Научная статья на тему 'Виртуальные социальные сети как феномен современной культуры'

Виртуальные социальные сети как феномен современной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2036
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Виртуальные социальные сети / виртуальная масса / Віртуальні соціальні мережі / віртуальна маса / Virtual social networking / virtual mass

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черепанова Тетяна Володимирівна

Виртуальные социальные сети стали популярным атрибутом современной жизни. В статье этот феномен анализируется с позиций социокультурного подхода, раскрывающем его потенциал для общества. Выявлены социокультурные эффекты виртуальных социальных сетей, что позволяет сделать вывод об их глобализационном значении, а также о тенденциях формирования виртуальной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL SOCIAL NETWORKING AS A PHENOMENON OF MODERN CULTURE

Virtual social networking has become a popular modern day life. In this paper, this phenomenon is analyzed in terms of socio-cultural approach, which reveals its potential for society. Identified socio-cultural effects of virtual social networking, which allows to conclude that the globalization of their value, as well as trends in the formation of virtual mass.

Текст научной работы на тему «Виртуальные социальные сети как феномен современной культуры»

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

На наш погляд, студентство як соціокультурна спільнота активно реагує на зміни, що відбуваються в сучасному суспільстві і проявляється це насамперед у ціннісних орієнтаціях, настановах та соціокультурних практиках.

Список використаної літератури

1. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - М. : Наука, 1988. - 429 с.

2. Рудакова О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Рудакова Ольга Владимировна. - М., 2004. -184 с.

3. Современная западная социология: Словарь / [сост. Ю. Н. Давыдов и др.]. -М. : Политиздат, 1990. - 432 с.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин: [пер. с англ. А. Ю. Согомонов]. - М. : Политиздат, 1992. - 543 с.

5. Субкультурные объединения молодежи: критический анализ: Репринты

докладов Всесоюзной научной конференции [„Культура и ее роль в активизации человеческого фактора”] / Институт философии АН СССР. - М., 1987. - 160 с.

6. Сокурянская Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода / Л. Г. Сокурянская. - Харьков: Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 2006. - 576 с.

7. Омельченко Е. Л. Молодежь: открытый вопрос / Е. Л. Омельченко. -

Ульяновск: Сибирская книга, 2004. - 184 с.

Стаття надійшла до редакції 7.09.2012 V. Terpan

STUDENTS AS A SOCIO-CULTURAL GENERALITY.

Author is analyzing essence of concept students in article. Also there are researches of socio-cultural indicators as motivation for higher education and leisure practices of modern students.

Key words: students, socio-cultural generality, motivation, cultural and leisure practice.

УДК 316.772.5 Т. В. Черепанова

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Виртуальные социальные сети стали популярным атрибутом современной жизни. В статье этот феномен анализируется с позиций социокультурного подхода, раскрывающем его потенциал для общества. Выявлены социокультурные эффекты виртуальных социальных сетей, что позволяет сделать вывод об их глобализационном значении, а также о тенденциях формирования виртуальной массы.

Ключевые слова: Виртуальные социальные сети, виртуальная масса.

Виртуальные социальные сети как часть цифрового медиапространства стремительно ворвались в нашу культуру относительно недавно, однако заняли прочное место в общественных отношениях. Поскольку период этот пока не значителен, трудно оценить пользу или вред от социальных сетей, однако можно на основе эффектов ими производимыми предположить каким образом изменится

123

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

культура в целом. Безусловно, феномен виртуальных социальных сетей есть составляющая одной из крупнейших общественных макротенденций порожденных Интернет, а именно, глобализационного процесса. Виртуальные социальные сети вошли в список самых посещаемых сайтов, особенно молодежной аудиторией. По опросам студенческой аудитории, число пользователей той или иной социальной сети доходит до абсолютных значений. Активность в социальной сети - это атрибут мобильности и динамичности жизни. Контакты он-лайн вытесняют реальное, живое общение, претендуя на своеобразную альтернативу последнему. Виртуальное пространство обеспечивает иллюзию свободы, связанную со снижением психологического и социального риска в процессе общения.

Цель исследования заключается в попытке проанализировать феномен виртуальных социальных сетей в социокультурном контексте.

