Научная статья на тему 'Викторианский "home" как отражение британского менталитета'

Викторианский "home" как отражение британского менталитета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
390
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / БРИТАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ВИКТОРИАНСКИЙ HOME / БРИТАНЦЫ / БРИТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Викторианский "home" как отражение британского менталитета»

рассудительность, сдержанность. Философия помогает понять смысл жизни - это сила духа. А физические тренировки помогают закалить дух.

Источник

Масутацу Ояма. Философия каратэ. Любое издание.

Л.С. Кычанова, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. М.А. Оболонкова

Викторианский «home» как отражение британского менталитета

Одно из определений ментальности рассматривает этот феномен как характерную для конкретной культуры специфику психической жизни представляющую данную культуру людей, детерминированную в историческом аспекте экополитическими условиями жизни (Акопов, 2003, с.50). Менталитет как область психологической жизни людей проявляется через систему взглядов, оценок, норм, умонастроений, которые основываются на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях. Ментальность во многом определяет такую категорию как национальный характер.

По мнению ряда исследователей, британскому национальному характеру присущи такие черты, как высокий уровень патриотизма, уважение к закону, традиционализм, упорство, хладнокровие, эмоциональная сдержанность. Английский народ в результате завоеваний Альбиона и тесных связей с континентальными народами вобрал в себя совокупность черт и особенностей характера различных народов - пиктов, бриттов, англосаксов, кельтов, римлян, норманнов, французов, в результате чего и сформировался особый британский национальный характер.

Ментальность народа проявляется как в публичной, так и в частной сферах. Если публичная сфера относительно легче поддается научному анализу (политика, идеология, «высокая» культура), то в частной сфере жизни эти особенности национального характера проявляются по-своему, их изучать сложнее. Исследований такого рода в научной литературе недостаточно, именно поэтому мы обратились к изучению проявлений особенностей английского национального характера в частной, а точнее в «домашней» жизни Викторианской Англии.

Викторианский home - это особый социокультурный феномен. Это не просто материальное помещение, это символическое воплощение семейных ценностей. Понятие «home» выражает соединение вечных ценностей и мира повседневности. «Home» выступает как микрокосм, как автор социальных взаимоотношений. Черты национального характера британцев в Викторианской Англии проявлялись на уровне «home» особым образом.

Национальной чертой британцев викторианской эпохи, как отмечали многие современники, было высокое чувство патриотизма. Конечно, патриотизм проявляется, прежде всего, в политической культуре. Гордон Браун, ныне премьер-министр Великобритании, опираясь на мнение Оруэлла, говорил, что патриотизм проявляется как реакционность, как защита

неизменных, никогда не модернизирующихся институтов, как защита чинопочитания и иерархии и, наконец, как неприязнь к иностранцам и своекорыстный индивидуализм.

Действительно, на уровне «home» британский патриотизм проявлялся, прежде всего, как неприятие всего иностранного в семейных отношениях, в устройстве быта. В частности, совершенно не приветствовались браки рядовых англичан с иностранцами. Об этом писал Д. Голсуорси: «Тетя Энн вспомнила отца Джун, молодого Джолиона, который ушел к той иностранке. Ах, какой это был удар для его отца, для них всех! Мальчик подавал такие надежды!» (Голсуорси, 1956, с.10). Однако в отношении королевской семьи династические браки считались проявлением патриотизма, совершением поступка на благо родины. В быту не принималось ничего французского, особенно в том, что касалось питания - «никаких французских штучек». Британцы, по заявлениям русских путешественников (Сумарокова, Карамзина, Милюкова), даже отказывались понимать иностранца, говорящего на английском языке. В то же время они изучали французский язык, читали французские романы (несмотря на то, что считали их легкомысленными и бесполезными) и увлекались идеями просветителей.

Британец, где бы ни находился, везде пытался создать свой маленький английский мир, «Англию в миниатюре». Связано это с нежеланием британцев менять свои устоявшиеся привычки, возведенные в ранг ритуалов. В ходе колониальных кампаний, создавая в колониях свой привычный мир, британцы интегрировали обычаи народов в свой быт. Это было проявлением имперских черт. Известный писатель - викторианец Джером К. Джером в своей зарисовке описал интеграцию обычаев других народов в британский быт: «В другой раз Мак-Шонесси показал нам, как готовят кофе по-арабски. Он загрязнил две кастрюли, три миски, одну скатерть, одну терку для мускатных орехов, один коврик перед камином, три чашки и испачкался сам. А ведь он варил кофе на двоих, страшно подумать, сколько бы он перепортил добра, если бы готовил его для многочисленных гостей» (Джером К. Джером, 1980, с.194). В интерьере британского «home» удачно сочетались, гармонировали классические викторианские комнаты и комнаты, оформленные в восточном стиле.

