Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубаков А.В.

Актуальность статьи обусловлена использованием в процессе обучения иностранному языку как информационно-коммуникационных технологий в общем, так и непосредственно Интернет-ресурсов, которые позволяют создать обучающие сообщества, функционирующие виртуально и помогающие организовать дистанционное обучение. Учитель иностранного языка должен знать характеристики виртуальных лингводидактических сообществ, уметь создавать их в условиях различных Интернет-платформ. Цель статьи заключается в раскрытии характеристик виртуальных лингводидактических сообществ, определении и выявлении их возможностей в обучении иностранному языку в условиях школы. Автор уточняет особенности понятия «виртуальное обучающее сообщество», раскрывает сущность виртуальных лингводидактических сообществ, детализирует их возможности и организационные особенности. Практическим ядром исследования является разработка авторского виртуального лингводидактического сообщества “ExamHelp”, определение его структуры и содержания. Статья адресована учителям школ, преподавателям вузов, студентам и аспирантам факультетов иностранных языков, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубаков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL LINGUO-DIDACTIC COMMUNITIES: ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND FEATURES OF THE ORGANIZATION AT SCHOOL

The relevance of the article is justified by the use of information and communication technologies in the process of teaching a foreign language in general, and directly Internet resources that allow to create learning communities that function virtually and help organize distance learning. A foreign language teacher should know the characteristics of virtual linguo-didactic communities, be able to create them in the framework of various Internet platforms. The purpose of the article is to reveal the characteristics of virtual linguo-didactic communities, identify their functions in teaching a foreign language at school. The author clarifies the features of the concept "virtual learning community", reveals the essence of virtual linguo-didactic communities, details their possibilities and organizational features. The practical core of the research is the creation of the author's virtual linguo-didactic community “ExamHelp", the definition of its structure and content. The article is addressed to school teachers, University- teachers, students and post-graduates of foreign language faculties studying in the field of "Pedagogical education".

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ»

УДК 372.881.1

Виртуальные лингводидактические сообщества: сущностные характеристики и особенности организации в условиях школы

Virtual linguo-didactic communities: essential characteristics and features of the organization at school

Дубаков А.В., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», rain.22@rambler. ru

Dubakov A., Shadrinsk State Pedagogical University, rain.22@rambler.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.021

Ключевые слова: обучение иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, виртуальные лингводидактические сообщества.

Keywords: foreign language teaching, information and communication technologies, social networks, virtual linguo-didactic communities.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена использованием в процессе обучения иностранному языку как информационно-коммуникационных технологий в общем, так и непосредственно Интернет-ресурсов, которые позволяют создать обучающие сообщества, функционирующие виртуально и помогающие организовать дистанционное обучение. Учитель иностранного языка должен знать характеристики виртуальных лингводидактических сообществ, уметь создавать их в условиях различных Интернет-платформ. Цель статьи заключается в раскрытии характеристик виртуальных лингводидактических сообществ, определении и выявлении их возможностей в обучении иностранному языку в условиях школы. Автор уточняет особенности понятия «виртуальное обучающее сообщество», раскрывает сущность виртуальных лингводидактических сообществ, детализирует их возможности и организационные особенности. Практическим ядром исследования является разработка авторского виртуального лингводидактического сообщества "ExamHelp", определение его структуры и содержания. Статья адресована учителям школ, преподавателям вузов, студентам и аспирантам факультетов иностранных языков, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Abstract. The relevance of the article is justified by the use of information and communication technologies in the process of teaching a foreign language in general, and directly Internet resources that allow to create learning communities that function virtually and help organize distance learning. A foreign language teacher should know the characteristics of virtual linguo-didactic communities, be able to create them in the framework of various Internet platforms. The purpose of the article is to reveal the characteristics of virtual linguo-didactic communities, identify their functions in teaching a foreign language at school. The author clarifies the features of the concept "virtual learning community", reveals the essence of virtual linguo-didactic communities, details their possibilities and organizational features. The practical core of the research is the creation of the author's virtual linguo-didactic community "ExamHelp", the definition of its structure and content. The article is addressed to school teachers, University- teachers, students and post-graduates of foreign language faculties studying in the field of "Pedagogical education".

