Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная коммуникация / информационное общество / виртуальная коммуникация / виртуальная реальность

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щербань П.С., Гончарова. С.В.

В статье рассматриваются особенности функционирования институтов социальной коммуникации в современном обществе. Дано описание элементов, функций, типов и особенностей виртуальных коммуникаций, приведен вторичный анализ данных социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 36

Щербань П.С.

ШИГН ДВФУ, г. Владивосток Научный руководитель: Гончарова. С.В.

кандидат социологических наук, доцент Департамента социальных наук ШИГН ДВФУ

ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности функционирования институтов социальной коммуникации в современном обществе. Дано описание элементов, функций, типов и особенностей виртуальных коммуникаций, приведен вторичный анализ данных социологических исследований.

Ключевые слова:

социальная коммуникация, информационное общество, виртуальная коммуникация,

виртуальная реальность.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие общества, являются информационные технологии. В них сконцентрирован весь накопленный опыт человечества, причем он систематизирован так, что может быть приспособлен для прикладного пользования. Социальная коммуникация как форма информационного обмена, на основе которой строится общество, осуществляется поддержание и сохранение его целостности, постоянно трансформируется. Мы можем наблюдать массовое распространение новых форм социальной коммуникации.

В современном информационном обществе информация: производится, хранится, перерабатывается и реализуется как продукт - становится предметом всеобщего потребления. Знания и информации как важнейшие стратегические ресурсы доминируют. Развиваются и формы социальной коммуникации, коммуникативные структуры, которые являются его основой, так как по большей части информационное общество соединяет людей в единую информационную сеть, изменяет сущность коммуникации и связи. С данной точки зрения, актуальность приобретают новые формы социальной коммуникации, например, виртуальная (электронная) социальная коммуникация. В 2021 году ВЦИОМ проводил исследование, направленное на аналитический обзор современного общества, где выяснилось, что мобильный телефон, онлайн-переписка и личные встречи являются самыми популярными формами коммуникации, причем интересно отметить, что 47% респондентов в течение 2-3 месяцев предпочли непосредственное общение, а 85% выбирали общение с использованием телефона. Это ещё раз подтверждает мысль: абсолютное большинство предпочитает виртуальную коммуникацию, порожденную появлением новых средств коммуникации. [7]

В Большом толковом социологическом словаре виртуальная реальность рассматривается как технология бесконтактного информационного взаимодействия, которая может быть реализована посредством мультимедиа-операционных средств, создающая имитацию непосредственного присутствия в реальном времени [3]. Другими словами, это вымышленный мир, созданный пользователем самостоятельно с помощью мыслей / домыслов, образов и информации. Л. А. Микешина характеризует виртуальную реальность как особую реальность, при взаимодействии с которой человек может «входить» и трансформировать ее, вступать в контакт с другим субъектом [9]. Становится очевидным, что в этой среде также возникает необходимость общения, поддержания своего имиджа, создание некоего почитаемого образа. Возникает понятие виртуальной коммуникации - общение, опосредованное информационно-техническими средствами, главной целью которого является доступность информации всем слоям населения, преодоление границ пространства, социальных статусов и т.д.

Виртуальная коммуникация как форма взаимосвязи элементов в социальных системах содержит виртуальные элементы. Коммуникативная единица такой социальной коммуникации характеризуется свойствами неполного объекта, происходит актуальное взаимодействие вне зависимости от времени и местоположения, ограниченное лишь виртуальной связью. Она выполняет функции:

- удовлетворения потребностей в информации (информационный обмен для достижения практической цели либо поддержания отношений между людьми, взаимодействие мыслей и чувств);

- коммуникационную функцию (развитие навыков общения между людьми, с формированием мнения, мировоззрения, культуры);

- аффективную функцию (удаленная коммуникация, связанная с регуляцией эмоционального состояния человека);

- репрезентативную функцию (выражение знаний о том или ином объекте, формирование истинных или ложных суждений);

-саморепрезентативную функцию (самовыражение коммуникаторов, презентационный обмен образами, манифестация себя).

Важно понимать, что все функции виртуальной коммуникации связаны между собой и входят в состав друг друга. Очевиден и тот факт, что виртуальность решает самые разноплановые задачи, например, самовыражение, безграничность контактов, уход от проблем, получение нужной информации в минимальные сроки и т.д. Важным становится обмен мнениями и суждениями, что зачастую снижает объективность информации.

