Научная статья на тему 'Виртуализация как направление креативной деятельности'

Виртуализация как направление креативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздарев Александр Вадимович

Исследуется влияние виртуализации бизнескомпаний на увеличение скорости реакции на рыночные события и максимизацию возможностей с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Виртуальные организации рассматриваются как временные альянсы фирм, которые позволяют реализовать проект в кратчайшие сроки. Виртуальные организации основаны на информационных технологиях и низком уровне физических структур, что делает их наиболее мобильными, гибкими, способными быстро адаптироваться к внешним воздействиям. Концептуально это означает переход от адаптивной стратегии развития предприятия к креативной. Креативная деятельность направлена на творческий поиск решения проблем внутреннего и внешнего развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и зачастую непредсказуемого будущего. Уточнена концепция креативной деятельности предприятия в условиях рынка как преобразование предприятия в виртуальную организацию, целью которой является перманентное создание ценностей для потребителя. Библиогр. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUALIZATION AS A TREND OF CREATIVE ACTIVITY

The article considers the influence of companies' virtualization on the increasing speed of response to the market developments and maximization of potential to raise competitive capacity of an enterprise. Virtual organizations are considered as temporary firms' alliances which help to realize the project within the shortest period of time. Virtual enterprises are based on the information technologies and on the low level of physical structures what makes them more mobile, flexible, capable to adapt quickly to the environment. It means to turn from adaptive strategy of development to creative one. Creative activity aims at creative search of problem solution in internal and external enterprise development under circumstances of speeding changes and unpredictable future. In conclusion the author defines the concept of enterprise creative activity in market conditions as the enterprise transformation into a virtual organization to permanently create values for a consumer.

Текст научной работы на тему «Виртуализация как направление креативной деятельности»

ББК 65.39-21

А. В. Гвоздарев ООО «ПО «Железобетон»

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс перехода от традиционной к «новой» экономике характеризуется гибкостью производственного потенциала предприятия, где решающую роль играют знания, применение информационных технологий, обеспечивающих быстрое реагирование на непредсказуемые изменения рынка с целью удовлетворения потребностей каждого потребителя.

«Новая» экономика (виртуальная) - это экономика, ориентированная на революционное сокращение и эффективное управление затратами на взаимодействие (издержки компании в процессе обмена товарами и услугами).

Виртуальная экономика основана на интерактивном взаимодействии или интерактивном бизнесе, который построен в виде взаимодействия бизнесмена (бизнес-процесса) и компьютера (виртуальной сети) [1].

Характеристики виртуальной экономики выражены тем, что успеха достигают те организации, которые способны генерировать знания, адаптироваться к глобальным изменениям и постоянно вводить инновации, что и является ключевым элементом конкурентной борьбы.

Актуальность проблемы заключается в необходимости изучить влияние виртуализации бизнескомпаний на увеличение скорости реакции на рыночные события и максимизацию возможностей с целью повысить конкурентоспособность предприятия и качество обслуживания потребителей.

В настоящее время в экономической литературе отсутствует четкое определение понятия «бизнескомпания». Исходя из того, что термин «компания» есть некая экономическая структура, а термин «бизнес» обозначает любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход, можно дать следующее определение понятия «бизнескомпания» - это некая экономическая структура, целью деятельности которой является получение прибыли или денежного дохода.

Мы полагаем, что характерными особенностями бизнескомпании в «новой» экономике должны быть высокая гибкость, снижение дефицита информации и повышение эффективности ее использования, активизация процессов накопления и перемещения знаний, установление высокого уровня доверия, интенсификация кооперационных взаимосвязей между фирмами-партнерами.

В последние годы наблюдается развитие и широкое распространение сети Интернет, разработка новых программных средств и информационных технологий в бизнескомпаниях. Все эти изменения способствуют возникновению таких бизнескомпаний, которые с помощью сети Интернет могут устанавливать партнерские отношения, находясь в любой точке земного шара. Это, в свою очередь, позволяет территориально рассредоточенным предприятиям (организациям) создавать единый или базовый уровень компетенции и при помощи инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ) разрабатывать эффективные технологические процессы производства товаров и услуг. Объединение партнеров по бизнесу на основе интерактивного взаимодействия получило название «виртуального», а сформированные структуры стали именоваться «виртуальной командой», «виртуальным предприятием», «виртуальной корпорацией». Необходимо особо подчеркнуть, что в основе их взаимодействия лежит временная сеть, объединяющая независимых партнеров компаний, использующих ИКТ, для продвижения своих товаров на рынке.

Под виртуализацией мы понимаем экономическую деятельность, происходящую в сознании человека или в информационных системах. Переход к виртуальной экономической деятельности или электронному бизнесу для предприятия означает освоение принципов и инфраструктуры глобальной электронной экономики, формирование виртуальной организации или организации знания [2].

В экономике понятие виртуальная организация имеет несколько значений и определений.

