ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.31
А. Б. Кондратенко
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Рассматривается инновационная технология организации учебного процесса в виртуальной образовательной среде Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, построенной на платформе SharePoint. Представлена ее структура, описано назначение и функции наиболее важных вкладок.
This article considers the innovative technology of educational process organization in the virtual environment of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics built on the SharePoint platform. The author describes its structure, as well as the purpose and functions of its most important enclosures.
Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, дистанционное обучение, технология обучения, «Виртуальный Кампус МЭСИ».
Key words: virtual learning environment, remote training, educational technology, MESI campus.
Виртуальная образовательная среда Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является системой дистанционного обучения (СДО). Эта система представляет собой платформу, в которой организуется и происходит весь процесс обучения. СДО состоит из множества инструментов, предназначенных для той или иной работы в сети: форумы, чаты, система тестирования, система обмена файлами, электронная ведомость, виртуальные классные комнаты, блоги, виртуальные лаборатории и т. д. Она получила широкое распространение в США и Европе, что обусловлено хорошим уровнем интернет-коммуникаций и компьютерной грамотности населения. Немалую роль сыграла и техническая (компьютерная) оснащенность потенциальных студентов онлайн-программ. Именно эти три фактора осложняют развитие интернет-образования в России: уровень интернет-коммуникаций сравним с европейским только в Москве и центральных городах России, уровень компьютерной грамотности и технической оснащенности потенциальных студентов достаточно низкий. Поэтому на данный момент внедрение новых технологий в дистанционном образовании России в полном масштабе практически невозможно. Однако это вовсе не значит, что университеты не должны развиваться и предоставлять своим студентам актуальные и новые знания и навыки. Необходимо использовать и развивать новые технологии в образовании.
7
Для решения данной проблемы в МЭСИ была разработана система дистанционного обучения «Виртуальный Кампус МЭСИ» [4]. Суть этой системы заключается в том, что интернет-образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты могут пользоваться СДО «Виртуальный Кампус МЭСИ», в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, есть доступ к различным онлайн-библиотекам и источникам. На сегодняшний день подобная система дистанционного обучения используется во многих европейских университетах и является наиболее подходящей в сложившейся ситуации в России [1; 2].
СДО «Виртуальный Кампус МЭСИ» предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин: можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, проверить свои знания по предмету, ознакомиться с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. СДО позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин: аудио- и видеозаписи, анимации и симуляции. СДО имеет форум и встроенный e-mail, что позволяет общаться с одногруппниками, находясь вне вуза, а также взаимодействовать с преподавателем и задавать все необходимые вопросы, не дожидаясь лекций.
СДО «Виртуальный Кампус МЭСИ» построена на платформе SharePoint. Это веб-ориентированная платформа для совместной работы и система управления документами, разработанная и реализуемая компанией Microsoft [3, с. 96].
Структура главной страницы проста и удобна: здесь студент может найти полезные ссылки, объявления, информацию о работе отдела поддержки электронного обучения, а также заполнить заявку для необходимых ему целей.
В верхней части каждой страницы расположена панель навигации.
В разделе «Обучение» размещен список курсов, по которым слушатель проходит обучение. По каждой ссылке есть возможность перейти в рабочую область. В каждой рабочей области находятся форумы, объявления и раздел «Обмен файлами».
Также в разделе «Обучение» слушатель может найти ссылки на сайты по всем изучаемым им дисциплинам. На этих сайтах ведется обучение с использованием технологий e-Learning, в число которых входят форумы. Консультационный: форум действует в течение всего семестра и предназначен для общения преподавателя и студента по интересующим вопросам. Все остальные форумы работают в зависимости от выбранного преподавателем срока.
При ответе на форуме важно учитывать, какая именно кнопка «Ответ» нажимается. Поскольку по умолчанию структура ответов иерархическая, следует отвечать именно на соответствующий пост, чтобы не нарушать иерархию. При написании текста его можно форматировать в зависимости от представленных инструментов: сделать разный размер шрифта, поменять стиль текста, изменить его цвет, сделать жирным, подчеркнутым или курсивом. Также можно вставить таблицу или
гиперссылку, оформить текст нумерованным или маркированным списком, выровнять по абзацам. Для корректной работы как форума, так и всей системы SPP рекомендуется использовать Internet Explorer.
