Научная статья на тему 'Виртуализация мира в романе Дугласа Коупленда «Поколение А»'

Виртуализация мира в романе Дугласа Коупленда «Поколение А» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
408
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуализация / виртуальная реальность / Дуглас Коупленд / віртуалізація / віртуальна реальність / Дуглас Коупленд

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О. В. Беляева

Настоящая статья посвящена исследованию проблематики романа Д. Коупленда «Поколение А» в аспекте проблемы виртуализации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Віртуалізація світу в романі Д. Коупленда «Покоління А»

Стаття присвячена дослідженню проблематики роману Д. Коупленда «Покоління А» в аспекті проблеми віртуалізації суспільства.

Текст научной работы на тему «Виртуализация мира в романе Дугласа Коупленда «Поколение А»»

УДК 821.111

О.В. Беляева (Симферополь),

преподаватель кафедры англиской филологии Крымского инженерно-педагогического университета

Виртуализация мира в романе Дугласа Коупленда «Поколение А»

В последние десятилетия прошлого века и в настоящее время в связи с активным информационно-технологическим развитием наиболее остро проявились процессы виртуализации мира, общества, личности. Первые попытки создания социологических моделей современности на базе понятия виртуальности были предприняты в Германии А. Бюлем и М. Паетау, в Канаде - А. Крокером и М. Вейнстейном, в России Д.В. Ивановым.

Понятие «виртуализация» связано с выражением «виртуальная реальность» (ВР), которое в современной культуре получило статус термина, характеризующего особый тип взаимодействия между разнородными объектами, располагаемыми на различных иерархических уровнях. В начале XXI века представления как о виртуальной реальности в целом, так и о способах ее постижения значительно расширились. Д.В. Иванов в работе «Виртуализация общества» отмечает о тенденции расширительного, метафорического использования понятия «виртуальная реальность», о замещении реальных объектов образами, что приводит к процессам виртуализации. По мысли автора теории «виртуального общества» А. Бюля, процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства пространством виртуальным называется виртуализацией [1, с. 16], т.е. это технический процесс создания виртуального общества как «параллельно» существующего с реальным обществом» [1, с. 18.]. И.К. Покулита отмечает: «средства массовой информации виртуализируют общество отстраняя человека от реальности и нормальной жизнедеятельности», а виртуализация является атрибутом медиа» [4, с. 40].

В деятельности людей, в их отношениях друг с другом именно образы, а не реальные вещи начинают играть значительную роль. Поскольку сущность развития процесса виртуализации состоит в нарастающем замещении вещной среды образами-симулякрами, эта тенденция оказалась созвучной культуре постмодернизма, и нашла свое отражение в творчестве популярного писателя современности Дугласа Кэмпбелла Коуплен-да, наиболее известного своим дебютным романом «Поколение Х» («Generation X», 1991).

Творчеству Д. Коупленда посвящено диссертационное исследование Н.Е. Полишко, критические статьи российских авторов С. Антоненко, И. Кормильцева, С. Кузнецова, С. Силаковой, А.Чанцева. Среди зарубежных критиков статьи Э. Тейта, Г. Лейнсбери, Дж. Сейнора, Дж. Фрейзера, П. Джукса, Б. Фосетта и др. Критическая оценка романа «Поколения А» П.

© Беляева О. В.

Кейн (The Independent), Р. Йео (Canadian Literature), А. Уинслоу (Tribune), М. Фальковиц (Book reporter) в целом была положительной.

Предметом прозы писателя является современная цивилизация, поп и техно культура, отражающая взаимодействие человека и информационных технологий, одиночество современного человека, поиск и осознание своей личности в эпоху оцифрованной культуры. В романе «Поколение А» («Generation A», 2009) Коупленд продолжает исследовать культуру высоких технологий и духовной жизни личности. В данной статье рассматривается проблематика романа «Поколение А» в аспекте проблемы виртуализации общества.

Действие в романе происходит в недалеком будущем, когда вымерли пчелы и начался опылительный кризис, но неожиданно в разных точках мира были ужалены пять человек. После секретных исследований и всемирной славы, пятеро «подопытных» собираются на заброшенном канадском острове, и по вечерам рассказывают друг другу свои истории, по аналогии с романом «Поколением Х». Истории героев пронизаны общей тематикой прозы писателя: одиночество, проблема развития и становления личности в бездуховном электронном мире. Красной нитью в романе «Поколение А» проходит тема книги и устного повествования в эпоху роста цифровых медиа. Сегодня жизнь человека сводится к экрану монитора, цифровая электроника активно вытесняет книжную культуру, поднимается вопрос о смерти Книги. «Поколение А» это празднование силы творчества (без историй наша вселенная всего лишь скалы и облака, лава и тьма)...» [5], отметил критик С. Абель в рецензии на роман.

