УДК 811.11
КАЗЯБА Виктория Викторовна, аспирант гуманитарного института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, преподаватель кафедры германской филологии гуманитарного института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Северодвинск). Автор 12 публикаций
ОБЩАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА женских НИКНЕЙМОВ-ПСЕВДОНИМОВ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬНИЦICQ
Статья посвящена анализу и систематизации семантических характеристик никнеймов-псевдонимов ICQ (на материале сетевых имен немецкоязычных пользователей-женщин). Ник рассматривается как часть виртуальной личности, специфический лингвистический феномен, в котором отражается субъективное восприятие и самооценка личности, в данном случае - женского пола.
Никнейм, псевдоним, ICQ-коммуникация, самопрезентация, виртуальная личность
В мировом языкознании вопросы, касающиеся сущности и процесса человеческой коммуникации, всегда были и остаются одними из актуальных и важных. Интерес к данному феномену поддерживается сегодня явным антропоцентрическим уклоном парадигмы научного знания. Но в лингвистических исследованиях последних двух десятилетий нельзя не заметить смещения акцентов с изучения взаимодействия в системе «человек - человек» на рассмотрение иной модели общения «человек - компьютер - человек». Причиной стала технологическая революция ХХ века, которая привнесла многочисленные новации в технологиях и неминуемые масштабные социальные изменения1. В эту эпоху развивается качественно новая коммуникативная технология, рационализирующая и глобализирующая
© Казяба В.В., 2011
отношения между людьми и организациями -Интернет. Его появление, по убеждению многих языковедов, сродни изобретению речи и письма2.
В лингвистическом отношении Интернет -это информационно-коммуникативная среда, содержащая конгломерат текстов, репрезентирующих все существующие стили и жанры языка, его национальные, социальные и культурные специфики. Онлайн-общение или так называемая «компьютерно-опосредованная коммуникация» как достаточно новая и активно развивающаяся область человеческой деятельности ставит перед исследователем множество нерешенных вопросов3. Одним из них является проблема самопрезентации пользователя в Интернете, ведь тут человек предстает исключительно в вербальном обличии, конст-
руирующим при помощи средств языка свою виртуальную личность.
Анализируя различные точки зрения на характер и природу виртуальной личности, можно констатировать, что в большинстве случаев под ней понимается вымышленная личность, создаваемая человеком или группой людей. В сущности, данный феномен представляет собой синтез двух понятий - персонажа и псевдонима. Иными словами, это языковое явление фундируют следующие составляющие: способность к автономному действию и собственное имя. Во-первых, основу и предпосылку, как для создания виртуального образа, так и для Интернет-взаимодействия составляют коммуникативная активность и деятельность пользователя в Сети. Его речевое поведение не только должно быть очевидным, понятным для собеседника, но также должно иметь независимость, предполагающую свободу воли. Во-вторых, благодаря имени еще на докомму-никативном уровне осуществляется перцепция виртуальной персоны реципиентом. Общение в Интернете в силу своих особенностей нуждается в первую очередь в номинации. При отсутствии имени невозможно отделить конкретный объект от всех других объектов этого же класса: сообщение, написанное анонимно, воспринимается «безличным». Выбор онима в виртуальной среде - важнейший аспектом са-мопрезентации, ведь «вся информация в сети Интернет строится на ономастической оси. Именами собственными пронизаны все тексты, именами являются названия функционирующих внутри Сети частей и единиц»4.
Наиболее активно в среде компьютерноопосредованной коммуникации циркулирует относительно новый элемент антропоними-кона - никнейм (ник, юзерник, сетевое имя). Это представительское имя пользователя, выбранное и присвоенное им себе самостоятельно, для идентификации в Интернете. Наличие идентификатора подобного рода выступает не только значимым условием для установления контакта и коммуникации, но и обязательным требованием подавляющего большинства сервисов (чаты, электронная почта, социальные
сети и т.д.). Интеракция в популярной службе ICQ - не исключение. Главная черта данного Интернет-пейджера - комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействия коммуниканта с несколькими партнерами одновременно.
