Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VR-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕНАЖЕР-СИМУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Федченко А.Д.

В статье рассматриваются вопросы применения виртуальной реальности в современных технологиях профессионального образования: изучаются понятие и социальные аспекты виртуальной реальности, анализируется применение современных VR-технологий в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 1-1 (100)

УДК 316

А.Д. Федченко

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы применения виртуальной реальности в современных технологиях профессионального образования: изучаются понятие и социальные аспекты виртуальной реальности, анализируется применение современных УК-технологий в сфере образования.

Ключевые слова: виртуальная реальность, УК-технологии, профессиональное образование, тренажер-симулятор.

Среди множества современных технологий, применяемых в профессиональном образовании, особое место занимают технологии виртуальной реальности. Они помогают максимально точно воспроизвести «реальную реальность» и при этом избежать рисков, которые неизбежны при получении практических навыков обучающимися в реальных условиях. Особое значение использование технологий виртуальной реальности имеет при обучении специалистов, связанных с железнодорожными перевозками как видом деятельности повышенной опасности.

Как показывает практика, основная проблема заключается в том, что нередко у некоторых работников локомотивных бригад, отрабатывающих приобретенные знания и навыки на тренажерах-симуляторах, происходит притупление чувства ответственности, так как они осознают, что попали в виртуальную реальность, и их ошибка в действиях не приведет к аварии и реальным человеческим жертвам. Возникает вопрос в эффективности использования тренажеров-симуляторов, как технологии виртуальной реальности в профессиональном образовании. Для ответа на данный вопрос, в первую очередь, необходимо разобраться, что же такое «виртуальная реальность», изучить ее социальные аспекты и как она используется в современных технологиях профессионального образования.

Понятие «виртуальная реальность» создано сравнительно недавно в 1984 г. Считается, что данный термин ввел в научный оборот американский специалист в области компьютерных технологий Дж. Ланьер. Под «виртуальной реальностью» он подразумевал создаваемый на основе компьютерных технологий искусственный мир, с которым в роли субъекта вступает в контакт человек. [1] В свою очередь, российский социолог М.Ю. Говорухин термин «виртуальная реальность» обозначает, как совокупность мыслимых миров, которые доступны с помощью технических средств или воображения. [2]

Необходимо обратить внимание на работы создателя теории «виртуального общества» А. Бюля, который говорит, что в современном мире компьютеры являются средством, производящим зеркальные миры. Он поясняет в своей теории, что в различных подсистемах общества образуются некие параллельные миры, в которых появляются и начинают действовать реальные аналоги механизмов по воспроизводству общества. [3]

Важно обратиться к известному российскому исследователю в области виртуальной реальности А. В. Соколову. Он рассказывает про связь виртуальной реальности с социокультурными, экономическими и политическими процессами. Также он поясняет, что в результате развития компьютерных технологий становится технически обосновано включение компьютерных технологий виртуальной реальности в самые разнообразные сферы жизни человека такие, как воспитание, медицина, политика, образование. [4] Также А.В. Соколов выделяет ряд аспектов виртуальной реальности: сотворенность, при которой виртуальная реальность создается в результате проявления активности константной социальной реальности; самостоятельность, при которой виртуальная реальность имеет свое время, пространство, принципы существования; интерактивность, при которой виртуальная реальность взаимодействует с константной реальностью. [4]

Понятие «виртуальная реальность» в современном ее понимании отображено в статье А.П. Моисеевой, О.А. Мазуриной и О.А. Перепелкина «Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация». По мнению авторов, виртуальная реальность - «это многомерное, трансформируемое, смоделированное, нелинейное, организованное искусственными средствами, изменчивое и относительно самостоя-

© Федченко А.Д., 2020.

Научный руководитель: Авдошина Наталья Владимировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

Вестник магистратуры. 2020. № 1-1 (100)

ISSN 2223-4047

тельное информационное пространство моделей и образов. Оно выступает, как альтернатива и продолжение объективного мира, также оно рефлексируется субъектом с различной степенью достоверности. В рамках виртуальной реальности субъект может взаимодействовать с другими субъектами. [5]

Рассмотрим применение технологий виртуальной реальности (далее - VR-технологии) в сфере образования. Преимуществом данных технологий является создание среды, которую обучающиеся смогут воспринимать через органы ощущения. Технологии виртуальной реальности создают комфортные условия для эффективного получения обучающимися теоретических знаний и практических навыков, особенно это важно для профессионального образования, так как людям с возрастом становится все сложнее усваивать новую информацию.

