УДК 378.881 : 004.9 Баклашова Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета [email protected]
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА MOODLE В ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Baklashova Tatyana Alexandrovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages for Economics, Business and Finance, Institute of Economics and Finance, Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT ‘MOODLE’ IN LINGUO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS WITH MAJOR IN ECONOMICS
Аннотация:
В статье рассматривается опыт использования виртуальной обучающей среды Moodle в лингвокультурной подготовке студентов экономических специальностей. Раскрывая возможности интерактивного обучения иностранному языку, исследователь подчеркивает возросшую необходимость применения разнообразных видов и форм электронного образования.
Ключевые слова:
лингвокультурная подготовка, виртуальная обучающая среда, электронный образовательный ресурс, электронное образование, коммуникативная межкультурная профессиональноориентированная компетенция.
Summary:
The article deals with the experience of using the Moodle virtual learning environment in linguo-cultural education of students with major in economics according to the national and international foreign language education standards. The author refers to the idea that the e-learning is becoming increasingly important and relevant because of the great interactive possibilities it offers to the language learners.
Keywords:
linguo-cultural learning, virtual learning environment, on-line educational resources, e-learning, communicative cross-cultural professional competence.
Программа дисциплины «Иностранные языки для подготовки бакалавров (неязыковые вузы)» определяет целью лингвокультурной подготовки в рамках высшей профессиональной школы «формирование коммуникативной межкультурной профессионально-ориентированной компетенции у студентов, включающей в себя ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компетенций в виде знаний, умений и способности ими пользоваться в различных ситуациях общения».
Руководствуясь приоритетными положениями вышеуказанной программы (доминирование результативных компонентов учебного процесса, ориентир на формирование комплекса компетенций, обеспечивающих успешное межкультурное профессиональное и деловое общение; соотнесенность коммуникативных умений с международными уровнями владения иностранным языком, соответствие контента иноязычной подготовки современным образовательным концепциям, постановка перед обучающимися задач по организации самостоятельной и совместной учебной деятельности), профессорско-преподавательский корпус кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института экономики и финансов Казанского федерального университета (КФУ) осуществляет иноязычную подготовку студентов, соблюдая следующие принципы:
1) интегративность овладения речевыми средствами и умениями [1];
2) интродукция элементов профессионализации в учебный процесс;
3) учет междисциплинарных связей при отборе и структурировании контента языковой подготовки;
4) использование рефлексии и самооценки с целью развития автономности обучающихся;
5) ориентация учебного процесса на формирование комплекса коммуникативных умений, обеспечивающих понимание иноязычной речи и ее порождение при устном и письменном общении;
6) аутентичность учебно-методических материалов.
Важно отметить, что современные требования со стороны государства и общества, инно-вирование международных стандартов («Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка», Страсбург, 1996 г.), глобализация и интернационализация системы экзаменов и сертификатов по английскому языку (International English Language Testing System (IELTS), Test of English for International Communication (TOEIC), Test of English as a Foreign Language (TOEFL) и т.д.) детерминируют цели и задачи иноязычной подготовки
студентов экономических специальностей, влияют на отбор и структурирование ее содержания, а также обуславливают выбор эффективных технологий обучения [2].
Данное обстоятельство подчеркивает актуальность исследования и возросшую необходимость использования разнообразных видов и форм электронного образования (e-learning), выводящего лингвокультурную подготовку на качественно новый уровень.
Последние годы характеризуются бурным развитием информационных и коммуникационных технологий, среди которых особое место занимают образовательные интеграционные платформы. Наибольшую известность приобрела модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения (Moodle-Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), называемая также «системой управления курсами», «системой управления обучением» или «виртуальной обучающей средой».
Преподавательский корпус кафедры иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов Института экономики и финансов (КФУ) успешно разрабатывает и использует в учебном процессе авторские электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на базе системы управления обучением Moodle для студентов квалификаций «Бакалавриат», «Магистратура», программы ДПО заочного отделения. На сегодняшний день создано более 10 ЭОР («Marketing», «Management of organization», «Finances», «Профессионально-ориентированный перевод», «Финансы и финансовые институты», «Банки и банковская деятельность», «Налоги и налогообложение», «Экономика фирмы», «Аудит и финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы публично-правовых образований» и другие) на e-learning площадках Казанского федерального университета («Тулпар», «Барс»).
Разработанные электронные образовательные ресурсы предоставляют возможности интерактивного обучения посредством инфраструктуры, позволяющей:
- аутентифицировать и авторизовать пользователей (ведение реестра пользователей; интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением);
- распределить полномочия (контроль доступа; гибкая настройка ролей участников учебного процесса; назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы);
- создать площадку для выкладки учебных аутентичных материалов, поддерживающих специфические виды контента (тексты, веб-страницы, аудио-, видео-, и произвольные файлы; тесты с автоматической проверкой; интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API; глоссарии с автоматической подсветкой; подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия);
- коммуницировать с пользователями (рассылки; прямые текстовые сообщения; форумы; сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ студентов; опросы и анкетирование; вебинары и видеоконференции);
- анализировать и хранить результаты обучения (журналирование действий пользователей в системе; сохранение оценок и вычисление итогов; ведение портфолио обучающегося корпуса, обмен данными из портфолио с внешними системами; учет компетенций);
- взаимодействовать с мобильными клиентами.
Исследователь Хусаинова А.А. определяет педагогические условия использования системы Moodle в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономических специальностей (активизация самостоятельной учебной деятельности студента, повышение интерактивности электронной обучающей среды, учет индивидуального учебного стиля студентов, обеспечение профессионально-ориентированного обучения, обеспечение контрольно-оценочного мониторинга учебного процесса, обеспечение программнопрофессиональной готовности преподавателя к работе со средой Moodle), раскрывая их сущность и доказывая положительную динамику развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности обучающихся [3].
Использование электронных образовательных ресурсов в иноязычной подготовке студентов экономических специальностей различных ступеней и форм обучения способствует развитию динамичной интеракции участников образовательного процесса, имеющей целью формирование комплекса умений речевого общения. Так, например, чат позволяет организовывать учебное обсуждение проблем в режиме on-line. Сервисы «Обмен сообщениями» и «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента при рецензировании работ, обсуждении индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» открывает возможности дискуссии для педагогов. Работая с Moodle, можно контролировать активность, «посещаемость» студентов, время их работы в сети.
Таким образом, платформы электронного образования, активно используемые в отечественной высшей профессиональной школе в целях лингвокультурной подготовки, позволяют предоставлять студенческому корпусу аутентичный материал различных направлений, взаимо-
действовать вместе с ними в режиме реального времени, отслеживать развитие речевых умений иноязычного общения, контролировать выполнение заданий студентами, экономить аудиторное время, сформировать у обучающихся позитивное отношение к дискуссии и кооперации с преподавателем.
Ссылки:
1. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). М., 2012.
2. Полякова О.В. Организация обучения иностранному языку при подготовке магистров по направлению 080100 «Экономика» // Eastern European Scientific Journal. 2013. Vol. 3.
3. Хусаинова А.А. Педагогические условия использования системы MOODLE в организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов экономического профиля // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2.