В интервью 2009 года о романе «Поколение А» и точках соприкосновения с «Поколением Х» писатель сказал: «В последние пять-шесть лет человечество было поглощено технологиями, состоящими из Google, eBay, BlackBerry, iPods, iPhones, произошла оцифровка финансового мира. Человек поглощает все это безумное количество технологий, подстраиваясь под них, изменяя свою жизнь. Если собрать группу людей в отдаленном месте и заставить их разговаривать, что разного они расскажут, отойдя от печатной истории?» [6]. Идея генерировать и рассказывать свои собственные истории, отстранившись от кибер и медиа влияния, воплотилась в романе «Поколение А».

Выдуманные истории героев постепенно превращаются в сюжеты из их собственной жизни. Каждый из героев представляет собирательный образ современного молодого человека, все они, так или иначе, находятся в тесном контакте с информационным пространством. Зак - фермер из штата Айова, подключил спутниковую связь в кабине своего комбайна. Сэм инструктор по фитнесу из Новой Зеландии, в свободное время делает инсталляции «сандвич с землей» и размещает фотографии в интернете, считая это искусством. Жульен из Парижа - игрок в World of Warcraft и любитель виртуальной реальности. Диана из Канады, занимается поиском второй половинки на сайте знакомств. Ардж из Шри-Ланки работает в отделе телефонных продаж, создал коммерческий сайт по продаже звуков тишины, записанной в домах знаменитостей.

Герои живут в плотно-насыщенном информационном мире, и когда их лишают этого мира, поместив в изолированные палаты для исследований, где даже на мебели и белье отсутствуют логотипы, они испытывают непереносимую скуку и дискомфорт. Например, для Дианы, попавшей после эксперимента в больницу: «Логотипы и бренды создавали уютное ощущение, что мир вновь стал нормальным» [2, с. 67]. Жульен, лишенный привычного игрового виртуального мира зол и разочарован: «Больше всего мне хотелось вернуться в мир World of Warcraft, исчезнуть с этой несчастной планеты с ее деревьями, набожными старушенциями и причинно-следственными связями» [2, с. 24]. Реальный мир для них обычен и неинтересен, существует зависимость от привычного потока медиа продуктов. Как отметил сам автор в романе «Поколение Х»: «характерными симптомами недокармливания и перекармливания организма историей являются наркотическая зависимость от газет, журналов и телевизионных выпусков новостей» [3, с. 2].

Вместе с тем канадские исследователи А. Крокер и М. Вэйнстейн называют виртуализацией «новый тип отчуждения: отчуждения человека от собственной плоти в процессе пользования компьютерами и превращение ее в потоки электронной информации» [1, с. 67].

Герои романа одиноки, Зак живет один на попечении дяди в обмен на обещание не следовать по стопам отца, который занимался производством метамфетаминов и имел неприятности с Управлением по Наркоконтролю. Жульен полностью отрешен от реальной жизни, погруженный в виртуальный мир игры. Когда-то он был студентом Сорбонны, но бросил обучение, убежденный, что в высшем образовании нет необходимости, настоящие знания человеку дает реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Тем не менее, общение не складывается, Жульен недолюбливает все человечество, считая людей «самодовольными лысыми шимпанзе», и в целом окружающий его мир: «Ненавижу. Ненавижу весь мир». Ненавижу его вопиющую вещественность - его твердые и мягкие поверхности. Ненавижу все эти запахи - куры-гриль и цветущие каштаны. Ненавижу, как наши тела движутся сквозь пространство, с ноги на ногу, -точно марионетки из мяса. Ненавижу, что мир превратился в один гигантский агрегат для жарки гамбургеров. Ненавижу, что мир теперь - лишь для людей. Типа мы, люди, венцы творения, и все остальные живые существа на нашей планете должны преклоняться перед нашим величием, потому что им ничего больше не остается» [2, с. 11].

У Дианы синдром Туретта, ей 34 года, она занимается виртуальными знакомствами, но слабо верит в собственный успех, мысленно готовя себя к одиночеству на всю жизнь. Она верит в Бога, но в душе ощущает пустоту: «я всю жизнь ощущаю внутри пустоту, как будто во мне есть какая-то дыра - и всю жизнь беспокоюсь, что люди увидят эту внутреннюю пустоту. И поэтому я вечно робею и прячусь» [2, с. 12].

Ардж потерял свою семью во время цунами, с детства мечтал жить в Америке. Когда, наконец, он оказался «в избранной Богом стране», он ощутил еще большее одиночество, чем у себя на родине, откуда так стремился уехать. Настолько одинок, что мечтал вновь услышать виртуаль-

ный голос из экспериментальной лаборатории, куда его изолировали после укуса пчелы. «И куда мне теперь? Такси поблизости не наблюдалось. Машины у меня не было. Я подумал: как было бы здорово, если бы сейчас с серого мрачного неба раздался рокочущий голос Моргана Фримена. Я уже злился на себя за то, что решил остаться в Америке вместо того, чтобы вернуться в Шри-Ланку, где хотя бы есть люди, которых я знаю и которые знают меня» [2, с. 55].

