Научная статья на тему 'ВИОЛЬ Д’АМУР: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

ВИОЛЬ Д’АМУР: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИОЛЬ Д’АМУР / РЕЗОНАТОРНЫЕ СТРУНЫ / СТАРИННЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СИМПАТИЧЕСКИЕ СТРУНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жарская Алла Станиславовна

В статье представлены результаты проведенного исследования истории создания виоль д’амур и некоторых других инструментов с резонаторными струнами из разных стран мира. Виоль д’амур рассматривается как инструмент, занявший собственную нишу среди инструментов струнной группы с момента появления в XVII в., а также исследуются некоторые аспекты происхождения этого инструмента в контексте принадлежности к различным струнным группам. Показано, что окончательно конструкция виоль д’амур устоялась к XVIII в. К изготовлению этого старинного инструмента обращались великие мастера, что свидетельствует о признании уникальных звуковых характеристик виоль д’амур. В статье приведены примеры созданных специально для виоль д’амур в различные периоды времени сочинений выдающихся композиторов, которые признавали и использовали неповторимые звуковые характеристики этого инструмента. Сделан вывод о том, что благодаря необычной конструкции, в частности резонаторным струнам, которые и отвечают за особые звуковые качества инструмента, виоль д’амур привлекает интерес и внимание композиторов и исполнителей по сегодняшний день, а также о необходимости изучения и популяризации этого инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIOLA D’AMORE: DESIGN FEATURES, HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT

The paper presents the results of a study of the history of the creation of the viola d’amore and some other instruments with resonator strings from around the world. The viola d’amore is considered as an instrument that has occupied its own niche among string group instruments since its appearance in the XVII century, and some aspects of the origin of this instrument in the context of belonging to various string groups are also investigated. It is shown that the viola d’amore design was finally established by the XVIII century. Great craftsmen turned to the manufacture of this ancient instrument, which indicates the recognition of the unique sound characteristics of the viola d’amore. The paper provides examples of compositions created specifically for the viola d’amore in various periods of time by outstanding composers who recognized and used the unique sound characteristics of this instrument. It is concluded that due to the unusual design, in particular resonator strings, which are responsible for the special sound qualities of the instrument, the viola d’amore attracts the interest and attention of composers and performers to this day, as well as the need to study and popularize this instrument.

Текст научной работы на тему «ВИОЛЬ Д’АМУР: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 182-187. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 182-187.

Научная статья УДК 787.1

https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.27

Виоль д'амур: особенности конструкции, история возникновения и развития

Алла Станиславовна Жарская

Независимый исследователь, Краснодар, Россия, alf82@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-9255-8953

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного исследования истории создания виоль д'амур и некоторых других инструментов с резонаторными струнами из разных стран мира. Виоль д'амур рассматривается как инструмент, занявший собственную нишу среди инструментов струнной группы с момента появления в XVII в., а также исследуются некоторые аспекты происхождения этого инструмента в контексте принадлежности к различным струнным группам. Показано, что окончательно конструкция виоль д'амур устоялась к XVIII в. К изготовлению этого старинного инструмента обращались великие мастера, что свидетельствует о признании уникальных звуковых характеристик виоль д'амур. В статье приведены примеры созданных специально для виоль д'амур в различные периоды времени сочинений выдающихся композиторов, которые признавали и использовали неповторимые звуковые характеристики этого инструмента. Сделан вывод о том, что благодаря необычной конструкции, в частности резонаторным струнам, которые и отвечают за особые звуковые качества инструмента, виоль д'амур привлекает интерес и внимание композиторов и исполнителей по сегодняшний день, а также о необходимости изучения и популяризации этого инструмента.

Ключевые слова: виоль д'амур, резонаторные струны, старинные струнные инструменты, симпатические струны

Для цитирования: Жарская А.С. Виоль д'амур: особенности конструкции, история возникновения и развития // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 182-187. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.27.