Введение. Информатизация языкового образования стала первопричиной интенсивной интеграции в процесс обучения различных видов информационно-коммуникационных технологий [4]. Сегодня те или иные информационно-коммуникационные продукты использует большая часть учителей иностранного языка, а компьютерная лингводидактика становится одним из актуальных направлений методики

преподавания иностранных языков. Отдельно следует отметить возможности Интернет-ресурсов в организации обучения иностранному языку. Их значимость стала особенно очевидной в связи с вызовами современной реальности. Пандемия СОУГО-19 позволила по-иному взглянуть на дистанционное обучение, выявить его достоинства и недостатки, обозначить возможные пути развития и совершенствования.

В данном ключе целесообразным будет поиск результативных организационных форм дистанционного обучения. В последнее время популярными становятся так называемые виртуальные обучающие сообщества, которые положительно зарекомендовали себя в обучении иностранному языку. Принимая во внимание предметную сферу виртуальных сообществ в данном случае, мы оперируем понятием «виртуальное лингводидактическое

сообщество». Целью статьи является раскрытие характеристик виртуальных

лингводидактических сообществ и особенностей их организации и функционирования в условиях школы.

Материалы и методы исследования. Теоретической основой исследования стали работы, посвященные: использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (О.О. Джиоева) [4]; проектированию виртуальной обучающей среды (А.И. Горожанов, А.Л. Назаренко) [3;8]; использованию возможностей социальных сетей в обучении (С.А. Золотухин, М.Д. Полякова) [6;9]; непосредственной организации

виртуальных обучающих сообществ (И.А. Авдеева, Т.А. Бутняков, М.Г. Евдокимова, Д.В. Моглан, А Н. Сергеев, М.Ю. Чадра) [1;2;5;7;10]. В качестве магистральных методов были использованы анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ информационно-коммуникационных обучающих Интернет-продуктов по иностранному языку, классификация, обобщение, наблюдение за деятельностью обучающихся.

Результаты. В ходе исследования мы, прежде всего, уточнили особенности виртуальных обучающих сообществ в общем виде и пришли к выводу, что не существует их однозначной трактовки. Характеристики понятия совпадают по некоторым позициям, однако, точки зрения исследователей в некоторых отношениях могут отличаться. Известно, что впервые понятие было введено в научный обиход в 1993 году социологом Г. Рейнгольдом. Сегодня виртуальные сообщества обладают

междисциплинарным статусом и

рассматриваются в рамках философии, социологии, лингвистики, педагогики.

Т.А. Бутняков отмечает, что под виртуальным сообществом понимается социальное образование, построенное на основе коммуникации посредством компьютера и сети Интернет, при помощи которых люди в течение определенного временного периода ведут публичную дискуссию с присущими им

чувствами и впоследствии создают цепочки личных взаимоотношений в виртуальном пространстве [2].

Д.В. Моглан позиционирует виртуальное обучающее сообщество как организационную форму обучения, группу, созданную конкретным образовательным учреждением, в котором субъекты образовательного процесса общаются и ведут активную учебную деятельность посредством информационно-

коммуникационных технологий, реализуя поставленные учебные цели [7].

М.Г. Евдокимова полагает, что виртуальное обучающее сообщество — это группа людей, состоящая из участников образовательного процесса, объединенная специальной учебной средой, посредством которой участники данного сообщества осуществляют взаимодействие и учебный информационный обмен. Участниками такого сообщества могут являться преподаватели, студенты, администраторы и координаторы сообщества. Участников виртуального обучающего сообщества объединяет ряд факторов. Во-первых, все участники единогласно разделяют общие целевые установки и интересы. Во-вторых, они готовы делиться учебной информацией с другими представителями сообщества. Участники виртуального сообщества также могут принимать участие в определенных мероприятиях, принимая во внимание его интересы и правила [5].

