Научная статья на тему 'Викторина как метод закрепления материала на иностранном языке'

Викторина как метод закрепления материала на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВИКТОРИНА / ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА / ТЕМА "ВЕЛИКОБРИТАНИЯ" / LANGUAGE / FOREIGN LANGUAGE / QUIZ / STUDY / METHOD / COMMUNICATION COMPETENCE / REVISION OF MATERIAL / "GREAT BRITAIN" TOPIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Олеговна

Изучение иностранного языка сложный и разнонаправленный процесс, поскольку формирование знаний касается не только внутренней стороны (освоения фонетики, лексики, грамматики), но и внешней преодоления боязни выражать свои мысли на неродном языке. В работе автор обращается к игровой методике закрепления материала по теме «Великобритания» и предлагает ряд заданий, для выполнения которых необходимо привлечение знаний, полученных ранее на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quiz as a method of revision of the foreign language material

Foreign language study is a complex and diverse process, since organization of knowledge concerns not only internal side (learning of phonetics, vocabulary, grammar), but also an external one such as dealing with the fear to express one's thoughts in a foreign language. The author considers the game method of revision of the material on topic "Great Britain" and proposes a number of creative and logical tasks, to solve which a student needs to recall knowledge gained earlier during foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «Викторина как метод закрепления материала на иностранном языке»

УДК 378.147::372.881.1

Морозова Ирина Олеговна

Morozova Irina Olegovna

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

PhD in Philology, Assistant Professor, Humanities Department, Krasnodar branch of Plekhanov Russian University of Economics

QUIZ AS A METHOD OF REVISION OF THE FOREIGN LANGUAGE MATERIAL

Аннотация:

Изучение иностранного языка - сложный и разнонаправленный процесс, поскольку формирование знаний касается не только внутренней стороны (освоения фонетики, лексики, грамматики), но и внешней - преодоления боязни выражать свои мысли на неродном языке. В работе автор обращается к игровой методике закрепления материала по теме «Великобритания» и предлагает ряд заданий, для выполнения которых необходимо привлечение знаний, полученных ранее на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова:

язык, иностранный язык, викторина, обучение, метод, коммуникативная компетенция, закрепление материала, тема «Великобритания».

Summary:

Foreign language study is a complex and diverse process, since organization of knowledge concerns not only internal side (learning of phonetics, vocabulary, grammar), but also an external one - such as dealing with the fear to express one's thoughts in a foreign language. The author considers the game method of revision of the material on topic "Great Britain" and proposes a number of creative and logical tasks, to solve which a student needs to recall knowledge gained earlier during foreign language lessons.

Keywords:

language, foreign language, quiz, study, method, communication competence, revision of material, "Great Britain" topic.

Изучение иностранного языка в современном мире - необходимость, с которой сталкивается все больше людей в процессе своей профессиональной деятельности. Владение иностранным языком считается признаком не только образованности, но и культуры и профессиональной пригодности. При таком подходе на первое место выходит не столько знание языковых знаков, сколько владение ими.

В последнее время преподавание иностранного языка направлено на формирование коммуникативной компетенции - умения успешно выстраивать коммуникацию на неродном языке [1, с. 29]. Для этого учащийся должен проявлять творческую активность, иметь мотивацию и доступ к современным техническим средствам. Процесс изучения иностранного языка уникален тем, что учащемуся приходится совершать на порядок больше умственных манипуляций, поскольку процесс перехода от «понимаю» к «умею» включает двойную шифровку и дешифровку информации.

Для того чтобы сделать этот процесс более легким, в педагогике используются активные методы обучения, при которых педагог и ученики взаимодействуют друг с другом как равноправные участники. Для их реализации, в частности, используется игра как ведущая деятельность, направленная на реализацию эвристического подхода: на воспитание интереса к предмету, к творческой деятельности, порождению и восприятию информации на иностранном языке. К.Д. Ушинский считал, что игра - регулятор всех жизненных позиций человека [2, с. 483]. Игровые формы обучения как никакая другая технология задействуют различные способы мотивации: коммуникативные, моральные, познавательные [3, с. 337]. Использование игр имеет ряд преимуществ: каждый обучающийся может проявить себя, свои знания, умения, волевые качества, результат зависит от самого игрока, ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

Существуют различные классификации игр. Их дифференциация опирается на разграничение видов деятельности (физические, трудовые, интеллектуальные и др.), методики (ролевые, имитационные и др.), процесса проведения (познавательные, обучающие, контролирующие и др.), среды (компьютерные, с предметами и др.). Безусловно, каждая такая классификация имеет логическое и педагогическое обоснование. В современных педагогических работах часто представлена классификация С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, включающая следующие виды игр: 1) творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные); 2) дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные); 3) подвижные [4, с. 260]. На наш взгляд, разработанная викторина соответствует второму виду, так как основная ее за-

дача - дидактическая. В ходе организации игрового занятия необходимо соблюдать основные принципы организации игр: отсутствие принуждения, поддержание игровой атмосферы, осуществление взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, переход от простейших игр к сложным [5, с. 13].

Организация занятия-викторины, которое предлагается автором, соответствует всем этапам организации игры, выделенным В. Оконем: выбор игры, цели игры (в нашем случае это получение удовольствия от самого процесса; функциональная, связанная с выполнением правил игры; результативная), предложение игры (возбуждение интереса), оборудование и оснащение игровой площади, разбивка на команды, распределение ролей [6].