«Тестирование» — раздел, в котором слушатель может пройти тесты. На сегодняшний день система тестирования в МЭСИ находится в экспериментальном режиме, однако уже в осеннем семестре 2012 г. она будет функционировать на 100 %. Тесты делятся на самопроверочные и итоговые. Тесты первого типа можно проходить неограниченное количество раз, а второго — от одного до трех (в зависимости от выбора преподавателя).
Интерфейс системы тестирования очень прост:
1. «Неактивные» — тесты, к которым выдан допуск, но не наступил срок прохождения.
2. «Активные» — тесты, которые можно пройти в данный момент.
3. «Отправленные» — успешно пройденные и отправленные тесты.
4. «Просроченные» — тесты, которые слушатель не успел пройти.
5. «Завершенные» — тесты, которые завершены.
6. «Все» — все тесты сразу.
В случае если тест является активным, но не запускается, есть альтернативный способ его открыть: достаточно нажать на название теста и в контекстном меню выбрать «Запустить».
«Библиотека» — основное хранилище электронных учебников и учебных материалов. Учебные материалы для слушателей, как правило, включают в себя следующие компоненты:
— презентации, проецируемые на экран во время чтения лекций или проведения практических заданий;
— раздаточные материалы, включающие задания и формы для заполнения слушателями, которые обычно ксерокопируются и раздаются перед началом занятий;
— учебные пособия, практикумы, статьи, хрестоматии, используемые слушателями для подготовки к занятиям и контрольным мероприятиям;
— развернутые программы курсов, списки источников литературы, методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных, курсовых и практических работ.
Все перечисленные категории учебных материалов созданы с помощью программных средств и хранятся в электронном виде. Учебники по всем изучаемым слушателями дисциплинам размещены в формате SCORM. SCORM — это стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Он позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Выбрав интересующий учебник, следует нажать кнопку «Запустить».
«Блоги» — раздел, содержащий веб-узлы, с помощью которых люди и группы могут быстро обмениваться идеями и информацией. В блогах находятся датированные сообщения, которые отображаются в обрат-
9
10
ном хронологическом порядке. Посетители такого узла могут комментировать чужие сообщения, а также добавлять ссылки на интересные веб-узлы, фотографии и другие блоги, относящиеся к данной теме.
«Справка» — раздел, содержащий полезную информацию об СДО «Виртуальный Кампус МЭСИ»
Как показывает практика, применение СДО «Виртуальный Кампус МЭСИ» повышает качество обучения студентов.
Список литературы
1. Болотин И. Н. Открытое образование. Дистанционное // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 75—82.
2. Гринкруг Л. С. Проблемы обновления образовательной системы вуза / / Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 20 — 26.
3. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 93 — 99.
4. Виртуальный Кампус МЭСИ. URL: https://study.mesi.ru (цата обращения: 25.03.2012).
Об авторе
Анатолий Борисович Кондратенко — д-р пед. наук, проф., Калининградский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
E-mail: [email protected]
About author
Prof. Anatoly Kondratenko, Kaliningrad branch of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI).
E-mail: [email protected]
УДК 37.028.523:377.181.15.
Е. И. Мычко, А. В. Сапунов
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ РОССИИ
Рассматривается технология формирования учебно-исследовательской культуры во время обучения в сельской школе Калининградской области на уроках истории западной России. Показано, что процесс формирования учебно-исследовательской культуры может стать более результативным, если большее внимание будет уделено самостоятельной исследовательской деятельности школьников, под которой подразумевается выполнение заданий с помощью полученных исследовательских ЗУНов, а также подготовка как индивидуальных, так и групповых исследовательских проектов.
This article discusses the technology of formation of learning and research culture at schools of the Kaliningrad region in lessons on the history of western Russia. The process of learning and research culture formation will be