Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
Т.В. АНИКИНА
(Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия г. Нижний Тагил, Россия)
УДК 811.161.1 ’373 ББК Ш141.2-314.
ВИРТУАЛЬНЫЙ АНТРОПОНИМ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация: Описывается особая сфера функционирования имен собственных - система дополнительного именования, необходимая в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации. Рассматриваются способы создания виртуальных антропонимов и факторы, определяющие их выбор.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, имя собственное, компьютерный дискурс.
Доминантой нового тысячелетия стало компьютерное общение. В связи с этим появляются и новые формы искусственной номинации, такие, как виртуальный антропоним. Сегодня каждый человек, проводящий хоть какое-то время за компьютером, имеет свое имя, с которым он предстает в Интернет-коммуникации.
Развитие Интернет-коммуникации обусловило широкое использование имен собственных. В.И. Супрун говорит о том, что «вся информация в сети Интернет строится на ономастической оси. Именами собственными пронизаны все тексты, именами являются названия функционирующих внутри Сети частей и единиц» [Супрун 2004: 55]. В связи с этим следует говорить о совершенствовании виртуальной ономастики как особой сферы функционирования имен собственных, системе дополнительного именования, необходимой в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации.
В данной статье виртуальный антропоним понимается как компьютерное или виртуальное имя [Голомидова 2005: 19], используемое при общении посредством электронных средств и в сети Интернет. Виртуальный оним не тождественен реальному: во-первых, он всегда мотивирован, так как является продуктом индивидуального сознания имядателя; во-вторых, он изначально концептуален, ибо создан как выявление смыслов Вторичного мира [Луговая 2006: 30].
Виртуальные антропонимы представляют собой особую форму личных имен коммуникантов виртуального пространства. Любой человек, заходя в Интернет-пространство, должен взять себе имя для виртуального общения. Возникновение компьютерных имен обусловлено необходимостью идентификации пользователя в пределах одной
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
виртуальной среды - форума, чата, конференции. С одной стороны, это имя собственное, так как оно указывает и индивидуализирует объект. С другой стороны, подобный оним несет в себе такую черту имени нарицательного, как характеристика именуемого объекта. Однако имя нарицательное, характеризуя предмет, «соотносит именуемый предмет или группу предметов с классом» [Суперанская 2007: 113], что не свойственно виртуальному антропониму, который дает характеристику объекту без его обобщения.
Проведенный анализ виртуальных антропонимов в англо-, рус-ско- и франкоязычной компьютерно-опосредованной коммуникации выявляет следующие отличительные черты подобных имен:
1. Любое слово или сочетание двух и более слов, набор букв, цифр или графических знаков может выступать в качестве личного имени в виртуальном пространстве. Особенности компьютерного дискурса обуславливают возможность такого широкого использования набора букв в качестве имен. Необходимо подчеркнуть, что в виртуальном пространстве имена с неясной семантикой также являются полноценными именами собственными, так как пользователи Глобальной Сети прежде всего обращаются друг к другу в письменной форме. Технические характеристики большинства Интернет-ресурсов в случае обращения по имени позволяют без особых сложностей копировать имена, именно поэтому звуковая сторона слова во многих случаях не играет большой роли.
2. Для виртуальных имен среди существующих грамматических категорий свойственна только категория рода. При этом категория рода выражена не во всех личных именах. Виртуальное пространство предоставляет возможность скрыть свою половую принадлежность и выступать в той, в которой желает сам пользователь, что дает дополнительные возможности изучения поведения мужчин и женщин.
Таким образом, практически полное отсутствие грамматических категорий антропонимов свидетельствует об их невозможности вступать в синтаксические связи и отношения с другими словами. Обращение к собеседнику происходит только в той форме, в которой ник-нейм (ник) был создан самим пользователем. Например, в чатах, как правило, первый никнейм - это имя человека, который пишет сообщение (__СоЛнЫфффКо______, De MedVeMaToRR ), второй никнейм
(Призрачный_Гонщик, Лиса_Алиса, _4_GEVARA, flower) - имя человека, которому адресовано сообщение:
__СоЛнЫфффКо______: Призрачный_Гонщик: чего????^
ыЫыЫ: Дашка: спасибо хорошо)
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
__СоЛнЫфффКо______: _4_ОЕУАЯА_: с девчонками))
Призрачный _Гонщик:______СоЛнЫфффКо_____: Солнце, я люблю тебя
очень сильно... мне так плохо когда тебя нет рядом ...без тебя мне нет смысла жить... то что только ты в моих глазах ожевляешь его... где бы ты ни была я всегда с тобой... знай что Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ... лишь тебя... 1
3. Виртуальные антропонимы не могут являться базой для образования производных слов. Мы считаем, что виртуальные антропонимы - это особого рода словесные знаки, в качестве лексических основ которых могут выступать любые символы; при этом выступая в качестве имени в Интернет-коммуникации, они являются неизменяемыми элементами, в то время как в повседневном общении - это полнозначные части речи, функционирующие по всем законам того или иного языка.