Интерес к никнеймам ICQ вполне обоснован тем, что тут сетевое имя обрамляется разносторонними персональными характеристиками человека, которые способствуют выявлению возрастных, гендерных, территориальных и иных особенностей рассматриваемых лексем. Профайл пользователя сопровождается личными данными (раздел Info), внесенными при регистрации номера в системе: страна, город, пол, возраст, жизнеописание, интересы, семейное положение и т.п. Во вкладке Info/About может содержаться информация в произвольной форме, например, описание собственной внешности, разного рода предпочтений и т.д. Подобная самопрезентация практически всегда увенчана никнеймом. Он становится своеобразным вместилищем и проекцией индивидуальных свойств и качеств пользователя.
Предлагаемая статья посвящена анализу женских веб-онимов немецкоязычных владелиц ICQ-контактов. Сетевые имена, принадлежащие лицам мужского пола, рассматривались в другой работе автора5. Обширность и пестрота антропонимического пространства Интернета требует упорядоченного деления этого лексического пласта, что позволит продемонстрировать все многообразие семантики ников. Приступая к анализу с такой позиции, стоит в первую очередь заметить: никнеймы подразделяются на две большие группы: автонимы и псевдонимы. У пользователя есть альтернатива: выбрать в качестве сетевого онима свое личное имя, фамилию или любые их вариации (Drea для Andrea Troll, Dôrni для Romina Dôrnhôfer), либо использовать вымышленное имя - псевдоним.
Исследование массива женских ICQ-антропонимов в объеме более 1000 единиц выявил: к псевдониму прибегает около 41% пользователь-ниц. Такой ник может относиться абсолютно к любой области лексического пространства, что
обусловливает семантическую диффузность изучаемого корпуса. Однако очерчиваются определенные тенденции в выборе лексем, выполняющих роль сетевого имени. Систематизация ников по их значению, предлагаемая в статье, близка к классификации онимов в связи с именуемыми объектами А.В. Суперанской6. Лингвистом сгруппировано ономастическое пространство практически всех сфер языка, которое, естественно, имеет более широкий семантический потенциал и вес, чем семасиологическая область никнеймов. На основе анализа фактического материала, представляется возможным выделить следующие актуальные группы женских вымышленных сетевых имен по их значению:
1) псевдонимы, обозначающие живых существ или существ, которые считаются живыми (49% от общего количества ников-псевдонимов): а) чужие антропонимы, чаще всего знаменитых людей. В основе своей это имена личностей, являющихся для пользователя кумирами (Lady Gaga, Shakira) или образцами для подражания в какой-либо сфере жизни (Mutter Theresa, Angela Merkel). Пользова-тельница Irene Hinkelmann, чьи интересы и профессиональная деятельность, исходя из персональных данных, связана со скрипичной музыкой, скрывается под ником vanessa paganini. Очевидно, что псевдоним составлен из имени китайской скрипачки Ванессы-Мэй и фамилии итальянского виртуоза Никколо Паганини; б) зоонимы (названия животных): наибольшей популярностью пользуются псевдонимы, обозначающие лису (Fuchs, Fuchsi, fox), кошку (Katze, Kaetzchen, kitty), в том числе - дикую (Panther, Tigerin, lioness). Сетевые имена подобного рода призваны подчеркнуть своеволие, грациозность и привлекательность своих обладательниц, коими являются девушки в основном от 13 до 25 лет. В возрастном диапазоне 30-50 лет также обнаруживаются упомянутые ники, хотя на первый план зачастую выходит самоирония. У таких пользователь-ниц неслучайны зооникнеймы типа Frosch, frog, Ziege, Schweini; в) ихтионимы (названия рыб): Goldfisch, Hai; орнитонимы (названия
птиц): Schwalbe, Papagei; энтомонимы (названия насекомых): Wurm, Schmetterling, night moth. Принадлежность многих используемых лексем к мужскому или среднему роду не становится препятствием для их использования в качестве номинации лиц женского пола в ICQ; г) мифонимы (названия мифических существ, объектов): Nymphe, Scylla, Gorgon; д) теонимы (имена богов): Venus, Aphrodite, Athene;