Трансполируя всё обозначенное выше на область преподавания иностранного языка, под виртуальным лингводидактическим сообществом мы понимаем целенаправленно спроектированное Интернет-пространство, реализующее ряд функций обучения иностранному языку. Практика показывает, что виртуальное лингводидактическое сообщество может функционировать на формальном и неформальном уровне. Формальное виртуальное лингводидактическое сообщество может быть создано для организации дистанционного обучения в период, когда очное обучение не является возможным. Кроме того, оно поможет реализовать принцип дополнительности и организовать проведение элективных и факультативных курсов по иностранному языку. Что касается неформальных виртуальных лингводидактических сообществ, то они помогают обеспечить функционирование клубов и кружков иностранного языка, обучающих групп и др. Виртуальные лингводидактические сообщества обладают рядом функций, к которым относятся: обучающая, воспитательная, интерактивная, контрольно-оценочная. Таким

образом, данные сообщества обладают всеми возможностями организационных форм обучения иностранному языку и могут использоваться в рамках школьного языкового образования. Современные школьники хорошо знакомы с современными компьютерными технологиями, и формат работы в рамках виртуальных сообществ не только не представляет для них трудностей, но и вызывает интерес.

В результате обучения в рамках виртуального сообщества, обучающиеся приобретают как новые знания, так и опыт совместной деятельности. Лингвопознавательная

деятельность школьников включает: извлечение и анализ учебной информации, организацию полученной информации, поиск взаимосвязей для применения собственного опыта на основе учебной информации и применение информации на практике. При организации обучения в виртуальном сообществе все эти этапы также соблюдаются. Для того, чтобы обучение в таком сообществе было эффективным, необходимо соблюдение нескольких условий:

1. Знания и практические навыки обучающихся должны относиться непосредственно к сфере применения приобретенных знаний, умений и навыков.

2. Полученная информация должна быть привязана к конкретному этапу обучения.

3. В основе образовательного процесса должен лежать принцип социализации [7].

А.Н. Сергеев и М.Ю. Чандра выделяют несколько принципов организации виртуальных обучающих сообществ и способов их реализации:

1. Принцип ценностных оснований. Данный принцип предполагает поддержание внутри виртуального обучающего сообщества общих образовательных целей. Для успешной реализации принципа необходимо, чтобы школьники приняли личное участие в их формировании. Каждый участник сообщества будет чувствовать личную причастность к созданным целям и ценностям, образуя единый коллектив. Таким образом, совместное создание сообщества обеспечивает включенность всех участников в ценностно-ориентированную образовательную деятельность, гарантируя мотивацию участников на достижение поставленных целей.

2. Принцип интерактивности. Данный принцип означает активное участие всех школьников в активной деятельности виртуального сообщества, организации многостороннего общения в реальном времени, в том числе, иноязычного. При реализации принципа коммуникация между участниками

сообщества осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий, в процессе которой участники ведут обсуждение, обмениваясь учебной информацией, личными мнениями и идеями. В результате в сообществе происходит процесс взаимообучения и осуществляется обратная связь.

3. Принцип субъектности. Согласно данному принципу, каждый участник виртуального образовательного сообщества самостоятельно контролирует и организует свою образовательную деятельность. Индивидуальный образовательный путь и возможность автономно выбирать способы достижения целей с учетом учебных потребностей и интересов, мотивирует участников сообщества к самостоятельной учебной деятельности, так как учащиеся чувствуют личную причастность к получению знаний. Реализация принципа субъектности предполагает, что участники виртуального сообщества, используя ресурсы, предоставленные администратором и другими участниками сообщества, делают собственный выбор в пользу какой-либо информации, помогающей ему в достижении цели [10].

Опираясь на сказанное выше, можно выделить характерные черты виртуальных лингводидактических сообществ:

1. Виртуальные лингводидактические сообщества обладают действенными

возможностями для организации внеклассной работы по иностранному языку.