Современная теория социальных сетей берёт своё начало с середины прошлого века. Изначально формирование социальных сетей рассматривалось в рамках структурно-функционального направления социологии, согласно которому основная функция социальных сетей заключалась в ресурсном обмене между участниками социальных сетей. Согласно этому подходу, социальные сети представляют собой всю совокупность социальных связей социального актора, которые он может установить на протяжении жизни в условиях постоянного взаимодействия. В рамках своей социальной сети индивид реализует свою социальную активность. Человек либо сам перемещается в пространстве и по служебной лестнице, либо перемещает ресурсы, свои либо чужие - всю жизнь можно представить как перемещение по сети. Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные, родственные, совместная работа или обмен информацией. Через социальные сети реализуются экономический, культурный, социальный и символический капитал. П. Бурдье говорит о социальных связях как о социальном поле, многомерном пространстве, в котором все позиции социальных акторов взаимосвязаны и взаимообусловлены [1].

Социальные сети выполняют ресурсные функции и могут быть обозначены как определенный социальный капитал индивида. Этот капитал Дж. Коулмен называет ресурсом, перемещающимся от доноров к реципиентам. Социальный капитал приравнивается к сумме связей актора с другими акторами и является посредником для мобилизации чужих ресурсов. Так осуществляется перевод социального капитала в другие типы капитала - экономический, культурный и т. д. [2].

Среди типов ресурсных потоков в социальных сетях зарубежные социологи (Дж. Тернер К. Кук и Дж. Уитмейнер) выделяют материальные, символические и эмоциональные. Под символическим обменом имеется в виду информация, идеи, сообщения; под материальными ресурсами обмен деньгами или продуктами. Также довольно важной психоэмоциональной функцией социальных сетей является трансляция эмоций. [3, р. 550, 4, р. 110].

С развитием Интернет технологий и доступностью домашних компьютеров, подключенных к Интернет сети, появилась возможность помимо реальных социальных сетей устанавливать и поддерживать виртуальные контакты с людьми, не доступными ранее вследствие удаленности адресатов. Принципиальных различий при этом нет - все ресурсные роли исполняются в полном объеме, с тем лишь отличием, что партнеры географически удалены друг от друга.

Архитектура виртуальных социальных сетей дает возможность вывести самовыражение на новый уровень. Это в равной степени касается как меры самовыражения, так и широты охвата аудитории (количество друзей, групп, цепочек

124

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

знакомств и другие подобные вещи). Более того, пользователи теперь могут выразить себя многомерно - посредством текста, фотографии, аудио и видео - опять же, на таком уровне, какой ранее был немыслим.

Виртуальная социальная сеть - это цифровое медиапространство, заполненное виртуальными акторами, для которых реальность заменена виртуальным аналогом межличностного общения. В социальной сети межличностное взаимодействие опосредовано виртуальным пространством, а эмоции передаются в виде символов.

Современная виртуальная социальная сеть обычно предлагает как минимум набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т. д. То есть человек получает как бы собственное «место жительства» в Интернете. У пользователя сети есть свой унифицированный профиль, на котором он собственноручно и добровольно загружает данные о себе. У него появляется ощущение сопричастности и некоей определенности в виртуальном мире.

На настоящий день все социальные сети можно условно классифицировать по трем признакам. Кратко опишем их как материально заинтересованные и бесплатные, не преследующие цели заработка владельцев сети. Среди них: коммерческие, ориентированные на доход; сети практиков, обучения и «лечения»; и социальноориентированные или общественно значимые проекты.

Создание и функционирование коммерческих сетей прямо или косвенно ориентировано на получение прибыли. Коммерческий сервис в таких сетях может носить как навязчивый, так и завуалированный характер. Пользователи таких сетей могут и не подозревать об истинных мотивах создания и функционирования их любимой социальной сети. Однако сейчас весьма активно продвигается новая маркетинговая политика в отношении аудитории социальных сетей как потенциальных потребителей различных товаров и услуг. Среди наиболее популярных коммерческих социальных сетей можно назвать Одноклассники.ру, ВКонтакте, Facebook и др. Также довольно большую статью доходов владельцев сетей составляют платные сервисы: регистрация, включение или отключение разных функции.

