Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТОЛПА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СУБЛИМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАЦИИ / ПОСТКОВИДНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Квиндт А.В.

В статье охарактеризованы виды коммуникации, освещены теории, посвящённые взаимодействию в виртуальной среде, цифровизации, представлен термин «цифровой толпы», изучен новый феномен «цифровая сублимация индивидуальности», даны рекомендации по преодолению одиночества в современном цифровом мире и принятию решений во всех сферах жизни общества самим человеком. В данном исследовании был использован метод качественного анализа. Цель работы заключалась в выявлении социальных последствий цифровизации и способов решения социальных проблем. Предметом исследования является человеческая индивидуальность в цифровом обществе. Сделан вывод о том, что проблема одиночества, потери себя в виртуальной толпе и феномен цифровой сублимации индивидуальности носят комплексный характер и обусловлены множеством причин, начиная от навязывания определенных стандартов и ценностей в виртуальном мире и заканчивая психологическими особенностями конкретного индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL IMPLICATIONS OF DIGITALIZATION ON THE DEVELOPMENT OF HUMAN INDIVIDUALITY

The article characterizes the types of communication, highlights the theories of interaction in the virtual environment, digitalization, presents the term “digital crowd”, studies the new phenomenon of “digital sublimation of individuality”, gives recommendations on overcoming loneliness in the modern digital world and decision-making in all spheres of society by the individual himself. In this study, the method of qualitative analysis is used. The aim of the work is to identify the social implications of digitalization and ways of addressing social problems. Human individuality in the digital society forms the subject of the study. Conclusion dwells upon the fact that the problem of loneliness, self-loss in the digital crowd and the phenomenon of individuality digital sublimation are complex and are caused by a variety of reasons, ranging from the imposition of certain standards and values in the virtual world to the psychological characteristics of a particular individual.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 316.4:004.9

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.8.9

Социальные последствия цифровизации для развития человеческой индивидуальности Альвина Виллиевна Квиндт

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, kvindt.a@icloud.com

Аннотация. В статье охарактеризованы виды коммуникации, освещены теории, посвящённые взаимодействию в виртуальной среде, цифровизации, представлен термин «цифровой толпы», изучен новый феномен «цифровая сублимация индивидуальности», даны рекомендации по преодолению одиночества в современном цифровом мире и принятию решений во всех сферах жизни общества самим человеком. В данном исследовании был использован метод качественного анализа. Цель работы заключалась в выявлении социальных последствий цифровизации и способов решения социальных проблем. Предметом исследования является человеческая индивидуальность в цифровом обществе. Сделан вывод о том, что проблема одиночества, потери себя в виртуальной толпе и феномен цифровой сублимации индивидуальности носят комплексный характер и обусловлены множеством причин, начиная от навязывания определенных стандартов и ценностей в виртуальном мире и заканчивая психологическими особенностями конкретного индивида.

Ключевые слова: цифровая толпа, цифровизация, цифровая сублимация личности, коммуникации, постковидное пространство

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Квиндт А.В. Социальные последствия цифровизации для развития человеческой индивидуальности // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 79-83. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.9.

Original article

Social Implications of Digitalization on the Development of Human Individuality Alvina W. Kvindt

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, kvindt.a@icloud.com

Abstract. The article characterizes the types of communication, highlights the theories of interaction in the virtual environment, digitalization, presents the term "digital crowd", studies the new phenomenon of "digital sublimation of individuality", gives recommendations on overcoming loneliness in the modern digital world and decisionmaking in all spheres of society by the individual himself. In this study, the method of qualitative analysis is used. The aim of the work is to identify the social implications of digitalization and ways of addressing social problems. Human individuality in the digital society forms the subject of the study. Conclusion dwells upon the fact that the problem of loneliness, self-loss in the digital crowd and the phenomenon of individuality digital sublimation are complex and are caused by a variety of reasons, ranging from the imposition of certain standards and values in the virtual world to the psychological characteristics of a particular individual.