3. Активное взаимодействие в рамках виртуального лингводидактического сообщества способствует обмену языковой информацией и приобретению новых знаний, что приводит к более широкому погружению в изучаемый предмет.

4. Участники виртуального лингводидактического сообщества приобретают опыт совместной онлайн деятельности.

5. Виртуальные лингводидактические сообщества способны обеспечить мотивационную составляющую процесса обучения иностранному языку.

6. Обучающиеся виртуального лингводидактического сообщества не подвержены чувству одиночества, так как приобретают чувство принадлежности определенной группе лиц, объединенных единой целью.

7. Интерактивное взаимодействие участников виртуального лингводидактического сообщества может осуществляться не только в виртуальной сети, но и в реальной среде (комбинированный формат).

8. Участники виртуального лингводидактического сообщества приобретают новые языковые знания посредством получения информации в сообществе как от авторов сообщества, так и от других участников.

9. Продолжительность деятельности виртуального лингводидактического сообщества связана с наличием общих целей, задач и ценностей.

10. Виртуальные обучающие сообщества могут иметь разные цели и зачади и быть рассчитанными на разный образовательный уровень обучающихся.

11. Тематика виртуального лингводидактического сообщества, как правило, соответствует интересам участников.

Итак, виртуальные лингводидактические сообщества представляют собой учебную среду, целенаправленно спроектированную на основе определенных технологий [3;8]. Наиболее часто виртуальные лингводидактические сообщества создаются в рамках социальных сетей [6;9]. Сегодня учитель иностранного языка может использовать образовательные возможности нескольких отечественных социальных сетей. В исследовании мы остановились на их аналитическом обзоре.

1. Одноклассники. Полифункциональность социальной сети позволяет использовать «Одноклассники» в обучении иностранным языкам. В рамках соцсети возможно создание открытых и закрытых сообществ по иностранному языку. В сообществе имеются все возможности для размещения самих публикаций и комментариев к ним. В качестве примера можно отметить следующий формат работы: в рамках изучения темы "Travelling" учитель размещает монолог о нескольких наиболее популярных туристических направлениях в нашей стране. Школьники, в свою очередь, размещают собственные монологические высказывания и отвечают на вопросы. При достаточном уровне владения иностранным языком возможна организация виртуальной социокультурной или лингвострановедческой дискуссии.

2. ВКонтакте. Наиболее популярная отечественная социальная сеть, где представлены всевозможные сообщества по изучению иностранного языка. Сеть является Интернет-пространством, объединяющим специалистов в области языкового дистанционного образования. «ВКонтакте» обладает как маркетинговыми, так и обучающими возможностями. Наличие видеосвязи позволяет проводить занятия, не прибегая к помощи сторонних мессенджеров.

Создавая образовательную группу в данной соцсети, учитель создает образовательное виртуальное пространство с характерными функциями. Социальная сеть может стать платформой для реализации международных лингвострановедческих проектов.

3. ЯRUS. Является новой социальной сетью для создания и ведения блогов. В соцсети имеется персонализированная лента, предлагающая пользователям публикации, основанные на их предпочтениях. Аналогично ранее указанным сетям, одноклассники могут размещать публикации на изучаемом языке, записывать собственные видеосюжеты. Учителя могут создавать собственные обучающие видеоролики, размещая их для выполнения определенных заданий.

4. Now. Новая социальная сеть, прежде всего предназначенная для публикации фото и видео. В условиях социальной сети возможно целенаправленное формирование различных структурных компонентов коммуникативной компетенции обучающихся. Так, учитель может разместить фотографию в своем аккаунте и попросить учащихся высказать свое мнение в комментариях. Учитель также может дать задание разместить в Now наиболее запоминающееся фото своего любимого фильма и написать, почему данный фильм является любимым. Так осуществляется формирование навыков чтения и письма.

Для подтверждения обозначенных выше теоретических положений мы остановились на разработке проекта авторского виртуального лингводидактического сообщества "ExamHelp", которое создано в социальной сети «ВКонтакте».