Довольно популярными в плане социальных коммуникаций являются сообщества практиков. Целью этих сетей выступает обмен и получение информации, поиск единомышленников, возможность получить образование. Для украинской высшей школы на сегодняшний день актуален вопрос дистанционного образования, и именно данные сети выступают техническим инструментом для реализации этого проекта. Так же, можно выделить сети, в которых общение хотя и носит образовательный или научных характер, все же остается неформальным, дружеским (Сеть творческих учителей, Professional, сообщество ученых, учебно-практикующая психологическая сеть). Общение в данных социальных сетях позволяет решать насущные жизненные проблемы, такие как трудоустройство, помощь в проведении научных исследований, получение консультаций специалистов и др.

Отличительной особенностью социально-ориентированных проектов является их некоммерческая общественно-политическая направленность. В этих сетях информационная функция выходит на первый план, также важна возможность широкого обсуждения актуальных вопросов. На сегодняшний день особую популярность приобрели личные дневники - Блоги, Интернет порталы Эхо Москвы, Internews, Живой Журнал, YouTube и др. Однако, эти сервисы имеют большие возможности для размещения заказной политической рекламы, проведения черных PR-акций, идеологических провокаций и других форм скрытого политического

125

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

манипулирования общественным сознанием.

Виртуальные социальные сети находятся сегодня на пике популярности, все более широкие слои населения вовлекаются в их пространство. Как активные, так и пассивные потребители данной услуги испытывают на себе влияние новой сетевой культуры. Практикующие психологи заговорили, например, о возможности развития ряда патологических изменений личности, о возникновении стойкой Интернет зависимости и ее последствиях. Социолога в данной тенденции интересует возможность культурных изменений и их качественный характер. Нами был выделен ряд социокультурных эффектов виртуализации социальных сетей:

1. Стирание географических, временных, социальных, гендерных, этнических границ и других, кроме языковых и технических. В виртуальном пространстве не значимы такие показатели как расстояние, политические или идеологические различия. Все коммуникации в виртуальной сети осуществляются «здесь и сейчас» в режиме минимального ожидания. Этот эффект является одним из важнейших при построении системы глобального мирового пространства. Развитие технологий новых медиа делает возможной глобализацию, которую обычно называют «экспансией различных видов деятельности за привычные границы государств и наций». Глобализация сокращает расстояния между людьми по всему миру за счет электронных коммуникаций. Наступила «смерть расстояний». Новые медиа радикально разрывают связь между физическим пространством, где находится человек, и социальным пространством, в котором он вращается. Так, можно общаться и взаимодействовать с другими людьми на сайтах, физически расположенных в самых разных уголках Земли.

2. Бесконечная разветвленность связей ведет к бесконечному наращиванию связей между участниками социальной сети, развитию горизонтальных связей, формированию коалиций и кластеров, оценить которые можно не с топологических позиций связности множества, а как, например, некий совокупный социальный капитал.

3. Ускорение коммуникации, распространение информации и новостей в режиме реального времени, в том числе с видео эффектом (скайп). Такая возможность появилась и стала широко доступной относительно недавно, однако значение ее для коммуникации велико. Например, во время стихийных бедствий или политических коллизий только этот путь передачи информации всему миру остается доступным (примером могут послужить египетский и ливийский политические конфликты, а также землетрясение в Японии в 2011 году).

4. Избирательность интерактивных коммуникаций с мгновенным прекращением не желаемого контакта. Эта функция минимизирует вероятность конфликта, пропадает эффект ожидания отчуждения. В социальное взаимодействие могут быть вовлечены только желаемые респонденты, а не желаемые исключены из него.

5. Относительная анонимность. Общение в сети позволяет указывать только ту информацию о себе, которая более выгодно раскрывает личность. При этом пропадает стойкий эффект социокультурной стереотипизации в восприятии одного человека другим. Таким образом, коммуникативный процесс в сети более объективен. Однако, при переходе из онн-лайна в офф-лайн новые знакомые часто разочарованы несовпадением виртуального образа с реальным.

6. Независимость от власти и других форм контроля, кроме социального. Эти сообщества фактически являются саморегулирующимися сетями, которые действуют по тем же принципам, что и реальное общество. Порой в виртуальных социальных сетях отношения даже более регламентированы, чем в реальных, хорошо отредактирована система модерирования общения, т. е. весь процесс общения в виртуальной социальной сети контролируется организаторами. Внешняя прозрачность

126

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

жизни и общения участников виртуальной сети могут послужить интересам как правоохранительных органов так и различных криминальных структур.

