Научная статья на тему 'Виктор Петрович Панкратов - каким он был'

Виктор Петрович Панкратов - каким он был Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мозолевская Е. Г.

Мозолевская Е.Г. ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ПАНКРАТОВ КАКИМ ОН БЫЛ. Статья посвящена памяти В.П. Панкратова выдающегося ландшафтного архитектора, ученого, друга. О нем вспоминают родные, коллеги и друзья, люди, знавшие и любившие его. Описаны его профессиональные достижения, разносторонность знаний и увлечений и неповторимые человеческие черты. Отмечен его большой вклад в развитие ландшафтного искусства, многократно упомянута его главная книга о ландшафтном дизайне малых пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mozolevskaya E.G. PANKRATOV VIKTOR PETROVICH WHAT MAN HE WAS The article is devoted to the commemoration of Pankratov V.P., an outstanding landscape architect, scholar, and friend. Relatives, colleagues, friends and people, who know him and loved him, recollect him. His professional accomplishments, a wide range of knowledge interests, his unique features of a human being are described. He contributed much to the development of the landscape art and his book on landscape design of small spaces is mentioned.

Текст научной работы на тему «Виктор Петрович Панкратов - каким он был»

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ПАНКРАТОВ - КАКИМ ОН БЫЛ

В конце декабря 2004 г. мы понесли невосполнимую утрату - скончался друг, коллега, родной человек, доцент Московского государственного университета Виктор Петрович Панкратов.

Многие из читателей журнала «Лесной вестник» знали и любили его. Он был выдающимся и прекрасным по своим личностным качествам человеком и высочайшим специалистом - профессионалом в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.

Эта статья посвящена его памяти. Она составлена из воспоминаний и высказываний родных, друзей и коллег Виктора Петровича, из которых, как из мозаики, мы сложили его образ, выстроив эти отрывки последовательно

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2006

185

от начала до (увы!...) конца его прекрасной и достойной подражания жизни. Ему можно было бы посвятить целую книгу: так много людей его знали и любили и так много он сделал в своей жизни. Такая книга впереди.

В хоре голосов, вспоминающих Виктора Петровича Панкратова, есть голоса разных людей: любимой жены Виктора Петровича - Виктории Георгиевны Семеновой, разделявшей с ним его жизнь до ее последнего часа; профессора Международного университета Нины Петровны Титовой, знавшей его еще школьником, делавшим первые шаги в растениеводстве, а потом сотрудничающей с ним в области ландшафтного искусства; Джамал Нургалеевны Чемя-киной, которая сначала преподавала Виктору свой предмет в МЛТИ, а потом на всю жизнь подружилась с ним; сотрудников Главного ботанического сада РАН Натальи Николаевны Орестовой и Татьяны Карповны Рогачевой; его друзей детства и голос составителя этой статьи.

Итак, о детстве и юности Виктора Петровича.

В.Г. Семенова:

Отец Виктора Петровича - Панкратов Петр Андреевич, академик АН Таджикской ССР, Заслуженный деятель науки республи-

ки, руководитель отдела гидрогеологии Института геологии, доктор геолого-минералогических наук. За работы по обеспечению г. Ташкента пресной водой в свое время он был награжден Государственной премией.

Мать - Вера Михайловна Панкратова работала вместе с мужем.

Из воспоминаний друзей детства

Витя родился в Ташкенте 18 марта 1945 г. В возрасте пяти-шести лет с родителями он переехал в г. Сталинабад, позже переименованный в Душанбе.

Родители - мать, Вера Михайловна Зубарева (Панкратова), всю жизнь проработала чертежницей в геологических учреждениях; отец, Петр Андреевич Панкратов, был геологом и гидрогеологом, доктором наук, академиком местной Академии наук. Были они чрезвычайно отзывчивыми, общительными, гостеприимными людьми. Трудно было найти более доброго человека, чем Вера Михайловна. Родители работали, а воспитанием Вити занималась его тетушка - Маргарита Андреевна, которая жила в семье брата со дня рождения Виктора.

