— контроля и прогнозирования расходов и доходов;
— выбора наиболее эффективных путей развития организации на ближайшее время и долгосрочную перспективу;
— принятия оперативных управленческих решений по текущим вопросам жизнедеятельности вуза;
— оказания информационной помощи администрации вуза и руководителям отдельных подразделений.
Таким образом, «сфера интересов» информационной базы состоит из изучения хозяйственных ситуаций, разработки и перспективной оценки альтернативных планов развития высшего учебного заведения, анализа финансовых потоков, прогнозирования возможных хозяйственных и финансовых операций и связанной с ними степени риска, принятия оперативных управленческих решений.
Отсюда следуют основные функции и составляющие информационной базы:
— планирование и прогнозирование предстоящих доходов и расходов;
— оперативный учет конкретных финансово-хозяйственных операций;
— непосредственный бухгалтерский учет, регистрирующий факт совершившихся финансово-хозяйственных операций;
— накопление, обработка и статистический анализ деятельности за прошедшие периоды;
— обобщение бухгалтерских данных с целью формирования информации для налоговых органов;
— финансово-хозяйственный анализ результатов за конкретный период.
Кроме того, информационная база должна включать данные, необходимые для прогноза динамики и направления денежных потоков, для экономической оценки имеющихся проектов, для анализа себестоимости всех форм обучения, для
Библиографический список
контроля за использованием финансовых средств, для оценки и анализа оборотного капитала и для многих других целей.
В некоторых случаях управленческие решения могут быть основаны на непроверяемых, вероятных сведениях, устных сообщениях, данных, предоставляемых на нерегулярной основе, по мере надобности. При этом важнейшими условиями эффективности информационной базы для управления вузом являются использование результатов экономической теории и современных методов управления, своевременность предоставления необходимой информации, ее полнота и достоверность, улавливание внутренней взаимосвязи различных составляющих финансово-хозяйственной деятельности вуза.
Особую роль в построении информационной базы менеджмента играют аккумулирование и анализ информации об издержках на организацию образовательных услуг и о затратах на другие виды деятельности высшего учебного заведения [2, с. 118 - 121].
Экономическая самостоятельность и автономность вузов в современных условиях подняли вопросы, связанные с окупаемостью произведенных затрат и их влиянем на финансовые результаты, на уровень жизненно важных проблем.
Реализация принципа приверженности экономическому методу руководства также поставила эти вопросы во главу угла. Учет затрат в настоящее время становится основным инструментом управления вузом. Его важнейшие задачи состоят в оценке эффективности использования материальных, денежных и человеческих ресурсов в условиях их ограниченности, в формировании цены на образовательные услуги по каждой форме обучения, в выборе оптимальных краткосрочных решений, в прогнозировании и формировании управленческих решений, рассчитанных на достаточно отдаленную перспективу.
1. Ахулкова, Е. Учетная политика / Е. Ахулкова, Т. Володина // Бюджетные и некоммерческие организации, 1997. - № 1.
2. Марцулевич, Л.М. Информационная база для принятия управленческих решений в высших учебных заведениях // Дис.... канд. экон. наук / СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
Статья поступила в редакцию 11.03.09
УДК 681.3(07)
Н. Ю. Королева, канд. пед. наук, доц. МГПУ, г. Мурманск Н. И. Рыжова, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул
ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ
КАК ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье рассматривается феномен понятия «виртуальная реальность» и его использование в методической науке как основы для «порождения» современных интерпретаций методической системы обучения, используемых в процессе обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. Описывается процесс формирования виртуальной среды обучения предмету на уровне взаимодействия предметной и методической наук. Обосновываются этапы порождения интерпретаций методической системы обучения для ИКТ-насыщенной образовательной среды.
Ключевые слова: виртуальная предметная среда, виртуальная среда обучения предмету, интерпретация методической ситемы обучения, ИКТ-насыщенная среда.
В условиях развитого информационного общества, когда человеческой деятельности, так и в образовании. В настоящее
наблюдается постоянный рост использования информацион- время все более актуальным становится развитие существую-
ных технологий в различных сферах жизнедеятельности че- щих образовательных систем разного уровня в условиях ИКТ-
ловека, актуальным становится использование «виртуальнос- насыщенной образовательной среды в рамках традиционной
ти» (виртуальных сред и пространств) как в научных отраслях формы обучения.