Original article

The Viola D'Amore: Design Features, History of Origin and Development Alla S. Zharskaya

Independent researcher, Krasnodar, Russia, alf82@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0005-9255-8953

Abstract. The paper presents the results of a study of the history of the creation of the viola d'amore and some other instruments with resonator strings from around the world. The viola d'amore is considered as an instrument that has occupied its own niche among string group instruments since its appearance in the XVII century, and some aspects of the origin of this instrument in the context of belonging to various string groups are also investigated. It is shown that the viola d'amore design was finally established by the XVIII century. Great craftsmen turned to the manufacture of this ancient instrument, which indicates the recognition of the unique sound characteristics of the viola d'amore. The paper provides examples of compositions created specifically for the viola d'amore in various periods of time by outstanding composers who recognized and used the unique sound characteristics of this instrument. It is concluded that due to the unusual design, in particular resonator strings, which are responsible for the special sound qualities of the instrument, the viola d'amore attracts the interest and attention of composers and performers to this day, as well as the need to study and popularize this instrument.

Keywords: viola d'amore, resonating strings, ancient string instruments, sympathetic strings

For citation: Zharskaya, A. S. (2023) The Viola D'Amore: Design Features, History of Origin and Development. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 182-187. Available from: doi:10.24158/fik.2023.6.27 (In Russian).

Европейские инструменты с пассивными (резонаторными, симпатическими) струнами впервые появились в Англии в начале XVII в., о чем свидетельствуют музыкально-теоретические труды нескольких европейских авторов. Немецкий композитор и музыкальный теоретик М. Преториус в своем трактате «Устройство музыки» (1614-1619), самом значительном в Германии начала XVII в. музыкально-теоретическом труде, описывая виолу бастарда, утверждает, что пассивные струны -английское изобретение (Praetorius, 1991). Его английский коллега Д. Плейфорд в работе 1667 г. «Краткое введение в искусство музыки» даже назвал определенное лицо, а именно придворного музыканта Даниеля Фарранта, как их изобретателя1. Немецкий ученый А. Кирхер, составивший музыкальную энциклопедию «Всеобщая музургия», увидевшую свет в 1650 г., указывает на некоего

1 Playford J. An introduction to the skill of musick [Электронный ресурс]: in 3 books. Book 1. Р. 35 // Google books. URL: https://books.google.bg/books?id=KrQTAQAAIAAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f (дата обращения: 25.04.2023).

© Жарская А. С., 2023

герцога Сомерсета как на изобретателя смычковых инструментов с резонаторными струнами1. Конечно, все эти сведения в отношении происхождения резонаторных струн на смычковых инструментах должны приниматься с известной осторожностью, но на основании ряда литературных источников можно утверждать, что симпатические струны в Европе появились в Англии, а первый инструмент, снабженный ими, был виола бастарда. Впоследствии они стали распространяться на европейском континенте и использоваться на других инструментах.

Неслучайно, что появление первых европейских инструментов с резонаторными струнами произошло в Англии и именно в начале XVII в. Весьма вероятно, что эта идея была заимствована в Индии, с которой у Англии были очень тесные отношения после создания в 1600 г. Ост-Индской кампании. На индийских и арабских инструментах пассивные струны использовались уже в течение нескольких столетий, прежде чем они появились в Европе. Существуют гипотезы о происхождении инструментов с резонаторными струнами в Персии. И в наше время такие инструменты имеют широкое распространение, особенно в Индии, где пользуются значительной популярностью.

Можно отметить, что в Индии струнные инструменты имеют большое многообразие, принимая во внимание число струн, особенно если речь идет о резонаторных. Самый известный из индийских струнных инструментов саранги имеет очень древнее происхождение. Он употреблялся баядерками для аккомпанемента пению и имеет 4 жильных (активных) струны и 11-15 пассивных струн из металла. Теперь саранги изготавливаются с большим количеством пассивных струн: есть, например, инструменты, в которых число симпатических струн достигает 39. Популярны такие разновидности саранги, как дилруба (в переводе - похититель сердец) (4 активных струны из стали и 15 пассивных), эрсар (5 активных струн и 10-15 пассивных), туяк (4 активных и 15 пассивных) (Алендер, 1979: 34). Существует арабский смычковый инструмент с пассивными струнами, который называется кеманге руми (4 или 6 жильных струн и 4 или 6 пассивных)1.

