя чудо, чтобы поразить людей и внушить им веру в себя. Но это надо делать не часто, ибо тогда люди привыкнут. ОН должен считать за лучшее убеждать нас в своём существовании, действуя на наш ум гармонией и устойчивостью «природы», а не удивляющей нас её чрезвычайностью.

Связь идеи надо понимать не как причинную, а как меточную, Мир ЗАКОНОВ и ТЕД есть ЯЗЫК бога для нас, задача естествоиспытателя - понять этот язык, а не придумывать телесные (идейные) причины. Нет причин (кроме бога), есть МЕТКИ.

Гносеология Беркли. Истина в соответствии вторичных идей первичным Идеям. Познаватель должен считать, что ниже его достоинства стремиться к большой точности в подведении единичных явлений под общие законы и выведению того, как они вытекают из этих законов. Его ЦЕЛИ должны быть благороднее и возвышеннее:

освещение и возвышение духа созерцанием красоты, порядка, полноты и разнообразия предметов природы (т.е. Идей) и

расширение посредством правильных умозаключений наших понятий (т.е. идей) о величии, мудрости и благости создателя.

Конечно, трудно понять, с какой целью Бог из-

11 Конечно, если скрупулезно создавать часовой механизм и не предполагать, что часы действуют благодаря сложному сцеплению шестерен, а только волей творца, то пустая оболочка часов целесообразней всех этих околичностей и бог чудом двигает одинокие стрелки.

брал окольный путь производить посредством инструментов и машин вещи, которые он мог бы создать простым решением своей воли, без всего этого аппарата. Но если вдуматься в это затруднение, то окажется, что хотя устройство всех этих сложных частей и мудрёных органов не безусловно необходимо для произведения какого-либо действия, но оно необходимо для произведения вещей постоянным и правильным путём, согласно законам природы. Ведь «существуют известные общие законы для всей цепи естественных действий; они изучаются посредством наблюдений и исследования природы, и люди применяют их как к произведению искусственных вещей на пользу и украшение жизни, так и к объяснению различных явлений, которое состоит только в указании соответствия какого-либо отдельного явле-

I 1МП ЛШ/ЛНПИ ПгмтЛА! I чх Г 1 О 10П1

ПК171 иищивд ОиЛ.ипи1\Л 1 1 1 70].

А на практике будем стремиться к преобразованию частей мира тем целям, для которых предназначил бог этот мир, а именно:

1) прославлению творца;

2) сохранению и увеличению удобств для нас и наших близких12.

В заключение, Беркли уверил своих последователей, что эта тотальная имитация материальных вещей и их объективных связей нисколько не помешает филистерам вести комфортный образ жизни и получать обычные удовольствия не от реальных благ, как они полагали, а от соответствующих Идей, создающих собой виртуальное пространство ощущений и восприятий. Можно считать, что он невольно предвосхитил открытие «компьютерных миров», только у Беркли нет даже необходимости конструировать для этого сенсоро-имитирующие материальные шлемы и перчатки.

Критика Беркли учения Ньютона о бесконечно малых (флюксиях и флюентахЧи его небесной механики. Как читатель в книге ищет смысла, а не исследования ее грамматики, так и ученый в своей профессии. К сожалению, Ньютон в физике оказался чистым грамматиком. Он делит пространство, время и движение на истинное и кажущееся, математическое и вульгарное, рассматриваемое по отношению к вещам, хотя по своей природе они к вещам не имеют никакого отношения.

Аналогично его исчисление13, по большей мере абсурдно, ибо нет Идей меньших (как б\м переменные) или больших (как б\б переменные] порога пространственного ощущения человека, ведь бог, по своему милосердию и благости, не может посылать нам сенсорно невоспринимаемые сущности (Идеи)14.

12 Современный протестантизм весь в этих целях.

13 Математический анализ

14 Бог не может нарушать гармонию между нашими душами и их духовной пищей, которую Он поставляет в виде Идей.

"140

Бог только ведает, но не ощущает и чувствует, как чистый интеллект без тела (чистый дух) проницает все (в т. ч. свет, а через него благодать на нас). Бог поставляет нам ощущения (Идеи), но сам их никогда не разделяет, они чужды его природе, они ниже его природы, внутри Духа идёт жизнь его личных идей, наружу для душ он творит только Идеи, которые для него самого непостижимы.

С одной стороны, Беркли обвиняет Ньютона в удвоении мира и всех его базисных характеристик: пространства, времени, места, движения, только первый Абсолютный мир Ньютона, где только "чистые категории" и нет ни одной вещи, имеет право на существование, мир вещей, где работают относительные категории, должен быть элиминирован.

С другой стороны, Беркли - противник бесконечной делимости15, сторонник атомизма в математике. Беркли не был бы англичанином, если отдал бы предпочтение Идеям-абстракциям перед Идеями-ощущениями,

Вот что говорит Беркли о понятии бесконечной делимости конечной величины: «Каждое отдельное конечное протяжение, которое может служить предметом нашего мышления, есть идея, существующая в нашем уме, и, следовательно, каждая его часть должна быть воспринимаема. Если поэтому я не могу воспринять бесконечное множество частей в каком-либо конечном, рассматриваемом мною протяжении, то несомненно, что оно в нем не содержится, но, очевидно, что я не в состоянии различить бесчисленное множество частей в отдельной линии, поверхности или теле, воспринимаю ли я их в ощущении или представляю в своем уме, из чего заключаю, что оно не содержится там». Это понятие бесконечной делимости не нравится Беркли вследствие своего отвлеченного характера, а главное, потому что основывается на «абсолютном существовании протяженных вещей». Беркли пытается доказать, что понятие бесконечной делимости конечной величины фиктивно, хотя его доказательство, по сути, сводится лишь к тому, что бесконечность несовместима с учением об Идеях. Бесконечной делимости Беркли приписывает все беды геометрической науки: она - источник «забавных парадоксов», главная причина «чрезмерной утонченности» и т.д. Он пытается убедить, что, устраняя бесконечную делимость, мы «навсегда освободим геометрию от множества затруднений и противоречий, которые всегда считали упреком человеческому разуму, и вместе с тем сделаем изучение ее делом несравненно меньших времени и труда, чем это было доселе».

