Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ РОССИИ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / MUSEUM / VIRTUALITY / ONLINE SPACE / DIGITAL CULTURAL HERITAGE / VIRTUAL COLLECTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жукова К.В.

Статья посвящена опыту применения виртуальных экскурсий в рамках российских музеев. Рассматривая вопрос их актуальности, автор приходит к выводу, что данное направление обладает большим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VIRTUAL TOUR OF THE MUSEUMS OF RUSSIA

The Article is devoted to the experience of using virtual tours in Russian museums. Considering the question of their relevance, the author comes to the conclusion that this direction has great potential.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ РОССИИ»

УДК 372.881.161.1:37.013

Жукова К. В. студент

Гуманитарного института ВлГУ Направление подготовки: 51.03.0 1 - «Культурология» Научный руководитель: Соловьева В. В. К.и.н., доцент ВлГУ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЯМ РОССИИ

Аннотация: Статья посвящена опыту применения виртуальных экскурсий в рамках российских музеев. Рассматривая вопрос их актуальности, автор приходит к выводу, что данное направление обладает большим потенциалом.

Ключевые слова: музей, виртуальность, онлайн-пространство, цифровое культурное достояние, виртуальная коллекция.

Zhukova K. V.

Student

Gumanitarnogo instituta VlGU, Napravleniye podgotovki: 51.03.01 - «Kul'turologiya» Solov'yeva V. V. Nauchnyy rukovoditel': K.i.n., dotsent VlGU A VIRTUAL TOUR OF THE MUSEUMS OF RUSSIA

Abstract: the Article is devoted to the experience of using virtual tours in Russian museums. Considering the question of their relevance, the author comes to the conclusion that this direction has great potential.

Keywords: Museum, virtuality, online space, digital cultural heritage, virtual collection.

В современном мире для того, чтобы посетить музей, человеку вполне достаточно нажать всего лишь пару клавиш: эти архипелаги культурного богатства дают своим онлайн-посетителям из любой точки земного шара возможность прогуляться по галереям и изучить всемирно известные шедевры. Еще одним плюсом выглядит то, что у пользователя нет необходимости ожидать других экскурсантов или поспевать за гидом: он в состоянии находиться в галерее столько, сколько пожелает.

Виртуальные музеи обладают колоссальным потенциалом, который в России пока до конца не осознан. Цифровое культурное достояние становится все более востребованным и важным, и нетрудно представить, как в скором времени оно превратится в самостоятельный вид искусства, как это произошло с кинематографом или компьютерными играми. А революционные технологии - виртуальная и дополненная реальность,

панорамное видео - в будущем способны создать ощущение абсолютно реального посещения музея.

Все виртуальные музеи обязаны предоставлять превосходное качество контента (оцифровка, фото- и видеосъемка), содержательность выставочных мероприятий (метаданные, информационные и исторические справочные материалы, аудиогиды), нацеленность на охват большой аудитории и создание удобного интерфейса, навигации, поиска необходимых сведений. Вся линейка этих компонентов и трансформирует обыкновенный интернет-ресурс с галерей фото в виртуальный музей77.

Комплекс отечественных музеев, по которым проложен маршрут виртуальных туров и экскурсий, включает такие культурные учреждения как: художественные, этнографические, палеонтологические, военные, а также музеи-заповедники (под открытым небом), музеи техники и историко -мемориальные комплексы.

Виртуальные коллекции предметов искусства находятся на онлайн -площадках музеев Московского Кремля, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и множества других музеев России. Но виртуальными турами их контент не исчерпывается: здесь же содержатся анонсы мероприятий, актуальные сведения о стоимости билетов, дате, времени и рабочем режиме заведения, интернет-магазин, карта и т.д. Таким образом, виртуальный музей содействует привлечению гостей в настоящий, «в реальный» музей.

Если говорить о регламентации деятельности виртуальных музеев, то, скажем, в 2014 г. Минкульт РФ опубликовал специальные технические рекомендации по их созданию. В наибольшей степени они касаются представительств реальных музеев в Сети, однако ряд рекомендаций можно применять при создании музея, местом исключительной дислокации которого выступает виртуальное пространство. Согласно указанным рекомендациям: предельно низкое допустимое разрешение фото по короткой стороне - 800-2000 пикселей; формат - JPEG или JPEG-2000; для панорамных фотографий угол обзора по горизонтальной оси - 360°, по вертикальной оси - 180°; рекомендуется использовать интеграцию с социальными сетями и пр. В результате реализации концепта виртуального музея предполагается создание информационно-образовательной площадки, содержащей в своем пространстве предметы историко-культурного достояния и предлагающая их посетителям в высоком качестве.