Среди европейских инструментов с резонаторными струнами наблюдалось подобное индийскому многообразие, можно упомянуть такие инструменты, как никельхарпа (ключевая арфа) в Швеции, хардангельфелан в Норвегии, вилль во Франции. Примечательно, что и на Кавказе существовала трехструнная скрипка с резонаторными струнами, активные струны которой изготавливались из шелка.

Интересно, что одна из версий происхождения самого названия «виоль д'амур» имеет восточные корни. Б.А. Струве в своей работе приводит мнение Пиллаута, хранителя коллекции музыкальных инструментов Парижской консерватории, который считает, что «...название виоль д'амур возникло отклонением от первоначального. Следует правильно читать "виола да мор", то есть виола мавров» (Струве, 1959: 149).

Считается, что время появления виоль д'амур - приблизительно вторая половина XVII в. Однако неопровержимым доказательством значительно более раннего ее происхождения служит инструмент работы основателя брешианской школы мастеров Гаспаро да Сало (1540-1609), хранящийся в замке Сфорца в Милане. Согласно музейному каталогу, предположительная дата изготовления названного инструмента - 1570 г. Следовательно, если полагать верными указанные в книге Б.А. Струве (1959) данные относительно времени и места появления виолы бастарда - начало XVII в., Англия, то этот инструмент не является предшественником виоль д'амур, как это до сих пор считалось.

Виоль д'амур пользовалась большой популярностью в период позднего барокко и раннего классицизма. Так, Джон Плейфорд, который был крупнейшим английским издателем и автором ряда музыкальных сочинений, в 1652 г. издал сборник произведений для виоль д'амур, ориентированных в первую очередь на музыкантов-любителей (Р1ауог^ 1960). Наивысший подъем связанного с этим инструментом исполнительства и композиторского творчества наблюдается в середине XVIII в.

По поводу принадлежности виоль д'амур к какому-либо из двух основных семейств смычковых инструментов - виольному или скрипичному - до сих пор нет единого мнения. В работе Б.А. Струве этот инструмент безоговорочно отнесен к виолам: «В процессе развития виольное семейство дало крупное ответвление - виолы с резонирующими струнами» (Струве, 1959: 56). Такой же классификации придерживается С.П. Понятовский: «Виоль д'амур - последняя представительница смычкового семейства виол» (Понятовский, 2007: 46). В программе «История смычкового исполнительства для оркестровых факультетов музыкальных вузов», составленной Л.С. Гинзбургом, инструменты с резонирующими струнами охарактеризованы как «позднее образование виольного семейства»2.

1 Kircher А. Musurgia Universalis [Электронный ресурс]. Rome, 1650. P. 197. URL: https://www.gla.ac.uk/myglas-gow/library/files/special/exhibns/month/nov2002.html (дата обращения: 25.04.2023).

2 Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства : учебник для музыкальных вузов : в 3 вып. Вып. 1. М., 1990. С. 48.

Однако целый ряд важнейших свойств виоль д'амур может служить доказательством ее принадлежности к скрипичному семейству. Первое из них - горизонтальное держание инструмента аналогично скрипке и альту, виолы же, не исключая самой высокой по тесситуре - дискантовой, держатся вертикально. Инструмент не имеет ладов, а техника игры на нем по существу такая же, как на скрипке или альте. Кроме того, звонкий тон инструмента позволяет ему временами соперничать со скрипкой и альтом (один из примеров - концерты А. Вивальди для виоль д'амур с оркестром).

Наряду с этим виольные очертания корпуса, плоская, как правило, нижняя дека, количество основных струн, кварто-терцовый строй инструмента, иногда наличие розетки на верхней деке (хотя Б.А. Струве доказывает, что розетка, перешедшая к виолам от лютни, не оказывает влияния на акустические свойства инструмента и является только украшением) свидетельствуют о связи с виольным семейством (Струве, 1959: 148).