Каждое виртуальное образовательное сообщество имеет свои цели. Мы остановились на создании виртуального сообщества, ориентированного на помощь в подготовке обучающихся к Единому государственному экзамену по английскому языку. Данное виртуальное сообщество функционирует на старшем этапе обучения английскому языку и является закрытым. В сообщество могут вступать только те, кто подаст заявку на вступление и ее одобрит администратор сообщества или по ссылке, которую также распространяет администратор сообщества. Прежде чем разработать учебный материал, мы кодификатор ЕГЭ (Федеральный институт педагогических измерений).

На главной странице учитель иностранного языка публикует записи и истории, создает беседы и обсуждения, отслеживает комментарии, публикует аудио- и видеозаписи и просматривает

списки участников. Для упрощения навигации по странице сообщества используются хэштеги, принадлежащие сообществу.

На странице виртуального

лингводидактического сообщества публикуется лексико-грамматический материал. Публикация может включать изображения, видео- и аудиозаписи, текстовые файлы. В созданном сообществе публикации состоят из серии иллюстраций, созданных в специальном редакторе. В текстовом формате предоставляется теоретический материал в полном объеме. Иллюстрации кратко резюмируют содержание текста. Обучающиеся могут делиться этими записями друг с другом.

Кроме того, материал может включать ссылки на другие сайты, на которых учитель создает заметки для обучающихся. Созданная на сайте Miro интерактивная онлайн-доска позволит участникам сообщества повторить

грамматические темы. При необходимости учащиеся, совместно с учителем, могут внести дополнения и корректировки в опубликованный материал. Также посредством онлайн-доски учитель может давать разъяснения относительно грамматики английского языка или лексического аспекта.

В рамках виртуального

лингводидактического сообщества представлены интерактивные тренировочные упражнения. Часть заданий взята из открытого банка заданий к Единому государственному экзамену по английскому языку с официального сайта Федерального института педагогических измерений. Другие упражнения создаются с принятием во внимание всех необходимых требований на различных платформах, таких как LearningApps (интерактивные тренировочные упражнения), Quizlet (семантизация лексических единиц) и Miro (интерактивная онлайн-доска). Учитель предоставляет различные возможности для ответов на задания: на сайте, где было создано упражнение, в комментариях к записи и в личных сообщениях сообщества. У всех вариантов для ответа есть свои особенности. При ответе на предоставленных сайтах обучающиеся видят сделанные ошибки и при необходимости могут задать вопросы учителю в личных сообщениях или в сообщениях сообщества. При ответе в комментариях их ответы видят все участники сообщества. Следовательно, обсуждать эти ответы могут не только учитель и обучающийся, но и другие участники сообщества. Также участники сообщества в ходе обсуждения в комментариях могут отмечать понравившиеся им ответы, нажав на кнопку «Нравится» или

отправлять ссылку другим участникам сообщества на понравившийся комментарий. При ответе в личных сообщениях сообщества учитель и обучающийся ведут только личный диалог, который способствует более детальному разбору ответа, так как другие участники сообщества не участвуют в обсуждении. Данная форма учебного дискурса позволяет ученику преодолеть коммуникативные барьеры и более детально разобрать ошибки.

В сообществе имеется возможность публиковать истории - небольшие публикации, которые видны в верхней части новостной ленты и в правой части сообщества в социальной сети «ВКонтакте» и доступны в течение 24 часов. Участники виртуального лингводидактического сообщества могут оставлять ответы к публикации. Администратор сообщества может видеть список людей, просмотревших историю и их ответы. В таком формате учитель может публиковать краткий грамматический и лексический материал и размещать небольшие тренировочные упражнения, как в самой истории, так и прикреплять ссылки с заданиями на других сайтах. Указанный способ взаимодействия ограничивает обучающихся во времени ответа. Таким образом, учителю не ждет ответа несколько дней, так как они будут получены в течение одного дня. Используя истории, учитель может организовывать небольшие проверочные работы по грамматическому материалу, который он недавно опубликовал.