В.Г. Семенова:

Виктор был очень похож на отца внешне и обладал таким же, как у отца, чувством юмора.

Рисунок. Сад В.П. Панкратова в Пушкино

Еще в младенческом возрасте Витя вместо игрушек играл листочками, веточками и цветами. А в школьные годы он занимался озеленением, создавал розарии, собрал уникальную коллекцию кактусов. Уже тогда он вел переписку с ведущими кактусоводами Москвы.

Из воспоминаний друзей детства

Интерес к растительному миру появился у Вити вместе с его рождением. Есть фотография в чьем-то альбоме, где Виктору лет пять-шесть, он стоит у стола, над которым едва возвышается его голова, и уже сажает в горшок какое-то растение.

При каждой квартире в нашем двухэтажном академическом доме был палисадник, но только его участок земли был обработан, и на нем цвели разные садовые цветы. Там были чернобривцы, золотые шары и еще какие-то высокие разноцветные цветы. Это было делом рук Вити.

Будучи пяти- или шестиклассником, он «подбил» нас, детей двора, на то, чтобы вырыть и вынести со двора строительный мусор, который был закопан прямо во дворе, и заменить его почвой с рядом расположенного участка земли. Все с энтузиазмом взялись за дело, и получилась в центре двора клумба размером метров 5 на 15. Он сам составил проект размещения разных цветов, кустов и деревьев на этой клумбе и засадил ее согласно своему плану. Там были и сортовые розы, которые он раздобыл в местном ботаническом саду, и сирень, и черемуха, и береза. И даже микроскопический бассейн прятался в кустах, но вода в нем долго не держалась из-за отсутствия цемента при строительстве этого сооружения. В палисадник была проведена труба водопровода, поэтому сами жильцы поливали эту клумбу, которая занимала, по крайней мере, полдвора. Школьником же он с помощью ровесников построил около своей квартиры теплицу, где выращивал рассаду цветов, которую потом высаживал в грунт.

До отъезда его в Москву вся веранда его квартиры была уставлена горшками и горшочками с кактусами, которые в дальнейшем после его отъезда пришлось раздать.

Палисадник его квартиры был самым нарядным и роскошным в сравнении с палисадниками соседей. Надо сказать, что свои растения для посадки соседям он давал охотно и легко. Например, палисадник соседней квартиры был весь усажен сортовыми розами. Душанбе в 60-70 гг. прошлого века был очень мирным, теплым и спокойным городом. В центре города прямо на центральной улице торговали цветами бабушки. И когда Витя проходил мимо них, к нему бросались продавщицы цветов с разными вопросами, касавшимися разведения своих растений и их болезней. И всем он подробно объяснял, что нужно сделать, чтобы не сохли листья, не покрывались каким-то налетом, чем надо подкармливать, обрабатывать, как разводить эти цветы, улучшать их сорта. А тогда он был только школьником...

В 1963 г. по совету знакомого он поступил на химический факультет университета в г. Душанбе. Но через три года, поняв, что это не его стезя, перевелся при помощи профессора Московского лесотехнического института Анатолия Валерьяновича Гурско-го в это учебное заведение и окончил его. А в дальнейшем стал работать по своей специальности. Это не он выбрал профессию, а профессия выбрала его еще при рождении.

При этом он был очень дружелюбным, общительным, веселым, живым. Такой же, как и все дети в то время. И таким же оставался до последних лет своей жизни

Еще надо отметить его необычайное трудолюбие. С детских лет не было таких периодов, чтобы он ничего не делал: то пересаживает растения в горшочки, то «возится» в своем палисаднике, то листает какие-то книги о растениях, тут же садится за машинку и печатает какие-то выдержки из книг. При этом ставил пластинки с классической музыкой, которую очень любил. В молодости посещал все премьеры в театрах нашего города, а потом и в Москве.