В некоторых источниках существует мнение о том, что на некоторых виоль д'амур имелись лады, хотя, до наших дней ни один подобный экземпляр не сохранился. Конечно, наличие ладов в значительной мере облегчило бы интонирование на инструменте, но оно весьма затруднило бы позиционную технику в исполнении виртуозной музыки, написанной для виоль д'амур в XVIII-XX вв. С введением ладов звук виоль д'амур, возможно, был бы более чистым, приближающимся к звучанию виолы да гамба. Но это мнение о возможности наличия ладов на виоль д'амур может относиться и к скрипичному семейству (кстати, иногда встречаются скрипки с ладами). В некоторых работах XVIII в. виоль д'амур причисляется к инструментам скрипичного семейства, например в первой музыкальной энциклопедии, вышедшей в 1732 г. под названием «Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека»1 И.Г. Вальтера. Стремление к четкой научной классификации наталкивает на мысль о выделении в отдельное семейство инструментов с резонаторными струнами, как классических, так и народных.

Итак, происхождение виоль д'амур следует относить к XVI в., но неоспоримо, что широкую популярность этот инструмент приобрел не ранее, чем через столетие, а наивысший подъем связанного с ним исполнительского и композиторского творчества приходится примерно на середину XVIII в., то есть на период становления раннего классического стиля. Для виоль д'амур создавали произведения крупной концертной формы такие композиторы, как А. Вивальди (семь концертов для виоль д'амур и струнного оркестра, один концерт с духовыми инструментами), Г. Бибер (партита № 7 для двух виоль д'амур и бассо континуо), А. Ариости (15 сонат для виоль д'амур и бассо континуо , а также опера «Усмирённый Марс»), И. Маттесон (опера «Тайные события Генриха IV, короля Кастилии и Леона, или Разделенная любовь» с сольной партией виоль д'амур), И.С. Бах (кантаты № 36, 152 с солирующим виоль д'амур, «Страсти по Иоанну» с двумя солирующими виоль д'амур), К. Граупнер (42 работы для виоль д'амур), Г. Телеман (трио соната, тройной концерт), А. Скарлатти (опера «Тигран»), Ф.А. Хоффмайстер (квартет для виоль д'амур, флейты, скрипки и виолончели), И. Пез (увертюра F dur для трех виоль д'амур).

Неповторимое поэтичное и таинственное звучание виоль д'амур не оставило равнодушным величайшего композитора и музыковеда Г. Берлиоза, написавшего в своем трактате: «Звук виолы д'амур слабый и нежный; в нем есть что-то небесное, идущее одновременно от альта и от флажолетов скрипки. Особенно подходит виола для музыки плавной, для мечтательных мелодий, для выражения восторженных и религиозных чувств... Право же, было бы очень жаль утратить этот драгоценный инструмент» (Берлиоз, 1972: 101).

После незначительного падения интереса к виоль д'амур в начале XIX в., связанного с развитием симфонизма, а также последовавшим за ним романтизмом, начиная с середины XIX в., а в особенности в начале XX столетия виоль д'амур своим необычным, изысканным тембром вновь привлекла внимание композиторов и эпизодически использовалась в операх, в числе которых «Гугеноты» (1836) Дж. Мейербера, «Бан-Банк» (1861) Ф. Эркеля, «Луиза» (1900) Г. Шарпантье, «Жонглер Богоматери» (1902) Ж. Массне, «Мадам Баттерфляй» (1904) Дж. Пуччини, «Па-лестрина» (1917) Г. Пфицнера, а также в симфонической поэме «Смерть Тинтажиля» (с двумя солирующими виоль д'амур) (1897-1900) американского композитора Ч.М. Лефлера.

Начавшееся в сфере оперного жанра возрождение виоль д'амур переходит затем в область камерного исполнительства и в течение всей первой половины XX в. постепенно набирает силу. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл замечательный композитор, альтист и исполнитель на виоль д'амур Пауль Хиндемит. Этот поистине универсальный музыкант концертировал как солист на альте и на виоль д'амур, исполнял партию альта в квартете, умел играть почти на

1 Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec [Электронный ресурс]. Leipzig, 1732. URL: http://ru.instr.scorser.com/CC/Все/Вальтер%2C+Иоганн+Готфрид/Musicalisches+Lexicon.html (дата обращения: 25.04.2023).