В разделе «Альбомы» учитель иностранного языка, будучи администратором сообщества, имеет возможность создавать альбомы -коллекции фотографий и изображений, ранжированных по темам. Также администратор сообщества может как разрешить, так и запретить загружать участникам сообщества изображения в альбом и оставлять комментарии к опубликованным в альбомах изображениям. Учитель может публиковать тематические подборки с лексико-грамматическим материалом и размещать упражнения с возможностью отвечать в комментариях к изображениям альбома. Учитель может создать отдельный альбом для участников сообщества, в который они будут самостоятельно загружать фотографии выполненных упражнений. Оценивание и обсуждение выполненных заданий в таком случае может осуществляться в комментариях к опубликованной фотографии.

В разделе «Видеозаписи» учитель самостоятельно записывает и загружает видео, а также предоставляет ссылки на аналогичный видеоконтент. Кроме того, в видеозаписях можно

создавать плейлисты - коллекции видеозаписей по определенной теме. Учитель может изменить название прикрепленных видео и добавить к ним описание. Также здесь учитель может начать прямую трансляцию. Тема для прямой трансляции может быть отражена в названии трансляции и её описании. Обратная связь с обучающимися во время прямой трансляции осуществляется посредством комментариев. Обучающийся пишет комментарий, учитель видит его у себя на экране и отвечает. В течение прямого эфира учитель может обсудить с обучающимися интересующие их вопросы и обсудить задания единого государственного экзамена.

В разделе <(Беседа» учитель создает групповые чаты от имени сообщества, в которых ведёт обсуждения о заданиях Единого государственного экзамена, разбирает задания, обсуждает имеющиеся модификации в формате и информирует обучающихся о различной информации, касающейся подготовки к экзамену. Особенностью бесед является возможность записывать голосовые сообщения. Таким образом, можно организовать отработку устной части экзамена. Целесообразно создать отдельную беседу для каждого задания устной части, так как в данном случае учителю будет более удобно оценивать ответы обучающихся.

Необходимо отметить, что у социальной сети ВКонтакте есть не только сайт, предназначенный для пользователей компьютера, но и приложение для мобильных устройств. Приложение имеет такой же функционал, что и основной сайт. То есть, учитель, являясь администратором сообщества, также имеет возможность публиковать записи, прикрепляя к ним текст, иллюстрации, видео- и аудиозаписи, выкладывать и прикреплять видео в разделе «Видеозаписи», вести дискуссии в обсуждениях сообщества, создавать и курировать групповые чаты, публиковать изображения в альбомах сообщества, истории и проводить прямые эфиры.

Опираясь на изложенное, можно сделать

вывод, что виртуальные лингводидактические сообщества, созданные в социальной сети ВКонтакте, являются достаточно мобильными, так как обучающимся и учителю нет необходимости использовать только компьютер или ноутбук для взаимодействия с сообществом. Здесь могут применяться также смартфоны и планшеты, что существенно упрощает взаимодействие с сообществом как учителю, так и обучающимся.

Заключение. Виртуальные

лингводидактические сообщества обладают комплексными возможностями в обучении иностранному языку. Данные сообщества можно обозначить в качестве императива современного языкового образования. Виртуальные лингводидактические сообщества позволяют реализовать дистанционное обучение, а также использоваться в комбинированном формате на формальном или неформальном уровне. В рамках сообществ возможно проведение уроков иностранного языка, организация консультаций и реализация международных проектов. Виртуальные лингводидактические сообщества позволяют реализовать принцип

дополнительности, модернизировать процесс обучения, сделать его более интенсивным и гибким. Таким образом, новизна проведенного исследования состоит в выявлении и обосновании возможностей виртуальных лингводидактических сообществ в условиях школьного образования. Теоретическая значимость определяется расширением терминологического поля проблемы за счет раскрытия сущностных характеристик обозначенных сообществ. Авторский вклад заключается в разработке и содержательно-структурном описании

виртуального лингводидактического сообщества для подготовки к Единому государственному экзамену. Результаты работы могут использоваться в практике преподавания иностранных языков в школе, в процессе организации подготовки к итоговой аттестации по иностранному языку.