Н.П. Титова:

Возможно, я одна из первых, кто встретил Виктора Панкратова (тогда еще студента), приехавшего в Москву из далекого Душанбе. Это произошло в Главном ботани-

ческом саду АН СССР, где я тогда работала, и вызван был его приезд нашей предшествующей перепиской, организованной журналом «Цветоводство». Мне передали письмо с просьбой сделать проект розария во дворе жилого дома. Я ответила и забыла бы об этом, если бы не публикация моего письма в этом журнале под заглавием «Ответ душанбинскому цветоводу». Я была почти уверена, что автор письма - пенсионер, любитель роз, но увидела перед собой высокого, очень застенчивого юношу, который внимательно и заинтересованно слушал мои рассказы во время прогулки по ботаническому саду.

Д.Н.Чемякина:

Будучи начинающим преподавателем МЛТИ и желая привить студентам больший интерес к своему предмету, на занятиях по семеноводству я стала рассказывать о химических реакциях, происходящих в семени при его прорастании. Вдруг один студент делает серьезную поправку к моим формулам. На мой вопрос, откуда он так хорошо осведомлен, узнаю, что за его плечами учеба на химическом факультете Душанбинского университета. Это был Витя Панкратов, с которым мы в дальнейшем крепко подружились.

Витя со школьных лет интересовался растениями, и друг его отца профессор Анатолий Валерианович Гурский, основатель Памирского ботанического сада, заведующий кафедрой ботаники нашего Московского лесотехнического института, убедил Витю перейти учиться на факультет лесного хозяйства и садово-паркового строительства нашего института и тем самым помог ему осуществить свое призвание.

Во время учебы Витя жил в семье А. В. Гурского в старинном усадебном доме в Болшево, где обитали три дамы более чем бальзаковского возраста. Они были всегда окружены искренней заботой со стороны Вити, по-моему, для них это был просто человек-праздник. Таким он был и оставался для всех своих друзей тоже. Он вообще как-то легко входил в контакт с людьми старшего возраста, очень заботился о своих тетушках, оставшихся в Таджикистане после распада Союза, тепло относился к своему любимому старейшему

преподавателю кафедры озеленения - Софье Николаевне Палентреер и был страшно рад, когда нашел для нее и подарил ко дню рождения очень подошедшее ей теплое пончо.

Н.П. Титова:

Мне было ничего неизвестно о дальнейшей судьбе Виктора Петровича долгие годы - я только обратила внимание на появление в журнале «Цветоводство» статей за его подписью. А потом совершенно неожиданно мы встретились с ним в редакции как члены жюри конкурса на проект лучшего частного сада. Оказалось, что за это время Виктор Петрович не только переехал в Москву, переведясь из Душанбинского университета в Московский лесотехнический институт, но успел его закончить и даже готовил к защите кандидатскую диссертацию. Но встреча эта оставила в памяти особенный след, потому что запомнилась очень простая и дружественная обстановка нашей работы и неожиданный сюрприз, преподнесенный Виктором Петровичем, - котелок с горячим, потрясающе вкусным, изготовленным им самим пловом, сдобренным азиатскими специями.

Таким внимательным к простым человеческим нуждам, готовым сразу откликнуться на просьбу, помочь, чем возможно, гостеприимным, веселым и бескорыстным он и запомнился больше всего.

Выписка из трудовой книжки

Виктор Петрович Панкратов закончил факультет лесного хозяйства и садово-паркового строительства и окончил аспирантуру на кафедре озеленения и ландшафтной архитектуры МЛТИ, успешно защитил в свое время кандидатскую диссертацию, и в мае 1982 г. ему была присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук.

Официальный послужной список Виктора Петровича не так уж велик:

- в марте 1968 г. он зачислен на должность лаборанта НИСа МЛТИ, в июле 1968 г. переведен на должность механика, в июле 1969 г. - на должность инженера, в октябре 1969 г. зачислен в очную аспирантуру МЛТИ; в октябре 1972 г. после окончания аспирантуры он снова был зачислен на должность младшего научного сотрудника НИСа МЛТИ;

- в июле 1975 г. он переведен во ВНИИЛМ на должность ученого секретаря совета;

- в мае 1983 г. переведен в Главный ботанический сад АН СССР и зачислен на должность старшего научного сотрудника;

- в июле 1991 г. переведен в Выставочный центр АН СССР на должность главного специалиста; в январе 1992 г. - на должность художника-дизайнера 1-й категории и согласно аттестации в декабре 1992 г. - художника-дизайнера 10 разряда, там Виктор Петрович работал по март 1994 г.