7. Онлайн личность человека становится его вторым «Я» и часто подменяет

собой реальную, то есть человек чувствует себя более полноценным в Сети, а не реальной жизни. Формируется новая социальная идентичность, принадлежность к виртуальной группе. Традиционная система социальной стратификации общества может быть со временем пересмотрена: на первый план выйдут не профессиональные и имущественные критерии социальных классов, а принадлежность к

привилегированным или непривилегированным социальным сетям.

8. Формирование новой виртуальной сетевой культуры с уникальными

ценностями, традициями и языком. Традиционные масс-медиа подчиняются логике общества массового потребления, которое ставит конформизм выше

индивидуальности, тогда как новые медиа следуют логике постиндустриального общества, где каждый человек создаёт свой собственный стиль жизни, выбирает инструменты и идеологию из любых понравившихся, или же создаёт свою собственную реальность. Миллионы участников социальной сети - «сетевой народ» -потенциально реальная сила. Явно растет человеческий капитал - а с ним мощность и сплоченность сети, способная к согласованным коллективным действиям.

Как прогноз развития социальных сетей можно предположить возрастание интенсивности интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых социальных и культурных качеств сообщества за счет синергетики взаимодействия и эмерджентных свойств сложной социотехнической «большой системы». Возможно совершение интеллектуального скачка и обретение разумности сети в позитивном смысле.

Вывод. Виртуальные социальные сети стремительно набирают популярность во всех социальных слоях и возрастных категориях. Активно формируется новая сетевая культура с присущими ей уникальными ценностями, языком, символами. Единение людей в социальных сетях вероятно в скором времени заменит собой массу, уличную толпу, времен XI-ХХ века. Власти некоторых крупных городов, как за рубежом, так и в Украине уже столкнулись с таким масштабным явлением как флешмоб - это так называемая массовая акция, проводимая по четкому сценарию, однако не преследующая никаких определенных целей. О месте и форме проведения подобных акций участники информируются через виртуальные социальные сети. И хотя до сегодняшнего дня флешмобы носили исключительно мирный характер, трудно прогнозировать, каким образом может измениться их политическая позиция в дальнейшем. Формируется виртуальная масса, которая сохраняет все свойства реальной толпы, ею также легко управлять, в толпе быстро распространяются психические реакции и т.д. Эта толпа будет нуждаться в вожде, лидере, способном ее организовать и повести за собой. Проблема в том, какую направленность изберет для себя этот лидер, и не воспользуется ли он виртуальным сообществом как разрушительным оружием.

Список використаної літератури

1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов / Пер. с фр. Н.А. Шматко // Бурдье П. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. C. 58.

2. Coleman J. Foundations of social theory. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

3. Turner J.H. The structure of sociological theory. 5-th edition. Belmont: 1991.

4. Cook K.S., Whitmeyer J.M. Two approaches to social structure: Exchange theory and network Analysis. / Annual Review of Sociology. Vol.

127

ISSN 2226-2849

ВІСНИК МАРІУПОЛЬСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ СЕРІЯ: ФІЛОСОФІЯ, КУЛЬТУРОЛОГІЯ, СОЦІОЛОГІЯ, 2012, ВИП. 4

Стаття надійшла до редакції 27.09.2012 Т.Черепанова

ВІРТУАЛЬНІ СОЦІАЛЬНІ МЕРЕЖІ ЯК ФЕНОМЕН СУЧАСНОЇ

КУЛЬТУРИ

Віртуальні соціальні мережі стали популярним атрибутом сучасного життя. У статті цей феномен аналізується з позицій соціокультурного підходу, що розкриває його потенціал для суспільства. Виявлено соціокультурні ефекти віртуальних соціальних мереж, що дозволяє зробити висновок про їх глобалізаційне значення, а також про тенденції формування віртуальної маси.

Ключові слова: Віртуальні соціальні мережі, віртуальна маса.

T. Cherepanova

VIRTUAL SOCIAL NETWORKING AS A PHENOMENON OF MODERN

CULTURE

Virtual social networking has become a popular modern day life. In this paper, this phenomenon is analyzed in terms of socio-cultural approach, which reveals its potential for society. Identified socio-cultural effects of virtual social networking, which allows to conclude that the globalization of their value, as well as trends in the formation of virtual mass.

Key words: Virtual social networking, virtual mass.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.