ВИКТОР ПЕТРОВИЧ ПАНКРАТОВ - КАКИМ ОН БЫЛ
В конце декабря 2004 г. мы понесли невосполнимую утрату - скончался друг, коллега, родной человек, доцент Московского государственного университета Виктор Петрович Панкратов.
Многие из читателей журнала «Лесной вестник» знали и любили его. Он был выдающимся и прекрасным по своим личностным качествам человеком и высочайшим специалистом - профессионалом в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.
Эта статья посвящена его памяти. Она составлена из воспоминаний и высказываний родных, друзей и коллег Виктора Петровича, из которых, как из мозаики, мы сложили его образ, выстроив эти отрывки последовательно
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2006
185
от начала до (увы!...) конца его прекрасной и достойной подражания жизни. Ему можно было бы посвятить целую книгу: так много людей его знали и любили и так много он сделал в своей жизни. Такая книга впереди.
В хоре голосов, вспоминающих Виктора Петровича Панкратова, есть голоса разных людей: любимой жены Виктора Петровича - Виктории Георгиевны Семеновой, разделявшей с ним его жизнь до ее последнего часа; профессора Международного университета Нины Петровны Титовой, знавшей его еще школьником, делавшим первые шаги в растениеводстве, а потом сотрудничающей с ним в области ландшафтного искусства; Джамал Нургалеевны Чемя-киной, которая сначала преподавала Виктору свой предмет в МЛТИ, а потом на всю жизнь подружилась с ним; сотрудников Главного ботанического сада РАН Натальи Николаевны Орестовой и Татьяны Карповны Рогачевой; его друзей детства и голос составителя этой статьи.
Итак, о детстве и юности Виктора Петровича.
В.Г. Семенова:
Отец Виктора Петровича - Панкратов Петр Андреевич, академик АН Таджикской ССР, Заслуженный деятель науки республи-
ки, руководитель отдела гидрогеологии Института геологии, доктор геолого-минералогических наук. За работы по обеспечению г. Ташкента пресной водой в свое время он был награжден Государственной премией.
Мать - Вера Михайловна Панкратова работала вместе с мужем.
Из воспоминаний друзей детства
Витя родился в Ташкенте 18 марта 1945 г. В возрасте пяти-шести лет с родителями он переехал в г. Сталинабад, позже переименованный в Душанбе.
Родители - мать, Вера Михайловна Зубарева (Панкратова), всю жизнь проработала чертежницей в геологических учреждениях; отец, Петр Андреевич Панкратов, был геологом и гидрогеологом, доктором наук, академиком местной Академии наук. Были они чрезвычайно отзывчивыми, общительными, гостеприимными людьми. Трудно было найти более доброго человека, чем Вера Михайловна. Родители работали, а воспитанием Вити занималась его тетушка - Маргарита Андреевна, которая жила в семье брата со дня рождения Виктора.
В.Г. Семенова:
Виктор был очень похож на отца внешне и обладал таким же, как у отца, чувством юмора.
Рисунок. Сад В.П. Панкратова в Пушкино
Еще в младенческом возрасте Витя вместо игрушек играл листочками, веточками и цветами. А в школьные годы он занимался озеленением, создавал розарии, собрал уникальную коллекцию кактусов. Уже тогда он вел переписку с ведущими кактусоводами Москвы.
Из воспоминаний друзей детства
Интерес к растительному миру появился у Вити вместе с его рождением. Есть фотография в чьем-то альбоме, где Виктору лет пять-шесть, он стоит у стола, над которым едва возвышается его голова, и уже сажает в горшок какое-то растение.
При каждой квартире в нашем двухэтажном академическом доме был палисадник, но только его участок земли был обработан, и на нем цвели разные садовые цветы. Там были чернобривцы, золотые шары и еще какие-то высокие разноцветные цветы. Это было делом рук Вити.
Будучи пяти- или шестиклассником, он «подбил» нас, детей двора, на то, чтобы вырыть и вынести со двора строительный мусор, который был закопан прямо во дворе, и заменить его почвой с рядом расположенного участка земли. Все с энтузиазмом взялись за дело, и получилась в центре двора клумба размером метров 5 на 15. Он сам составил проект размещения разных цветов, кустов и деревьев на этой клумбе и засадил ее согласно своему плану. Там были и сортовые розы, которые он раздобыл в местном ботаническом саду, и сирень, и черемуха, и береза. И даже микроскопический бассейн прятался в кустах, но вода в нем долго не держалась из-за отсутствия цемента при строительстве этого сооружения. В палисадник была проведена труба водопровода, поэтому сами жильцы поливали эту клумбу, которая занимала, по крайней мере, полдвора. Школьником же он с помощью ровесников построил около своей квартиры теплицу, где выращивал рассаду цветов, которую потом высаживал в грунт.