- с марта 1999 г. до дня своей безвременной кончины Виктор Петрович Панкратов состоял в должности доцента на кафедре экологии и защиты леса МГУЛ, читая лекции специалистам, получающим второе образование ландшафтных архитекторов на факультете повышения квалификации преподавателей.

Н.Н. Орестова:

Виктор Петрович Панкратов пришел в Государственный ботанический сад Российской Академии наук, имея уже опыт ландшафтного дизайнера и руководителя. Широкий кругозор и искренний интерес к профессиональным вопросам помог ему создать отдел ландшафтной архитектуры, задачей которого являлось поддержание ботанического сада как одного из основных ландшафтных объектов Москвы. Перед Виктором Петровичем стояла сложная задача: в условиях действующего научного учреждения проводить реорганизацию отдельных участков, сохраняя историческую ценность ГБС как памятника садово-паркового искусства.

Одной из его идей было проведение полных инвентаризационно-таксационных работ в насаждениях ботанического сада с созданием крупномасштабного картографического материала. По замыслу Виктора Петровича именно такие карты с нанесенным на них каждым деревом сада, границами и описанием ботанических коллекций должны были стать основой для дальнейшего планирования и проектирования.

Данная работа началась в 1983 г. силами парколесоустроительной экспедиции

Всесоюзного объединения «Леспроект», и за два года большая часть насаждений была приведена в известность. В Москве подобные работы на таких больших площадях к тому времени еще не проводились, но сейчас необходимость их выполнения всеми осознана, и для городских территорий она проводится с использованием тех же методов, что были опробованы в ГБС.

К сожалению, реформы 1985 и последующих годов отрицательно сказались на долгосрочных планах отдела ландшафтной архитектуры ГБС, и Виктору Петровичу удалось выполнить только часть задуманного. Его мечта о создании полноценного проекта ландшафтной реконструкции ГБС осталась невыполненной, но и в том, что было им сделано, проявились незаурядные организаторские и творческие способности В.П. Панкратова.

Удивительное обаяние, корректность и глубокие знания позволяли ему находить единомышленников, объединять их, заражать новыми идеями. Он внимательно прислушивался ко всем мнениям своих коллег, умел искать компромиссы, но никогда не отступал в принципиальных вопросах.

Поражали его эрудиция и разносторонность. Он был одним из лучших флористов, да по сути одним из зачинателей этого вида искусства в России. Ему принадлежат сотни публикаций на тему ландшафтного дизайна, он был не только теоретиком, но и замечательным практиком в этой области.

Выставки, конференции в ГБС, проходившие в те годы, не обходились без блестящего оформления Виктора Петровича.

Даже краткая по времени его деятельность в ботаническом саду оставила глубокий след в памяти коллег как пример подлинно творческой работы настоящего энтузиаста.

Т.К. Рогачева:

Такой большой и добрый человек -Владимир Петрович Панкратов. Совсем недолго работал он в Главном ботаническом саду, но оставил о себе самые лучшие и теплые воспоминания у всех, с кем общался. А какие роскошные цветочные аранжировки он создавал! Это был талантливый ландшафтный архитектор, художник от Бога.

К сожалению, не удалось ему осуществить в ботаническом саду многие планы -так уж сложилось...

Д.Н. Чемякина:

Когда появилась возможность поработать за границей, Виктор, исключительно из-за любви к профессии, быстро овладел английским языком, познакомился с мировыми достижениями ландшафтного дизайна и осуществил много интересных проектов и работ в США и других странах.

В.Г. Семенова:

Виктор Петрович побывал в 35 странах мира. Во многих странах он работал: в Голландии он был участником конкурса «Фло-риада», создав и осуществив проект русского сада, занявший третье место после проектов Англии и Японии; в Америке он читал лекции в университете штата Южная Каролина и создал 100 садов; в Таиланде в Бангкоке читал лекции по ландшафтной архитектуре.

