Научная статья на тему 'Виртуальный Конституционный контроль и мониторинг (системотехника конституционализма)'

Виртуальный Конституционный контроль и мониторинг (системотехника конституционализма) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционный менеджмент / виртуальный интеллектуальный капитал / конституционное правосудие / диагностика / контроль / рейтинг / мониторинг / системотехника / конституционализм.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный Конституционный контроль и мониторинг (системотехника конституционализма)»

Ваганян Г.А.

д.э.н., к.т.н., профессор, Европейская региональная образовательная академия, Ереван

gregor@concourt. ат

Ваганян О.Г.

к.э.н., Ереванский филиал Российского экономического университета

ИуаЬап1ап@таИ. ги

Казарян М.Э.

инженер-кибернетик, Фонд инновационного и промышленного развития, Ереван

Мер@сопсош!ат

ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ (СИСТЕМОТЕХНИКА КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА)

Ключевые слова: конституционный менеджмент, виртуальный интеллектуальный капитал, конституционное правосудие, диагностика, контроль, рейтинг, мониторинг, системотехника, конституционализм.

Результаты многолетних исследований показали, что уникальный инновационный инструмент Агса1ег 8согеса^, разработанный для рейтингового измерения и оценки индекса виртуального интеллектуального капитала (ВИК)1 пригоден для ранней диагностики, прогноза предкризисных ситуаций в развитии верховенства права, демократии, конституционного правосудия и конституционализма, позволяет вести эффективный сравнительный анализ трендов динамики функционирования органов власти, конституционного контроля, а также измерить и оценить качество и результативность деятельности международных правовых организаций и институтов на основе принципов системотехники социально-экономических процессов2. При этом для анализа используется метод моделирования процессов на основе интерактивной системы сбалансированных индикаторов3.

Обобщенный или интегральный индекс виртуального интеллектуального капитала (Р1) является новым универсальным (инвариантным) инновационным оценочным индикатором, характеризующим парадигму верховенства права в глобальном управлении (в условиях развития цифровой экономики и электронной демократии, в парадигме больших данных и управления знаниями), и выводится с использованием нормализованных показателей качества и востребованности виртуальных правовых ресурсов (как факторов цитируемости, значимости, важности, информативности, популярности и авторитетности виртуальных представительств органов власти, конституционного правосудия, международных и национальных правовых организаций, влияющих на развитие конституционализма) путем измерения и расчета рангов индексов цитирования многоязычных веб-ресурсов с построением рейтинговых таблиц и матриц. Полученные показатели, отражающие качественные и количественные характеристики пользователей (гражданского общества, правозащитников, адвокатов, потребителей различных правовых услуг, представителей госорганов, судей, юристов и других контрагентов), учитывающие социальную и региональную структуру глобальной сети и технологии Интернет, упорядочиваются, сортируются, классифицируются и ранжируются с использованием методов кластерного подхода.

Анализ динамики кластеров индексов позволяет оценить эффективность продвижения и позиционирования измеряемых количественных и качественных данных в правовой сети. С использованием инновационной методологии, предложенной авторами, начиная с 2004 года проводится сравнительный анализ динамики обобщенного индекса ВИК, создаются рейтинговые таблицы электронных представительств органов конституционного контроля различ-

1 Рейтинговый портал «ArcaLer Scorecard». - http://www.iatp.am/arcaler_scorecard

2 Ваганян Г. Интерактивная компьютерная графика в управлении социально-экономическими процессами // Системотехника / Под ред. А. А. Гусакова. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2002. - 768 с.; Ваганян Г. А. Системотехника демократизации управления. Системотехника строительства. Энциклопедический словарь, 2-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. проф. А.А. Гусакова. Международная инженерная академия; Международная академия наук; Московский государственный строительный университет; Институт системного анализа РАН. - М., 2004. Ваганян Г.А. Системотехника социально-экономических процессов. Системотехника строительства. Энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. проф. А.А. Гусакова. Международная инженерная академия; Международная академия наук; Московский государственный строительный университет; Институт системного анализа РАН. - М., 2004.