В настоящее время все больше внимания уделяется процессам виртуализации как на уровне научных работ по социально-философскому направлению, где изучается непосредственно сам феномен «виртуальная реальность» и ее использование в различных сферах современного информационного общества [1; 3; 6; 9; 16], так и на уровне научно-методических исследований по теории и методологии образования [2; 4; 12; 14; 15], в которых обосновывается целесообразность и эффективность использования технологий виртуализации в условиях информатизации образования. Отметим, что в области информационных технологий достаточно активно рассматриваются аппаратно-программные аспекты виртуализации и возможности их использования в учебном процессе [7].
Сначала обратимся к описанию самого термина «виртуальность», который принято использовать в науках для обозначения мнимости объекта. В настоящее время значение этого термина все больще связывается с компьютерной реализацией, поскольку именно современные информационные технологии позволяют «увидеть» или, как сейчас говорят, визуализировать теоретические представления мнимого объекта. Тем не менее, по словам Н. Карпицкого [6], компьютерный виртуальный мир - лишь усовершенствование уже открытой человеком виртуальной реальности.
В общем смысле виртуальная реальность понимается как созданная искусственными средствами смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной.
Виртуальная реальность, с точки зрения
Н. А. Носова [12], независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, социальная, техническая и проч.), обладает рядом специфических свойств:
а) порожденность означает, что виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. В этом смысле ее называют искусственной, сотворенной, порожденной;
б) актуальность говорит о том, что виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность;
в) автономность утверждает, что в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.
г) интерактивность означает, что виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.
Согласно работе Н. П. Микулы [10], в настоящее время производится разделение виртуальных реальностей на моделируемые и интерактивные. Моделируемые виртуальные реальности призваны создать оторванный, независимый от реальности ее образ, задача которого - представить вовлеченному в нее человеку особый, иной мир. Задачей же интерактивных виртуальных реальностей считается дать возможность человеку соотносить этот образ с реальностью, изменять этот образ путем изменения характеристик объектов и участвовать в этом изменении так, чтобы получать при этом информацию, активизировать мышление.
Именно применение современных информационных технологий позволяет «открыть», сделать доступными виртуальные реальности (миры) своих наук для познания другими.
Под процессом обучения понимается процесс формирования у обучаемого некоторой системы знаний, умений и на-
выков действия в определенных ситуациях (компетенций). Виртуальность, по мнению В. С. Ефремова [2], является одним из основополагающих принципов процесса обучения, поскольку здесь повсеместно происходит апелляция к воображению обучаемого как механизму порождения виртуального мира (образа, ситуации). Расширение виртуального мира обучаемого происходит за счет знаний, приобретаемых им в процессе обучения, а точнее, в процессе учебного познания некоторой предметной области, обеспечиваемого взаимодействием «предметных» и педагогических наук. Виртуальные предметные среды обучения получили в настоящее время достаточно широкое распространение, чему, несомненно, способствовало внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Рассмотрим процесс формирования виртуальной среды обучения предмету независимо от современных возможностей и средств ее реализации (т.е. пока не учитывая технический аспект самой виртуализации) (рис.1).
/ Наука (предметная область)
Предметный язык Средства .... Методы
Согласно работе А. М. Новикова [11], наука определяется «как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» [там же, с. 40].
Всем наукам (в узком смысле термина) присущ определенный нами начальный этап процесса формирования виртуальной среды обучения предмету и условно названный этапом (1) - «Порождение виртуальной среды из предметной области», поскольку любая наука, изучая ту или иную предметную область, ставит перед собой целью выявление законов ее развития, существования и сохранения. Каждая наука обладает характерными для нее эмпирическими и теоретическими методами познания (в том числе и специфическими для нее), а также средствами этого познания, включая некоторый формальный язык, позволяющий науке с высокой степенью достоверности описать данную предметную область.
Под предметной областью науки мы понимаем «множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории»1. Таким образом, можно говорить о том, что каждая наука своим развитием с помощью присущих ей средств и методов формирует виртуальную среду «своей» предметной области, описывая ее «своим» предметным языком.