Виктор Петрович собирал, аккумулировал, отбирал лучшее в садах Америки и других стран и щедро делился своими знаниями и опытом с другими специалистами. Он уделял большое внимание освещению в садах и малым архитектурным формам, и другим декоративным элементам.

В последние годы Виктор Петрович возглавлял жюри на цветоводческих выставках Москвы. Получил Гран-при на I Международной выставке цветов в 2004 г.

Он проводил огромную научно-просветительскую работу, читая интереснейшие научно-познавательные лекции и печатая статьи по искусству создания садов и парков, в том числе дворцовых садов и парков Англии, Японии, Швеции, Финляндии, Германии и Дании, особенно - Дании. Он очень ценил успехи наших отечественных садоводов и гордился ими, освещал их работы в печати. Виктор Петрович публиковался в журналах: «Ландшафтный дизайн», «Новый дом», «Юбилейный», «Современный дом», «Ландшафты», «Архитектура. Строительство», «Цветоводство», «Цветники», в журналах «Лесной вестник» и «Бюллетень Главного ботанического сада» и др. Им опубликовано около 100 научных и научно-популярных ста-

тей. Им составлен ассортимент растений для садов Московской области, который насчитывал более 600 видов древесных растений и 400 - травянистых многолетников.

Н.П. Титова:

Его энергия и потрясающая работоспособность удивляли и даже вызывали зависть. Достаточно вспомнить экскурсии, организованные и вдохновленные им, требовавшие массу сил, предприимчивости и любви к профессии, или его участие в многочисленных выставках, не только отечественных, но и таких престижных, как, например, «Флориада» в Голландии, где он выполнял по существу все работы, которые требовали не только художественного вкуса, но и попросту тяжелого физического труда.

А его доклады на всевозможных конференциях и встречах специалистов! Они свидетельствовали о том, как глубоко вникал он во все тонкости и противоречия практики, а главное, как он стремился рассказать об этом другим, как щедро делился с коллегами и друзьями своими удачами и (в равной степени!) просчетами, своими знаниями и опытом. Сомневаюсь, что кто-нибудь из современных нам ландшафтных дизайнеров может стать, как он, создателем более чем ста (!) садов, и не только в России, но в Австрии, США и даже в Люксембурге, отразив свое творчество в огромном количестве статей в журналах: «Ландшафтный дизайн», «Сад своими руками», «Ландшафтная архитектура. Дизайн», «Новый Дом», «Цветоводство», «Современный Дом» и др., всегда иллюстрированных авторскими фото.

Е.Г. Мозолевская:

В последние несколько лет Виктор Петрович нашел на нашей кафедре поддержку своих творческих планов, дружбу и сотрудничество. Он с увлечением читал лекции на факультете повышения квалификации МГУЛ, активно участвовал в жизни нашей кафедры и, главное, писал свою главную книгу, продолжая оставаться известнейшим и активнейшим теоретиком и практиком ландшафтного искусства.

Он был одержим идеей создания экологического сада - сада, созданного по зако-

нам Природы, с сохранением возможно большего числа естественной растительности и с полным использованием природных возможностей участка, где могли бы произрастать наряду с лесными и луговыми разнообразные и прекрасные декоративные растения. Один из разделов его книги так и называется - «Экологический сад». Он считал, что такие сады - это сады будущего.

Н.П. Титова:

Он очень много успел сделать - спроектировать, вырастить и посадить, научить и написать, успел даже издать собственными силами, собственноручно набрав на компьютере свою книгу «Ландшафтный дизайн малых пространств» в добавление к журнальным статьям и книгам, написанным в соавторстве... И все это - без тени зазнайства или превосходства в чем-нибудь, исключительно скромно, даже тогда, когда его труд совершенно незаслуженно присваивался недобросовестными коллегами.

Конечно, нужно признаться, что его недооценивали и не только начальство, но зачастую и работавшие рядом с ним куда менее талантливые, а то и вовсе бездарные люди. Но, несмотря на это, Виктор Петрович был всегда верен своей профессии, целеустремлен, добросовестен и доброжелателен по отношению к своим коллегам.

