Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симонова Маргарита Михайловна, Камнева Елена Владимировна

В статье отмечаются особенности нахождения в онлайн-пространстве, вопросы определения виртуальной идентичности и ее безопасности, отмечаются риски безопасности и необходимость цифрового доверия, которое возможно при создании необходимой защиты виртуальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Симонова Маргарита Михайловна, Камнева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL STATE AND ADAPTATION OF PEOPLE OF «PRE-RETIREMENT AGE»

The article notes the features of being in the online space, the issues of determining virtual identity and its security, notes security risks and the need for digital trust, which is possible when creating the necessary protection of virtual identity.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Виртуальная идентичность и цифровое доверие личности в цифровой экономике

Симонова Маргарита Михайловна,

к.с.н., ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: MMSimonova@fa.ru

Камнева Елена Владимировна,

к.п.н., ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: EKamneva@fa.ru

В статье отмечаются особенности нахождения в онлайн-пространстве, вопросы определения виртуальной идентичности и ее безопасности, отмечаются риски безопасности и необходимость цифрового доверия, которое возможно при создании необходимой защиты виртуальной идентичности.

Ключевые слова: виртуальная среда, цифровое доверие, виртуальная идентичность, безопасность.

со

I_

CJ

см

03

Технический прогресс принес множество возможностей, от искусственного интеллекта до больших данных, от криптовалюты до блокчейна, человечество постоянно сталкивается с неизбежными технологическими революциями, революционными изменениями и сменой парадигм. С появлением виртуального пространства человеческое существование приобрело новое измерение: «виртуальное». Это «новое пространство», открытое для многих интерпретаций, было признано философской категорией и было предметом рассуждений многих мыслителей: Делёза, Леви, де Керхове [2; 3].

Однако если мы выходим за пределы понятийного уровня, то понимаем, что сегодня для нас существует «виртуальное», потому что существует и окружает нас нечто очень реальное: техника. Мы обсудим эту перспективу и эффект, который оказали на нас «виртуальное» пространство и связанные с ним технологии: рождение трех новых черт для каждого человека, живущего в цифровом обществе: виртуальная человеческая идентичность, цифровая идентичность и виртуальное место жизни. Прежде всего, что такое понятие «идентичность»? Этот термин, уже сбивающий с толку в реальном мире, рискует стать еще более запутанным в виртуальном мире.

Идентичность связана с особенностями человека и тем, что делает его уникальным или, наоборот, похожим на других. Идентичность может быть определена с внутренней точки зрения или с точки зрения ее взаимодействия с окружающей средой.

В прошлом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) действовали исключительно как агенты трансформации в корпоративном и деловом мире. Долгое время Интернет и Сеть вели себя как места для размытых, безликих толп. Затем, менее чем за несколько десятилетий, с внезапным ускорением влияние переместилось на человека. Определенный набор появляющихся технологий (например беспроводные, локальные и микро/нанотехнологии) влияет на частную и интимную сферу человека, где находятся личность, репутация и конфиденциальность. При этом виртуальное и реальное измерения начинают смешиваться, а иногда даже сталкиваться.

Информационные и коммуникационные технологии сформировали концепцию «идентичности» в цифровом мире, применяя атрибут «виртуальный» к заголовкам идентичность: «я», «меня», «я», «личность». Результат называется виртуальной идентификацией (VID).

Понятие идентичности допускает множество уровней сложности в своем широком семантическом поле, и оно постоянно меняется.

Цифровой мир так сильно вплелся в нашу жизнь, что больше нет четкой границы между ним и физическим миром. Теперь это часть нас, добавляющая еще одно измерение к тому, кто мы есть и кем мы станем.

Люди больше не только представляют физические личности, но и представлены как разрозненный набор информации, живущей в онлайновом, и в офлайновом мире, которые в сочетании создают наиболее полную картину того, кто они есть. Задача состоит в том, чтобы сохранить эти разрозненные элементы идентичности людей вместе и в безопасности.

Виртуальное присутствие означает, что часть личности живет в форме оцифрованной информации. Таким образом, в то время как личности могут свободно существовать в бескрайних джунглях взаимосвязанных возможностей, эти части оцифрованной информации, от имен пользователей до паролей и профилей, часто находятся вне контроля человека, существуя независимо друг от друга на платформах по всему Интернету. Это влечет за собой огромные возможности, но также и значительный риск.

Люди сохраняют виртуальную личность при участии в онлайн-сообществах, они могут варьироваться от сообществ, находящихся на страницах форумов [7], до сообществ внутри игр, подключенных через Интернет [3].