Баева Л. В. разделила виртуальную коммуникацию на несколько типов:

1. Дистанционно-традиционный - это традиционный тип социальных коммуникаций, осуществляющийся посредством информационных ресурсов и выполняющий функцию установления, создания и поддержания основных социальных норм и ценностей.

2. Дистанционно-элитный - это тип виртуальной коммуникации, при котором общение происходит преимущественно с представителями различных элит, а именно с принимаемыми ими образами. Примером могут служить различные социальные сети кинозвезд, круглые столы с представителями различных сфер и т.д.

3. Дистанционно-номинальный - тип виртуальной коммуникации, который строится только лишь на размещенной в Сети информации, т.е. коммуниканты не имеют межличностного контакта, их общение строится на представлениях друг о друге. [2]

Анализируя наше общество, можно смело заявить, что первые два типа виртуальной коммуникации теряют свою популярность, так как появляется тренд на удаленное общение поверхностного характера. Это позволяет реализовать все функции живого общения при этом, не обременяя себя лишней ответственностью.

В исследовании М. К. Апетян рассматривается и анализируется другая классификация виртуальной коммуникации: синхронная и асинхронная, где под синхронной коммуникацией понимается взаимодействие «здесь и сейчас», а под асинхронной - взаимодействие с задержкой ответа, например, взаимодействие блогера и его подписчиков [1]. Большим минусом синхронной коммуникации является то, что человек в приоритет ставит связь, а значит, не фокусируется на основных задачах, отвлекается и из-за этого испытывает большой стресс. Асинхронная виртуальная коммуникация характеризуется в точности наоборот: вопрос не требует срочного ответа, поэтому появляется возможность сосредоточиться и работать сфокусировано.

Для виртуальной коммуникации характерны свои специфические особенности:

- опосредованность;

- межкультурный характер (взаимодействие может проходить между представителями различных культур);

- интерактивность (быстрый информационный обмен, при котором индивид может напрямую

взаимодействовать с аудиторией, а также аудитория может взаимодействовать между собой);

- карнавализация (временный образ жизни, принимаемый и проигрываемый участниками виртуальной коммуникации);

- маргинализация (промежуточное состояние между первичной и новой идентификацией культуры);

- дистантность (удаленность общения);

- анонимность, которая дает возможность уйти от статусной иерархии для поиска и конструирования собственной идентичности.

Особый интерес имеет описание специфики виртуальных коммуникаций, что позволяет определить значение трансформации социальной коммуникации для дальнейшего развития общества.

В виртуальной среде взаимодействие лишено непосредственности, оно происходит с электронной оболочкой коммуниканта. Такой субъект коммуникации можно назвать частично обезличенным, так как человек не может получить невербальную информацию о собеседнике и теряет связь с реальным объектом. На 2020 год ВЦИОМ выложил данные, что 82% россиян вовлечены в цифровую среду, из которых 89% используют сеть для общения. Это подчеркивает то, что в настоящее время виртуальная реальность находится на пике своей популярности. [10]

Новый тип коммуникации сочетает в себе характеристики разговорного и письменного общения, но значительно усложняется трудностями в межличностной оценке собеседника, затрудняется взаимопонимание, т.е. коммуникация осложняется интерсубъективностью - общим восприятием и понимание мира разными индивидами. Затрудненность выражения эмоционального компонента общения может вызвать неверную интерпретацию, хотя цифровая среда пытается компенсировать этот недостаток с помощью различных символов, словообразований.

С. Н. Макеев констатирует факт, что большинство людей отказываются от объективной реальности, предпочитая ей модифицированные аналоги. Непрерывное поглощение информации приводит к тому, что не остается времени и места для объективных процессов мыслительной деятельности [8]. Когда человек, поглощенный виртуальной средой, пытается наладить коммуникацию в реальном мире, пред ним возникают трудности конструктивного взаимодействия. Вследствие этого, у индивида появляется сильное внутреннее напряжение, которое может повлечь за собой неуравновешенность и неадекватность оценки объективной ситуации.