Его хобби - это искусство икебаны, он создавал красивейшие картины в рамках и разные композиции из сухоцветов и из живых цветов, овощей и фруктов. Неоднократно при этом занимал первые места на многочисленных выставках.

Д.Н. Чемякина:

Это человек, который появился на свет в нужное время. Ведь слова «икебана», «искусство составления букета» и т. п. появились именно тогда, когда Витя работал в ботаническом саду, когда он получил возможность брать уроки японской аранжировки непосредственно у Софу Тэсигахару и стал одним из родоначальников этого искусства у нас в стране. Он вел уроки аранжировки цветов по телевидению, выпустил серию открыток со своими композициями, щедро дарил не только свои познания в любимом искусстве,

но и просто интересные растения, оригинальные букеты, новогодние композиции.

Е.Г. Мозолевская:

На стене моей комнаты висит коробка с крупной и ярко-голубой бабочкой неземной красоты из Бразилии, ее подарил очень давно тогда еще молодому Виктору Панкратову японский профессор, вместе с ним участвовавший в выставке цветочных композиций, в знак своей приязни и восхищения его искусством. Виктор почти сразу же передарил этот подарок мне, энтомологу, зная, как я буду дорожить им. Это было в его духе, он был бесконечно и расточительно щедр ко всем и во всем, будь это подарки и знаки внимания своим друзьям или ценнейшие советы Мастера своим коллегам и ученикам в области ландшафтного искусства.

Д.Н. Чемякина:

Витя вообще был каким-то очень свободным внутренне, явно незакомплексованным человеком. Защищая через большой промежуток времени после окончания аспирантуры свою кандидатскую диссертацию, на какой-то вопрос он совершенно спокойно ответил: «Как я могу это помнить, это же было 8 лет тому назад!», и это прозвучало очень естественно и убедительно.

Ему очень хотелось, чтобы вокруг была красота и все были красивы. Он привозил с Памира старинные восточные украшения из серебра, кораллов, бирюзы, сердолика, дарил всем щедро, а дома у него на ковре была представлена потрясающая их коллекция. Принимая гостей, Витя всегда оригинально сервировал стол, а уж о присущем ему искусстве аранжировки цветов можно говорить бесконечно.

А когда я спросила его, почему он не рассказывает о своих работах на ландшафтной секции Союза архитекторов, он с грустью ответил, что никто там не проявляет к этому интереса.

Путешествия были также его пристрастием. Как-то мы были вместе в Крыму и рассматривали коллекции Никитского ботанического сада в снежном убранстве, вовремя успели посетить с ним Усть-Нарву, только на Памире мне уже не удастся с ним побывать.

Он упрекал меня, что я до сих пор не посетила Таиланд, рассказывал, как он отмечал там в марте свой день рождения с таким количеством разнообразных цветов, какое даже не мог себе представить!

Счастливо сложилась его семейная жизнь. Витя с гордостью рассказывал, как вскоре после женитьбы они с женой были в экспедиции под Костромой, и он вставал с зарей, собирал в лесу землянику, покупал в деревне сливки и к завтраку вместо «кофе в постель» была земляника со сливками.

В.Г. Семенова:

К числу его увлечений принадлежало и искусство приготовления пищи, он потрясающе готовил среднеазиатские пловы, пек пироги, умел и любил готовить тайские блюда. Был большой знаток вин и чаев.

Виктор был прекрасным танцором и даже получал призы на любительских танцевальных конкурсах.

Д.Н. Чемякина:

О Вите еще хотела сказать, что он был открыт всему новому и вообще все время рос и развивался.

В последний раз мы виделись у меня на работе, когда он принес в подарок свою книгу - свою осуществленную мечту, как он ее называл. Какое счастье, что он ее написал!