Если рассматривать патриотизм на уровне публичного и частного, то можно отметить, что его характер существенно отличается.

На уровне публичного, т.е. политики, экономики, общества, Великобритания воспринимается как единая страна, империя. Особенно это заметно, когда речь идет о событиях государственного масштаба, например, войны. Но в повседневной жизни (на частном уровне) рядовой англичанин воспринимал Англию не как единую, цельную страну, а как конгломерат отдельных территорий. Об этом свидетельствует наличие так называемых региональных гимнов. Так, в стихотворении «Сассекс» Киплинг писал:

«...Мы любим землю, но сердца/ У нас не беспредельны, / И каждому, рукой Творца, Дан уголок отдельный./ Свой рай по сердцу выбирай,/А я, с судьбой не споря,/Люблю мой край, мой дивный край./Да, Сассекс мой, у

моря» (Киплинг, 1989, с.254) В произведениях писателей - викторианцев часто встречается подробное и точное описание природы, ландшафта, климата какого-либо графства или даже поместья, что оказывает существенное влияние на происхождение героя, его поведение, на ход событий. От этого берут истоки многие региональные различия быта. Непосредственно с патриотизмом связан традиционализм, нежелание и боязнь перемен. Традиционализм служит для британцев подтверждением устойчивости мира, жизни, т.к. в стремительно меняющемся мире людям необходимы прочные корни.

Традиционализм британцев на уровне частной жизни проявлялся в нежелании менять привычный образ жизни, распорядок дня, независимо от условий, в которых человек находился (отсюда и желание везде создать маленькую Англию). Среднестатистический британец викторианской эпохи каждый вечер ходил в клуб, в который до него ходили его отец и дед, садился за один и тот же столик и заказывал один и тот же обед, не желая пробовать новое и изменять своим предпочтениям. Так продолжалось годами. «Старый Джолион заказал обед и сел в том же углу, за тот же самый столик, за который они с молодым Джолионом садились двадцать пять лет назад... И он заказал себе тот же самый обед, который всегда выбирал мальчик» (Голсуорси, 1956, с. 19). События, выходящие за рамки расписанной жизни или не подчиняющиеся правилам, воспринимались как трагедия. Очень забавно выглядит эпизод с Лордом Дадли, который после очередного приема, пребывая в глубочайшем разочаровании, горестно воскликнул: «Господь милосердный! Там не подали яблочный пирог!». В каждой семье существовали свои ритуалы, например five- o'clock, который объединял не только всю семью, но и всю Британию.

Если рассматривать следование традициям на уровне быта, то оно проявлялось в собирании вещей вообще и в собирании фамильных вещей и «вещичек», в частности. Все эти «вещички» являлись не только украшениями, каждая из них несла в себе какую-то семейную историю или просто воспоминание о ком-то. Большое внимание британцы викторианской эпохи уделяли семейным портретным галереям, которые служили украшением любого родового гнезда. Желание знать историю своей семьи и сохранение уважения к предкам-родоначальникам способствовало укреплению семейных корней и добавляло семейству незыблемости. В доме Форсайтов висели портреты трех поколений.

Для интерьера 2 пол. XIX в. характерен инстинкт собирательства, инициатором которого являлась королева Виктория. Джером К. Джером замечал: «.Старинные синие фаянсовые тарелки, которые мы развешиваем по стенам гостиных в качестве украшения, несколько столетий назад были немудрящей кухонной посудой. Розовый пастушок и желтая пастушка, которых вы с гордостью демонстрируйте своим друзьям, ожидая от них возгласов удивления и восхищения, были простенькими каминными безделушками, которые какая-нибудь мамаша восемнадцатого века давала своему младенцу пососать, чтобы он не ревел» (Джером К. Джером, 1979,

с.68). Прогнозируя дальнейшее развитие инстинкта собирательства, он писал: «.вышивку, которую сделала ваша дочь на уроках рукоделия, назовут гобеленом «викторианской эпохи», и ей не будет цены» (Джером К. Джером, 1979, с. 69). Желание в будущем сохранить прошлое характерно для британцев.