Виртуальную коммуникацию можно назвать процессом вторичной социализации. Агентами социализации, в таком случае, могут выступать различные социальные сообщества. Под влиянием новых информационных технологий происходит процесс становления человека, переосмысление его социальных ценностей и норм поведения, т.е. формируется абсолютно новая виртуальная версии личности. Информационные технологии широко влияют на наше сознание и подсознание. Ю. В. Киселева выделяет такую проблему как социальная депривация, которая развивается при условии полного погружения в виртуальную реальность. [5] Депривация - это отсутствие или ограничение удовлетворения основных потребностей человека, что ведет к ухудшению физического и психологического здоровья, ограничению круга общения, к общественной дезадаптации, т.е. неумении существовать в социуме.

Виртуальная реальность также дает право анонимности. Анонимность - это притягательный фактов виртуальной среды, благодаря которому многие «шифруются», скрывая и дополняя реальные факты своей жизни, подводя себя под социально-одобряемый образ, меря различные социальные роли. Такая черта Сети дает ощущение свободы без раскрытия своей истинной личности, но это может нести в себе и негативный фактор. Многие полагают, что «маска» анонимности дает право на провокацию в сторону других, на развязывание разговоров, которые могут унизить достоинства других людей, на кибербуллинг. ВЦИОМ в рамках исследования 2021 года выяснил, что 42% российских пользователей, принимавших участие в опросе, считают, что за последние 5 лет в отечественном сегменте интернета стало больше оскорбительных постов и комментариев [4]. Это во многом объясняется мнением о безнаказанности

комментаторов, ведь виртуальный мир основывается на моральном сознании индивида. Д. О. Курбакова высказала мнение о необходимости регулирования поведенческого компонента в процессе использования электронных средств общения, т.е. выходе общения на новый информационных уровень посредством информационной этики. [6]

Таким образом, процесс социальной коммуникации осложняется новыми формами взаимодействия - виртуальными, которые приобретают некую самостоятельность, оказывающую влияние на человека. Несмотря на их особые качества существовать вне зависимости от места и времени, широкие технические возможности, демонстрацию чувств и эмоций в данный момент, они создают ряд трудностей, тем самым определяя одну из проблем современного общества - замену или отказ от классических видов социальной коммуникации. Прерывание реального виртуальным миром может привести к ослаблению социального, т.е. частое и продолжительное нахождение в Сети ведёт к разрушению социальных связей социума. Задача, которая стоит перед людьми, заключается в том, чтобы найти баланс между виртуальными и реальными коммуникациями с целью сохранения социального. Список использованной литературы:

1.Апетян, М. К. Особенности виртуальной коммуникации / М. К. Апетян. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15418/ (дата обращения: 24.03.2023)

2. Баева, Л. В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика / Л. В. Баева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4. - С. 5-10.- URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-kommunikatsiya-klassifikatsiya-i-spetsifika/viewer (дата обращения: 24.03.2023)

3. Виртуальная реальность. Большой социологический словарь [электронный ресурс] // Gufo.me : [сайт] -https://gufo.me/dict/sodaLdict/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B D%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 19.03.2023)

4. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. 2021. [электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. -URL.https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (дата обращения: 21.03.2023)

5. Киселева, Ю. В. Современные виртуальные коммуникации (на примере видеоплатформ) / Ю. В. Киселева // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2019. № 2 (66). - С. 65-70. - URL.:https://cybeHeninka.ru/artide/n/sowemennye-virtualnye-kommunikatsii-na-primere-videoplatform (дата обращения: 20.03.2023)

6. Курбакова, Д. О. Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации / Д. О. Курбакова // Сервис PLUS. 2021. Т. 15. № 3. - С. 150-155. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46486686 (дата обращения: 19.03.2023)

7. Личные встречи не вышли из моды. 2021. [электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lichnye-vstrechi-ne-vyshli-iz-mody (дата обращения: 19.03.2023)

8. Макеев, С. Н. Современная информационная этика и проблемы виртуальной коммуникации / С.Н. Макеев // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 3. - С. 527-531. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42644806 (дата обращения: 19.03.2023)

9. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности. / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков // Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - С. 197-205. -URL.:https://search.rsl.ru/ru/record/01001785879 (дата обращения: 23.03.2023)

10. Сеть как спасение. 2020. [электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/set-kak-spasenie (дата обращения: 21.03.2023)

© Щербань П.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.