Научная статья на тему 'Виртуальная реальность как метод восстановления двигательных функций'

Виртуальная реальность как метод восстановления двигательных функций Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСУЛЬТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОЕКТ / CEREBROVASCULAR ACCIDENT / REHABILITATION / VIRTUAL REALITY / REHABILITATION METHODS / MOTOR FUNCTION / RESEARCH / PROJECT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рощупкин С.М.

Рассмотрена технология виртуальной реальности как метода восстановления двигательных функций человека, перенесшего инсульт. Отображен результат работы над проектом виртуальной реальности (ВР) для восстановления двигательных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Рощупкин С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY AS A MOTOR FUNCTIONS REHABILITATION APPROACH

The technology of virtual reality is the method of rehabilitation the motor functions of a person who has suffered a stroke is considered. The result of work on the virtual reality (VR) project for rehabilitation of motor functions is displayed.

Текст научной работы на тему «Виртуальная реальность как метод восстановления двигательных функций»

УДК 616.831-005

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

С. М. Рощупкин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: javamobil@mail.ru

Рассмотрена технология виртуальной реальности как метода восстановления двигательных функций человека, перенесшего инсульт. Отображен результат работы над проектом виртуальной реальности (ВР) для восстановления двигательных функций.

Ключевые слова: инсульт, реабилитация, виртуальная реальность, методы реабилитации, двигательная функция, исследования, проект.

VIRTUAL REALITY AS A MOTOR FUNCTIONS REHABILITATION APPROACH

S. M. Roschupkin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: javamobil@mail.ru

The technology of virtual reality is the method of rehabilitation the motor functions of a person who has suffered a stroke is considered. The result of work on the virtual reality (VR) project for rehabilitation of motor functions is displayed.

Keywords: cerebrovascular accident, rehabilitation, virtual reality, rehabilitation methods, motor function, research, project.

Лидирующее место среди неврологических заболеваний занимает инсульт. На данное время более 80 % людей, перенесших инсульт, имеют нарушения двигательных функций ног. Восстановление двигательных функций ног является наиболее сложной и важной составляющей при реабилитации пациента, перенесшего инсульт. Существует достаточно много методик восстановления: метод Р№, технология Экзарта, кинестетика, рефлексотерапия, бобат-тера-пия и другие. Для успешной тренировки традиционными методами требуется большое количество вспомогательных материалов и гимнастического оборудования.

Основная задача, которая необходима для реабилитации пациента, - это восстановление двигательных навыков, сходные с теми, что были до момента инсульта [1]. Для выполнения данной задачи необходимы постоянные тренировки больного в среде, которая максимально приближена к реальной. Также необходимо активное участие пациента в этом, наличие интерактивной обратной связи с ним для контроля выполнения двигательных задач и их корректировки в случае возникновения проблем.

С каждым днем все больше развиваются компьютерные технологии, что позволяет совершенствовать традиционные методы реабилитации пациентов, которые перенесли инсульт. На данный момент большую популярность набирает технология виртуальной

реальности (ВР). Техническая составляющая ВР [2] -это компьютерное моделирование, визуализация и имитация, что позволяет погрузиться в виртуальную среду, достаточно сильно похожую на реальную жизнь.

Для реализации ВР используются компьютерные платформы, мобильные устройства, игровые консоли, очки и шлемы ВР. Благодаря этому, технологии ВР можно применять как в условиях стационара, так и проводить тренировки в домашних условиях. ВР повышает мотивацию, реабилитационный потенциал и психологический статус пациента.

На сегодняшний день можно выделить следующие системы ВР [3]:

1. Настольная ВР.

Погружение в ВР осуществляется через экран компьютера. Управление конечностью производится с помощью контроллера (мышь, клавиатура, джойстик, датчика движения и т. д.). Изучение среды ВР и выполнение действий происходит от первого или третьего лица.

2. Иммерсионная ВР.

Погружение в ВР [4] осуществляется с помощью очков (шлема) ВР, что дает эффект полного интерактивного погружения. Управление конечностью производится с помощью ботинка ВР (ТасИт), перчатки, костюма с обратной связью. Изучение среды ВР и выполнение действий происходит от первого лица.