всех инструментах симфонического оркестра, выступал как дирижер, интересовался малоизвестными композиторами прошлых веков. В Йельском университете (США), где Хиндемит работал с 1940 по 1953 гг., он организовал цикл концертов под названием «Collegium Musicum», где пропагандировалась музыка, исполняемая на старинных инструментах. П. Хиндемит был музыкальным руководителем концертов, сам дирижировал, а также играл на «музейных» инструментах, дошедших до нас из времен средневековья, ренессанса и барокко. Эти концерты имели большое просветительское значение в культурной жизни США. Особый интерес П. Хиндемит проявил к виоль д'амур, на ней он выступал в Западной Европе и даже в 1930 г. в СССР. Он также издал (с расшифровкой бассо континуо) многие сочинения для виоль д'амур композиторов XVII-XVIII вв.: Г. Бибера, К. Стамица, Ф. Руста, А. Вивальди, А. Ариости, И.С. Баха. Перу самого П. Хиндемита принадлежат «Маленькая соната» ор. 25 № 2 для виоль д'амур и фортепиано и «Камерная музыка № 6» ор. 46 № 1 для виоль д'амур и камерного оркестра. Среди композиторов XX в., писавших для виоль д'амур либо использовавших этот инструмент в своих произведениях, необходимо назвать С.С. Прокофьева, Ф. Мартена, Л. Яначека, А. Хинастеры.

Весьма важным фактором, способствовавшим пробуждению интереса к старинным инструментам и в частности к виоль д'амур, была деятельность популяризаторов старинной музыки в разных странах Европы: А. Долмеча в Англии, братьев Казадезюс во Франции, В.В. Борисовского в Советском Союзе.

Во Франции было организовано «Общество инструментальных концертов на старинных инструментах» под руководством А. Казадезюса, которое пропагандировало исполнительство на старинных инструментах: виоле да гамба, продольных флейтах, виоль д'амур и др. А. Казадезюс начал выступать как исполнитель на виоль д'амур в 1901 г. в ансамбле с контрабасистом Э. Нанни. Затем он организовал квартет, где помимо виоль д'амур были квинтон (пятиструнная скрипка), виола да гамба и бас. В этом ансамбле на клавесине часто играл известный композитор А. Казелла. Рукописи исполняемых квартетом произведений А. Казадезюс находил в Версальском дворце и в частных собраниях. Ансамбль выступал во многих странах мира, в том числе неоднократно в России, а в 1909 г. его слушал в Ясной Поляне Л.Н. Толстой.

Подобное же общество под руководством Луи ван Вафельгема, бельгийского альтиста и исполнителя на виоль д'амур, созданное в 1889 г. в Париже, называлось «Общество старинных инструментов». Музыканты концертировали во Франции и далеко за ее пределами. Л. Вафель-гемом сделано много транскрипций для виоль д'амур. Работавший скрипачом в Будапештской опере, а затем альтистом в Парижской опере последние 13 лет своей жизни и концертной деятельности Вафельгем посвятил исключительно музицированию на виоль д'амур.

В наше время количество подобных ансамблей необычайно возросло. Практически в каждой стране, обладающей развитой музыкальной культурой, существует много ансамблей, занимающихся исполнительством на старинных инструментах, и даже целые оркестры. Из выдающихся коллективов такого рода хотелось бы назвать ансамбли Voices of Music (США), Netherlands Bach Society (Нидерланды), The Academy of St. Martin in the Field, Arcangelo, MuCH Ensemble (Великобритания), Il Pomo D'oro (Швейцария), Pratum Integrum, La Voce Strumentale, «Солисты Екатерины Великой» (Россия).

На современном этапе виоль д'амур привлекает внимание не только как редкий инструмент со своеобразным звучанием, но и как объект научного исследования. В период после Второй мировой войны открыто множество сочинений для виоль д'амур, появились научные труды, посвященные истории возникновения и развития этого инструмента - монографий, исторических очерков, статей в журналах, В.Э. Кёлером издается бюллетень Всемирного общества любителей виоль д'амур «Вклад в историю и литературу виоль д'амур».