Е.Г. Мозолевская:

Идею своей книги он обсуждал с нами и нашел у нас полное понимание и поддержку. Он считал своим долгом приносить на кафедру журналы со своими публикациями, очень интересными и богато иллюстрированными профессионально выполненными им снимками. И однажды сказал: «А как Вы посмотрите на то, если я объединю свои беседы с читателями в единую книгу? Сумеем ли мы ее напечатать в издательстве МГУЛ?». На что тут же получил само собой разумеющийся положительный ответ. И он тщательно продумал состав книги и написал ее. Книга эта уникальна, она иллюстрирована авторскими графическими рисунками, где соединились его профессиональные знания и мастерство и ... юмор. На последней странице изображен шаржированный портрет автора в окружении толстых томов книг, на которых можно раз-

личить их названия: «Словарь», «Справочник», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Дизайн» - книги, свидетельствующие о том, что при всем своем богатейшем накопленном опыте и профессиональном мастерстве Виктор Петрович не пренебрегал, а напротив, опирался на опыт и знания предшественников и коллег по профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предшествуют книге и заключают ее помещенные в причудливую рамочку «Мысли вслух», это важные мысли автора, которые звучат как афоризмы. Книга отличается высокой научной и практической ценностью, она написана увлекательно, хорошим литературным языком, содержит употребленные к месту поэтические строки и полна юмора. Книга важна и для специалистов, и для учащихся, и для читателей, самостоятельно занимающихся декоративным растениеводством и ландшафтным дизайном. Редактором его книги стала Мария Геннадьевна Бланк, филолог по образованию и давний друг автора. Она придирчиво и внимательно относилась к тексту книги, и ее советы и поправки чаще всего находили полное понимание и были учтены автором.

В заключение мы позволили себе использовать небольшие выдержки из статьи, посвященной памяти Виктора Петровича Панкратова, опубликованной в журнале «Ландшафтная архитектура. Дизайн» (№ 1 (8), 2005 г.). Виктор Петрович любил этот журнал и часто помещал в нем свои статьи, в этом номере журнала опубликована и его последняя статья, она называется «Мой Сад», в ней он рассказывает о своем саде, который он создал и который продолжает жить и сейчас.

Еще раз напоследок обратимся к одному из авторов этой статьи, в ее словах есть слова об этом саде.

Н.П. Титова:

Так случилось, что только два года назад я впервые побывала в его собственном небольшом саду в Подмосковье и убедилась, как много может сделать всего на нескольких сотках талантливый ландшафтный дизайнер. Участок неудобный (шириной в 15 и длиной в 100 метров), тенистый и с бедной почвой, далеко не отвечающий идеальным

требованиям, превращен в уютный, но очень изысканный и разнообразный сад, который мог бы стать своего рода учебным пособием для студентов Университета леса, в котором Виктор Петрович был последние годы доцентом. В саду собраны самые любимые, привезенные из разных уголков мира, но выдерживающие подмосковный климат растения. Они образуют прекрасные группы и декоративные сочетания и друг с другом, и с рукотворным оборудованием сада, его малой архитектурой - творением тех же неутомимых и добрых рук владельца.

Известие о кончине Виктора Панкратова до сих пор как-то не укладывается в сознании. Уверена, что друзья и ученики Мастера никогда не забудут его уроков, а сады, созданные его талантом и любовью к природе, будут еще долго приносить радость людям.

В статье, посвященной памяти Виктора Петровича Панкратова, из журнала «Ландшафтная архитектура. Дизайн» он назван Мастером садов, которому были присущи высокий профессионализм, активная жизненная позиция и безграничная любовь к природе.

В журнале приведены высказывания коллег и друзей Виктора Петровича, из которых мы сочли возможным процитировать главные слова.

И. Воскресенский называет В.П. Панкратова ведущим специалистом России в области ландшафтной архитектуры и декоративного садоводства, профессионалом мирового уровня, глубокие научные знания которого соединялись с удивительной по своим масштабам и качеству практической работой. .

