Научная статья на тему 'Виртуальная образовательная среда вуза как условие самореализации студентов (на примере международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в институте психологии Уральского государственного педагогического университета)'

Виртуальная образовательная среда вуза как условие самореализации студентов (на примере международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в институте психологии Уральского государственного педагогического университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS’ SELF-REALIZATION / MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / VIRTUAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / EFFECTIVE ORGANIZATION OF VIRTUAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брунер Татьяна Ивановна

Рассматриваются особенности организации современной виртуальной образовательной среды вуза на примере реализации международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в Институте психологии Уральского государственного педагогического университета. Представлен анализ реализации проекта, описывается структура проекта, а также выделяются условия, способствующие самореализации студентов в рамках данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION OF SELF-REALIZATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF INTERNATIONAL VIRTUAL CULTURAL EDUCATIONAL PROJECT “GLOBAL UNIDERSTANDING” AT THE INSTITUTE OF PSYCHOLOGY, URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

Peculiarities and structure of modern virtual educational environment of a university is discussed on the example of international virtual cultural educational project “Global Understanding” held at the Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University. Analysis of realization of the project is undertaken, its structure is described, conditions that stimulate students’ self-realization are singled out.

Текст научной работы на тему «Виртуальная образовательная среда вуза как условие самореализации студентов (на примере международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в институте психологии Уральского государственного педагогического университета)»

УДК 378.1 ББК Ч 426-268.4

ГСНТИ 15.81.21, 14.35.07

Код ВАК 19.00.07, 13.00.01

Брунер Татьяна Ивановна,

ассистент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ауд. 365; e-mail: bruner@e1.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ВИРТУАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ГЛОБАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ» В ИНСТИТУТЕ ПСИХОЛОГИИ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современная образовательная среда вуза; виртуальная образовательная среда вуза; эффективная организация виртуальной образовательной среды вуза; самореализация студентов.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются особенности организации современной виртуальной образовательной среды вуза на примере реализации международного виртуального культурнообразовательного проекта «Глобальное понимание» в Институте психологии Уральского государственного педагогического университета. Представлен анализ реализации проекта, описывается структура проекта, а также выделяются условия, способствующие самореализации студентов в рамках данного проекта.

Bruner Tatiana Ivanovna,

Assistant Lecturer of the Chair of Social Psychology, Conflictology and Management, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY AS A CONDITION OF SELF-REALIZATION OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF INTERNATIONAL VIRTUAL CULTURAL EDUCATIONAL PROJECT “GLOBAL UNIDERSTANDING” AT THE INSTITUTE OF PSYCHOLOGY, URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

KEY WORDS: modern educational environment of a university; virtual environment of a university; effective organization of virtual environment of a university; students’ self-realization.

ABSTRACT. Peculiarities and structure of modern virtual educational environment of a university is discussed on the example of international virtual cultural educational project “Global Understanding” held at the Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University. Analysis of realization of the project is undertaken, its structure is described, conditions that stimulate students’ self-realization are singled out.

К

лючевой идеей Национального проекта развития российского образования становится развитие личности как субъекта образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению, социализации и самореализации. Реализуя данную идею, современная система высшего образования все чаще ориентируется на личность обучаемого, стремится содействовать раскрытию потенциальных творческих способностей студентов, развитию интеллекта и профессиональных инициатив. В связи с данными тенденциями появляется все больше программ и проектов, предусматривающих существенные изменения в системе высшего профессионального образования, которые предоставляли бы новые возможности для реализации актуальных учебных задач. Такой возможностью становится и переход на новую систему информационного обеспечения процессов подготовки специалистов и создание виртуальной образовательной среды в вузах. Необходимость использования виртуальной образовательной среды

обусловлена объективными изменениями в жизни общества: увеличение динамики современного мира, стремительное развитие информационной инфраструктуры, глобализационные тенденции во всех основных сферах жизнедеятельности - все это привело к изменению требований к выпускникам вузов, конкурентоспособность которых определяется в том числе и умением активно применять прогрессивные информационные технологии при решении профессиональных задач. Встает вопрос о том, как эффективно организовать виртуальную образовательную среду в вузе, чтобы она не только формировала навыки использования информационных технологий, навыки интерактивного поиска и переработки информации, но и действительно способствовала достижению самореализации студентов.