Говоря об одиночестве и отчуждении, Диана наиболее четко передает авторскую мысль следующими словами: «Мне было гораздо интереснее читать об остальных четырех «ужаленных». Очень скоро я поняла, что все мы были, по сути, людьми одинокими. При всех возможностях современных глобальных коммуникаций люди все больше и больше отдаляются друг от друга, каждый замыкается в своем маленьком личном мирке - наедине со своим одиночеством, - но все-таки ищет какие-то выходы в большой мир [2, с. 69].

В тексте романа приводятся ссылки и выдержки из Интернета и адреса электронной почты, которые используются вместо имени. Адреса стали копией личности, реальный человек замещается набором символов, личность виртуализируется. Рассказ Арджа о «человеке, потерявшем свою историю» раскрывает авторскую мысль о потере человеком себя, поиске себя, о трудностях становления личности и сохранении индивидуальности, в обществе, где царит культ погони за славой, где наплыв информации не прекращается ни на секунду. Более четко характеризует эту мысль цитата из романа: «Вы хотите быть Стивом Маккуином, а мир хочет, чтобы вы были SMc023667bot@hotmail.com» [2, с. 238].

Таким образом, реальный мир воспринимается скучным и обыденным, человек одинок и неприкаян, но в виртуализированном обществе личность становится искусственно созданным образом, по-прежнему одинокой, а ее деятельность - симуляцией, замещающей реальную жизнь. Герои романа представляют собой симбиоз различных качеств, определяющих их как современных людей, но типичным качеством является отчужденность от реальной жизни, им свойственна особая характеристика - «виртуализированный человек» (homo virtualis). В связи с этим характерно высказывание Д.В. Иванова: «в эпоху Постмодерн сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность» [1, с. 19-20]. Тот факт, что Коупленд поместил своих героев в разные уголки планеты, свидетельствует о глобализации этого процесса.

Творчество Д. Коупленда отмечено детальным изображением современной жизни, чувствительностью к культурным явлениям, в 2010 году был издан роман писателя «Игрок 1» («Player One»), получивший в основном положительный отклик критики, в октябре 2013 года планируется издание романа в переводе на русский язык. Исследование художественного своеобразия последнего на сегодняшний день романа Д. Коупленда представляет перспективу дальнейшего изучения творчества автора.

Список использованной литературы

1. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Иванов Д.В. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.

2. Коуплэнд Дуглас. Поколение А : [роман] / Д. Коуплэнд ; [пер. с англ. Т.Ю. Покидаева]. - Москва : АСТ, Астрель, 2011. - 320 с. - [Електрон-ний ресурс] Режим доступа : http://www.loveread.ec/ read_book.php?id=9870&p= 1.

3. Коуплэнд Дуглас. Generation Икс : [роман] [Електронний ресурс] / Дуглас Коуплэнд ; [пер. с англ. В. Ярцев]. - М. : АСТ, Ермак, 2004. - 368 с. - Режим доступа : http://www.loveread.ec/read_book.php?id=9863&p=1.

4. Покулгга 1.К., Виселко 1.В. Вiртуалiзацiя повсякденносп як атрибут медiа культури сучасносп (в контексп теорш сощально! реальносп / / Вiсник НТТУ КП1. Полiтологiя. Соцiологiя. Право. - Випуск 3 (11), 2011. - С. 40-45.

5. Abell S. Generation A by Douglas Coupland : review [Електронний ресурс] / S. Abell // The Telegraph, September 2, 2009. - Режим доступа : http://www.telegraph.co.uk/culture/books/bookreviews/6125639/Generation-A-by-Douglas-Coupland-review.html.

6. Lunau K. The Interview : Douglas Coupland. On his new book, the future of the printed word and bees [Електронний ресурс] / K. Lunau. -September 10, 2009. - Режим доступа : http://www2.macleans.ca/2009/09/10/ it's-precipitating-a-real-philosophical-crisis-that-i-find-quite-fascinating/

УДК 821Л11.09«19»

А.С. Бугрий (Киев),

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры практики и методики

изучения английского языка Гуманитарного института Киевского университета имени Б. Гринченко

Зазеркалье как модель инобытия в романистике Айрис Мердок

Феномен зеркала, раскрывающийся в трех проекциях (зеркало-предмет, идея зеркальности и образ зеркала [11]), не только является одним из основополагающих мотивов в литературе ХХ столетия, но и анализируется в культурологических и философских исследованиях в качестве средства самоидентификации своего «я-бытия» (М.М. Бахтин, С. Золян, М. Мерло-Понти, М. Фуко, Г.Г. Шпет).

У Эко проанализировав возможности зеркала как оптического объекта, выступающего в качестве знака (зеркало, как момент перехода от от

© Бугрий А. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.