«. На его счету около ста садов, которые он создавал не только в России, но и далеко за ее пределами. Один, без команды, он уезжал в Соединенные Штаты, и там, где тысячи местных ландшафтных архитекторов вынуждены жестко конкурировать между собой, умудрялся за сезон сделать несколько садов. ... Обладая огромным опытом и эрудицией, он никогда и ни перед кем не демонстрировал профессионального превосходства. Необычайная скромность Виктора совершенно не соответствовала его вкладу в развитие профессии. Вместе с тем он всегда оставался яр-

кой личностью, выделяясь среди коллег своей независимостью и неординарным отношением к жизни. . Эта утрата невосполнима. Но на радость нам на Земле остались его сады. Пусть же цветут они в разных уголках мира, призывая нас к творчеству и полнокровной жизни».

М. Великотная (ландшафтный дизайнер):

«Профессионал с большой буквы, посвятивший жизнь любимому делу, талантливый педагог, участник и почетный гость многих международных ландшафтных конкурсов, страстный путешественник, увлеченный коллекционер, он старался воплотить увиденное в своих работах, творчески переосмысливая новые идеи и делая поправки на наш климат. Благодаря его таланту современный «романтический стиль» органично вписался в облик подмосковных садов».

«Виктор активно привлекал местную флору, гармонично сочетая ее с подходящими экзотами. Рядом с папоротниками, живучкой и копытнем в его садах произрастают дербенники, лилейники, горцы, бузульники, монарды, астильбы, хосты. В память об этом талантливом человеке останутся сады, созданные Мастером».

Л. Ландышева (ведущий специалист ЗАО «Объединенный павильон ВВЦ»):

«С павильоном «Цветоводство и озеленение» ВДНХ-ВВЦ творческая, научная, выставочная деятельность Виктора Петровича была связана на протяжении долгих лет. Особенно плодотворным сотрудничество было на международной выставке «Цветы», где в течение семи лет он возглавлял жюри конкурса по ландшафтному дизайну объектов в Москве и на ВВЦ, а также конкурса по флористическому и художественному оформлению выставочных экспозиций. Именно он разработал Положение о конкурсе на лучший объект ландшафтного дизайна, критерии оценки цветников, фрагментов парков, скверов, садов, частных территорий.

На выставке Виктор Петрович активно работал с участниками, уделяя особое внимание молодым перспективным компаниям. Выступал на конференциях, семинарах, аудитория которых больше чем на половину

состояла из его учеников. По итогам 11-й международной выставки «Цветы-2004» В.П. Панкратов был награжден Гран-при за многолетнюю профессиональную работу в области ландшафтной архитектуры и большой вклад в организацию конкурсов в рамках международной выставки «Цветы».

В. Скороходов (директор отдела рекламы журнала):

«Будучи членом жюри конкурса на лучший объект ландшафтного дизайна на территории ВВЦ и в Москве, который проводится в рамках международной выставки «Цветы», где Панкратов был заместителем председателя, я понимал, что конкурс практически держится на его энтузиазме и именно благодаря ему пользуется таким уважением. ... Год за годом выставляемые на конкурс объекты становились все краше. И в этом большая заслуга Виктора Петровича. . Он настолько любил людей, что при встрече с ним они преображались. Он окружал их своей добротой, как будто чувствуя, что скоро уйдет от нас. За свою жизнь я нигде не испытывал такой теплоты и душевного комфорта, как в Пушкино у Панкратовых.

Если можно говорить о существовании рая на Земле, то я нашел его именно там».

Е.Г. Мозолевская:

Мы рассчитываем, что статья будет интересна широкому кругу читателей, в том числе студентам МГУЛ, которые знают и могли оценить созданную В.П. Панкратовым книгу -«Ландшафтный дизайн малых пространств» (Изд-во МГУЛ, М.: - 2003, 283 с.). Сначала эта книга была издана в виде монографии, а второй раз она вышла в нашем издательстве в виде методического пособия для студентов, обучающихся по специальности ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Многие студенты и коллеги автора могли ее в свое время приобрести.

Н.Н. Орестова:

Те, кто знал Виктора Петровича Панкратова, будут его помнить как замечательного человека и профессионала и будут всегда благодарны за счастливое время общения и дружбы с ним.

Т.К. Рогачева:

С именем этого человека несовместимо прошлое время - ему бы еще жить и творить Красоту, которой нам так не хватает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.