3 Ваганян Г.А. Человеко-машинное графическое моделирование в управлении социально-экономическими процессами // Математическое моделирование социальных процессов. - М., 1989; Ваганян Г.А. Методология разработки и использования диалоговых графических моделей в управлении социально-экономическими процессами: Автореферат докторской диссертации. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1991; Ваганян Г., Ваганян О. Виртуальные технологии менеджмента (системотехника государственного управления). - Ереван: Нжар, 2005; Ваганян Г. Конституционный менеджмент: монография. LAP Lambert Academic Publishing, 2017.

ных стран мира1, международных правовых организаций2, конституционных органов бывших республик Советского Союза3, а также национальных правовых ресурсов Армении4.

Комплексный сравнительный анализ динамики данных по кластерам и таблицам рейтингов QI ВИК электронных представительств органов конституционного контроля различных стран мира, международных и национальных правовых организаций в рассматриваемый период времени позволил спрогнозировать начала различных этапов нарушения устойчивого развития процессов, деформации верховенства права, конституционного правосудия и защиты социально-экономических прав человека. Тенденции снижения QI ВИК диагностируют симптомы различных предкризисных явлений.

Подтверждается гипотеза: сравнительный комплексный анализ результатов мониторинга кластеров данных по рейтингам виртуального интеллектуального капитала виртуальных представительств органов конституционного контроля различных стран мира, международных и национальных правовых ресурсов позволяет более качественно, наглядно и адекватно измерить и оценить ситуации, прогнозировать различные предкризисные и кризисные явления в мире и в стране, тем самым осуществить раннюю диагностику нежелательных процессов, позволяющих оптимизировать управление на глобальном и локальном уровнях (в частности, в центрах будущего, World's Future Center)5.

Приведем некоторые ключевые результаты, которые получены по итогам применения предложенной методики при выявлении и интерпретации скрытых знаний и данных из виртуальных сетей Google и Yandex для World's Future Constitutional Centers на основе построения и исследования группы из трех виртуальных кластеров правовых ресурсов в период с 2007 по 2017 гг. Группа кластеров (мегакластер) включает:

1. международные правовые организации;

2. органы конституционного контроля различных стран мира;

3. национальные правовые организации.

Из рассмотренных 28 электронных представительств международных правовых организаций, входящих в первый кластер, только 6 имеют QI выше среднего значения (0.15). Из 57 электронных представительств органов конституционного контроля различных стран мира, входящих во второй кластер, только 15 имеют QI выше среднего значения (0.14). Из 61 электронных представительств правовых ресурсов Армении, входящих в третий кластер, только 7 имеют QI выше среднего значения (0.08). Таким образом, наибольшее среднее значение индекса ВИК у кластера международных правовых организаций (0.15), наименьшее значение - у кластера правовых ресурсов Армении (0.08) (см. диаграмму 1).

Полученная картина в целом свидетельствует о том, что в мире происходят серьезные трансформации в сфере гарантирования верховенства права, в том числе конституционного правосудия и демократии. Возникли проблемы в развитии конституционализма, в частности в странах новой демократии.

Результаты анализа приводят к выводу, что необходимо более адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию с целью своевременного и качественного преодоления угроз, нивелирования рисков и формирования ответов на новые вызовы. Это будет способствовать значительному уменьшению необходимых затрат для восстановления нарушенного баланса. В условиях развития больших данных, сетевой демократии, цифровой экономики и повышения сложности задач глобальной демократизации и устойчивого развития конституционализма в мире (мегаконституцио-нализма) предлагаемая методика ранней диагностики незаменима, а ее преимущества трудно переоценить.

Мегакластер международных и национальных правовых ресурсов и органов конституционного контроля

У кластера международных правовых организаций на 30.10.2007 г. было зафиксировано значение QI ВИК=0.13. К концу исследуемого периода (12.05.2017) QI ВИК=0.15. Наблюдаем у данного кластера незначительный рост индекса ВИК. В период с 30.10.2007 г. по 02.02.2011 г. наблюдается рост индекса ВИК с 0.13 до 0.27. Затем происходит снижение индекса ВИК с 0.27 до 0.15. По сравнению с 12.11.2016 г. продолжается снижение индекса ВИК с 0.17 до 0.15 (см. диаграмму 1). Таким образом, в целом динамика ВИК международных правовых организаций характеризуется нестабильным развитием. Фактически, прогресса нет.