2) псевдонимы, обозначающие неодушевленные предметы (25%): а) топонимы (названия географических объектов): Berlin, Bonn. Практически во всех случаях такое сетевое имя совпадает с местом проживания пользова-тельницы, хотя встречаются и названия городов других стран, преимущественно столицы: Paris, Rom, London; б) гидронимы (название рек, морей, озер и т.п.): Spree, Elbe; в) фитони-мы (названия растений): Rose, Kaktus, Veilchen; г) космонимы и астронимы (названия космических, астрономических объектов и явлений): Sternlein, Komet, star; д) кулинаронимы (названия продуктов питания, блюд): honey, sugar, Bonbon. Девушки предпочитают именоваться сладкими продуктами, чем акцентируют внимание на своей притягательности;
3) псевдонимы, обозначающие характеристики человека (15%): а) френоним (название главной черты характера): Psychopath, angry. Никнеймы этой подгруппы, как правило, сопровождаются комментариями во вкладке Info/ About, где «юзер» дает краткое резюме о своем нраве, из которого становится понятен мотив выбора такого онима. Например, ник Bitch (sonja) сопровождается дерзким комментарием пользовательницы: Die Beste! Kein Interesse an Smalltalk...komm zur Sache oder schreib mich nicht an. Bitte keine Bildersammler oder Vollidioten; б) эйдоним (характеризует наружность автора): Pummelchen, Schoene. Особенно частотны единицы с положительной коннотацией, что опять же способствует привлечению внимания к персоне и созданию приятного имиджа; в) этноним (указывает на национальность): Griechin, Spanierin. Просмотр профайлов почти всегда подтверждал совпадение антропонима с национальностью пользователя,
выдаваемую за действительную; г) титлоним (сообщает звание или должность обладателя): крайне распространены монаршие и аристократические псевдотитулы вроде Prinzessin, queen, Baronesse. С целью приукрасить социальный статус используются такие ники, как Professor, Dr.habil., Großmeisterin, приписывающие подчас ложные заслуги их автору.
4) псевдонимы, обозначающие комплексные и групповые объекты, насчитывают 9% от общего количества изучаемых лексических единиц. Данная группа онимов весьма раздроблена с семантической точки зрения. Отметим лишь, в ее состав вошли главным образом единичные примеры, иллюстрирующие, что в
роли ника могут употребляться названия творческих объединений (Rolling Stones), организаций (Greenpeace) и т.д.
Приведенная классификация не претендует на статус исчерпывающей и универсальной, а носит скорее описательный характер. Однако она наглядно доказывает семантическую неоднородность исследуемого антропони-мического массива. Никнеймы-псевдонимы, принадлежащие женщинам, многообразны по своей соотнесенности с той или иной частью ономастикона, что демонстрирует неограниченную свободу человека при именовании и самовыражении в процессе компьютерной коммуникации.
Примечания
1 Песков Д.Н. Интернет-пространство: состояние постмодерна? // Полис (Политические исследования). 2003. № 5. С. 46.
2 Crystal D. Language and the Internet. Cambridge, 2001. P. 6.
3 ЩипицинаЛ.Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. № 3. С. 68.
4 Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Междунар. конф. по ономастике Поволжья. Волгоград, 2004. С. 55.
5 Казяба В.В. Общая семантическая характеристика мужских никнеймов-псевдонимов немецкоязычных пользователей ICQ // STUDIA LINGÜISTICA XX. Язык в логике времени: наследие, традиции, перспективы: сб. науч. тр. 2011. с. 279-284.
6 Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 2009. С. 173.
Kazyaba Victoria
GENERAL SEMANTIC CHARACTERISTIC OF FEMALE PSEUDONYM-NICKNAMES OF GERMAN-SPEAKING ICQ-USERS
The article is devoted to the analysis and systematization of semantic characteristics of the ICQ pseudonym-nicknames (on the material of network names of female German-speaking users). The nickname is considered as a part of virtual personality, a specific linguistic phenomenon reflecting subjective perception and self-appraisal of a person, in this case - of a woman.
Контактная информация: e-mail: kazaba@yandex.ru
Рецензент - Нифанова Т.С., доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой германской филологии Северодвинского филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова