Научная статья на тему 'Виртуальная экономика как проявление виртуализации экономических отношен'

Виртуальная экономика как проявление виртуализации экономических отношен Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / "РЕАЛЬНАЯ" ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / "ИРРЕАЛЬНАЯ" ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова А. В.

Автор, рассматривая виртуальную экономику как электронную, функционирующую на базе информационно-коммуникационных технологий, предлагает выделять и изучать в дальнейшем две её составные части: «реальную» виртуальную экономику и «ирреальную» виртуальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная экономика как проявление виртуализации экономических отношен»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

В

в:

в:

в:

в:

в

МАКРОЭКОНОМИКА

Виртуальная экономика как проявление виртуализации экономических отношений

Автор, рассматривая виртуальную экономику как электронную, функционирующую на базе информационнокоммуникационных технологий, предлагает выделять и изучать в дальнейшем две её составные части: «реальную» виртуальную экономику и «ирреальную» виртуальную экономику.

«Н

А.В. МАСЛОВА,

к.э н.,доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва» (anckamaslova@yandex.ru)

а нашей родной планете существуют, пересекаясь и дополняя друг друга, как бы две экономики: реальная и виртуальная», -пишет В.Ф. Паульман [1]. Однако деление мирового хозяйства на реальную и виртуальную составляющие условно, ибо и виртуальная экономика, наряду с реальной, не только существует, но и является неотъемлемой частью повседневной хозяйственной деятельности человека.

Маргрит Кеннеди в своей книге «Деньги без инфляции и процентов» приводит следующее определение: «виртуальная экономика - одна из форм проявления глобализации» [2]. С экономико-теоретической точки зрения это означает, что процесс глобализации развивается в направлении единого «бесструктурного» оптимума мировой экономики, создаваемого свободным движением краткосрочных капиталов. Н.П. Кетова соглашается с таким мнением и отмечает, что

«виртуальная экономика охватывает в настоящее время, по существу, хозяйство всего земного шара, всех стран, где есть электричество и установлены компьютеры. Такой охват осуществляется через всемирную паутину, глобальную сеть Интернет. Происходящее свидетельствует о «врастании» виртуальной экономики во всемирное хозяйство в качестве нового структурного элемента, что обусловливает рост степени сложности его как системы» [3].

Виртуальная экономика и в самом деле складывается поначалу как «вторая экономика», воспроизводящая в отраженных формах процессы и отношения, имеющие место в реальном секторе. Однако затем она превращается из «второй» в «первую», определяя глобальное доминирование финансового спекулятивного капитала над капиталом производственной сферы. Основу виртуальной экономики образует мощный контур кругооборота транснационального финансового капитала, фактически обособившийся от реального сектора.

Таким образом, можно утверждать, что появление виртуальной экономики произошло в рамках основных направлений виртуализации экономических отношений [4].

Виртуализация рассматривается либо как технологический процесс, имеющий социальные последствия, либо как процесс социальный, но опосредованный компьютерами и без компьютеров невозможный. В результате происходит теоретическая фетишизация технологии виртуальной реальности. Собственно социологического подхода придерживается Д.В. Иванов, отмечающий, что «не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь» [5].

По мнению ряда авторов, основой виртуальной экономики является интерактивный бизнес, то есть бизнес, построенный на совместных действиях бизнес-процесса в лице бизнесмена и компьютера или другого автоматизированного средства связи по обмену информацией. Так, Ш. Майтал и Б. Милнер считают, что современные телеком-

Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях [8]

Показатель Всего Процент от общего числа обследованных организаций

2003 2005 2007 2008 2009 2003 2005 2007 2008 2009

Число обследованных организаций 121 393 150 934 170 035 169 880 174 137 100 100 100 100 100

Из них использовали: • персональные компьютеры 102 737 137 436 158 706 159 158 163 237 84,6 91,1 93,3 93,7 93,7

• ЭВМ других типов 10 134 13 990 22 182 24 660 27 929 8,3 9,3 13,0 14,5 16,0

• локальные вычислительные сети 55 624 79 054 95 882 100 668 105 268 45,8 52,4 56,4 59,3 60,5

• электронную почту 58 988 84 538 117 549 126309 136 677 48,6 56,0 69,1 74,4 78,5

• глобальные информационные сети 60 874 81 910 116 790 126979 138057 50,1 54,3 68,7 74,7 79,3

Из них сеть Интернет 52 728 80 444 115 257 125165 136 287 43,4 53,3 67,8 73,7 78,3

В том числе: • широкополосный доступ - - 52 668 66 600 82 392 - - 31,0 39,2 47,3

• Интранет - - 15 870 18 415 20 628 - - 9,3 10,8 11,8

• экстранет - - 5316 6383 7830 - - 3,1 3,8 4,5

• имели веб-сайты в Интернете 16 366 22 348 33 626 38 812 41 951 13,5 14,8 19,8 22,8 24,1

26

век| КАЧЕСТВА № 6 • 2011

ня

МАКРОЭКОНОМИКА РЕГУЛИРОВАНИЕ

ш

О) 0 X Виртуальное Виртуальное 0 X А

л с. реальное ирреальное с га

СО ф

Q. о.

5

Рис. 1. Соотношение категорий реальное, ирреальное и виртуальное

муникационные системы намного облегчают не только деятельность управляющих и предпринимателей, но и жизнь всего населения, пользующегося Интернетом [6]. Сегодня в мире из 6,7 млрд живущих на Земле доступ в Интернет есть у 1,7 млрд человек, то есть у каждого четвертого жителя планеты [7].

Благодаря возможностям Интернета покупки, посещение банка, визит к врачу занимают минимум времени, что обеспечивает доминирующее действие закона экономии времени.

Использование информационнокоммуникационных технологий является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности организации в любой сфере народного хозяйства, и с каждым годом число организаций, использующих в своей деятельности информационнокоммуникационные технологии, растет (см. таблицу).

Очевидно, что виртуализация экономики значительно усиливается, и в экономике будущего будут преобладать субъекты рынка, деятельность которых осуществляется с помощью Интернет-технологий, виртуальных кредитных учреждений, виртуальных магазинов, ателье и тому подобных организаций, виртуальных платежных средств и фондовых ценностей. Самое главное, это будет экономика с резко возросшей рефлексивностью экономических процессов, формируемых изначально в сознании участников рынка, а следовательно, и с ростом индетерминизма, что, несомненно, повышает степень неопределенности в экономике, усиливает инвестиционные, валютные и другие риски.

Опираясь на вышеизложенные факты, виртуальная экономика трактуется автором как электронная экономика, функционирующая на базе информационно-коммуникационных технологий. Для определения границ

виртуальной экономики необходимо, прежде всего, определить соотношение категорий «виртуальное» и «реальное», а также тот факт, является ли виртуальное нереальным, или данные категории неидентичны.

Одно из значений термина «уИиБ» -это способность одной реальности генерировать другую реальность, причем обе имеют свои законы существования.

Реальность (от позднелат. геаНв -вещественный, действительный), существующее в действительности, употребляется в двух смыслах [9]:

1) объективная реальность, то есть материя в совокупности различных ее видов (реальность противополагается здесь субъективной реальности - явлениям сознания);

2) все существующее, то есть материальный мир и все его идеальные продукты.

Антонимом реального является ирреальное (от позднелат. ^геаНБ - невещественный, нереальный), существу-

ющее не в действительности, а только в мысли, в противоположность реальному; термин употребляется как синоним воображаемого, фантастического, а также невозможного [10].

Основываясь на приведенных определениях термина «виртуальный» [4], можно сделать следующие выводы:

^ виртуальная экономика является порождением реальной экономики, но обладает большими возможностями и отличается законами существования;

^ категория «виртуальное» не является противоположностью категории «реальное», так как в одной из интерпретаций «virtual» означает фактический, действительный, являющийся (чем-либо) по существу;

^ в то же время категория «виртуальное» созвучно категории «ирреальное» в определении virtual (мнимый, то есть не существующий в действительности; кажущийся, воображаемый) [11];

^ категория «виртуальное» будучи созвучной одновременно и категории «реальное», и категории «ирреальное», занимает промежуточное, переходящее положение, являясь своего рода мостом, объединяющим данные противоположности (рис. 1).

К. Маркс описывал реальную экономику так: «...Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отношения» [12]. Но в виртуальной экономике реальные экономические отношения и процессы заменяются их образа-

Игровая Оружие Одежда м Коды

валюта (73%) персонажем доспехи подписки

в играх (40%) персонажей (30%)

в играх (32%)

Улучшение Виртуальные качеств подарки

персонажей (20%)

в играх (29%)

В скобках указана доля респондентов, совершивших виртуальную покупку за прошедший год.

Рис. 2. Виртуальные товары передняя величина виртуальной покупки (США, 2009 г.) [13]

№ 6 • 2011 ВЄКІ КАЧЕСТВА

27

н

3Bm

РЕГУЛИРОВАНИЕ BEE МАКРОЭКОНОМИКА :::: a

ми, а виртуализация как процесс представляет собой эволюционное движение, переход из одной формы в другую, обладающую большей потенцией, возможностями, но при этом новая форма выступает как мнимый образ реально, действительно существующей базовой формы.

Следует также отличать виртуальную экономику, являющуюся частью реальной экономики, в которой функционируют виртуальные компании, участвующие в процессе создания и реализации реальной или виртуальной продукции, от виртуальной экономики, которая является плодом фантазии некоторых талантливых и увлеченных геймеров.

В отличие от виртуальной экономики, являющейся порождением реального мира, виртуальная экономика ирреального мира или виртуальная реальность - это умозрительное представление о действительности. Но, несмотря на это, в последнее время и в этом ирреальном мире стали осуществляться реальные экономические сделки с реальной валютой (рис. 2).

Денежные обороты исчисляются сотнями миллионов долларов и продолжают увеличиваться со скоростью, не-

достижимои для экономических систем реальных стран. Бизнес в киберреальности процветает. Так, Dell открыла магазинчик по торговле компьютерами -как несуществующими, так и настоящими. Музыкальное отделение Sony купило целый остров, назвав его Sony Music Media Island, и организовало торговлю аудио- и видеозаписями различных музыкальных коллективов, виртуальной одеждой и аксессуарами. Philips, Warner Bros, Toyota, Sun Microsystems - эти и сотни других реальных и «призрачных» компаний работают в киберпространстве [14]. ■

Литература

1. Паульман В.Ф. Виртуальная экономика и глобальный капитализм [Электронный ресурс] // http://lit.lib.ru/p/ paulxman_w_f/ text_0230.shtml.

2. Анчуков С. Виртуальная экономика [Электронный ресурс] // http://www. whiteworld.ru/rubriki/.

3. Кетова Н.П. Виртуальная экономика: общемировые и российские реалии XXI века [Электронный ресурс] // http://sor.volsu.ru/ journal.

4. Маслова А.В. Основные направления и формы виртуализации экономических отношений // Век качества. - 2010. - № 1. - С. 12-13.

5. Иванов Д.В. Виртуализация общества [Электронный ресурс] // http://www.lib.ru / POLITOLOG / ivanov_d_v.txt.

6. Майтал Ш. Решающая роль информации / Ш. Майтал, Б. Милнер // Экономика в переходном периоде. - М., 1999. - С. 9-10.

7. Internet world stats [Электронный ресурс] // http://www.internetworldstats.com.

8. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 813 с. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru.

9. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 572.

10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.- С. 221.

11. Большой толковый словарь [Электронный ресурс] // http://pda.gramota. ru/?action=dic&word.

12. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 440. Цит. из: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 447.

13. Восканян М. Экономика мнимой реальности [Электронный ресурс] // http:// www.globoscope.ru/content/articles/ 2829/.

14. Бажин П. Виртуальная экономика. Как зарабатывают в онлайне. [Электронный ресурс] // http://games.cnews.ru/ articles/2/607_1.html.

НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS

В Москве прошел XII Billing&OSS IT Forum’2011

22-23 ноября XII Международный IT Форум Billing and OSS Telecom Forum’2011 собрал в Москве более 350 экспертов телекоммуникационной отрасли для обмена опытом успешных проектов, определения состояния рынка и перспектив развития.

Организаторам в очередной раз удалось создать экспертную площадку для обмена накопленным опытом успешных проектов, диалога и сотрудничества участников форума и просто место для общения старых коллег и партнеров по бизнесу. Гостям предлагалось посетить конференцию и ознакомиться с экспозициями выставки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За два дня работы конференции прозвучало более 30 аналитических докладов от интеграторов, вендоров и экспертов рынка OSS/BSS. Выступали заказчики с интересными Case Study. Большой интерес вызвали 4 дискуссии, прошедшие в течение двух дней: «Сквозная автоматизация процесса предоставления услуг абонентам фиксированных и мобильных операторов», «Управление каталогом услуг», «Аутсорсинг BSS/OSS-систем (мифы и реальность)», «Перспективы использования PCC операторами связи».

Гостям предлагалось ознакомиться с экспозициями выставки. Во второй раз в рамках Форума успешно прошла демонстрация решений, организованная в зоне Demo-room, где было представлено 13 различных продуктов и решений от ведущих российских и зарубежных поставщиков.

Специально приглашенный гость Д. Лахтинен (Jarkko Lahtinen), представитель финского оператора Elisa, поделился с аудиторией опытом автоматизации процессов и организации OSS-систем в компании. Зарубежный опыт оказался весьма интересным для посетителей мероприятия. «Я впервые на этом мероприятии и хочу заметить, что форум хорошо организован, дискуссии проходят живо. Это место, которое стоит посетить тем, кто занимается OSS/BSS в России», - выразил свое мнение г-н Лахтинен.

«Российский рынок существенно скромнее мирового, это связано и с общеэкономической ситуацией, и с уже сложившимися ценовыми ка-

тегориями на рынке, но зато он растет более активно, чем мировой рынок, - считает Кирилл Кушнарев, заместитель директора Департамента прикладных решений компании «Техносерв». - Рост происходит, прежде всего, за счет того, что большинство решений, уже установленных на сетях, подходят к окончанию срока своей жизни, резко начинает быть востребована интеграция между решениями в единое информационное пространство и это тоже дополнительные сервисы и иногда интеграционные решения. Многие решения переходят в облачные вычисления, виртуализирут-ся, все это создает ниши на рынке для новых продаж».

Программа второго дня была посвящена BSS-решениям.

«Форум позволяет тем, кто занимается OSS/BSS-тематикой собираться ежегодно и обмениваться мнением о том, что произошло за последний год и как-то подстраиваться под происходящие изменения, - выразил свое мнение Леонид Бельский, директор по развитию бизнеса в России и СНГ компании CSG International, который выступил модератором дискуссии на тему «Аутсорсинг BSS/OSS-систем (мифы и реальность)». - Соглашусь с мнением участников дискуссии, действительно крупные телекоммуникационные операторы начинают отказываться от самодельных решений и постепенно их заменят на промышленные индустриальные решения - это тренд, который мы видим. Сейчас идет консолидация, укрупнение на рынке, операторы скорее склонны работать с крупными системными интеграторами, которые предоставляют более широкий спектр услуг и обеспечивают более высокую надежность».

В заключение форума Алексей Чурин, руководитель группы по продвижению индустриальных решений компании IBM, пожелал операторам успехов в преодолении сложности трансформации бизнеса в сфере выхода на новые рынки и формирования новых бизнес-моделей: «На мой взгляд, помочь в этом может повышение внимания вопросам среднесрочного и долгосрочного планирования OSS/BSS-инфраструктуры в соответствии с теми вызовами, которые диктует отрасль». ■

www.boss-forum.ru

вею КАЧЕСТВА № 6 • 201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.