1 Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/242778.
М,
.етодическая наука
Виртуальная предметная среда “ "• =
Виртуальная среда обучения предмету
Рис.1. Формирование виртуальной среды обучения предмету
Под виртуальной предметной областью (виртуальной предметной средой) мы понимаем адекватно отражающую существующую реальность, всю совокупность всевозможных моделей объектов данной предметной области в широком смысле, включая модели процессов и явлений. Именно эти модели виртуальной предметной среды, описывающие результаты научного познания, носящие весьма специфический характер и, как правило, понятные лишь узкому кругу специалистов, выступят в дальнейшем основой для учебного познания предметных научных областей, осуществляемого в образовательных целях.
Для того чтобы стать виртуальной средой обучения предмету, виртуальная предметная среда на следующем этапе должна выступить предметом методической науки. Мы обозначили данный этап как этап (2) - «Погружение виртуальной предметной среды в методическую науку».
Определив цель и содержание обучения, она предопределит возможную интерпретацию методической системы обучения, основными элементами которой, согласно модели, предложенной А. М. Пышкало [13], являются: цель, содержание, методы, формы и средства обучения.
Виртуальная предметная среда будет подвергнута некоторой дидактической обработке, согласно присущим методической науке целям, методам и средствам, обусловленным отбором содержания обучения в соответствии с целеполаганием автора виртуально среды обучения предмету. Иначе говоря, согласно некоторой методической теории, построенной конкретным автором. Определим этот этап как этап (3) - «Формирование виртуальной среды обучения предмету».
В результате «дидактической обработки», т.е. «работы методической теории», должно произойти развитие виртуальной среды предметной области, понимаемое нами как направленное, закономерное изменение, в результате которого должно возникнуть новое качественное состояние объекта - его состава или структуры2.
Таким образом, виртуальная предметная среда трансформируется в некоторую (конкретную) интерпретацию методической системы обучения предмету или виртуальную среду обучения предмету, под которой, без учета средств ее реализации, мы понимаем конкретную реализацию построенной методической теории на практике.
Под методической теорией, согласно Н.И. Рыжовой [8], мы понимаем систему научных знаний в области методики обучения, направленную на получение новых знаний, включающую следующие элементы:
- эмпирический базис (совокупность научных предметных знаний);
- концептуальный базис (выбранные автором фундаментальные понятия, принципы, законы и т.п., на которые он опирается при построении методической теории; должен содержать три понятийных блока: дидактический, методический и предметный);
- концептуальный каркас (абстрактная модель существенных свойств и связей объектов, выделенных в концептуальном базисе);
- логика теории (множество допустимых в данной методической теории способов убеждения (доказательства);
- содержательная надстройка (совокупность предложений или действий автора, являющаяся предметом конкретного исследования);
- интерпретация методической теории (см. выше).
Последний этап - этап (4) - «Порождение электронных
2 Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/250230.
интерпретаций виртуальной среды обучения предмету» -непосредственно связан с инструментами ее реализации. Безусловно, в настоящий момент, в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, этим инструментом выступают информационно-коммуникационные технологии во всем своем многообразии: от несложных программных средств визуализации графических моделей до программных комплексов реализации технологий дистанционного обучения. Схематично представим описанный выше процесс (рис. 2).
Придерживаясь подхода к построению методической те-
(1) Порождение виртуальной предметной среды из предметной области
_____________________________________________
(2) Погружение виртуальной предметной среды в методическую науку
___________________________________________
(3) Формирование виртуальной среды обучения предмету
_____________________Ъ2.______________________
(4) Порождение электронных интерпретаций виртуальной среды обучения предмету
Рис. 2. Процесс формирования электронных интерпретаций виртуальной среды обучения предмету
ории в рамках методической науки и моделированию методики обучения предмету с помощью этого понятия как таковой [5; 8], графически представим порождение виртуальной предметной среды и ее взаимодействие с МСО с целью порождения новых электронных интерпретаций МСО для ИКТ-насыщенной среды в контексте построения методики обучения предметной области или просто конкретному предмету (см. рис.3).