В. Х. Давидов и М. С. Мэлоун использовали термин «виртуальная корпорация» для обозначения любых новых организационных форм, жизненный цикл которых ограничен определенными временными рамками, а центральное место занимают информационные технологии [3]. В противо-

положность этому Ж. А. Бурне предложил использовать тот же самый термин для временного набора электронных телекоммуникационных связей между эфемерными образованиями, которые жертвуют уровнем своей компетенции во славу эффективного взаимного сотрудничества [4]. Ж. Мартин предложил термин «кибернетическая корпорация», в основе которого лежат высокоскоростные каналы связи, заложенные в сетях Интернет и Интранет [5].

Виртуальные организации могут быть представлены временными альянсами фирм. Организуются они, как правило, вокруг лидирующей фирмы. Каждый из партнеров виртуальной организации обладает самостоятельностью, ключевой технологией, высоким уровнем компетенции, и сотрудничество осуществляется на основе специфического проекта или взаимодействия.

Виртуальные организации позволяют реализовать проект в кратчайшие сроки и представить на рынок товар или услугу в соответствии с запросами потребителей. После завершения проекта жизненный цикл такой организации может быть завершен.

Процесс формирования виртуальных организаций обусловлен возникновением множества новых моделей и организационных схем, базирующихся на информационных технологиях, которые стали появляться в результате распада вертикальной рациональной модели, характерной для крупных корпораций в условиях стандартизованного массового производства и олигополистических рынков [6].

Предпосылками появления виртуальных организаций являются практически неограниченные возможности Интернета для ведения бизнеса. Информационные ресурсы глобальной сети почти не имеют предела. Общедоступность и отсутствие входных барьеров создают еще большую конкуренцию, и, таким образом, возможности Интернета как среды ведения бизнеса практически безграничны. Все это ведет к пересмотру взглядов на характер конкуренции, меняются сами средства получения конкурентного преимущества в новой глобально-виртуальной экономике. Развитие новых информационных технологий, средств обработки и передачи данных меняет ситуацию в области непроизводственных затрат за счет виртуальной деятельности предприятия: появления электронных средств поддержки принятия решений, электронных систем управления предприятием, онлайновых электронных торговых площадок межфирменной торговли (B2B).

Виртуальная организация, где в качестве основного актива, а также средства извлечения прибыли и создания конкурентных преимуществ выступают знания, является основой развития организаций в «новой» экономике. Это корпорация знаний или «обучающаяся организация», «гипертекстовая организация» или «виртуальная организация». Большая часть работы происходит в сознании человека либо в виртуальном (информационном) пространстве [7].

Виртуализация деятельности предприятия есть переход к качественно иной экономической и организационно-правовой культуре ведения бизнеса [2].

По утверждению Г. В. Бережнова, электронный бизнес это - качественно новые технологии работы, которые позволяют компании достичь конкурентного преимущества за счет улучшения обслуживания своих клиентов и оптимизации бизнес-отношений с партнерами на основе Интернет-технологии.

Отсутствие при этом физического пространства и времени (киберпространство), характерного для виртуальной деятельности предприятий, основанной на информационных технологиях и низком уровне физических структур, делает виртуальные организации наиболее мобильными, гибкими, способными быстро адаптироваться к внешним воздействиям и трансформироваться в новые организационные формы.

Концептуально это означает переход от адаптивной стратегии развития предприятия к креативной.

Постиндустриальная экономика трансформировалась в электронный бизнес, электронную логистику и глобальный рынок, которые представляют собой концепцию развития, где сочетаются преимущества устойчивого и хаотического развития, традиционная эффективность и креативность [1].

Определение «креативный» (творческий, созидательный) достаточно часто употребляется применительно к различным аспектам деятельности предприятия. Так, в отношении менеджмента утверждается, что креативный менеджмент является процессом создания новой системы знаний, умений и навыков, что по своему содержанию он близок к инновационному и отличается от него лишь тем, что рассматривает объект (интеллектуальный продукт) со стороны его структуры [8].

Креативная деятельность предприятия может быть определена как способность извлекать стоимость из интеллектуального капитала, т. е. управлять отношениями между человеческим капиталом (способностями и знаниями сотрудников), капиталом клиента (уровнем взаимной интегрированности) и организационным капиталом (знания и культура организации), максимизирующими потенциал организации в контексте создания стоимости [9].

По своему содержанию креативная деятельность является научно-практической проблемой, рассматривающейся в таком научном направлении, как управление знаниями, которые являются неотъемлемой частью концепции развития в постиндустриальной экономике. Она способна объединить в себе теоретические и практические аспекты развития предприятия в «новой» экономике, знания, опыт, интуицию и навыки.

Креативная деятельность направлена на творческий поиск решения проблем внутреннего и внешнего развития предприятия в условиях ускоряющихся изменений и часто непредсказуемого будущего. Она способствует появлению новых знаний, идей, которые способны преобразоваться в товары и услуги до возникновения покупательского спроса.