4. Виртуальная коммуникация предоставляет широкие возможности для создания уникального имени, в котором используются знаки и символы различных семиотических систем, что не свойственно официально закрепленным личным именам.
5. Виртуальные антропонимы - это класс антропонимов, который не нуждается в официальном юридическом закреплении. Подобные имена могут функционировать непродолжительное время (в некоторых случаях имя может существовать только в течение нескольких минут) и исчезать без закрепления в каких-либо источниках.
Анализ виртуальных антропонимов позволяет нам говорить о том, что в коммуникативном пространстве Интернета создание виртуального имени осуществляется следующими способами:
• реальное имя собственное плюс дата рождения, или возраст пользователя, или место проживания (в данном случае место проживания указывается с помощью телефонного или территориального кода);
• выдуманное имя, созданное по собственным правилам и с использованием любой части речи, графического и числового знака.
Итак, потребность в создании новых личных имен в виртуальном пространстве очень велика, поэтому совершенно очевидно, что обычные возможности использования языка здесь оказываются довольно быстро исчерпанными. В связи с этим возникает необходимость конструирования принципиально новых личных имен, в создании которых задействованы индивидуальные приемы их «творения» (нарушение
1 Орфографические и пунктуационные особенности текстов сохранены, за исключением явных опечаток.
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
орфографии, использование графической символики, слитное написание имен и другое).
В основу создания виртуального имени ложится определенная концепция, создающая образ Интернет-пользователя и призванная выделить его в ряду конкурентов. В связи с этим виртуальные имена должны соответствовать следующим критериям:
1. Быть оригинальными и уникальными: Invisible light, born to be number one, Angeldar, StranGe, «Гинеколог Марии Шараповой», Член_Пиздидиума, [я в психушке, вернусь не скоро], Hecate, ulishna, hajime, anbk, Bartelby, BadBoy21.
2. Вызывать у коммуникантов определенные ассоциации. Создавая виртуальные имена на основе ассоциаций, человек обретает возможность увидеть себя в желаемом образе и утвердиться в нем. Например, кукляшкО, Барабашка, elian, -BBS-, Chebureg, Мартини, Соня Эрикссон, BLACK_GOTHIC_QUEEN, IgorStreet, HelgaArt, ranil88, aspera, art-limon, dnk..., AnnetteN, 7ilence.
3. Привлекать внимание пользователей, запоминаться и вызывать положительную или ироничную реакцию, что способствует созданию выразительного и яркого имени-маски. У пользователей при обращении к тому или иному имени должно появиться желание неоднократно вступить в контакт с ним: Дуракдебилидиот, ne_skaju, Хроныч, AssasinkO, Alta Vista, YuliaKisa, 4uda4ka, lisi4ka1, омиська, korrektor, Juels, Юлясичька, osa_83, Svid_39, mc-95, Forik12, bez_mazgoff, MeeLady, pomaskin, andatra, crimeacs, just_freya.
На процесс создания виртуальных антропонимов большое влияние оказывает ряд факторов: а) возрастные характеристики пользователя Сети; б) образовательный уровень пользователя; в) уровень творческого мышления пользователя, его креативные возможности; г) цель создания и использования имени; д) следование моде; е) связь с определенной социальной группой.
Итак, виртуальные антропонимы - это имена, применяемые в первую очередь для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве Интернета. Они заменяют личные имена людей в условиях сокрытия реального имени и попытке показать себя более раскрепощенным и независимым в Интернет-пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать свое индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке надевать маски, представляя себя в воображаемых, но желаемых образах.
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива ЛИТЕРАТУРА
Голомидова M.B. Русская антропонимическая система на рубеже // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2.
Луговая E.A. Топоним виртуального пространства как культурноисторическая категория (на материале эпопеи Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. канд. филол. наук. - Ставрополь, 2006.
Cуперанская A.B. Общая теория имени собственного. - М., 2007.
Cупрун B.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. - М., 2004.
© Аникина Т.В., 2012