В возрождение и развитие виоль д'амур большой вклад внесла советская исполнительская школа. До революции в Россию крайне редко приезжали исполнители на виоль д'амур. Поскольку своих исполнителей на этом инструменте практически не было, то о создании собственной национальной школы игры не могло быть и речи. Возникновение советской школы игры на виоль д'амур связано с именем замечательного альтиста и педагога Вадима Васильевича Борисовского. После Первого всесоюзного конкурса квартетов в 1925 г. квартет, в состав которого входили Д.М. Цыганов, В.П. Ширинский, В.В. Борисовский, С.П. Ширинский (позже этот квартет получил имя Бетховена), в качестве премии получил право на поездку в Германию. Здесь В.В. Борисовский впервые познакомился с виоль д'амур. Новый инструмент вызвал у него настолько сильный интерес, что, вернувшись в Советский Союз, он добился еще одной командировки в Германию с тем, чтобы в течение месяца заниматься в берлинской библиотеке: изучать чертежи и схемы конструкции виоль д'амур, ознакомиться с нотным материалом. Знакомство с Паулем Хиндемитом также способствовало освоению В.В. Борисовским виоль д'амур. Вернувшись из поездки, он организовал «Общество старинной музыки» и заказывал из Европы ноты сольных про-

изведений, а также ансамблей с виоль д'амур. В архиве Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского была найдена большая коллекция таких нот, а также два инструмента: виоль д'амур, изготовленная тирольским мастером (первый инструмент В.В. Борисовского), и виола да гамба. По чертежам, привезенным из Германии, мастер Т.Ф. Подгорный сделал две виоль д'амур, на одной из которых В.В. Борисовский играл до конца жизни.

В.В. Борисовский был организатором и участником цикла концертов старинной музыки под эгидой Государственного института музыкальной науки. Выступления состояли как из сольных произведений, так и из ансамблей с И.А. Морозовой и Б.В. Доброхотовым, игравшими на виолах да гамба. Концертный репертуар В.В. Борисовского был необычайно обширен. Им исполнены в концертах и по радио пьесы Л. Ке д'Эрвелуа, М. Маре, А. Скарлатти, Л.-Т. Миландре, Ж.П. Мартини, И. Фишера, Ж. Б. Люлли, Ф. Ж. Госсека, сонаты А. Ариости и К. Стамица, концерт А. Вивальди D-dur, «Маленькая соната» П. Хиндемита. В его исполнении прозвучали дивертисмент для виоль д'амур и баса Й. Гайдна, трио для виоль д'амур, скрипки и баса Ф. Гассмана, соната для двух виоль д'амур, виолы да гамба и арфы Ж.-Б. Лойе, сюита в танцевальном стиле Дж.Б. Витали для двух виоль д'амур, арфы, виолы да гамба и контрабаса.

Сделанные В.В. Борисовским многочисленные транскрипции для виоль д'амур представляют собой образцы высокого художественного вкуса, великолепного знания звуковых и технических возможностей инструмента. Одно из ярких проявлений творческой индивидуальности В.В. Борисовского - парафраз на тему «Песни о Розе» (мелодия Тибо IV) для голоса, виоль д'амур и фортепиано. В этом произведении прекрасно сливаются звучание человеческого голоса и виоль д'амур. В.В. Борисовским совместно с В. Альтманом составлен каталог нот для альта и виоль д'амур, изданный в 1937 г. в Австрии.

Первым учеником В.В. Борисовского на виоль д'амур был альтист П.И. Страсбургер, за ним последовали Ф.С. Дружинин, Г.И. Матросова, М.Н. Толпыго, И.И. Богуславский. Созвездие великолепных альтистов, а позднее и виольдамуристов составило славу русской струнной школы, о чем свидетельствуют многочисленные записи с лучшими коллективами страны и победы на престижных музыкальных конкурсах.

