Научная статья на тему 'Виртуальные сетевые сообщества: новая социальная реальность'

Виртуальные сетевые сообщества: новая социальная реальность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL NETWORK COMMUNITY / SOCIAL NETWORK / VIRTUALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Несговоров Антон Аркадьевич

Анализируется феномен виртуальных сетевых сообществ на основе социологического материала, или, так называемых, социальных сетей. Рассматриваются, существующие в отечественной социологии концепции виртуальности. Сформулированы некоторые прогнозы развития виртуального социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL NETWORK COMMUNITIES: A NEW SOCIAL REALITY

A phenomenon of virtual network communities, or so-called social networks, is analyzed in the article. The concepts of virtuality existing in the Russian sociology are analyzed and some predictions of a virtual society development are formulated.

Текст научной работы на тему «Виртуальные сетевые сообщества: новая социальная реальность»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 681.518

ВИРТУАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА: НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

VIRTUAL NETWORK COMMUNITIES: A NEW SOCIAL REALITY

А. А. Несговоров

A. A. Nesgovorov

Ключевые слова: виртуальное сетевое сообщество, социальная сеть, виртуальность Key words: virtual network community, social network, virtuality

Анализируется феномен виртуальных сетевых сообществ на основе социологического материала, или, так называемых, социальных сетей. Рассматриваются, существующие в отечественной социологии концепции виртуальности. Сформулированы некоторые прогнозы развития виртуального социума.

A phenomenon of virtual network communities, or so-called social networks, is analyzed in the article. The concepts of virtuality existing in the Russian sociology are analyzed and some predictions of a virtual society development are formulated.

Каждая новая историческая эпоха отличается от предыдущих методом социально значимых форм коммуникации, с возникновением компьютерных технологий, а затем и глобальной компьютерной сети интернет формируется принципиально иная форма коммуникации Ее новизна заключается в том, что она не просто ускоряет коммуникацию или упрощает процесс ее протекания, или устраняет пространственно-временные барьеры. Данная форма коммуникации предполагает принципиально новую организацию коммуникации, участником которой потенциально может быть все человечество, вовлеченное в сеть. Следовательно, такие параметры протекания коммуникации, как время, пространство, предметная наполняемость коммуникативной среды, утрачивают былое значение, во многом облегчая и делая доступным участие в социальной комму никации. Таким образом, интернет создает возможность нового вида социальной коммуникации. Рассматривая Сеть как явление социокультурное, следует отметить двойственность сущности Сети, которая выступает, с одной стороны, как материальное через физическую базу своего функционирования: компьютеры, программное обеспечение, средства связи и т.д. Одновременно - это и воплощение идеального: мысли, идеи, творческие проекты, эмоции и прочее. Все это дает право сделать вывод, что Сеть одновременно и объективна, и максимально субъективна. Подобная двойственная сущность определяет значимость трансформирующего влияния виртуальной среды на социум, почти на всех его уровнях, в том числе и на личность (рисунок).

Виртуальная реальность

Как целостная жизненная среда существования и развития субъекта

Как знаковая среда, формирующая типы субъектов

Как пространство знания субъектов

Как пространство оценок и рейтингов, репутаций, законов и норы статусов, этических и моральных ценностей субъектов

Как психологическая и соматическая среда субъектов

Рисунок. Уровни виртуальной реальности

Виртуальная реальность в рамках Сети имеет свою социальную и культурную наполняемость. В процессе ее функционирования в виртуальной среде протекают аналогичные с реальным миром процессы: формируется социальная структура, происходит социальное расслоение, складывается система ценностей, норм и установок, язык, традиции, что дает право говорить о субкультуре. Виртуальная реальность в рамках сетевой среды есть динамичная система, для вхождения в которую человеку

необходим некий инфокультурный базис, как совокупность основных знаний и навыков для взаимодействия с технологическим интерфейсом. Это глобальная культура, которая имеет ряд специфических характеристик: общий язык, система знаков, позволяющая перемещаться и

взаимодействовать в этом пространстве, система норм и правил нахождения, взаимодействия в данной среде. Важно то, что сетевая субкультура исполняет значимые социальные функции, посредством которых она реализуется как культура. Формируется определенная система ценностей, определенная шкала оценок, что детерминирует поведение субъекта, мировоззрение, лежащее в основе поведения индивида. Кроме того, масштабный мир виртуальной Сети реализует свою сущность через воздействие на личность, активно в нем живущую. Эта среда в силу своей специфики объективно проектирует состояние раздвоенности, так как человек одновременно находится и в реальном, и в виртуальном мире, правила игры, в которых порой противоречат друг другу.