Е. В. Гущена отмечает, что самореализация - это стремление личности к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей с целью максимально качественного выполнения профессиональных обязанностей в значимой для

© Брунер Т. И., 2013

субъекта деятельности (4) При этом отмечается, что наиболее эффективно стремление к самореализации личности формируется именно на этапе студенчества (Е. В. Гущина, Л. В. Лидак, Э. Ф. Николаева и др.). Юношеский возраст - это период самоопределения и саморазвития. Главные новообразования

- это саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению и сознательному построению собственной жизни, осознание личностью своего места в макросреде общественных отношений в целом и образовательной среде вуза в частности. Именно с этого возраста начинает развиваться способность и возможность самореализовываться в социально значимой деятельности (6). Таким образом, мы можем предположить, что такая возможность для студента, как виртуальная образовательная среда вуза, при правильной организации действительно может стать новым максимально благоприятным условием, благодаря которому студент, с одной стороны, будет получать, перерабатывать необходимую информацию, а с другой - создавать и предъявлять продукты собственного интеллектуального творчества во внешнюю виртуальную среду и тем самым двигаться в сторону саморазвития, саморефлексии и самореализации. Очевидно, что для достижения обозначенного феномена необходимо искать новые формы и технологии обучения в рамках виртуальной образовательной среды вуза в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

В целом, под виртуальной образовательной средой, вслед за М. Е. Вайндорф-Сысоевой, мы будем понимать информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникации участников (3). Исследователь выделяет следующие функции виртуальной образовательной среды: информационно-обучающую (представлена в самых разных формах учебная информация), коммуникационную (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса), контрольно-административную (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию) (2). Качество реализации каждой играет значимую роль в достижении оптимального функционирования виртуальной образовательной среды.

Как отмечает Т. С. Носкова, для того чтобы виртуальная образовательная среда оказывала положительное влияние на раз-

витие студента, способствовала его самореализации, эта среда должна соответствовать следующим требованиям: должна быть стабильной и устойчивой, сохраняя и воспроизводя свой образовательный потенциал; должна обеспечивать процесс самостоятельной «добычи» знаний, а не получение их в готовом виде; взаимодействие в рамках данной среды должно быть направлено на достижение конкретной цели, связанной не только с обучением, но и с реализацией определенных социальных функций (с организацией совместной деятельности по решению профессиональных задач, с презентацией продуктов творчества и т.п.); образовательная среда должна быть высоко оснащена (компьютерными рабочими местами и доступом к каналам внутривузовской и интернет- телекоммуникации); должно осуществляться квалифицированное сопровождение и поддержание виртуальной образовательной среды: грамотное проектирование электронных и телекоммуникационных ресурсов, а также поддержание благоприятной психологической атмосферы во взаимодействии субъектов виртуальной образовательной среды (5).

Приняв во внимание представленные выше концепции, попробуем проанализировать опыт реализации виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» на базе Института психологии Уральского государственного педагогического университета. Данный проект инициирован Университетом Восточной Каролины (г. Гринвилл, США) и объединяет университеты более чем из 23 стран в Африке, Азии, Америке и Европе. Цель проекта заключается в приобретении учащимися опыта непосредственного меж-культурного взаимодействия через создание виртуальной образовательной среды. В целом, проект дает возможность познакомиться с другими культурами в ходе непосредственного общения с их представителями, не выходя из учебной аудитории, а также совершенствовать английский язык. Суть проекта заключается в следующем: в течение семестра студенты последовательно взаимодействуют с четырьмя университе-тами-партнерами. Период работы с каждым из университетов составляет около 4 недель. Каждый четырехнедельный блок обучения начинается с вводных занятий, на которых дается общая информация об одной из стран-участников проекта. Затем студенты стран-партнеров делятся на подгруппы и общаются друг с другом при помощи интернет-технологий. Основными средствами виртуальной межкультурной коммуникации в рамках проекта становятся:

• видеоконференции в мини-группах,

• индивидуальные чаты,

• переписка по электронной почте,

• форум,

• сайт проекта.

Такое телекоммуникационное межличностное общение в рамках проекта играет значимую образовательную роль, поскольку характеризуется следующими стандартизированными параметрами: закрытостью (четкая ограниченность численности участников), широтой коммуникационных каналов (мультимедийность), регламентированностью общения (тематическая за-данность, контроль за результатами совместной деятельности участников, рефлексия). Как необходимая часть образовательного процесса обеспечивается виртуальная внеаудиторная работа между всеми субъек-тами-партнерами: «студент» - «педагог»; «студент» - «студент-партнер»; «педагог» -«педагог-партнер»; «педагог» - «технический специалист-партнер»; «технический специалист» - «технический специалист-партнер». Таким образом, у каждого участника проекта появляется возможность взаимодействовать с иностранными партнерами, ощущая при этом полноценное участие в международном образовательном процессе (необходимо отметить, что проект ставит новые задачи и одновременно создает условия самореализации и для профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего реализацию учебного процесса в рамках проекта).