У кластера органов конституционного контроля стран мира на 30.10.2007г. было зафиксировано значение QI ВИК=0.3. К концу исследуемого периода QI ВИК=0.14 (14.05.2017 г.). Наблюдается уменьшение индекса ВИК более чем в два раза. С 14.11.2014 г. по 14.11.2015 г. фиксируется падение QI ВИК органов конституционного контроля стран мира с QI = 0.25 (14.11.2014 г.) до QI = 0.17 (14.11.2015 г.), затем до QI = 0.14 (14.05.2017 г.) (см. диаграмму 1). В целом наблюдается неустойчивый характер динамики индекса ВИК кластера органов конституционного контроля стран мира.

У кластера правовых ресурсов Армении на 15.02.2007 г. было зафиксировано значение QI ВИК=0.29. К концу исследуемого периода значение QI ВИК достигло величины QI ВИК=0.08 (10.05.2017 г.). Наблюдается уменьшение индекса ВИК более чем в три раза. С 10.11.2015 г. по 10.11.2016 г. наблюдается падение QI ВИК кластера правовых ресурсов Армении с QI = 0.18 (10.11.2015 г.) по QI = 0.09 (10.11.2016 г.), затем до QI = 0.08 (10.05.2017 г.) (см. диаграмму 1). В целом наблюдается неустойчивый характер динамики индекса ВИК кластера правовых ресурсов Армении.

1 http://www.iatp.am/arcalerscorecard/xls/conc.htm

2 http://www. iatp.am/arcalerscorecard/xls/ei_org. htm

3 http://www. iatp.am/arcalerscorecard/xls/ccussr. htm

4 http://www.iatp.am/arcalerscorecard/xls/pravir_arm.htm

5 http://www.futureworldscenter.org/

QI ВИК гиперкластера международных правовых организаций, органов конституционного контроля

стран мира и правовых ресурсов Армении (2007-2017 гг.)

Самый высокий уровень падения индекса ВИК из рассматриваемых кластеров прослеживается у правовых ресурсов Армении.

Кластер международных правовых организаций

В первую тройку QI рейтинга виртуального интеллектуального капитала кластера 28 электронных представительств международных правовых организаций (на 12.05.2017 г.) входят: Law Library of Congress (QI=1.14), International Labour Organization (QI=0.6), Office of the High Commissioner for Human Rights (QI=0.5).

В первую десятку вошли также сайты United Nations Office on Drugs and Crime, Exrtraordinary Chambers in the Courts of Cambodia, Court of Justice of the European Communities, United Nations Commission on International Trade Law (UNCITRAL), Venice Commission Council of Europe, Hague Conference on Private International Law, Institute for European Constitutional Law.

Кластер органов конституционного контроля стран мира

Из 57 электронных представительств органов конституционного контроля стран мира в первую тройку рейтинга (на 14.05.2017 г.) входят сайты Конституционного суда Российской Федерации (QI=1.00), Верховного суда Японии (QI=1.00), Верховного суда Аргентины (QI=0.66).

В первую десятку вошли также сайты Конституционного суда Перу, Европейского Суда по Правам Человека, Суда по Правам Человека Америки, Верховного суда Мексики, Конституционного трибунала Польши, Конституционного Совета Франции, Федерального Конституционного суда Германии.

Замыкают рейтинговую таблицу сайты Государственного суда Лихтенштейна, Тайного совета Великобритании и Конституционного суда Черногории.

Кластер правовые ресурсы Армении

В первую тройку QI рейтинга виртуального интеллектуального капитала 61 электронных представительств правовых ресурсов Армении (на 10.05.2017 г.) входят веб-ресурсы Национального Собрания РА (QI=1.41), Президента РА (QI=0.68), Правительства РА (QI=0.48).

В первую десятку вошли также веб ресурсы Конституционного Суда РА, Армянской правовой информационной системы (ARLIS), Правовой системы Армении (IRTEK), Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры РА, Прав человека в Армении, Судебной системы РА.

Замыкают рейтинговую таблицу веб-ресурсы Armenian Law Review (AUA), Against Violation of Law, Journalists for Human Rights.