Эмоциональная сдержанность - еще одна важная составляющая британского характера. Эта особенность связана, прежде всего, с джентльменским воспитанием, когда британца с детства учили сохранять хладнокровие, не поддаваться эмоциям. Очень часто семейные обеды и ужины проходили в полнейшей тишине (если не заходил светский разговор о погоде или о ходе дел). Книги хорошего тона (напр., книга «Don't» 1902 г.) предписывали, каких слов нужно избегать в своей речи и какой тон нужно держать.

Эмоциональная сдержанность и, как следствие, стремление к уединению проявились в быте как стремление отгородиться от внешнего мира в доме. Британец среднего класса считал целью своей жизни приобрести загородный дом с большим участком земли как можно дальше от своих соседей. Герой романа «Грозовой перевал» Хитклиф не желал знакомиться даже с арендатором одного из домов в своем имении, т.е. в интересах дела, а, как известно, деловая сторона жизни была для этой категории очень важна.

Этой функции служило и четкое разделение комнат по социальным категориям. Единственным местом, где собиралась полностью вся семья, являлась столовая или гостиная. В кабинет имел право заходить только глава дома и старший наследник, который готовился к принятию семейного дела. Кабинет служил местом не только работы, но и уединения. Впрочем, подобные функции выполняли и спальня молодой девушки, и сад. В произведениях писателей-викторианцев сад выступает местом и кульминации любовных страстей, и философских размышлений.

Таким образом, мы можем заключить:

1. Британский национальный характер формировался под воздействием исторических факторов, в результате чего была сформирована особая совокупность черт и особенностей характера. На него оказало влияние и островное положение Британии, ее обособленность от других европейских стран. Следовательно, мы можем говорить об опосредованном восприятии ценностей других народов.

2. Британский патриотизм основан на неприятии всего иностранного, и, прежде всего, вмешательства иностранцев в имперские дела (например, общественная кампания против принца Альберта).

3. В частной жизни заметнее проявлялся «региональный» патриотизм, что способствовало «лоскутному» восприятию страны.

4. Патриотизм и традиционализм викторианцев были тесно взаимосвязаны.

5. Традиционализм отражал желание найти устойчивость и поддержку в изменяющемся мире, поиск своих корней, опору на прошлое. Проявлением

этого стали многочисленные книги советов и книги хорошего тона, регулирующие мелочи повседневной жизни.

6. Система воспитания оказывала значительное влияние на формирование черт национального характера британцев Викторианской эпохи.

Список источников и литературы

Акопов Г.В. Феномен ментальности как проблема сознания //

Психологический журнал. 2003. Т.24. №1.

Голсуорси Д. Сага о Форсайтах. - М., 1956.

Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая, собаки. М., 1979.

Джером К. Джером. Как мы писали роман. Л., 1980.

Киплинг Р. Рассказы, стихи, сказки. М., 1989.

Н.С. Литвиненко, БГПУ им.М.Акмуллы социально-гуманитарный факультет Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Ишкильдина Г.Р.

Мотивационно-стимулирующая природа правовых стимулов

(к постановке проблемы)

Доминирующим направлением социально-экономической политики России становится создание сильных мотивационных стимулов законной индивидуальной и ассоциированной деятельности во всех сферах жизни к саморегулированию возможностей населения, повышению его трудовой, социальной и предпринимательской активности. Одной из важнейших задач становится повышение роли субъективного фактора, формирование мощной системы стимулов правомерного поведения граждан, усиление действия права как социально-психологического фактора общественной жизни, направленного на воспитание граждан, поддержку положительных стремлений и мотивов.

Всякая сложная социальная деятельность, включая правовую, характеризуется огромным многообразием мотиваций и личных побуждений. Таковыми выступают личные интересы, престиж, идейная убежденность, страх ответственности. На личность действует внутренняя побудительная сила в виде мотива и внешняя - в виде правового стимула. Понятие правового стимула вызывает в науке многочисленные споры. Самое распространенное определение стимула в словарях и в научной литературе сводиться к тому, что стимул есть побуждение к действию, побудительная причина. Рассмотрение различных точек зрения на понятие стимула показывает, что одни авторы сосредотачивают свое внимание на понятии стимула как определенном состоянии сознания, другие - на внешней стороне указанной категории, понимая её как совокупность общественных средств, условий, форм и методов, побуждающих к активной деятельности. По определению Н.И. Матузова и А.В. Малько, «правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.