Один из главных споров о том, полезно или вредно иметь виртуальную идентичность, в центре которого находится изоляция от реального социального мира, то есть физического. Это основано на исследованиях, показывающих, что участники, которые проводят много времени в Интернете, проводят меньше времени со своими семьями и друзьями, исследования говорят об ухудшении отношений с близкими, эти исследования также обнаруживают корреляцию между использованием Интернета и возникновением депрессии [8]. Другие исследования показывают, что использование Интернета полезно для социальных отношений и благополучия, поскольку те, кто пользуется Интернетом, как правило, общаются с людьми, которых они знают в автономном режиме, а это всего лишь еще одно средство общения [5]. Интернет облегчает поиск других людей, которые придерживаются тех же мнений, интересов и убеждений, что и он сам, поэтому человеку легче выразить себя в обстановке, где он и его убеждения не будут оспариваться, и поэтому когнитивный диссонанс не будет происходить. Если бы их убеждения не были приемлемы в их физической группе, это также было бы способом избавиться от возникшего когнитивного диссонанса. Поведения, связанные с виртуальной идентичностью, показывают, что эта идентичность, как правило, является способом помогающим людям быть самими собой, обнаруживать дополнительные характеристики, вести себя и демонстрировать убеждения, не беспокоясь о последствиях, которые могут представлять угрозу в физическом мире.

Есть исследования, в которых утверждается, что Интернет может быть решением для людей, у которых нет возможности выйти из дома, в этих случаях Интернет может помочь снять депрессию и стать инструментом, который более молодые люди могут использовать для развития своей личности, как это делают их мобильные сверстники вне дома. Например, исследование, посвященное инвалидам, показало, что одной из функций онлайн-групп является именно социальная поддержка. Возможность получить социальную поддержку от сообщества, оставаясь анонимным, более выгодна, чем получение поддержки от физических групп, поскольку до них легче добраться и меньше вероятность последствий.

Существует большое разнообразие способов, с помощью которых люди используют Интернет, и большинство исследований сосредоточены только на одной области. Например, значительное количество исследований сосредоточено на деятельности «блогеров» или людей, которые играют в онлайн-игры с использованием авата-ров [4]. В настоящее время, люди, как правило, используют более одного аспекта Интернета, а также многие молодые люди отошли от блогов, которые когда-то были тенденцией, и вместо этого выражают свои взгляды на сайтах социальных сетей [9].

Виртуальной идентичности сложно точно дать конкретное определение, поскольку оно охватывает множе-

ство различных аспектов, став неотъемлемым достоянием человека в цифровом мире, а сложность связанных с ней вопросов пропорционально возрастает.

Иногда виртуальная идентичность используется в том же значении, что и цифровая идентичность или частичная цифровая идентичность, и здесь уже возникает ещё один аспект идентичности - это цифровое доверие, при котором цифровая идентичность становится центральным элементом современной цифровой экономики.

Возникает ещё один аспект и ещё одна проблема: наша идентичность остается разделенной смесью онлайновой и офлайновой информации, принадлежащей не отдельному человеку, а различным государственным органам и организациям. И она уязвима для хакер-ских атак, манипуляций и мошенничества. В последнее время распространение киберпреступности сказалось на уровне доверия и, как следствие, на экономике. В современном мире больше нет уверенности в том, что кто-то, использующий онлайн-сервис, является тем, кем он себя называет, что оказывает чрезвычайно разрушительное воздействие на человека и бизнес.

Таким образом, в условиях нынешнего экономического состояния, возникает проблема цифрового доверия, решение которой жизненно важно.

По мере того, как экономика переходит в онлайн, возникает понимание, что неотъемлемое доверие, существующее в физическом мире, когда человек может видеть и знать, с кем он взаимодействует, автоматически не будет воспроизведено в цифровом мире. Развитие цифровых технологий диктует необходимость построения цифрового доверия, которое можно определить, как степень уверенности индивида и уверенности потребителя в бизнесе, когда речь идет о проведении безопасных и надежных цифровых транзакций. Таким образом, компании, которые имеют проверенный опыт обеспечения безопасности и защиты конфиденциальности в своих процессах и технологиях, с большей вероятностью будут испытывать более высокий уровень цифрового доверия.

Цифровое доверие является важной частью нового виртуального мира. Тем не менее, люди и клиенты инстинктивно не доверяют, особенно в связи с частыми новостями о взломе данных и мошенничестве, появляющимися в средствах массовых информации. В результате формирование доверия к цифровой жизни - это процесс взращивания, требующий постоянной поддержки.

Есть много причин, по которым потребители испытывают недоверие к цифровым технологиям. Отсутствие доверия у некоторых потребителей связано с их собственным негативным опытом предыдущих нарушений безопасности цифрового банкинга. Других просто беспокоит отсутствие человеческого контакта, а некоторых останавливает рост уровня мошенничества. Кроме того, поскольку мир продолжает переходить на цифровые технологии, многие клиенты начинают понимать важность и ценность своих личных данных.

Цифровое доверие - это доверие личности к виртуальной среде, приводящее к ощущению взаимодействия онлайн с реальным человеком, а не с ботом или еще с кем-то, притворяющимся тем, кем он в реальности не является.

Интернет-пользователь также должен убедиться, что системы, на которые он опирается, безопасны, надежны и сохраняют конфиденциальность. Безопасность включает в себя защиту людей, организаций, устройства и инфраструктуру от краж, несанкционированного обмена данными и нарушения прав человека. Речь также идет об этике, справедливости и инклюзивности.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

Когда человек использует цифровые продукты и услуги, он подтверждает, что доверяет им и всей экосистеме вокруг них.