Вообще концертный репертуар для виоль д'амур сравнительно невелик. Забота о его расширении естественным образом ложится на исполнителей. Транскрипции сольных партий скрипки, альта в ряде случаев дают интересный художественный результат. Так, в обработке И.И. Богуславского прозвучали на виоль д'амур соло альта из оперы К. Глюка «Парис и Елена», партии скрипки из «Королевских концертов» Ж. Ф. Рамо. Все же значительную часть репертуара составляют камерные сочинения эпохи ренессанса и барокко, текст которых не содержит конкретных указаний, на каких инструментах должны исполняться верхние голоса. В этом случае виоль д'амур может быть использована с таким же основанием, что и любой другой высоко настроенный инструмент -скрипка, флейта или гобой. Исполнение верхнего голоса на виоль д'амур в сочетании с инструментами виольного семейства или с духовыми (гобой, флейта, фагот) звучит вполне органично и придает этой музыке особое очарование. Единственным условием исполнения такого рода музыки на виоль д'амур является полный отказ от вибрато, что является стилевой особенностью этой музыки. Существует также возможность исполнения на виоль д'амур партий гобоя, гобоя д'амур и скрипки в некоторых кантатах И.С. Баха. Звучание виоль д'амур очень хорошо сочетается с голосом и не нарушает традиционных представлений, связанных с исполнением музыки барокко.

Из вышесказанного очевидно, что у инструментов с резонаторными струнами многовековая история. Практически на всех континентах создавались инструменты с симпатическими струнами, множество примеров использования подобных инструментов можно найти в культуре древней Индии и других стран. А своего расцвета они достигли в XVIII в. в Европе благодаря целой плеяде гениальных мастеров, композиторов, исполнителей, о чем свидетельствуют музыкально-теоретические труды нескольких европейских авторов. Репертуар также значительно обогатился именно в эпоху барокко, а в XX в. благодаря большому количеству музыкантов-энтузиастов, знатоков и почитателей старинной музыки был значительно расширен и получил новые транскрипции. Сегодня виоль д'амур - полноправный концертный инструмент, имеющий богатый репертуар, привлекающий новых исполнителей и слушателей. Школа исполнительства на этом инструменте, существовавшая лишь в виде научно-теоретических трудов прошлых веков, получила свое развитие среди обширного круга энтузиастов как в Европе, так и в России. Однако стоит отметить, что в настоящее время она практически не имеет продолжения, что побуждает к стремлению исследовать и популяризировать этот уникальный инструмент.

Список источников:

Алендер И.З. Музыкальные инструменты Индии. М., 1979. 47 с.

Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке: в 3 ч. / предисл. и примеч. Р. Штрауса; пер., ред., вступительная статья и комментарий С.П. Горчакова. Ч. 1. М., 1972. 307 с.

Понятовский С.П. История альтового искусства. М., 2007. 334 с. Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959. 266 с.

Playford J. Musick's recreation on the viol, lyra-way, 1682 / a historical introduction (in English and German) by N. Dolmetsch. L., 1960. 56 p.

Praetorius M. Syntagma musicum // Praetorius M. De Organographia. Part 2. Oxford, 1991. 104 p.

References:

Alender, I. Z. (1979) Muzykal'nye instrumenty Indii [Musical instruments of India]. Moscow. 47 p.

Berlioz, G. (1972) Bol'shoi traktat o sovremennoi instrumentovke i orkestrovke [Great treatise on modern instrumentation and orchestration]. Translated by Gorchakov, S. P. (1972). In 3 parts. Part 1. Moscow. 307 p. (In Russian)

Playford, J. (1960) Musick's recreation on the viol, lyra-way, 1682. A historical introduction (in English and German) by N. Dolmetsch. London. 56 p.

Poniatovsky, S. P. (2007) Istoriya al'tovogo iskusstva [The history of viola art]. Moscow. 334 p. (In Russian) Praetorius, M. (1991) Syntagma musicum. In: Praetorius, M. De Organographia. Part 2. Oxford. 104 p. Struve, B. A. (1959) Protsess formirovaniya viol i skripok [The process of formation of violas and violins]. Moscow. 266 p. (In Russian)

Информация об авторе А.С. Жарская - артист оркестра Краснодарского музыкального театра творческого объединения «Премьера», Краснодар, Россия.

Information about the author A.S. Zharskaya - artist of the orchestra, Krasnodar Musical Theater, "Premiere" Creative Association, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 23.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.