В наше время уже существует немалое количество проектов крупных компаний, предлагающих свои креативные решения в области виртуальной реальности в образовательной сфере. Например, особую известность в Европе получил проект «ClassVR». Его создатели предлагают полноценный набор средств виртуальной реальности (устройство, программное обеспечение), а также комплексное решение, позволяющее осуществлять массовое обучение. [6]

VR-технологии способны откликаться на движения и действия субъекта, использующего данный прибор. Например, специальный шлем может создать трехмерное изображение, которое реагирует на движение головы пользователя и отдельно его глаз. Технологии виртуальной реальности задействуют стереоскопическое зрение и погружают человека внутрь объемного объекта. Лидером среди VR-технологий в образовательной сфере выступило приложение «Visual Anatomy», позволяющее школьникам и студентам погрузиться в изучение анатомии человека. Данное приложение поспособствовало созданию различных обучающих приложений, с помощью которых можно отправиться в космос, изучить мир атомов, попробовать совершить сложные химические эксперименты. [7]

VR-технологии активно применяются в сфере профессионального образования, например, для подготовки и повышения квалификации работников локомотивных бригад железной дороги и авиа-пилотов используются тренажеры-симуляторы: программные или программно-аппаратные комплексы, имитирующие реальные процессы и ситуации, с целью выработки умений и навыков.

Одной из популярных компаний-производителей тренажеров-симуляторов в сфере железнодорожного транспорта, является ПКБ ЦТ, которая является подрядчиком компании ОАО «РЖД». Одним из приоритетных направлений работы ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» является изготовление и поставка на сеть железных дорог России тренажеров-симуляторов для отработки приобретенных знаний и навыков машинистами локомотивных бригад. [8] Данные тренажеры выполнены на базе реальных пультов управления и обеспечивают моделирование работы всех систем локомотива. Достижение максимально приближенного обучения на тренажере к реальным условиям ведения поездом обеспечивается автоматическим анализом учебной поездки с выводом справок о нарушении безопасности движения, выполнении графика движения поездов.

Опираясь на теорию «виртуального общества» А. Бюля, необходимо подвести итог, что современные технологии способны создать точную копию реальных механизмов, например, тренажер локомотива, благодаря которым система образования выходит совершенно на новый уровень. В наши дни активно используются VR-технологии в образовательном процессе для более эффективного усвоения знаний и отработки их на практике.

Изучению преимуществ и недостатков обучающих технологий с применением виртуальной реальности будет посвящено специальное эмпирическое исследование.

Библиографический список

1.Lanier, J. You Are Not A Gadget: A Manifesto / Jaron Lanier. — London, 2011.

2.Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности / М. Ю. Говорухина. — Екатеринбург, 2004.

3.Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft / A. Buhl. — Opladen, 1997 С. 5-8.

4.Соколов А.В. Информатические опусы. Опус 7. Идея информационного общества / А.В. Соколов. — 2011. № 8. С. 5—24.

5.Моисеева А.П. Виртуализация как трансформация и социальная коммуникация / А.П. Моисеева, О.А. Мазурина, О.А. Перепелкин. — 2010. Т. 316, № 6. С. 141—146.

6.Polymedia [Электронный ресурс] // URL: https://www.polymedia.ru/ (дата обращения: 11.12.2019 г.).

7.Как технологии VR Education меняют современное образование [Электронный ресурс] // URL: https://vr4you.ru/novosti/vr-education (дата обращения: 11.12.2019 г.).

8. Тренажерный комплекс локомотивных бригад [Электронный ресурс]// URL: http://www.inius.ru/index.php/trenazhery-lokomotivnyx-brigad html (дата обращения 2.12.2019 г.).

ФЕДЧЕНКО АННА ДМИТРИЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.