Научная статья на тему 'Виртуализация городского пространства: социокультурный аспект'

Виртуализация городского пространства: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
424
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Порозов Роман Юрьевич

В статье рассматривается феномен виртуализации с позиций его социокультурной значимости и как это явление коррелирует с городским пространством. Анализ парадигматических изменений показывает, что феномен виртуализации трансформирует ментальный образ города, его социокультурный ландшафт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуализация городского пространства: социокультурный аспект»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 154-156.

Р. Ю. Порозов

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается феномен виртуализации с позиций его социокультурной значимости и как это явление коррелирует с городским пространством. Анализ парадигматических изменений показывает, что феномен виртуализации трансформирует ментальный образ города, его социокультурный ландшафт.

Ключевые слова: городское пространство, виртуализация, ментальный образ города, социокультурный ландшафт.

Начиная с древнейших времен и до середины XIX в., число горожан не превышало 7 %. По прогнозам экспертов ООН, в ближайшие 25 лет рост городского населения может составить 80 % от всех жителей планеты. Ситуация тем уникальна, что города занимают всего 3 % от площади суши. Поэтому наше внимание привлекают именно города, являющиеся центрами тяготения разнообразных сил, которыми живет человеческое общество. В городах зародилась все возрастающая динамика исторического развития. Через них совершается раскрытие культурных форм1.

Актуальность нашего исследования обусловлена, прежде всего, теми парадигматическими изменениями, которые происходят в структуре городского пространства. Изменения эти носят характер, скорее, не количественный, связанный с увеличением количества городских жителей, но суть качественные. Причина подобных изменений видятся в феномене «виртуализации».

Виртуальность и феномен, порождаемый ею, - виртуализация, были известны до XX-XXI вв. В научных кругах данное явление2 описывается как правдоподобная имитация, «один из видов символических реальностей». В доинформационную эпоху в «виртуальное пространство» можно было попасть через

«созерцание картины, кинофильма», т. е. искусства, или находясь в состоянии молитвы или медитации («религиозного экстаза»), при помощи алкоголя. Уникальное свойство «виртуальных систем» - возможность «...самому включаться в действие, причем часто не только в условном пространстве и мире, но и как бы вполне реальных»3. Этимология слова «виртуальная реальность» - от латинского словосочетания «уігіш геа^» - «мнимая, потенциальная действительность». Однако виртуальность до-информационной эпохи отличается от современного её типа. Отличие, кажется, в том, что первая носит символический характер (т. е. она суть - символы, и многозначна), тогда как вторая - предельно знаковый феномен, внутренняя логика которой сжата до четкого и однозначного знака. В этой связи нам видится уместным следующее замечание исследователей виртуального пространства, что виртуальные ощущения несут большую нагрузку на восприятие, и редуцируют развитие воображения.

Если раньше «вход» в виртуальную реальность был более или менее контролируем и отчасти ситуативно-вынужденным (в момент молитвы, философского размышления, написания картины и др.), то в настоящее время это носит бессистемный и перманентный характер, человек практически «с головой» погружен в неё.

Под виртуализацией социокультурного пространства мы понимаем процесс, обусловленный и опосредованный не только и столько современными электронными и компьютерными технологиями. Этот процесс в основных чертах повторяет логику основных универсалий виртуальной реальности4:

• нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного);

• условность параметров (объекты искусственны и изменяемы);

• эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования).

Вкладывая в понятие виртуализации гуманитарную, социокультурную составляющую, можно сказать, что это процесс замещения, трансформации, изменения реальности ее образами или симулякрами. Так, социокультурное содержание виртуализации городского пространства - это «конкуренция» и «борьба» образов на уровне города.

Кажется парадоксальным следующее заявление исследователя «социальной виртуальности» Д. В. Иванова: «...не компьютеризация жизни виртуализирует общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь»5. Ключевыми вопросами для нас являются: почему именно сейчас правомочно говорить о глобальной виртуализации социальных и культурных феноменов и каким становится город нового типа. Ответы на эти вопросы могут быть обнаружены при сравнении двух типов городского пространства: «классического» и «постклассического».

Концепция организации городского пространства, предложенная М. Элиаде, определяет центростремительную подчиненность частей города. Городской центр является «сакральным» и «элитарным». Именно поэтому в центре города, который репрезентует собой imago mundi, находятся культовые, религиозные постройки, институты власти. Остальные составляющие города, которые пытаются равняться на центр ментально и аксиоло-гически, «размещают» на своей территории атрибуты священного центра. Вся деловая, политическая, финансовая, социокультурная, символически значимая активность осуществляется в центре.

Подобная ситуация была характерна до начала т. н. «эпохи информационного общества» и развития массовых средств коммуникации, в том числе и электронных. Очевидно,

что определяющим в данном обществе является информация как наивысшая ценность. Информация как феномен существовала всегда, но именно на рубеже XX-XXI вв. она стала действующей силой эволюции мира. А. Д. Урсул утверждал, что «...информация существовала и существует вечно, и никогда не возникала»6, но только сейчас перешла из латентной, скрытой фазы в активную и действующую силу.