Еще совсем недавно научные работы затрагивали лишь одну сторону такого многогранного и многоликого процесса, как формирование виртуального социу ма.

Под виртуальным обществом, понималась высокоразвитая человеческая цивилизация, повсеместно использующая современные компьютерные технологии и интернет. Не более.

В 2000 году Николай Носов писал, что использование компьютеров, действительно, может привести к возникновению киберкультуры, но совсем не потому, что компьютеров станет много. Есть много, например, телефонных аппаратов, но никто не говорит о телефонной культуре. Дело здесь не в количестве и широте применения, а в том, сможет ли найти киберкультура ту человеческую потребность, которую она будет удовлетворять. Причем, такую потребность, в удовлетворении которой, во-первых, нуждается достаточно большая часть человечества, а во-вторых, которая не может быть удовлетворена никакими другими средствами также легко, как компьютерами. Иначе компьютерные пользовательские технологии либо станут уделом узкого круга любителей, либо, даже если найдут широкое применение, не станут феноменом психологической культуры, оставаясь лишь удобным средством удовлетворения имеющейся потребности, например, телефон по сути ничего не изменил в психологической культуре, лишь облегчив способ коммуникации [1].

Таким образом, можно констатировать, что термин «виртуальное общество» до последнего времени являлся всего лишь красивой метафорой, не имеющей под собой никаких осязаемых фактов, по большому счету, не соответствующий действительности.

С той же результативностью виртуальное общество можно было назвать постиндустриальной эпохой или информационной эрой.

В данной статье процесс формирования виртуального общества мы будем рассматривать через призму виртуальных сетевых сообществ.

Что такое виртуальное сетевое сообщество?

Прежде всего, несколько слов об актуальности рассматриваемой в данной статье проблемы.

По данным «Яндекс» 90% интеллигентных молодых граждан России, в возрасте от 18 до 30 лет, зарегистрированы (имеют виртуальное отражение своей личности) и регулярно посещают виртуальное сетевое сообщество «Вконтакте». Со всей уверенностью можно сказать, что «Вконтакте» это давно уже не интернет-сайт, а целое социальное явление, феномен.

Статистика, по всему миру выглядит еще более впечатляющей. По состоянию на 21 июля 2010 года «Фейсбук» — американский интернациональный аналог Российской сети «Вконтакте» насчитывает более 500 миллионов пользователей по всему миру.

Таким образом, к концу 21 века на Земле не должно остаться ни одного человека вне социального виртуального сетевого сообщества (в данной статье под виртуальным сетевым сообществом будут пониматься «Вконтакте» и «Фэйсбук»),

Учитывая низкую популярность сети «Фэйсбук» в России и странах СНГ и тотальное господство сети «Вконтакте», именно последняя будет объектом изучения в данной статье.

«Вконтакте» — это новый тип социальной реальности, это среда, в которую индивидуумы погружаются каждый день на несколько часов, с целью удовлетворения новой социальной потребности — потребности в подключенное™ к виртуальной социальной сети.

Мы наблюдаем интересную тенденцию «отзеркаливания» некоторых социальных практик в виртуальной среде. В социальной сети «Вконтакте» существует всем известная функция указания своего семейного положения: не женат, в активном поиске, встречается с «Имя Фамилия», женат на «Имя Фамилия». Таким образом, в виртуальном сетевом сообществе молодые люди имеют возможность закрепить свой брачный союз, не прибегая к общепринятым законным институтам, что, безусловно, также будет являться социальным фактом. Можно быть женатым в виртуальном сообществе и неженатым в реальной жизни. К чему приведет всеобщее распространение подобной практики, остается только догадываться. В качестве вариантов развития событий, можно озвучить возникновение законодательной

базы, регламентирующей социальные отношения «Вконтакте», либо, в противном случае, крайне негативное воздействие данного факта на институт семьи, переживающий в настоящее время кризис.

Еще одна интересная социальная практика, возникшая с появлением виртуальных сетевых сообществ — практика виртуальных самоубийств. Общеизвестно, что основным мотивом, толкающим людей к насильственному завершению своей жизни, является недостаток внимания со стороны окружающих. Виртуальные сообщества позволяют удовлетворить данную потребность почти полностью, при этом, не совершая реального самоубийства, а просто «удалившись» из виртуального сетевого сообщества. В этом, на наш взгляд, заключается одна из полезных функций социальных сетей (под социальными сетями в данной статье понимаются «Вконтакте» и «Фэйсбук»),

Сам процесс времяпрепровождения «Вконтакте» тоже, безусловно, является отражением такой социальной практики, как отдых с друзьями. Сегодня для того, чтобы встретиться со своими друзьями, уже нет необходимости вставать с дивана, достаточно войти в сеть, где каждый выглядит всегда наилучшим образом, где полностью отсутствуют коммуникативные барьеры, где индивидуум всегда в своей зоне комфорта.