Keywords: digital crowd, digitalization, digital sublimation of personality, communications, post-COVID

space

Funding: Independent work.

For citation: Kvindt, A.W. (2023) Social Implications of Digitalization on the Development of Human Individuality. Theory and Practice of Social Development. (8), 79-83. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.8.9 (In Russian).

В современном мире велика роль цифровых технологий, затрагивающих все сферы деятельности людей. Они позволяют субъектам общаться из любого уголка мира, получать образование и обучаться новому, работать в дистанционном формате.

Актуальность темы исследования обусловлена сопряженностью данных позитивных в целом тенденций с потерей личностью индивидуальности в результате погружения в цифровую среду, что приводит к уходу от реальности и социальному одиночеству.

Новизна данной работы состоит во введении в научный оборот авторского термина «цифровая сублимация индивидуальности» и его интерпретации.

Текущий этап цифровизации создает новые возможности для человека, способствует повышению качества его жизни и развитию экономики и общества в целом. Идет адаптация жизни

© Квиндт А.В., 2023

людей к алгоритмам функционирования по правилам социальных сетей, переизбыток доступного контента, эффектная подача информации на интернет-платформах провоцирует интенсификацию активности пользователей. Появляются новые профессии: мастер по обработке цифровой информации, контент-мейкер, архитектор виртуальности, цифровой лингвист, сетевой юрист, ки-берисследователь, разработчик моделей Big Data, дизайнер интерфейсов, консультант по безопасности личного профиля.

Коммуникационная революция в цифровую эпоху усилила роль науки и инноваций и стала началом интеграции страновых научно-исследовательских структур в глобальную Сеть. Также стоит упомянуть, что количество научных коллабораций втрое увеличилось на международной арене с 2004 по 2020 гг. Идёт процесс получения нереальных возможностей через платформенные механизмы в коммуникационной среде. Даже в сфере бизнеса стали происходить заметные изменения, теперь цифровую коммуникацию активно развивают такие крупные компании, как Google, Airbnb, Ozon, Сбербанк, Яндекс. М. Маклюэн, отмечал, что цифровая коммуникация теперь не латентный фактор социально-экономической революции, а важнейший ресурс, основанный на цифровой технологической платформе, которая служит коммуникационным узлом в обработке, сборе и интерпретации данных, влияя на ориентацию производства (Фонотов, 2021: 33).

Согласно данным ВЦИОМ, в феврале 2020 г. 88 % опрошенных россиян указали, что используют Интернет как средство коммуникации1; исследование 2022 г. подтвердило тот факт, что большинство молодых людей в возрасте 18-24 лет не представляют свой день без телефона2.

Для более глубокого понимания сущности коммуникации следует перейти к рассмотрению теоретического основания нашего исследования.

Л.В. Баева выделяет несколько видов общения:

1. Дистанционно-элитный (дистанция между представителями определенных социальных групп и гражданами, связь и получение информации происходит путём различных интернет-ресурсов, например, блогов, официальных сайтов СМИ);

2. Дистанционно-традиционный (использование в процессе коммуникации технических средств и информационных ресурсов для общения больше касается дружеских, семейных отношений);

3. Дистанционно-номинальный (отсутствует реальная связь между субъектами коммуникации, вся информация друг о друге - только из Сети) (Баева, 2014).

Новые формы взаимодействия привели к трансформации социальной коммуникации и усилению зависимости индивидов от Интернета в целом. Люди стали предпочитать виртуальное общение живому. В период затяжной пандемии COVID-19 появился дистанционный формат жизни: образование, работа, покупки, доставки, рынок услуг - все осуществлялось в режиме online. Это сильно сказалось на приоритетных формах взаимодействия между людьми: общение сохранялось, но преимущественно в Сети. В постковидный период удаленные контакты стали привычными, однако люди начали ощущать одиночество в реальной жизни, на фоне этого общение в Интернете превратилось в способ отвлечения внимания от собственного состояния, но оказалось, что чрезмерное пребывание в виртуальном мире вызывает сложности в управлении своей жизнью. В реальности молодым людям стало сложнее заводить друзей, взаимодействовать с окружающими, они теряют свою индивидуальность и не понимают себя настоящих, потому что все скрывают за образом в Сети. Виртуальная реальность дает ложное ощущение счастья, защищенности и анонимности, исчезает адекватная оценка себя и своих поступков в настоящей жизни.