13 Введение в математику бесконечно возрастающих или уменьшающих переменных и отношений между ними (1\0, 1 \ оо , со \ оо, ос , и т.п.), которые ненаблюдаемы, т,е, являются плохими Идея-ми по Беркли._______

Он пишет, что если бы отпали «некоторые из самых запуганных и утонченных частей умозрительной математики», то «какой вред произойдет от этого для человечества?». Но понятие бесконечной делимости лежит в основании многих важных математических построений. Отбросить это понятие, не предложив взамен ничего столь же содержательного, - значит подорвать фундамент математики.

Беркли в работе «О бесконечных величинах» говорит, что хотя некоторые математики открыли новые методы исследования, которые были неизвестны древним математикам, тем не менее, ведется очень много споров, и эти споры возникают из-за того, что в этих методах используются бесконечно малые величины.

Спустя более 20 лет после опубликования «Трактата» появляется его новое сочинение «Аналист или рассуждение, обращенное к неверующему математику", в котором рассматривается: "более ли ясно или более ли очевидно, вводятся предмет, принципы и умозаключение современного анализа, чем религиозные таинства и догматы веры".16 Беркли делает вывод, что «заключения математиков не получены посредством правильного рассуждения из ясных принципов». И как бы метод анализа «ни был полезен, его можно рассматривать лишь как некоторую догадку, ловкую сноровку, искусство или скорее ухищрение, но не так метод научного доказательства». Беркли объявляет флюксии17 всех порядков математическими сущностями, которые невозможно ни воспринять, ни воображать, и на этом основании отвергает их. Также отрицательно относится и к понятиям, которые использовал Лейбниц в своём дифференциальном исчислении.

Беркли пытается отвергнуть не только саму математику бесконечных величин, но применимость ее в других науках. Он отрицательно относится к математизации естествознания, полагая, что «при пользовании книгой природы ниже достоинства духа, не стоит стремиться к слишком большой точности в вычислениях и к подведению отдельного явления под общие законы и доказательству того, как это явление из них вытекает».

Также он пытается доказать, что правильные результаты, полученные с помощью математического анализа, объясняются наличием в аналитических выводах двух противоположных и взаимно уничтожающихся ошибок.

Итак, Беркли попытался последовательно провес-

16 Метод анализа он считал несогласованным с логикой. "Невозможно понять, что такое приращение текущих величин в самом начале их зарождения, «это не конечные величины, ни бесконечно малые, ни даже ничто. Не могли бы мы их назвать призраками почивших величин?".

17 переменные

ти идею идеализма: первичности и всемогущества чистого духа. Бог общается с нами не через телесный "мир вещей", им сотворенных из ничего (это бессмысленно, так как оскорбляет величие духовного, а потому и невозможно), но посредством языка Идей, которые мы наивно назвали "вещами". Этот стихийный и наивный материализм ввел человечество в фундаментальное заблуждение.

Как видим, Беркли осуществил виртуализацию (сенсуализацию) объективной реальности, а затем элиминировал последнюю за ненадобностью.

Внешний мир для Беркли - коллективный дневной Сон людей, обязательный и единообразный. Ночью же всё человечество видит уже личные Сны, необязательные и многообразные, Ночные Сны протекают "по мотивам" дневного Сна.

Видят Сон все живые души: курицы, кошки, тараканы, но их родовые Сны беднее человеческих, как и их индивидуальные Сны. Всё неживое есть только Идеи или идеи Идей, но не духи и не души. Поэтому камень - Идея, у которого нет, и не может быть своих идей.

Ньютон понимал абсурдность ультра-идеализма18 Беркли, но и отказаться от виртуального мира Абсолютов не мог, так как был верующий эмпирик. Ценность его виртуальных Абсолютов (Пространства, Времени, Движения, Места и т.п.) в том, что они технически совпадают с мысленной моделью реальности максимальной степени абстрагирования, то есть с мирами логики и математики, мирами Количества, Порядка и Формы - трёх фундаментальных и избранных категорий точных наук.

Парадоксально, что все категории Абсолютного мира он называет истинными, а все категории Относительного мира - кажущимися (т.е. виртуальными, фиктивными). Даже целью своего сочинения он называет нахождение истинных движений тела в неподвижном и ненаблюдаемом пустом Пространстве за кажущимися его движениями в наполненном телами пространстве [2, с.37].

Современный ортодоксальный идеализм, став, наконец, последовательным монизмом, придёт к выводам Беркли, базирующимся на принципе самодостаточности и всемогуществе единого и единственного Духа, играющего в Идеи с производными от него душами, которые, в свою очередь, играют между собой в идеи.

Библиографический список

1. Беркли Дж. Соч. - М.: Мысль, 1978.

2. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. - М.: Наука, 1989.

18 Этот идеализм все-таки самый последовательный и объективный, а не субъективный, как трак-туют у нас все словари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.