По сравнению с рейтингом на 10.11.2015 г. среднее значение обобщенного индекса виртуального интеллектуального капитала армянского правового и конституционного кластера опустилось с 0.18 до 0.08 (10.05.2017 г.), а по сравнению с 21.11.2007 г. опустилось с 0.4 до 0.08 (см. диаграмму 1). В декабре 2015 г. по итогам референдума были приняты изменения в Конституции 2005 г.

Армения в начале 2017 г. завершает переход от президентской (1995 г.) и полупрезидентской (2005 г.) к парламентской модели правления (2015 г.). Этот переход свидетельствует о наличии нерешенных конституционных проблем и о попытке разрешения надвигающегося конституционного кризиса путем перехода к парламентской модели управления в республике.

Кластер конституционные органы бывших республик Советского Союза

В первую тройку рейтинга виртуального интеллектуального капитала электронных представительств конституционных органов 13 бывших республик Советского Союза (на 03.05.2017 г.) входят сайты конституционных судов Российской Федерации (Р1=1.41), Украины (Р1=1.00), Республики Армения (Р1=0.69).

По сравнению с рейтингом на 03.11.2016 г. электронное представительство Конституционного Суда Республики Армения сохранило свою позицию, заняв 3-е место в рейтинговой таблице (Р1=0.69), тогда как электронное представительство Конституционного Суда Азербайджана опустилось на 2 позиции. Азербайджан в итоге занял 12-е место (Р1=0.08). Мировое сообщество неоднократно подчеркивает наличие проблем в области соблюдения прав человека в этой стране. Замыкает таблицу сайт Конституционной палаты Верховного Суда Республики Кыргызстан (Р1=0.02). Эта республика за последние годы несколько раз пережила конституционные кризисы. По сравнению с рейтингом на 03.11.2016 г. среднее значение обобщенного индекса ВИК кластера поднялось с 0.42 до 0.47.

Сравнительный анализ динамики индексов ВИК кластеров конституционных органов бывших республик Советского Союза и правовых ресурсов Армении показывает, что наибольшим уровнем нестабильности (минимальной устойчивости) обладает ВИК кластера правовых ресурсов Армении (см. диаграмму 2). Переходный период в Армении от полупрезидентской к парламентской модели управления в 2015-2017 гг. пока не сказывается на ускорении роста индекса ВИК правовых ресурсов Армении.

В настоящее время этот показатель достиг минимального уровня за рассматриваемый период (0.08), который был зафиксирован 13.05.2011 г. Однако ключевыми точками на диаграмме индекса ВИК правовых ресурсов Армении являются периоды, охватывающие ноябрь 2007 г., июнь 2009 г. и ноябрь 2015 г., после которых наблюдаются резкие падения индекса ВИК.

На данном этапе виртуальные правовые ресурсы Армении не пользуются должным спросом у населения и гражданского общества Армении, что отражает уровень недоверия к властям.

QI ВИК кластера конституционных органов бывших республик Советского Союза и кластера

правовых ресурсов Армении

Сравнительная диаграмма динамики индексов ВИК гиперкластера

Результаты анализа показывают, что Программа Правительства, представленная для утверждения в июне 2017 г. в Национальное Собрание, не основана на необходимости решения 12 конституционных задач, закрепленных в Конституции 2005 г. с изменениями, которые государство в пределах своих возможностей обязано осуществлять (см. статью 48-ю Основные задачи государства в экономической, социальной и культурной сферах Конституции 2005 г. с изменениями). В начале 2018 года Парламенту придется утверждать новую Программу Правительства, которая должна быть основана на необходимости достижения 16 основных целей политики государства, значительная часть которых включает вышеуказанные конституционные задачи, которые не решены, а цели - не достигнуты.

Таким образом, низкая эффективность государственного управления в условиях Армении предопределена парадигмой недостаточной эффективности политического менеджмента, осуществляемого правящей партией (коалиции власти). Изменение модели правления не гарантирует повышения качества политических решений и роста эффективности публичного управления. Изменение модели правления является необходимым, но не достаточным условием, гарантирующим повышение эффективности публичного, в том числе государственного управления.