Обратимся к теориям, которые раскрывают суть цифровой коммуникации и цифровизации.

А.Н. Гребнев считает, что цифровая коммуникация - это социальная информационная коммуникация, в которой канал - это цифровая среда; компьютерно-опосредованная коммуникация значит общение, которое происходит путем цифровых девайсов (компьютер, планшет, смартфон) (Гребнев, 2006).

А.В. Соколов называет цифровую коммуникацию родом социальных коммуникаций3.

Ю.А. Зуляр интерпретирует такой вид общения как новый период эволюции взаимодействия в обществе4.

1 Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-onlain-potreblenie-polzovanie-razvlechenija (дата обращения: 03.08.2023).

2 Обязательные вещи, или без чего мы не мыслим свой день? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ Новости. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/objazatelnye-veshchi-ili-bez-chego-my-ne-myslim-svoi-den (дата обращения: 07.06.2023).

3 Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. СПб., 2002. 460 с.

4 Зуляр Ю.А. Массовые коммуникации в рекламе : учебное пособие. Иркутск, 2006. 488 с.

М. Маклюэн отмечает, что цифровые коммуникации ограничивают и запирают людей в рамки их пользования социальными сетями (Маклюэн, 2007).

Д. Миллер называет возможность осуществлять все уровни коммуникации в цифровой среде масштабируемой социальностью, причем все они делятся на групповые (групповые чаты), межличностные (общение один на один), массовые (блогинг) (Miller, 2016). Ученый разграничивает онлайн- и офлайн-жизнь, каждая платформа имеет свой стиль, отличается только модель поведения: в свободное время присутствует одна, в рабочее - другая (Miller, 2016).

Е.Н. Роготнева и Н.Н. Мещерякова определяют цифровизацию как системно-деятельност-ный процесс, который осуществляется для формирования общества в цифровую эпоху и развития цивилизации (Мещерякова, Роготнева, 2021).

С.С. Хомякова отмечает, что распространение информационных технологий направлено на улучшение качества жизни людей в отдельных сферах (Хомякова, 2019).

В.Г. Гадецкий, А.А. Корякина выделяют основные особенности и критерии цифровизации, такие как: исключительное и эффективное использование результатов цифровизации, соответствие информационного поля трансформации в цифровую эпоху отдельным требованиям; доступность применения результатов как для профессионалов, так и для обычных граждан (Гадецкий, Корякина, 2020).

В эпоху цифровизации люди стали сталкиваться с одиночеством в цифровой толпе. Она является совершенно новой формой общественной активности, которая характеризуется повышением познавательного потенциала, увеличением оперативного управления (Артамонов, 2019). В цифровом обществе ключевая функция данной толпы - усиление солидарности в социуме, в котором могут быстро формироваться и распадаться межсубъектные связи и динамично реорганизовываться институциональные формы. Быстрый распад связей и формирует желание одиночества, и обеспечивает его неизбежность. В этой связи Эрик Кляйненберг в произведении «Жизнь соло» отмечает, что одиночество в современном мире является как следствием случайных обстоятельств, так и осознанным выбором многих людей в цивилизованных государствах: различные индивиды, как молодые и креативные люди, так и пожилые, решают проводить своё ценное время в одиночестве. Основными причинами добровольного одиночества являются следующие: изменение ценностей в цифровом обществе, «маска» успешности (построение несоответствующего успешного образа) и большая трата времени на социальные сети (Кляйненберг, 2014).

