Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

О. П. Межевникова

Ташкентский Государственный технический университет, старший преподаватель кафедры «Философия и национальная идея»

К системе образования на современном этапе предъявляются совершенно новые требования, так как человечество успешно входит в информационное сообщество. Целью образования в этих условиях становится не подготовка человека к его будущей профессиональной деятельности за счет накопления как можно большего объема готовых, изначально истинных знаний, а развитие человека, овладение им способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Речь в данном случае уже идет о формировании новой парадигмы образования.

Необходимо отметить, что под виртуальным образованием можно понимать не только дистанционное телекоммуникационное обучение, но и «процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты» [1]. Таким образом, «виртуальное образование» рассматривается как виртуальное образовательное пространство. Здесь осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса, переносчиком которого являются различного рода коммуникации от устных, печатных до электронных.

На современном этапе сформировались достаточно устойчивые представления о виртуальной среде обучения, обозначающей некоторую образовательную платформу - совокупность учебных инструментов, дающих учащемуся возможность получать знания с использованием компьютеров и интернета. Прежде всего, виртуальная среда обучения — это набор интегрированных веб-приложений, позволяющих обучающимся получать всю необходимую информацию.

Виртуализация образования открывает новые возможности для решения двух основных и актуальных проблем нашего времени:

- увеличения доступности качественного образования;

- непрерывности процесса образования на протяжении всей человеческой жизни.

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

National University of Uzbekistan 238 www.ares.uz

Более всего виртуальному образованию соответствует модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не предполагающая для каждого отдельно взятого человека однозначного вектора движения. В центре такой модели находится личностный образовательный потенциал, относительно которого и происходит развитие человека. Такая модель не имеет единого центра образования, каждая личность здесь образовывается и развивается на основе своей сущностной индивидуальности. Нет здесь и общего для всех направления образования. Каждый человек сам определяет свою сферу, выстраивает в ней различные ценности и структуры, наполняя ее содержанием, что позволяет ему ориентироваться в различных образовательных областях при своем внешнем и внутреннем познании.

Всё это дает нам основание предположить, что компьютерное моделирование является наиболее адекватной инновационной технологией, детерминирующей стиль мыслительной деятельности обучающихся, поскольку оно предстает как:

-мотив, побуждающий к инновационной практической деятельности; -средство организации их познавательной деятельности и управления этой деятельностью;

-инновационная технология решения задач, имеющих ярко выраженный

комплексный характер (исследовательских, межпредметных, творческих);

-способ стимулирования новых подходов в осмыслении предстоящей

профессиональной деятельности;

-доказательство важности взаимосвязи обобщенных знаний из различных

предметных областей науки [2].

Многие исследователи подтверждают, что технологию компьютерного

моделирования можно рассматривать в качестве одного из основных методов

научного и практического познания окружающей действительности. Ее

успешное освоение окажет определяющее воздействие на всю образовательную

систему, ориентированную на становление и закрепление профессионально-

личностных качеств обучающихся.

Развитие информационного общества способствовало утверждению

виртуальной реальности как общественно значимого феномена. Интенсивное

развитие технологий виртуальной реальности обусловлено реальными

потребностями в переходе от актуальных к виртуальным способам передачи и

освоения информации в социуме для управления последствиями

информационного взрыва, то есть перепроизводства медиатекстов,

представленных в формате числовых данных, печатных или гипертекстов, Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

National University of Uzbekistan 239 www.ares.uz

видео- или аудиотекстов и т. д. Как правило, медиатексты являются актуальными по своей сути и исключают возможность интерактивного взаимодействия человека с ними. Одним из ключевых, хотя и тревожных трендов развития информационного общества является все более выраженная трансформация homo sapiens в mediasapiens [3].

Формирование виртуального образовательного пространства на основе внедрения виртуальных сред обучения и сетевого подхода имеет ряд значительных преимуществ, наряду с которыми существуют определенные педагогические и психологические риски.

Для снижения уровня рисков в сфере дистанционного образования необходимо разрабатывать высокоэффективные оптимизированные модели использования информационных технологий и виртуальных сред обучения с учетом специфики индивидуально-типологических и социально-психологических особенностей обучаемых [4, 76-77].

В заключении необходимо сказать, что виртуализация образования совершенно естественный процесс, обусловленный экономическими и социокультурными факторами. Однако важно обратить внимание на то, что виртуальность не должна поглощать, подменять сложившуюся образовательную систему, оставаясь в ней одним из компонентов, обеспечивающих соответствие результатов обучения требованиям времени, жизнеспособность, значимость образования как социального института.

REFERENCES:

1. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // EIDOS-LIST. -1999. - Вып.1(5). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.techno.ru/Hst/serv.htm(дата обращения: 13.09.2021).

2. Бокачев И.А., Лукинова И.А. Виртуализация современной системы образования: «за» и «против» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3, С. 5-10

3. Kirtman L. Online Versus In-Class Courses: An Examination of Differences in Learning Outcomes // Issues in Teacher Education. 2009. Vol. 18, № 2. P. 103-115

4. Давыдовский А. Г. Проблема педагогических рисков виртуализации высшего образования. Веснк БДУ. Сер. 4. 2015. № 1. С. 75-78

Google Scholar

National University of Uzbekistan

Scientific Library of Uzbekistan

www.ares.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.