Эрмитаж (Hermitage), Санкт-Петербург - крупнейший в России и один из наиболее прославленных мировых музеев, появившийся в 1764 г. в качестве частной коллекции императрицы Екатерины II. На сегодняшний день базовая экспозиционная часть распределена в пяти строениях, находящихся на Невской набережной. На веб-сайте музея встроена опция

77 Кононихин Н.А. Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? / Н.А. Кононихин // Русский журнал. - 2011. - № 5. - С. 43-48.

удобного тематического поиска: присутствуют разделы «Коллекции», «Шедевры», «Постоянные экспозиции», «Спланировать маршрут». Кроме того, пользователи способны формировать собственную коллекцию или просмотреть собрания других людей (сайт hermitagemuseum.org).

Виртуальный тур по усадьбе Михайловское. Именно период жизни А.С. Пушкина здесь считается наиболее плодотворным для поэта. Эти места вдохновляли его своим деревенским покоем. В «обители трудов и чистых нег» Пушкин создал 100 стихотворений и записал известные пересказы Арины Родионовны. В небольшом доме «няни всея Руси» посетители могут увидеть принадлежащую ей шкатулку - единственный аксессуар, дошедший до сегодняшнего дня.

Возможность виртуально пройтись по собственным экспозиционным залам представил пользователям и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Расположенные в Главном здании, Галерее искусства стран Европы и Америки Х1Х-ХХ столетий, Отделе личных коллекций, Учебно-художественном музее им. И.В. Цветаева и Мемориальной квартире С.Т. Рихтера, они доступны в двух режимах онлайн-посещения. К фотопанораме высочайшего качества снабжен интерактивный вызов экспонируемых предметов, оснащенных аудиогидом и текстовой информацией. Кроме того, посредством смартфона гости могут испробовать трехмерную версию посещений. Для полноценного наслаждения культурными шедеврами не обойтись без VR-очков. Примечательно, что как в первом, так и во втором режиме возможно передвижение между всеми пятью строениями, а внутри них - еще и между этажами, экспозиционными залами, меняя точки обзора и дополняя тур аудиосопровождением. Версия для ПК и планшетов предусматривает опции масштабирования изображения, запроса текстовой справки, аудиоэкскурсовода и полного перечня выставленных в зале артефактов. Карточки каждого из последних позволяют подробнейшим образом просматривать высококачественные изображения, с опцией вызова дополнительных фото- и медиаобъектов, аудиосопровождения, информации о предмете искусства и кратком его содержании.

Виртуально погуляв по просторным залам Государственной Третьяковской галереи (Москва), пользователи смогут освежить в памяти знаменитые произведения искусства: «Аленушка» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Грачи прилетели» Саврасова. Веб-сайт музея предлагает посетителям свыше 1,5 тыс. картин, значительная часть которых снабжена аннотациями.

«Третьяковка» отметила свое 150-летие в 2016 г. К этому юбилею учреждение представило проект-реконструкцию «Галерея Павла Третьякова 1898 г.». Кликнув на заинтересовавшую его картину, пользователь может видеть, как «раскрашиваются» доселе бывшие черно-белыми интерьеры.

Особо стоит подчеркнуть ту детализацию, которая выделяет виртуальную экспозицию Русского музея (Санкт-Петербург) среди прочих

онлайн-экспозиций. Пользователи способны подолгу изучать панорамы его залов, осматривая то картины и скульптуры, то собственно декор интерьеров. Для более подробного изучения особо понравившихся картин, пользователю следует найти их в коллекции на интернет-площадке музея.