Цифровизация порождает не только одиночество, но и желание показать себя и свою жизнь в идеальной форме. В СМИ идет пропаганда быстрого успеха и индивидуализма, в связи с чем пользователи социальных сетей с готовностью надевают на себя соответствующую «маску», чтобы соответствовать требованиям времени; гонясь за «красивой и успешной картинкой», они больше проводят времени в виртуальном мире, забывая о действительности. Их цель -представить себя в социальных сетях красивым и успешным, отказавшись от истинного своего «лица». Такой феномен следует обозначить как «цифровая сублимация индивидуальности» -процесс, он испытывает желание «казаться, а не быть». Если человек хочет быть успешным, ему приходится быть медийной персоной, чтобы войти в определенное общество. Но следствием такого поведения является желание быть в одиночестве, потому что человек теряет себя, свою индивидуальность, у него отсутствует понимание, как развиваться дальше, и кто он на самом деле, теряются связи, снова появляются новые, но понимания так и не возникает, следствием этого становится апатия, депрессия, «уход в себя» (отдаление от реального мира за счет продуцирования собственных иллюзий).

В постковидном пространстве проблемы цифровой сублимации личности, одиночества в цифровой толпе стали особенно актуальны, потому что породили ряд последствий: деформация и сильная разорванность личности, снижение способности устанавливать взаимосвязи, делать выводы, рассуждать, развитие стандартного «клипового мышления» (фрагментарное восприятие информации), потеря нового поколения в реальном мире, который все так же насыщен проблемами, утрачиваются навыки настоящей коммуникации в формате «я - другой», происходит общение через компьютер, телефон, теперь данные девайсы выступают посредниками, отсутствие в сетевом общении индивидуума. Человек ощущает себя не субъектом общества, а элементом социальной сети, то есть отсутствует принадлежность к какой-либо группе.

Как отмечал Э. Фромм, современный человек начинает придерживаться автоматизирующего конформизма, чтобы преодолеть социальное отчуждение, то есть личность перестает быть собой, действует по общепринятому шаблону и становится такой, какой её хотят видеть окружающие, растворяется в данном обществе, прикрывая одиночество, демонстрирует поведение, которое бы одобрило общество или группа, заимствуя определенные формы самовыражения и общения, но не ощущает эмоционального единства и любви, что приводит к негативной трансформации, появляются психологические проблемы (Фромм, 1990).

Преодолеть данные проблемы возможно, если личность начнет изучать свое собственное «я», заменит виртуальную коммуникативную форму подлинной, потому что при личном общении человек может оценить взгляды, жесты, расстояние, поведение, эмоции, мимику партнера по коммуникации, извлечь из этого дополнительную информацию о собеседнике, между ними формируется эмоциональная связь, которая прочнее виртуальных связей в Сети и не утрачивается через за короткое время.

Возвращение в реальный мир способствует возможности людей взглянуть на себя со стороны. Формируются навыки управления собственной жизнью и решения реальных проблем, человек больше не будет жить в иллюзии и будет способен строить собственную жизнь аутентично, а не формировать в виртуальном мире, появится индивидуальность личности.

Также чтобы справиться с одиночеством и кризисом идентичности следует найти поддержку среди близких людей, которые, возможно, тоже проходили трансформацию личности в негативном ключе и смогут поделиться своим опытом.

Индивиду стоит быть смелее, то есть делать то, чего он давно желал, общество всегда может осудить, но оно безлико и эфемерно, а эмоции, близкий круг общения, достижения в какой-либо сфере реальны, это сможет помочь раскрыть свой потенциал личности более глубоко.

Основные условия преодоления одиночества и возвращения индивидуальности - это разработка и принятие решений во всех сферах жизни общества лично самим человеком, а также изучение себя и своих истинных желаний.

Справиться «цифровой сублимацией индивидуальности» представляется возможным, если начать более глубинно изучать свою личность. Субъекту следует разобраться в том, какое окружение вокруг себя он хочет сформировать, чтобы чувствовать себя комфортно, построить свои цели, абстрагироваться от агитационных «успешных образов» и клише для планирования собственного жизненного пути, принять и увидеть свою индивидуальность, которая раскрывается через познание себя, а также через отказ от сравнения себя с другими, следует постараться найти интересную деятельность, которая только поспособствует выражению уникальности.