Вирту альная система, по сути, служит реализацией исконного детского желания войти в зеркало и действовать в нем. Человек нуждается в фиктивном удвоении мира. В этом смысле телевидение и компьютерные средства визуализации помогают пояснить природу человека! Потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство. Наиболее запоминающимися являются персонажи-знаки, выстроенные по сложным, во многом архетипическим законам гротеска. Маска и марионетка — основные структурные единицы визуального мышления [2].

Посредством виртуальных сетевых сообществ современный человек формирует вторичную социальную среду обитания, от которой он зависит не меньше, чем от первичной. Таким образом, в 21 веке можно констатировать, что человек (под человеком в данной статье мы будем понимать индивидуумов, проживающих в одной из «информационно продвинутых» развитых стран, а также входящего в касту пользователей интернета), из «социального животного» (Аристотель) превращается в социовиртуальное животное.

Первое десятилетие 21 века знаменует начало новой эры. Формируется целый класс интернет зависимых людей, для которых межличностные коммуникации в глобальной сети начинают постепенно вытеснять реальное общение.

Интернет превращается в глобальную социальную сеть — зеркальное отражение реального общества. Интернет имитирует в своей среде 4 фундаментальных института: государство, семья, производство, образование и религия (духовный).

Институт государства олицетворен в совокупности норм и правил существующих в глобальной сети. Это объективные технические ограничения, заданные программистами при создании интерфейса социальной сети, а также инструменты модерации, призванные устранять чрезвычайно девиантное поведение участников виртуального сообщества.

Институт семьи выражается в перемещении такого социального института, как знакомство, поиск спутника жизни, либо сексуального партнера посредством электронного общения из реальной жизни в виртуальную

Институт производства — электронная коммерция, виртуальный денежный обмен, продажа товаров, созданных в Сети и обладающих ценностью только в Сети, (на день святого Валентина пользователи «Фейсбук» подарили друг другу виртуальных сердечек на 1 млн $).

Духовная сфера — интернет удовлетворяет важнейшую потребность человека в образовании и приобщении к массовой культуре. Интернет одновременно является памятью всего человечества и кладовой всемирного научного знания.

Упрощение технологий и обеспечивающих программ дают возможность любому человеку при минимальных умениях и навыках пользования участвовать в сетевых сообществах и даже организовать свое персональное.

Уже можно наблюдать факты, свидетельствующие о том, что интернет (или сеть) начинает менять экономическую и политическую структуру нашего общества. Известная фраза, определяющая наличие революционной ситуации; «низы не могут жить по-старому, а верхи не могут по старому управлять» приобретает новый смысл сегодня, когда само сетевое общество начинает представлять политическую силу, которую прочти невозможно контролировать с помощью традиционной власти, пользующейся традиционными методами, поскольку сеть — глобальна и не ограничена рамками государства.

Создание сети интернет и ее использование большим числом людей приводит к такой ситуации, в которой становится очевидным формирование новых типов социальных отношений и социального взаимодействия [3]. «Вконтакте» может стать тем самым действенным инструментом контроля и способом формирования ценностных ориентаций.

Следовательно, процесс всё большего проникновения социальных сетей и сетевого образа жюни в общество, интеграция виртуального сообщества и реального социума, возникновения комплекса новых «социовиртуальных» привычек, социальных норм и установок, ускоряется с каждым годом вместе с ускорением научно-технического прогресса и распространением современных телекоммуникационных технологий.

Список литературы

1. Носов Н. А. Виртуальная психология - М.: Аграф, 2000. -430 с.

2. Микешина Л. А. Новые образы познания и реальносш/Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков - М.: Роспэн, 1997.

3. Поведская Е. В, Человек и новые информационные технологии завтра начинается сегодня / Е, В. Поведская. А. Д. Масейра - СПб.: Речь, 2007. - 319с.

Сведения об авторе

Несгоеорт Антон .Аркадьевич, аспирант, Тюменская государственная академия мировой экономики управления н права, тел.: 89652355672, e-mail: ant-nes@ya.ru

Nesgovorov A. A., postgradiiale, Tyitmen State Academy of woiid economy of management and toi' phone: 89652355672, e-mail: ant-nes(3)ya.ry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.