Предлагаем использовать занятие-викторину для закрепления страноведческого материала по теме Great Britain в группах студентов 1-го курса нефилологических специальностей. Как показывает практика, такого рода задания не только позволяют более эффективно закрепить изученный ранее материал, но и способствуют скорейшему достижению принципа интеграции, который подразумевает включенность всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма, слушания. Мы намеренно сочетаем задания разных уровней сложности, так как чаще всего языковой уровень группы оказывается неоднородным. В ходе такого занятия учащимся предлагается разделиться на две команды и придумать ей название. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Task 1. What did the French engineer want to build? A French engineer told Napoleon about his idea. He wanted to build it and link France and England. Napoleon didn't like the idea. He wanted to fight with England. But project began much later. This project cost ten billion pounds. At last the project was finished in 1994, the British and French builders shook their hands under the sea.

Task 2. Find mistakes in the following sentences: a) I have never been at London. b) Queen Elizabeth II like dogs. c) My brother visit Great Britain last year. d) There is a lot of gardens in London. e) Four ravenes live in the Tower.

Task 3. Who is the Prime Minister of the United Kingdom now?

Task 4. Write as many British cities as you know. You have 1 minute.

Task 5. Now you'll listen to the descriptions of famous people of Great Britain. You'll have to recognize their portraits and say their names. a) He is an English physicist, mathematician, astronomer, alchemist, and natural philosopher. He is considered the greatest figure in the history of science. He was born on 25 December in 1642, in Woolsthorpe in the family of a farmer. He studied mathematics, physics and astronomy at Cambridge University. b) He is an English poet and playwright. He was born in Stratford-upon-Avon, he is well-known as "Swan of Avon". He began a successful career in London as an actor, writer, he produced most of his known work between 1589 and 1613. c) He was born on 16 October 1854 in Dublin and he was an Irish writer and poet. He spoke French and German fluently. He published the book of poems on the new "English Renaissance in Art" and worked as a journalist. "The Picture of Dorian Gray" is one of the world famous works written by him.

Task 6. Where is Great Britain situated?

Task 7. How many counties is Great Britain divided into?

Task 8. When was Queen Elizabeth II born?

Task 9. Write the colours that you can see on the flag of Great Britain.

Task 10. These are the descriptions of the sightseeings of London. What are they? a) It is

one of the most ancient buildings of London. It was founded in the 11th century by William the Conqueror. For many centuries it was a fortress, a palace, a prison and a royal treasure. b) It was built in 1999 to millennium's celebration as a giant wheel situated on the bank of the River Thames. It is the tallest wheel in Europe, and the most popular attraction in the United Kingdom. The structure is 135 meters tall. c) It is the official London residence and the workplace of the British monarch. It was built in 1705 by the Duke and located in the City of Westminster. It finally became the official royal palace by the decision of Queen Victoria in 1837.

Task 11. Paint a picture by the description. In the middle of the sheet there is a tree with five apples on it. In up left corner there is the Sun. In up right corner there are three dark clouds. To the left of the tree there is a white rabbit under a big bush with blue berries. At the down right corner there is a basket with mushrooms. At the down left corner there are two mice with a piece of cheese.

Команда, нарисовавшая большее количество предметов, соответствующих предложенному описанию, побеждает и получает 1 балл.

Task 12. Why does Lord Chancellor sit on the Woolsack in the Parliament?

Task 13. Write as many famous British writers as you know.

Task 14. Find the mistakes.

America, Sakhalin, the London, Wells, the Africa, the Trafalgar Square, the Pacific Ocean, Elbrus, the Nile, Hyde Park, the USA, the Alps.

Task 15. Eton, Harrow, Winchester - what are they?

Task 16. What are the parts of the UK and their capitals? Task 17. Do you know where the beginning of the Earth is? Task 18. Where is the first Madame Tussaud's wax museum situated? Task 19. Write as many sightseeings of Great Britain as you know. You have 1 minute. Keys: 1. The tunnel under English channel. 2. a) I have never been to London. b) Queen Elizabeth II likes dogs. c) My brother visited Great Britain last year. d) There are a lot of gardens in London. e) Four ravens live in the Tower. 3. David Cameron. 5. a) Isaac Newton. b) William Shakespeare. c) Oscar Wild. 6. On the British Isles. 7. 55. 8. 21 April 1926. 9. Red, white, blue. 10. a) The Tower. b) London Eye. c) Buckingham Palace. 12. Because in Middle age England was the main supplier of wool in Europe. 14. America, Sakhalin, London, Wells, Africa, Trafalgar Square, the Pacific Ocean, Elbrus, Nile, Hyde Park, the USA, the Alps. 15. Schools. 16. England - London, Scotland - Edinburg, Wales - Cardiff, Northern Ireland - Belfast. 17. Greenwich. 18. In London.

Процесс обучения иностранному языку может осуществляться при помощи различных методов. Привлечение игрового метода для закрепления информации по изученной теме, на наш взгляд, оправдано тем, что помимо достижения поставленных обучающих целей включает в себя и соревновательный аспект, который не только стимулирует познавательные процессы, но и позволяет играющим узнать уровень своей подготовки, тренированности, а значит, подсказывает пути к самосовершенствованию.

Ссылки:

1. Баскова Ю.С., Стаценко А.С. Проблемы формирования лингвокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе : монография. Краснодар, 2014.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М., 1954. Т. 2.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику / пер. С. Кольского. М., 1990.

References:

1. Baskova, YS & Statsenko, AS 2014, Problems of formation linguo cultural competence on a foreign language in not language high school classes: a monograph, Krasnodar.

2. Ushinsky, KD 1954, Selected pedagogical works: in 2 vols., Moscow, vol. 2.

3. Khutorskoy, AV 2001, Modern didactics, St. Petersburg.

4. Kozlova, SA & Kulikova, TA 2002, Preschool Pedagogy, Moscow.

5. Markova, AK 1990, Formation of motivation of the doctrine, Moscow.

6. Okon, V 1990, Introduction to the general didactics, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.