Государственный Русский музей - один из самых крупных музейных комплексов мира и, вероятно, единственное отечественное учреждение, где сконцентрировано столь полное собрание российских культурных сокровищ. Причем, в нем содержатся произведения не только живописи, графики и скульптуры, но также и предметы декоративно-прикладного искусства. Сейчас каталог музея включает приблизительно 400 тыс. экспонатов. Современные онлайн-технологии позволяют миллионам жителей всего мира наслаждаться колоссальной коллекцией изобразительного искусства данного музея. Здесь же с 2003 г. осуществляется международный просветительский проект «Русский музей: виртуальный филиал», который и выступает «гвоздем» музейной программы на портале. В этом проекте воплощен принцип доступности громадной коллекции отечественного искусства с помощью формирования информационно-учебных центров как в нашей стране, так и за границей. Онлайн-прогулки позволяют посетить части Русского музея: Михайловский и Мраморный дворцы, Михайловский замок, и даже прогуляться по аллеям Летнего сада. За каждым объектом закреплена своя страница, на которой расположена коллекция и панорамный вид зала. Помимо этого, пользователи могут воспользоваться опцией просмотра обзорного кинофильма с закадровым текстовым сопровождением на двух языках - русском и английском.

Музей современного искусства «Эрарта» находится на Васильевском острове. Этот музей в 2015 г. представил собственное виртуальное отделение на базе сервиса Google Arts & Culture. Специальная камера отсняла более 350 панорамных фото музея, смонтированных позже для плавной навигации по обширнейшему частному собранию современного российского искусства - свыше 2300 работ 250 мастеров- художников со всех российских регионов. Гостям портала предлагается виртуальное посещение «Эрарты», а раздел онлайн-экспозиций содержит медиазаписи, демонстрирующие разнообразные авторские проекты музея.

Онлайн-пользователи в состоянии легко передвигаться по музейным залам, изучая экспонируемые предметы. Особые указатели, помимо находящихся внутри самого музея табличек, отсутствуют, а вместо этого пользователи могут посмотреть закрепленные за каждым экспонатом странички, для чего нужно отыскать на портале вкладку «Виртуальный тур по музею» — вслед за этим ресурс переадресует на страницу Google Arts&Culture. Виртуальное путешествие по «Эрарте» очень схоже по графике с компьютерной игрой. Здесь, в противовес Русскому музею и Эрмитажу, онлайн-посетителя не фиксируют в одной точке, а он вправе легко перемещаться по всему музейному пространству. Фото экспонатов, располагающихся в зале, посетитель может рассмотреть на экране внизу.

Для вызова более подробных сведений о том или ином предмете, необходимо только нажать на пиктограмму с его названием. Впрочем, следует признать, что ориентироваться по этому музею весьма и весьма непросто. Все впечатление «смазывает» то обстоятельство, что нет никакой схемы - посетитель просто не может понять, в каком зале он пребывает.

Музей Иосифа Бродского - виртуальный музей, созданный с целью сохранения и популяризации творческого наследия Нобелевского лауреата, поэта и философа, «ленинградского тунеядца». Контент Bшdsky.onПne распределяется на несколько разделов. Биографическая информация собрана в разделе «Линия жизни». Друзья и люди, сыгравшие важную роль в судьбе поэта находятся в разделе «Круг поэта», так как поэт много путешествовал и жил в разных странах, создан раздел «Планета Бродского». На сайте музея собран огромный массив информации о жизни Иосифа Александровича: это и общеизвестные факты, и уникальная, ранее не публиковавшаяся информация. Такая, например, как фотоархив первых публичных выступлений, на которых слушателями произведений было не более пятнадцати человек, или тетрадки с юношескими стихами будущего нобелевского лауреата.

Новгородский музей-заповедник презентует объекты и экспонаты, собранные в музее и его филиалах. Презентация делает доступной экспозицию для всех россиян и граждан русско-культурного пространства. Широкой общественности предоставлена возможность ознакомиться с такими шедеврами, как фрески Феофана Грека, объекты наследия каменной и деревянной архитектуры, посетить Старую Руссу и Боровичи, побывать на Валдае. В работе над составлением каталога, созданием виртуального пространства и оцифровкой вместе с сотрудниками музея работали эксперты Минкульта РФ. При этом использовались новейшие технологии московского ЗАО «Группа «ЭПОС», не имеющие равных в РФ. Результаты их работы -панорамные интерьеры залов и памятников, жемчужины коллекции Новгородского музея-заповедника можно увидеть на его сайте и на портале «Культура.РФ».

Подводя итог, стоит отметить, что виртуальные музеи имеют огромный потенциал, который предстоит оценить в полном объёме. Среди преимуществ - доступность широким слоям населения и зарубежной аудитории, одновременно и эффективная реклама музеев, способствующая развитию культурного туризма.

Использованные источники:

1. Кононихин Н.А. Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? // Русский журнал. 2011. №5. С. 43-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.