До отъезда его в Москву вся веранда его квартиры была уставлена горшками и горшочками с кактусами, которые в дальнейшем после его отъезда пришлось раздать.
Палисадник его квартиры был самым нарядным и роскошным в сравнении с палисадниками соседей. Надо сказать, что свои растения для посадки соседям он давал охотно и легко. Например, палисадник соседней квартиры был весь усажен сортовыми розами. Душанбе в 60-70 гг. прошлого века был очень мирным, теплым и спокойным городом. В центре города прямо на центральной улице торговали цветами бабушки. И когда Витя проходил мимо них, к нему бросались продавщицы цветов с разными вопросами, касавшимися разведения своих растений и их болезней. И всем он подробно объяснял, что нужно сделать, чтобы не сохли листья, не покрывались каким-то налетом, чем надо подкармливать, обрабатывать, как разводить эти цветы, улучшать их сорта. А тогда он был только школьником...
В 1963 г. по совету знакомого он поступил на химический факультет университета в г. Душанбе. Но через три года, поняв, что это не его стезя, перевелся при помощи профессора Московского лесотехнического института Анатолия Валерьяновича Гурско-го в это учебное заведение и окончил его. А в дальнейшем стал работать по своей специальности. Это не он выбрал профессию, а профессия выбрала его еще при рождении.
При этом он был очень дружелюбным, общительным, веселым, живым. Такой же, как и все дети в то время. И таким же оставался до последних лет своей жизни
Еще надо отметить его необычайное трудолюбие. С детских лет не было таких периодов, чтобы он ничего не делал: то пересаживает растения в горшочки, то «возится» в своем палисаднике, то листает какие-то книги о растениях, тут же садится за машинку и печатает какие-то выдержки из книг. При этом ставил пластинки с классической музыкой, которую очень любил. В молодости посещал все премьеры в театрах нашего города, а потом и в Москве.
Н.П. Титова:
Возможно, я одна из первых, кто встретил Виктора Панкратова (тогда еще студента), приехавшего в Москву из далекого Душанбе. Это произошло в Главном ботани-
ческом саду АН СССР, где я тогда работала, и вызван был его приезд нашей предшествующей перепиской, организованной журналом «Цветоводство». Мне передали письмо с просьбой сделать проект розария во дворе жилого дома. Я ответила и забыла бы об этом, если бы не публикация моего письма в этом журнале под заглавием «Ответ душанбинскому цветоводу». Я была почти уверена, что автор письма - пенсионер, любитель роз, но увидела перед собой высокого, очень застенчивого юношу, который внимательно и заинтересованно слушал мои рассказы во время прогулки по ботаническому саду.
Д.Н.Чемякина:
Будучи начинающим преподавателем МЛТИ и желая привить студентам больший интерес к своему предмету, на занятиях по семеноводству я стала рассказывать о химических реакциях, происходящих в семени при его прорастании. Вдруг один студент делает серьезную поправку к моим формулам. На мой вопрос, откуда он так хорошо осведомлен, узнаю, что за его плечами учеба на химическом факультете Душанбинского университета. Это был Витя Панкратов, с которым мы в дальнейшем крепко подружились.
Витя со школьных лет интересовался растениями, и друг его отца профессор Анатолий Валерианович Гурский, основатель Памирского ботанического сада, заведующий кафедрой ботаники нашего Московского лесотехнического института, убедил Витю перейти учиться на факультет лесного хозяйства и садово-паркового строительства нашего института и тем самым помог ему осуществить свое призвание.
Во время учебы Витя жил в семье А. В. Гурского в старинном усадебном доме в Болшево, где обитали три дамы более чем бальзаковского возраста. Они были всегда окружены искренней заботой со стороны Вити, по-моему, для них это был просто человек-праздник. Таким он был и оставался для всех своих друзей тоже. Он вообще как-то легко входил в контакт с людьми старшего возраста, очень заботился о своих тетушках, оставшихся в Таджикистане после распада Союза, тепло относился к своему любимому старейшему
преподавателю кафедры озеленения - Софье Николаевне Палентреер и был страшно рад, когда нашел для нее и подарил ко дню рождения очень подошедшее ей теплое пончо.