В связи с этим замена 12 конституционных задач (см. статью 48-ую Конституции РА 2005 года с изменениями) на 16 основных целей политики государства (см. статью 86-ую Конституции РА 2015 года с изменениями) не оправдана и не обоснована с точки зрения повышения эффективности публичного и государственного управления. Требования принципов системотехники государственного управления и конституционализма не допускают подмену основных задач на политические цели1 в интересах повышения эффективности и качества публичного управления.

Фактически, можно утверждать, что уровень конституционализма в Армении зависит в большей степени не от модели управления, а от парадигмы доминирования во власти одной или нескольких коалиционных партий, результаты деятельности которых привели к необходимости конституционных изменений, т. е. изменению модели управления.

Результаты анализа показывают, что развитие конституционного правосудия и конституционализма в Армении отстает не только от мирового уровня развития конституционного правосудия и конституционализма, но также от уровня развития конституционного правосудия и конституционализма бывших республик Советского Союза.

Основные выводы

В современных условиях глобализации социально-экономических отношений, в условиях острой транснациональной, экономической и политической конкуренции бесспорные преимущества получают те общества, которые

«2 3

оперативно и основательно переходят на путь конституционной культуры и конституционного менеджмента , в том числе, используя инновационные технологии эффективной диагностики и мониторинга управленческих решений4.

Предлагаемый инновационный инструментарий имеет универсальный характер, он прост и доступен на всех уровнях управления для профессионалов, экспертов в области анализа больших данных в центрах и кабинетах стратегического и ситуационного анализа, государственного и муниципального управления, политического менеджмента, менеджмента кризисных явлений на глобальном и региональном уровнях, а также научных коллективов университетов, неправительственных организаций, представителей гражданского общества.

Его использование одновременно с инструментом ранней диагностики кризисных ситуаций в развитии экономики позволит предвидеть негативные процессы социально-экономического характера и своевременно осуществить меры по оптимальному переходу к социально-рыночной модели экономики при минимальных затратах ресурсов.

Список литературы

1. Арутюнян Г. Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени. - Ереван: Нжар, 2017.

2. Арутюнян Г. Конституционный мониторинг: монография. - Ереван: Нжар, 2016.

3. Арутюнян Г. Конституционный Суд в системе государственной власти (сравнительный анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - М., 1999. - 52 с.

4. Арутюнян Г., Саргсян Г., Геворгян Р. Конституционализм: проблемы диагностики, мониторинга и управления. - Ереван: Зан-гак, 2017.

5. Ваганян Г. Интеллектуальный капитал: инвестиции в будущее / Cnews аналитика. Обзор «ИТ в национальных проектах», Образование в информационном обществе. - М., 2006.

6. Ваганян Г. Интерактивная компьютерная графика в управлении социально-экономическими процессами // Системотехника / Под ред. А.А. Гусакова. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2002. - 768 с.

7. Ваганян Г. Конституционный менеджмент: монография. LAP Lambert Academic Publishing, 2017.

8. Ваганян Г. Концепция интерактивного менеджмента интеллектуального капитала в ситуационном центре электронного правительства // Научно-практическая конференция «Ситуационные центры и перспективные информационно-аналитические средства поддержки принятия решений». Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 25-27 апреля 2007, Москва.

1 Задачи необходимо решать, к целям - стремиться.

2 Арутюнян Г. Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени. - Ереван: Нжар, 2017.

3 Ваганян Г. Конституционный менеджмент: монография. LAP Lambert Academic Publishing, 2017.

4 Арутюнян Г., Саргсян Г., Геворгян Р. Конституционализм: проблемы диагностики, мониторинга и управления. - Ереван: Зангак, 2017.

9. Ваганян Г. Мировой финансовый кризис, измерение и оценка интеллектуального капитала ведущих коммерческих и инновационных организаций, образовательных учреждений мира и России // IX Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», 11-12 декабря 2008, ИНИОН РАН, Москва.

10. Ваганян Г. Новая компьютерная технология для анализа, сравнения и синтеза правовой информации // Конституционное правосудие. - Ереван, 1998. - № 1.

11. Ваганян Г. Системотехника демократизации управления. Энциклопедический словарь Системотехника строительства, 2-е изд. / Под ред. проф. А. Гусакова. Международная инженерная академия; Международная академия наук; Московский государственный строительный университет; Институт системного анализа РАН. - М., 2004.