В заключение отметим, что в современных условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды обязательным условием описываемой трансформации виртуальной предметной среды в виртуальную среду обучения предмету должно стать адекватное отражение модели профессиональной деятельности специалиста предметной области в учебных задачах содержания обучения, решаемых с использованием виртуальной среды обучения предмету. Это, на наш взгляд, является важнейшим методическим аспектом, который надо учитывать при построении и выборе виртуальной среды обучения предмету в качестве современной интерпретации МСО.
Указанное условие, с одной стороны, обеспечит реализацию деятельностного подхода в обучении и будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, способного решать практические задачи, возникающие в профессиональной деятельности данной предметной области. С другой стороны, реализация указанного выше условия будет способствовать сокращению существующего разрыва между научным познанием, основанном на широком использовании новейших информационно-коммуникационных технологий, имеющем место в самой науке, и учебным познанием, реализуемом посредством виртуальной среды обучения предмету.
Библиографический список
1. Делез, Ж. Актуальное и виртуальное [Электронный ресурс] / Жиль Делез // Альманах «Восток» Выпуск: № 3(39), май 2006 г. - Режим доступа: http:// www.situa-tion.ru/app/j_art_1124.htm.
2. Ефремов В.С. Виртуальное обучение как зеркало новой информационной технологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/ management/1999-6/11.shtml.
3. Иванов, Д. В. Понятие виртуализации: ключ к пониманию современности [Электронный ресурс] / Д. В. Иванов. -Режим доступа http://www.soc.pu.ru/ materials/golovin/reader/diva-nov/ r_divanov1.html.
4. Каптерев А.И., Образование: реальное, виртуальное, мнимое [Электронный ресурс] / А. И. Каптерев. - Режим доступа: http://www.autorun.e-rej.ru/Our/ doclad_2.htm.
5. Каракозов, С. Д. Развитие содержания обучения в области информационнообразовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования [Текст] / С. Д. Каракозов; под ред. Н. И. Рыжовой: Монография - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.- 300 с.
6. Карпицкий, Н. Онтология виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Н. -Карпицкий. - Режим доступа: http:// tvfi.narod.ru/virtual.htm.
7. Колесов, А. Технологии виртуализации в России. Инфраструктурные решения.
предмету как интерпретации МСО
[Электронный ресурс] / А. Колесов // PC Week/RE № 13 (619) 15-21 апреля 2008. - Режим доступа: http://www.pcweek.ru/slideshows/ detail.php?ID=108705.
8. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки. / Лаптев, В.В., Рыжова, Н.И., Швецкий, М.В. / - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
9. Луценко, Е. В. Виртуализация общества как основной информационный аспект глобализации (основы информационно-функциональной теории развития техники и информационной теории стоимости) [Электронный ресурс] / Е. В. Луценко // Научный электронный журнал КубГАУ. - 2005. № 01(9), - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/20-05/01/02/p02.asp.
10. Микула, Н. П. Реализация принципа виртуальности в компьютерных учебных программах [Текст] / Н. П. Микула // Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы: Тезисы докладов I региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2007.
11. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006.
12. Носов, Н. А. Виртуальный интеллект [Электронный ресурс] / Н. А. Носов. - Режим доступа: http://www.futurerussia.ru/conf/
forum_transform_nosov1 .html.
13. Пышкало А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: автореф. докт. дис. М., 1975.
14. Рубин, Ю. Б., Андреев А. А. Педагогическая система виртуального обучения / Ю. Б. Рубин, А. А. Андреев [электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999/111/2/266. html
15. Серветник, О. Л. Процессы виртуализации как фактор трансформации процесса обучения в вузе [Электронный ресурс] / О. Л. Сер-ветник. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки»- 2006. № 4. - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/ articles/hs/2006_04/ped.
16. Силаева, В. Л. Подмена реальности как социокультурный механизм виртуализации общества [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. филос. наук. / Силаева В. Л. - Режим доступа: http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/Silaeva/Realnost_Sod.htm.
Статья поступила в редакцию 12.0309
Наука (Предметная область)
Поедметный язык. Соедства. ... Методы
Рис. 3. «Порождение» виртуальной среды обучения