Литература:

1. Авдеева И.А. Особенности виртуальной коммуникации и организации виртуальных сообществ в пространстве глобальной сети / И.А. Авдеева // Философия и общество. - 2016. - № 4(81). - С. 20-33.

2. Бутняков Т.А. Виртуальное сообщество как понятие социологии / Т.А. Бутняков // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей / Материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего

образования "Гуманитарный университет". -Екатеринбург, 2014. - С. 298-301.

3. Горожанов А.И. Виртуальная обучающая среда: от термина к явлению / А.И. Горожанов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2015. - № 27(738). - С. 26-31.

4. Джиоева О.О. ИКТ в современной системе образования / О.О. Джиоева // Научные исследования и образование - 2015. - № 1(19). - С. 308-311.

5. Евдокимова М.Г. Виртуальные сообщества -это реальность / М.Г. Евдокимова // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2014. - № 3. - С. 296-303.

6. Золотухин С.А. Роль социальных сетей в информатизации образования / С.А. Золотухин // Дискуссия. - 2013. - № 5-6 (35-36) - С. 152-157.

7. Моглан Д.В. Познавательная деятельность студентов в образовательном сетевом сообществе / Д.В. Моглан // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 3(66). - С. 242-244.

8. Назаренко А.Л. Технология Wiki для созданиня виртуальной обучающей среды

дистанционного культурологического курса «The World of Britain» / А.Л. Назаренко // Язык и культура. -2017. - № 40. - С. 244-253.

9. Полякова М.Д Языковые социальные сети в обучении английскому языку / М.Д. Полякова // Инновационная наука. - 2017. - № 3. - С. 220-222.

10. Сергеев А.Н., Чадра М.Ю. Педагогические принципы организации образовательных онлайн-сообществ учащихся подросткового возраста / А.Н. Сергеев, М.Ю. Чадра // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2021. - № 8(161). - С. 78-82.

References:

1. Avdeeva I.A. Features of virtual communication and organization of virtual communities in the space of the global network / I.A. Avdeeva // Philosophy and Society. -2016. - № 4 (81). - P. 20-33.

2. Butnyakov T.A. Virtual community as a concept of sociology / T.A. Butnyakov // Modern city: sociality, cultures, people's lives / Proceedings of the XVII International Scientific and Practical Conference. -Publisher: Autonomous non-profit organization of higher education "Humanitarian University". - Yekaterinburg, 2014. - P. 298-301.

3. Gorozhanov A.I. Virtual learning environment: from term to phenomenon / A.I. Gorozhanov // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences. - 2015. - № 27 (738). - P. 26-31.

4. Dzhioeva O.O. ICT in the modern system of education / O.O. Dzhioeva // Scientific research and education - 2015. - № 1 (19). - P. 308-311.

5. Evdokimova M.G. Virtual communities are reality / M.G. Evdokimova // Crede experto: transport, society, education, language. - 2014. - № 3. - P. 296-303.

6. Zolotukhin S.A. The role of social networks in the informatization of education / S.A. Zolotukhin // Discussion. - 2013. - № 5-6 (35-36) - P. 152-157.

7. Moglan D.V. Students' cognitive activity in the educational network community / D.V. Moglan // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities and social sciences. - 2015. - № 3 (66). - P. 242-244.

8. Nazarenko A.L. Wiki technology for creating a virtual learning environment for the remote cultural course "The World of Britain" / A.L. Nazarenko // Language and culture. - 2017. - № 40. - P. 244-253.

9. Polyakova M.D. Language social networks in teaching English / M.D. Polyakova // Innovative science. -2017. - № 3. - P. 220-222.

10. Sergeev A.N., Chadra M.Yu. Pedagogical principles of organizing educational online communities of adolescent students / A.N. Sergeev, M.Yu. Chadra // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2021. - № 8 (161). - P. 78-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Дубаков Артем Викторович (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: rain.22@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.