Учебная программа проекта составлена таким образом, что в ходе занятий рассматриваются все основные сферы жизни общества каждой отдельной страны, с которой идет непосредственное взаимодействие: образование, наука, культура, традиции, отдых, семья и т. д. Таким образом, проект дает множество социокультурных знаний о стра-нах-участницах. Необходимо отметить, что данный проект представляет уникальную возможность изучать не только особенности иностранной культуры, но и ценности, отношения, стереотипы восприятия, что достаточно сложно изучать в стандартных общеобразовательных условиях. Для достижения взаимопонимания, творческого взаимодействия и самореализации используются различные выразительные средства письменного и устного текста в сочетании с мультимедийными возможностями (просмотр подготовленных студентами презентаций, фильмов, слайдов и т. п.; демонстрация в онлайн-режиме объектов, имеющих культурную ценность, выражающих традиционный национальный колорит), что должно способствовать запуску психологических механизмов эмпатии и идентификации (1). Особое вни-

мание уделяется «эмоционально-ценностным» компонентам общения, передаче отношений, позиций, ценностных установок, рефлексии - важнейшим структурным компонентам самореализации.

В целом, структуру виртуального меж-культурного образовательного проекта «Глобальное понимание» можно представить, опираясь на основные функции виртуальной образовательной среды (представленные выше), в виде трех взаимодействующих и взаимообусловленных блоков:

1) «ресурсный» блок, включающий специально оборудованную аудиторию, электронный учебно-методический комплекс, тематический сайт проекта, а также кадровые ресурсы - куратор проекта, преподаватель, сопровождающий межкультур-ное взаимодействие студентов, технические специалисты;

2) коммуникационный блок - онлайн-конференции, чаты, электронная переписка, закрытый сайт и форум для преподавателей, ежегодная международная конференция по обмену опытом для организаторов проекта «Глобальное понимание»;

3) контрольно-административный блок

- тестирование студентов, формирование учебных групп студентов для участия в проекте, управление учебным курсом, учет посещаемости занятий студентами и успеваемости, присвоение сертификатов студентам по итогам участия в проекте, продвижение и PR проекта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровне.

Итак, проект становится адекватным средством виртуальной межкультурной коммуникации, позволяющим, с одной стороны, получать новую информацию и знания о странах-участницах проекта, а также повышать уровень владения иностранным языком, а с другой стороны - предоставляющим студентам возможность презентовать свой собственный творческий продукт, самореализовываться, обеспечивая тем самым активное вхождение вуза в мировую виртуальную культурно-образовательную среду. В поддержку данных тенденций с января 2013 г. проект представлен собственным сайтом (http://globalunderstan.ucoz.ru), разработанным таким образом, чтобы отразить три наиболее значимых уровня функционирования. Первый уровень - презентационный, он позволяет представить посетителям исчерпывающую информацию об истории развития проекта, его целях и задачах, основных персоналиях, о странах-партнерах, а также значимых результатах реализации проекта. Данный уровень информации в текущем времени представляет

культурную и образовательную значимость проекта, в том числе и для иностранных коллег (с этой точки зрения сайт разрабатывается на двух языках). Второй уровень -деятельностный, он позволяет, с одной стороны, обеспечить доступ студентов - участников проекта ко всем необходимым электронным материалам, для подготовки к занятиям, а с другой - представить актуальную деятельность преподавателей и студентов, а также совместную работу с партнерами. Третий уровень - коммуникационный, он способствует развитию виртуального сотрудничества, привлечению студентов к участию в проекте. На сайте можно задать любой интересующий вопрос организаторам, прокомментировать каждую рубрику, записаться на тестирование.

Таким образом, данный международный виртуальный культурно-образовательный проект, отвечая всем основным требованиям к эффективной организации виртуальной образовательной среды, позволяет расширять потенциальные возможности развития студентов посредством активного познавательного творчества, не-

посредственной межкультурной коммуникации, а также способствует получению, интеграции и переработке информации по основным разделам учебной программы проекта. Потенциал самореализации субъекта в рамках виртуального образовательного пространства данного проекта заключается в том, что каждый студент-участник становится не только потребителем размещенных в виртуальной среде ресурсов, но и творцом, презентатором собственного продукта. Итак, опираясь на концепции эффективной организации виртуальной образовательной среды и современные представления о самореализации студентов, мы можем прогнозировать высокий культурно-образовательный потенциал международного проекта «Глобальное понимание», который позволяет реализовывать новые форматы учебного взаимодействия, способствует постижению себя и повышению эффективности коммуникации всех участников образовательного процесса, создает новые условия для творческого самопроявления студентов через специально организованное виртуальное взаимодействие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовский Г. А., Носкова Т. Н., Макогоненко Л. С. Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации // Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1997.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы глоссарий : учеб. пособ.. М. : МГОУ, 2010.

4. Гущина Е. В. Самореализация личности в условиях развивающей образовательной среды вуза : автореф. дис. ... канд. психол. Наук. Сочи, 2010.

5. Носкова Т. Н. Новое измерение информационно-образовательного пространства современного университета // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцина. 2005. №9.

6. Перевощикова Г. С. Социально-культурные практики в основе организации воспитательного процесса в вузе // Психология в вузе. 2010. №5.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.