Информационно-управляющие системы

Уже неоднократно проводились исследования ВР [5] как метода реабилитации после инсульта, проводятся и сейчас. Результаты исследований показывают, что ВР не уступает традиционным методам реабилитации, а в некоторых случаях незначительно, но все же, превосходит их. К примеру, взять эксперимент научной группы из Орхусского университета (Aarhus University, Дания). В ходе эксперимента испытуемые, имеющие проблемы с двигательными функциями, были поделены на две группы, первая группа проходила реабилитацию, используя традиционные методы, а вторая использовала технологии ВР. Конечный результат эксперимента показал, что разницы между состоянием первой группы и второй нет, это говорит о том, что ВР показала себя очень действенным методом реабилитации после инсульта, также можно отметить, вторая группа имела очень высокую степень мотивации и готова была продолжать тренировки в ВР.

Современные системы ВР для восстановления двигательные функций человека, перенесшего инсульт, могут фокусироваться на движениях верхних и нижних конечностей, всего тела. Отслеживать точность выполнения движений пациентом. Имеется возможность проводить тренировки стоя, лежа, сидя. С использованием технологий ВР каждому пациенту можно составлять индивидуальную программу реабилитации, что гораздо упрощает процесс реабилитации, по сравнению с традиционными методами.

В данный момент в Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева ведется работа над проектом ВР, который предназначен для восстановления двигательных навыков ног. Пациенту будет предоставлена возможность выполнить задание, которое несет в себе игровой характер. Он почувствует себя в роли футболиста, которому необходимо забить мяч в ворота (см. рисунок).

Библиографические ссылки

1. Устинова К. И., Черникова Л. А. Виртуальная реальность в нейрореабилитации // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2008. Т. 2, № 4. С. 34-39.

2. Виртуальная реальность как метод восстановления двигательной функции руки / А. Е. Хижникова, А. С. Клочков, А. М. Котов-Смоленский и др. // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2016. Т. 10, № 3. С. 5-10.

3. Galvin J., Levac D. Facilitating clinical decisionmaking about the use of virtual reality within pediatric motor rehabilitation: describing and classifying virtual reality systems // Developmental neurorehabilitation. 2011. Vol. 14, № 2. P. 112-122.

4. Jonassen D. Handbook of Research on Educational Communications and technology // 2nd ed., Lawrence Erlbaum Associates Inc., Publishers, 2014. P. 461-498.

5. Новостной портал «Вести.Медицина». Виртуальная реальность поможет пациентам после инсульта [Электронный ресурс]. URL: https://med.vesti.ru/ no-vosti/issledovaniya-i-otkrytiya/virtualnaya-realnost-pomozhet-patsientam-posle-insulta/ (дата обращения: 09.09.2018).

References

1. Virtualnaya realnost kak metod vosstanovleniya dvigatelnoy funktsii ruki [Virtual reality as an upper limb rehabilitation approach] / A. Ye. Khizhnikova, A. S. Klochkov, A. M. Kotov-Smolenskiy et al. // FGBICU "Scientific Center of Neurology" (Moscow) Publ., 2016. Vol. 10, No. 3. P. 5-10. (In Russ.)

2. Ustinova K. I., Chernikova L. A. Virtualnaya realnost v neyroreabilitatsii [Virtual Reality in Neurorehabili-tation] // FGBICU "Scientific Center of Neurology"

(Moscow) Publ., 2008. Vol. 2, No. 4. P. 34-39. (In Russ.)

3. Galvin J., Levac D. Facilitating clinical decisionmaking about the use of virtual reality within pediatric motor rehabilitation: describing and classifying virtual reality systems // Developmental neurorehabilitation, 2011. Vol. 14, No. 2. P. 112-122.

4. Jonassen D. Handbook of Research on Educational Communications and technology // 2nd ed., Lawrence Erlbaum Associates Inc., Publishers, 2014. P. 461-498.

5. Electronic portal "Vesti.Meditsina". Virtualnaya realnost pomozhet patsiyentam posle insulta. Available at: https://med.vesti.ru/novosti/issledovaniya-i-otkrytiya/ virtualnaya-realnost-pomozhet-patsientam-posle-insulta/ (accessed: 09.09.2018).

© Po^ynKHH C. M., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.