Г. В. Бережнов считает, что креативная деятельность может быть разделена на две составляющие: избирательный творческий поиск и практическую деятельность.

Избирательный творческий поиск имеет своей целью получение нового знания, ориентированного на проблемы предприятия. Источниками нового знания являются индивидуальное и групповое творчество, интеллектуальные системы, стратегические и тактические альянсы и обучение.

Креативная деятельность как практический процесс имеет своей целью повышение конкурентоспособности предприятия и качества обслуживания потребителей за счет освоения новых товаров (услуг) и бизнес-процессов, максимизации возможностей и скорости реакции на рыночные события [1].

По мнению Г. В. Бережнова, общая концепция креативной деятельности включает в себя три взаимосвязанных принципа: способность к формированию знаний, умений и навыков, необходимых для создания новых продуктов (услуг); формирование востребованности рынка и условий для создания и удержания конкурентного преимущества (доли рынка) вновь созданных товаров и услуг; формирование системы реализации, т. е. совокупности условий и процессов, связывающих предприятие и рынок [1].

Креативная сеть - объединение группы предприятий, стремящихся к созданию уникальных товаров и услуг, устраняющих с рынка уступающие им потенциальные заменители в результате естественного решения конечного потребителя [1].

Основными принципами действия данной группы являются принципы совместной работы, сотрудничества, стремление улучшить результаты деятельности каждого участника. Каждое принимаемое решение конкретного участника креативной сети просчитывается как возможный исход, который определяется тем, как реагируют другие члены группы. Примером является система «пяти сил» или кластеров М. Портера [10].

Главными факторами, по нашему мнению, способствующими успешному развитию данной группы, являются мобильность, гибкость, способность быстро адаптироваться к внешним воздействиям. Их достижение возможно за счет виртуализации деятельности, использования информационных технологий в глобальной сети.

Таким образом, отдельное, даже предельно интегрированное предприятие без создания сетевой структуры и современных информационных и коммуникационных технологий не может достичь такого успеха, как виртуальная корпорация, действующая на базе глобальной электронной сети. Такая сеть работает в режиме on-line и объединяет поставщиков, клиентов и процессы добавления стоимости. В электронной экономике это называется сообществом добавленной стоимости.

Так, по мнению Р. Бернса и М. Сталкера, предложивших в середине XX столетия особый тип организации, основной упор в ней должен делаться на общую командную работу, эффективное распространение знаний и опыта, сетевую структуру [11]. С учетом сложившихся реалий «новой» экономики основными характеристиками данной организации, на наш взгляд, должны быть:

- мобильность и гибкость;

- креативный (творческий) подход;

- использование инфокоммуникационных технологий;

- отсутствие иерархичности;

- действие на основе корпоративных целей;

- установление высокого уровня доверия;

- снижение дефицита информации.

Таким образом, концепция креативной деятельности предприятия в условиях рынка -не только способность к изменению внешней среды и (или) интеграция с ней, но и преобразование предприятия в виртуальную организацию, целью которой является перманентное создание ценностей для потребителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БережновГ. В. Позитивное и креативное развитие предприятия. - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2005. - 520 с.

2. Бережнов Г. В. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде. - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2002. - 336 с.

3. Davidov W. H., Malone M. S. The virtual Corporation. - New York: Harper, 1993.

4. Byrn J. A. The Virttual Corporation // Business Week. - 1993. - 8 Febr. - P. 98-103.

5. Martin J. Cybercorp: The New Bisness Revolution. - 1996, 115-125, 3-33. New York: Amacom.

6. Сердюк В. А. От виртуального предприятия к виртуальному правительству: миф или реальность? -Менеджмент в России и за рубежом. - № 2. - 2002. - С. 51-59.

7. Витцель М. Корпоративные знания // Информационные технологии в бизнесе. - СПб.: Питер, 2002. -

С. 187-196.

8. Кирсанов К. Креативный и эвристический менеджмент / http://www.ovsen.com.

9. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 504 с.

10. Портер М. Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2002. - 496 с.

11. Классики менеджмента. - М.: Питер, 2001. - 1168 с.

Статья поступила в редакцию 29.08.2006

VIRTUALIZATION AS A TREND OF CREATIVE ACTIVITY

A. V. Gvozdarev

The article considers the influence of companies’ virtualization on the increasing speed of response to the market developments and maximization of potential to raise competitive capacity of an enterprise. Virtual organizations are considered as temporary firms’ alliances which help to realize the project within the shortest period of time. Virtual enterprises are based on the information technologies and on the low level of physical structures what makes them more mobile, flexible, capable to adapt quickly to the environment. It means to turn from adaptive strategy of development to creative one. Creative activity aims at creative search of problem solution in internal and external enterprise development under circumstances of speeding changes and unpredictable future. In conclusion the author defines the concept of enterprise creative activity in market conditions as the enterprise transformation into a virtual organization to permanently create values for a consumer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.