12. Ваганян Г. Системотехника социально-экономических процессов.. Энциклопедический словарь Системотехника строительства, 2-е изд. / Под. ред. проф. А.А. Гусакова. Международная инженерная академия; Международная академия наук; Московский государственный строительный университет; Институт системного анализа РАН. - М., 2004.

13. Ваганян Г. Стратегический анализ виртуального интеллектуального капитала и показателей экономики знаний в Ситуационном центре (не традиционный захват знаний) // Тезисы докладов Научно-практической конференции «Ситуационные центры -2009» (современные информационно-аналитические технологии поддержки принятия решений), 14-15 апрель 2009, РАГС, Москва.

14. Ваганян Г. Цели конституционного менеджмента как объекты формализации в стратегии государственного управления // Научная конференция, Российско-Армянский (Славянский) Университет. 2-6 декабря 2013, Ереван.

15. Ваганян Г. Человеко-машинное графическое моделирование в управлении социально-экономическими процессами // Математическое моделирование социальных процессов. М., 1989.

16. Ваганян Г., Ваганян О. Виртуальные технологии менеджмента (системотехника электронного управления): монография. - Ереван: Нжар, 2005.

17. Ваганян Г., Ваганян О. Закономерности мировой экономики и когнитивные модели кластеров виртуального интеллектуального капитала // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник / Российская академия наук, ИНИОН РАН. - М., 2016. - Ч. 2.

18. Ваганян Г., Ваганян О. Ключевые проблемы России в неэффективном конституционном менеджменте // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник / Российская академия наук, ИНИОН РАН. - М., 2016. - Ч.1.

19. Ваганян Г., Ваганян О. Концепция интерактивного менеджмента интеллектуального капитала Евразийского экономического союза как ключевой фактор роста конкурентоспособности и модернизации // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник / Российская академия наук, ИНИОН РАН. - М., 2015. - Ч. 2.

20. Ваганян Г., Ваганян О. Ситуационные центры - инструменты менеджмента конституционной и интеллектуальной безопасности // Научно-практическая конференция «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации». Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 2006, Москва.

21. Ваганян Г., Ваганян О., Тумян Л. Сопоставительный анализ национального интеллектуального капитала стран БРИКС как ключевого фактора роста качества государственного управления и конкурентоспособности // I Международная научно-практическая конференция «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире», Российская Академия Наук ИНИОН РАН, 2-3 ноября 2015 г., Москва.

22. Ваганян О. Менеджмент интеллектуального капитала - эффективный инструмент стратегического управления в России в условиях экономики знаний // Креативная экономика. - М., 2007. - № 5, 6, 7.

23. Ваганян О. Методика оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал // Креативная экономика. - М., 2007. -№ 9.

24. Ваганян О.Г. Управление национальным интеллектуальным капиталом (концепция, технология, системотехника): монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ваганян О. Уточненная оценка интеллектуального капитала на основе коэффициента Тобина и методика оценки эффективности в интеллектуальный капитал // Российское предпринимательство. - М., 2007. - № 11.

26. Ваганян О., Ваганян Г. Мировой финансовый кризис, измерение и оценка интеллектуального капитала ведущих коммерческих и инновационных организаций, образовательных учреждений мира и России // IX Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения», 11-12 декабря 2008 г., Москва.

27. Ваганян О., Ваганян Г., Блеян. В. Методы определения рейтинга и оценки интеллектуального капитала ведущих российских инновационных вузов // Телекоммуникации и информатизация образования. - М., 2006. - № 6 (37), ноябрь-декабрь.

28. Ваганян О., Гапоненко А. Сопоставительный анализ показателей экономик, основанных на знаниях, формируемых в США, Европе и России // Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. / Ред. кол.: Т.Г. Пархалина и др. - М., 2007. - № 2. Европа: Переход к обществу знаний?

29. Vahanyan G., Bleyan V., Vahanyan H., Hartenyan M. New Information Technologies and Resources for e-Education and e-Democracy // Learning Technology publication of IEEE Computer Society's Technical Committee on Learning Technology (TCLT). 2005. - Vol. 7, N 4.

30. Vahanyan H. A Virtual Tool for Intellectual Capital Management // European Conference on Intellectual Capital. Haarlem, the Netherlands, 28-29 April 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.