Хотя доверие является абстрактным понятием, оно необходимо для создания лучшей цифровой экосистемы.

Если люди не знают достоверно, с кем они взаимодействуют в сети, что задействованные технологии и процессы безопасны и этичны, то они прекратят взаимодействие в сети. И если многие из людей потеряют доверие к онлайн-сервисам, значительная часть мировой экономики и, следовательно, общество начнет разрушаться.

Это заставляет задуматься о том положительном влиянии, которое построение цифрового доверия может оказать на жизнь современного общества, о ценности, которую построение цифрового доверия может принести обществу и экономике во всем мире.

На данный момент важным является улучшение цифровой идентификации. Безопасная система цифровой идентификации должна предлагать: защиту (строгие методы обеспечения кибербезопасности развиваются постоянно для смягчения угроз и блокировки непреднамеренных или несанкционированных доступов, раскрытие или манипулирование данными); целостность данных: (безопасные системы поддерживают цифровую идентификацию целостности данных, хотя отдельные лица должны иметь возможность потребовать удалить их данные); ответственность (платформы должны включать контрольный и ответственность в случае утечки или нарушения безопасности).

Чувство безопасности, наряду с доверием и уважением, входит в состав социальных ресурсов, поддерживающих стабильность личности. В научных публикациях наряду с чувством или переживанием безопасности в качестве аналогичного понятия используется термин «безопасность» личности, отражающий ее субъективную оценку условий окружающей среды, имеющих отношение к ее безопасности. [1].

Цифровая идентичность будущего должна быть направлена на максимизацию ценности для отдельного пользователя. Сосредоточившись на отдельных лицах, владельцы систем могут лучше обслуживать их и управлять внедрением их данных в систему цифровой идентификации.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. - М.: ФГБ-НУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. - С. 280-284.

2. Делёз, Ж. (1990). Логика смысла. Лондон: Атлон Пресс.п. 28. ISBN1-4742-3488-7.

3. Anderson, R. (2007). Born Again: A Prosthetic You. Boder Crossings, Vol.26 Issue 1, 66.

4. Beals, L.M. (2010). Content creation in virtual worlds to support adolescent identity development. New directions for youth development, 45-53.

5. Gross, E.F. (2004). Adolescent Internet use: What we expect, what teens report. Journal of Applied Developmental Psychology, Vol.2, 5 Issue 6, 633-649.

6. Kerckhove D. The Skin of Culture: Investigating the New Electronic Reality. - London: Kogan Page Ltd, 1998.

7. Moon, J.P. (2006). Improving Quality of Life Via Blogs and Development of a Virtual Social Identity. Journal of Information Technology Management Volume XVII, Number 3, 127-138.

8. Sanders, T.F. (2000). The relationship of Internet use to depression and social isolation among adolescents. Adolescence, 35(138), 237-42.

9. Tam, D. (2012). Teens love texting and social networks but ignore e-mail. Retrieved 12 06, 2012, from Cnet News. - URL: http://news.cnet.com/8301-1023_3-57470487-93/teens-love-texting-and-social-networks-but-ignore-e-mail/

FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL STATE AND ADAPTATION OF PEOPLE OF «PRE-RETIREMENT AGE»

Simonova M.M., Kamneva E.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article notes the features of being in the online space, the issues of determining virtual identity and its security, notes security risks and the need for digital trust, which is possible when creating the necessary protection of virtual identity.

Keywords: virtual environment, digital trust, virtual identity, security. References

1. Baeva I.A. Psychological safety of the educational environment: how to create and measure it // Ecopsychological research - 6: ecology of childhood and psychology of sustainable development: collection of scientific articles. Ed. by V.I. Panov. - Moscow: FSBI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education"; Kursk: University Book, 2020. - P. 280-284.

2. Deleuze, J. (1990). The logic of meaning. London: Athlone Press.p. 28. ISBN1-4742-3488-7.

3. Anderson, R. (2007). Born Again: A Prosthetic You. Boder Crossings, Vol.26 Issue 1, 66.

4. Beals, L.M. (2010). Content creation in virtual worlds to support adolescent identity development. New directions for youth development, 45-53.

5. Gross, E.F. (2004). Adolescent Internet use: What we expect, what teens report. Journal of Applied Developmental Psychology, Vol.2, 5 Issue 6, 633-649.

6. Kerckhove D. The Skin of Culture: Investigating the New Electronic Reality. - London: Kogan Page Ltd, 1998.

7. Moon, J.P. (2006). Improving Quality of Life Via Blogs and Development of a Virtual Social Identity. Journal of Information Technology Management Volume XVII, Number 3, 127-138.

8. Sanders, T.F. (2000). The relationship of Internet use to depression and social isolation among adolescents. Adolescence, 35(138), 237-42.

9. Tam, D. (2012). Teens love texting and social networks but ignore e-mail. Retrieved 12 06, 2012, from Cnet News. - URL: http://news.cnet.com/8301-1023_3-57470487-93/teens-love-texting-and-social-networks-but-ignore-e-mail/

<n ■_

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.