ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Е. Вайндорф-Сысоева
В Московском государственном областном университете (далее -МГОУ) с использованием инновационных технологий, реализованных в среде Интернет, была разработана и реализована виртуальная образовательная среда. В организационном отношении она представляет собой единую территориально распределенную систему педагогического взаимодействия на основе традиционного и инновационного образовательного пространств.
Проблема повышения эффективности и качества образования личности сегодня остается неизменно актуальной и ее разрешение напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя. Он должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить обучаемых самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов и т. д. Современный учитель, независимо от стажа работы - это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям. Он должен в совершенстве владеть компьютером, активно внедрять и систематически применять информационные и коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты и научные форумы, новостные ленты и доски объявлений, учительские сетевые сообщества и средства виртуальной образовательной среды - все это становится неотъемлемыми инструментами педагогической и научно-исследовательской деятельности современного учителя.
Научить современного учителя свободно владеть и постоянно использовать в работе технологии информации и коммуникации -приоритетная задача в системе повышения квалификации МГОУ.
Учитывая разницу в подходах к взаимодействию и обучению учителей разных возрастных групп и имеющих разный опыт педагогической деятельности, особенно в вопросах применения технологий информации и коммуникации, творческим коллективом
152
преподавателей под руководством автора данного доклада на базе кафедры Методики дистанционного образования и новых образовательных технологий МГОУ была разработана и реализуется концепция организации виртуальной образовательной среды в подготовке к инновационной деятельности молодых учителей и учителей, имеющих опыт работы по традиционным технологиям. В её основе - подход, при котором образовательная программа не сводится только к повышению компьютерной грамотности, изучению основ информатики, формированию представления о существующих программных средствах обучения. Формируется готовность применять новые информационные и педагогические технологии в предметном обучении, вырабатываются умения и навыки самостоятельного проектирования и конструирования тематических курсов в виртуальной образовательной среде с учетом собственных педагогических целей и задач. При этом в процессе обучения учитываются: возрастные особенности слушателей, начальный уровень
владения персональным компьютером, педагогический опыт и т.д. На основе полученных данных формируется программа повышения квалификации.
Инновационность концепции заключается в интеграции традиционных успешных методик и технологий повышения квалификации учителей, ранее недоступных вне виртуальной образовательной среды (разделенность обучающихся и преподавателя во времени и пространстве, возможность массового обучения и др.). Стратегическая линия разработки концепции - ориентация в подготовке учителя на освоение инноваций в профессиональной деятельности. В процессе исследования были выявлены закономерности организации виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности: (а) взаимозависимость выбранной формы обучения и ее последующего применения в профессиональной деятельности; (б) обучение с опорой на наличие опыта в области технологий информации и коммуникации (молодые учителя) или традиционной деятельности учителя (опытные учителя); (в) комплексного использования различных источников информации, методик их реализации, технологий использования и интеграции обратных связей, проектирования новых систем обучения.
Виртуальная образовательная среда строится на следующих подходах: антропоцентрический (личностно-ориентированный), ан-драгогический (учет особенностей обучения взрослых), системный (учет всех факторов обучения в комплексе), деятельностный (обу-
153
чение в среде обучения), компетентностный (нацеленность на формирование компетенции), аналитический и футуральный (ориентированные на профессиональные интересы обучающихся и будущую профессиональную деятельность). В виртуальной образовательной среде определены уровни подготовки учителя к инновационной деятельности, а именно: (а) просвещение, (б) обучение (погружение в виртуальную образовательную среду, традиционные занятия, базовые курсы, мастер-классы, семинары, модульные курсы, переподготовка), (в) апробация, (г) внедрение.
С целью реализации концепции были уточнены используемые ранее в традиционной образовательной среде, разработаны новые, апробированы и внедрены в практику повышения квалификации учителей следующие технологии: (а) обучение в среде обучения (наиболее важная технология, которая позволяет обучать учителя в среде будущей профессиональной деятельности), (б) подготовка к инновационной деятельности молодых учителей и учителей с опытом работы, (в) технологии разнопрограммного профессионального обучения учителей, (г) использования средств виртуальной образовательной среды в учебном процессе (дискретные лекции, интернетконференции, форумы, блоги и др.) и др.
Организационно-педагогические условия реализации концепции способствовали повышению эффективности подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности (применение виртуальной образовательной среды, учет вариативных и инвариантных составляющих дидактической системы, обучение в среде обучения; обучение в зависимости от опыта работы, в разнопредметных группах).
Прогнозируемый результат по итогам реализуемой концепции организации виртуальной образовательной среды - готовность педагогических кадров к инновационной деятельности на различных уровнях: репродуктивном («делай, как я»), с использованием профессиональной педагогической поддержки («спроси нас»), умение решать задачи нестандартного содержания («думай, как мы учили»). Определяющим сущность виртуальной образовательной среды является то, что преподаватель в ней, с одной стороны, обучающий, с другой стороны, приобретающий новую квалификацию, достижение которой является целью программы обучения. А именно профессиональное становление учителей и преподавателей, мотивированных на осуществление инновационного обучения, приращения этой новой
154
квалификации к квалификации учителей традиционной системы образования.
Каждый шаг обучающегося в направлении повышения и расширения квалификации подразумевает дальнейший процесс совершенствования и самосовершенствования в соответствии с требованиями и вызовами, которые предъявляет к учителю развитие общества и система образования.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Инновационная составляющая многоуровневой системы подготовки педагогических кадров (с разным опытом работы) к профессиональной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник МГОУ: серия «Педагогика», 2009, № 2. - С. 171178.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Информационные пути - новый этап в развитии образования [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник МГОУ: серия «Открытое образование». - 2006, № 2 (Т. 1). - С. 13-22.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Концепция многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности [Текст]: монография / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Изд-во МГОУ, 2008. - 217 с.
4. Вайндорф-Сысоева М. Е. On-line технологии в подготовке будущего учителя [Текст] / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Социальногуманитарные знания. - М., 2006, № 4. - С. 86-94.
155