Таким образом, проблема одиночества, потеря себя в цифровой толпе и феномен цифровой сублимации индивидуальности, обозначающий защитный механизм, при котором происходит отказ от самого себя, практикуются действия по общепринятому шаблону, происходит растворение личности в окружающем обществе, имеет комплексный характер, начиная от навязывания определенных стандартов и ценностей в виртуальном мире и заканчивая психологическими особенностями личности, формирующимися под влиянием цифровой социальной жизни.

Список источников:

Артамонов Д.С. Новая цифровая солидарность и «реабилитация» толпы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 2. С. 124-129. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-124-129.

Баева Л.В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, № 4. С. 5-10.

Гадецкий В.Г., Корякина А.А. Особенности цифровизации на муниципальном уровне // Вестник ГГУ. 2020. № 5. С. 23-30.

Гребнев А.Н. Методология коммуникационной научно-образовательной среды // Телематика-2006 : в 3 т. СПб., 2006. Т. 1. С. 220-222.

Кляйненберг Э. Жизнь соло: новая социальная реальность. М., 2014. 278 с.

Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М., 2007. 464 с.

Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Цифровизация: новые риски для людей с инвалидностью. Постановка проблемы // Цифровая социология. 2021. Т. 4, № (3). С. 44-52. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-44-52.

Фонотов А.Г. Коммуникации в эпоху цифровизации // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 4. С. 29-35. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.4.3.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 271 с.

Хомякова С.С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 9-12.

Miller D. Social Media in an English Village (Or How to Keep People at Just the Right Distance). L., 2016. 220 р.

References:

Artamonov, D.S. Novaya tsifrovaya solidarnost' i «reabilitatsiya» tolpy [The new digital solidarity and the "rehabilitation" of the crowd]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 19 (2), 124-129. Available from: doi:10.18500/1819-7671 -2019-19-2-124-129. (In Russian).

Baeva, L. V. (2014) Virtual'naya kommunikatsiya: klassifikatsiya i spetsifika [Virtual communication: classification and specifics]. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 14 (4), 5-10. (In Russian).

Fonotov, A. G. (1990) Communication in the Era of Digitalization. Science Management: Theory and Practice. 3 (4), 29-35. Available from: doi:10.19181/smtp.2021.3.4.3. (In Russian).

Fromm, E. (1990) Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow. 271 р. (In Russian).

Gadetskyy, V. G. & Koryakina, A. A. (2020) Features of Digitalization at the Municipal Level. Vestnik GSU. (5), 23-30. (In Russian).

Grebnev, A. N. (2006) Metodologiya kommunikatsionnoi nauchno-obrazovatel'noi sredy [Methodology of the communication scientific and educational environment]. In: Telematika-2006. Vol. 1. St. Petersburg, рр. 220-222. (In Russian).

Khomyakova, S. S. (2019) Transformatsiya i zakreplenie termina «tsifrovizatsiya» na zakonodatel'nom urovne [Transformation and consolidation of the term "digitalization" at the legislative level]. Molodoi uchenyi. (41 (279)), 9-12. (In Russian).

Klyainenberg, E. (2014) Zhizn' solo: novaya sotsial'naya real'nost' [Solo life: a new social reality]. Moscow. 278 p. (In Russian).

Maklyuen, M. (2007) Ponimanie Media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding media: external human extensions]. Moscow. 464 p. (In Russian).

Meshcheryakova, N. N. & Rogotneva, E. N. (2021) Digitalization: New Risks for People with Disabilities. Problem Statement. Digital Sociology. 4 (3), 44-52. Available from: doi:10.26425/2658-347X-2021-4-3-44-52. (In Russian).

Miller, D. (2016) Social Media in an English Village (Or How to Keep People at Just the Right Distance). London. 220 р.

Информация об авторе А.В. Квиндт - студентка магистратуры 1 курса факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва.

Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.W. Kvindt - 1st year Master's Degree student, Department of Public Administration, Lomono-sov Moscow State University, Moscow, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.