Таким образом, город опутывается своего рода информационными связями, при которых расстояние и местонахождение в какой бы то ни было точке городского пространства, уже не имеет значения. В современных мегаполисах, например, обеспеченность территории оптико-волоконным Интернет-соединением является определяющим критерием при выборе того или иного места работы или ведения бизнеса. Развитие информационных коммуникаций с очевидностью уменьшает пространственную близость между местом проживания и местом выполнения работы.

В связи с этими изменениями мы можем констатировать появление нового типа городского пространства, которое можно определить как «виртуальное», а сам город назвать «информационным». Главные особенности информационного города:

1. Это не статическая, но динамическая структура. Город это, прежде всего, процессуальное явление или, точнее, непрерывный поток: информации, технологий, капитала, знаков\символов\образов. В индустриальном городе «перемещались» в большинстве своем материальные объекты, в информационном -абстрактные, нефизические ресурсы. Таким образом, оперирование чем-либо в городе происходит не реально, а виртуально, т. е. опосредованно, при помощи компьютерных, мультимедийных, интерактивных технологий.

2. Социальная привязка к определенной территории городского пространства теряет свою актуальность. Прошлые исторические эпохи свидетельствуют о том, что городское пространство дифференцировалось исключительно по социальному принципу. Центр, будучи, по терминологии М. Элиаде, «сакральным», являлся местом проживания элиты, в то время как периферия, окраины города оставались за люмпенизированными или представителями маргинальных групп. В современном городе наблюдается обратная тенденция: стремление элитарных групп использовать в качестве наиболее благоприятного места для

проживания не «сакральный центр», а обеспеченную соответствующей инфраструктурой (социально-бытовой, информационной) периферию.

3. Центром становится любой участок города, который становится информационным «узлом». Мы уже упомянули, что главной ценностью является информация, причем информация в режиме «здесь-и-сейчас» - она не должна теряться и быть актуальной.

Парадигматический переход от традиционного города к «информационному» меняет также саму «ткань» городского пространства. Физическому облику города, вне контекста его культурных и региональных различий, т. е. как универсальный тип человеческого общежития, было предначертано измениться после 1965 г. В 1965 г. философ, математик, программист Теодор Нельсон предложил объединить информацию в сеть. Это означало. что классическая - линейная - европейская традиция хранения информации заменяется сетевой моделью. Книга, будучи линейной структурой, предполагает единую и строгую иерархию, сопричастность целому - последовательность, страница за страницей, диктат автора. Концепция «сетевого банка» подразумевает непредзаданность и произвольность обращения информации. Текст превращается в гипертекст. «Под гипертекстом я понимаю непоследовательное сочинение (non-sequen-tial writing) - текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать <...>. Проще говоря, это ряд кусков текста (a series of text chunks), соединенных линками, предлагающими читателю различные пути [чтения]»7. Гипертекст интерактивен, потому что человек вовлечен в активный информационный обмен, поддерживает и пополняет «базы данных». Метафорой современного города можно назвать компьютерный сайт.

Несомненно, что городское пространство коррелирует с виртуализацией как глобальным процессом и находит свое отражение не только в его архитектуре, культурном ландшафте, но также в ментальном образе. Рассматривая ментальность, можно понять суть и логику развития того или иного явления. Так как ментальность является несколько «трудноуловимым и иррациональным» явлением, то верифицировать его возможно через т. н. «ментальные карты».

Исследование ментального пространства современного Екатеринбурга, результаты ко-

торого отражены в статье Е. И. Виноградовой8, показали, что у большинства горожан не сложилось в сознании цельная карта города и носит дискретный, фрагментарный характер. Анализ графического изображения ментальных карт выявил, что жители мыслят городское пространство образами, которые носят черты коллективного бессознательного, а также окрашены личными переживаниями. Также на картах преимущественно изображаются объекты, которые относятся к формальным символам Екатеринбурга: здание администрации, церковные постройки, исторические сооружения.

Подобные исследования могут быть использованы при ментальном картографировании других городов или частей городского пространства.

Таким образом, социокультурное пространство современного города трансформируется под влиянием феномена виртуальности. Классическое представление о городе как уникальном культурным феномене с одним «сакральным» центром меняется на по-лицентричную структуру, обладающей специфическими особенностями геокультурного ландшафта. Ментальное пространство современного города может быть исследовано при помощи т. н. «ментальных карт», составляемых жителями города.

Примечания

1 См.: Анциферов, Н. Книга о городе. Л., 1926.С. 3.

2 См.: Castells, M. The Information Age : Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise ofthe Network Society. Maiden (Mass.) ; Oxford, 1996. P. 372.

3 Новые технологии и судьбы рациональности в современной культуре : материалы круглого стола // Вопр. философии. 2003. № 12.

4 См.: там же. С. 31.

5 Иванов, Д. В. К пониманию современности : критический вызов // Проблемы теорет. социологии. Вып. 2. СПб., 1996. с. 19.

6 Отражение и информация. М., 1973. С. 47.

7 Interpersonal Computing and Technology : An Electronic Journal for the 21st Century. 1994. July. Vol. 2, №. 3. P. 14.

8 См.: Виноградова, Е. И. Представление о

ментальных картах городаЕкатеринбурга.иК! : //http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_

022/template_article?ar=K21-40/k25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.