Н.П. Титова:
Мне было ничего неизвестно о дальнейшей судьбе Виктора Петровича долгие годы - я только обратила внимание на появление в журнале «Цветоводство» статей за его подписью. А потом совершенно неожиданно мы встретились с ним в редакции как члены жюри конкурса на проект лучшего частного сада. Оказалось, что за это время Виктор Петрович не только переехал в Москву, переведясь из Душанбинского университета в Московский лесотехнический институт, но успел его закончить и даже готовил к защите кандидатскую диссертацию. Но встреча эта оставила в памяти особенный след, потому что запомнилась очень простая и дружественная обстановка нашей работы и неожиданный сюрприз, преподнесенный Виктором Петровичем, - котелок с горячим, потрясающе вкусным, изготовленным им самим пловом, сдобренным азиатскими специями.
Таким внимательным к простым человеческим нуждам, готовым сразу откликнуться на просьбу, помочь, чем возможно, гостеприимным, веселым и бескорыстным он и запомнился больше всего.
Выписка из трудовой книжки
Виктор Петрович Панкратов закончил факультет лесного хозяйства и садово-паркового строительства и окончил аспирантуру на кафедре озеленения и ландшафтной архитектуры МЛТИ, успешно защитил в свое время кандидатскую диссертацию, и в мае 1982 г. ему была присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук.
Официальный послужной список Виктора Петровича не так уж велик:
- в марте 1968 г. он зачислен на должность лаборанта НИСа МЛТИ, в июле 1968 г. переведен на должность механика, в июле 1969 г. - на должность инженера, в октябре 1969 г. зачислен в очную аспирантуру МЛТИ; в октябре 1972 г. после окончания аспирантуры он снова был зачислен на должность младшего научного сотрудника НИСа МЛТИ;
- в июле 1975 г. он переведен во ВНИИЛМ на должность ученого секретаря совета;
- в мае 1983 г. переведен в Главный ботанический сад АН СССР и зачислен на должность старшего научного сотрудника;
- в июле 1991 г. переведен в Выставочный центр АН СССР на должность главного специалиста; в январе 1992 г. - на должность художника-дизайнера 1-й категории и согласно аттестации в декабре 1992 г. - художника-дизайнера 10 разряда, там Виктор Петрович работал по март 1994 г.
- с марта 1999 г. до дня своей безвременной кончины Виктор Петрович Панкратов состоял в должности доцента на кафедре экологии и защиты леса МГУЛ, читая лекции специалистам, получающим второе образование ландшафтных архитекторов на факультете повышения квалификации преподавателей.
Н.Н. Орестова:
Виктор Петрович Панкратов пришел в Государственный ботанический сад Российской Академии наук, имея уже опыт ландшафтного дизайнера и руководителя. Широкий кругозор и искренний интерес к профессиональным вопросам помог ему создать отдел ландшафтной архитектуры, задачей которого являлось поддержание ботанического сада как одного из основных ландшафтных объектов Москвы. Перед Виктором Петровичем стояла сложная задача: в условиях действующего научного учреждения проводить реорганизацию отдельных участков, сохраняя историческую ценность ГБС как памятника садово-паркового искусства.
Одной из его идей было проведение полных инвентаризационно-таксационных работ в насаждениях ботанического сада с созданием крупномасштабного картографического материала. По замыслу Виктора Петровича именно такие карты с нанесенным на них каждым деревом сада, границами и описанием ботанических коллекций должны были стать основой для дальнейшего планирования и проектирования.
Данная работа началась в 1983 г. силами парколесоустроительной экспедиции
Всесоюзного объединения «Леспроект», и за два года большая часть насаждений была приведена в известность. В Москве подобные работы на таких больших площадях к тому времени еще не проводились, но сейчас необходимость их выполнения всеми осознана, и для городских территорий она проводится с использованием тех же методов, что были опробованы в ГБС.
К сожалению, реформы 1985 и последующих годов отрицательно сказались на долгосрочных планах отдела ландшафтной архитектуры ГБС, и Виктору Петровичу удалось выполнить только часть задуманного. Его мечта о создании полноценного проекта ландшафтной реконструкции ГБС осталась невыполненной, но и в том, что было им сделано, проявились незаурядные организаторские и творческие способности В.П. Панкратова.
Удивительное обаяние, корректность и глубокие знания позволяли ему находить единомышленников, объединять их, заражать новыми идеями. Он внимательно прислушивался ко всем мнениям своих коллег, умел искать компромиссы, но никогда не отступал в принципиальных вопросах.
Поражали его эрудиция и разносторонность. Он был одним из лучших флористов, да по сути одним из зачинателей этого вида искусства в России. Ему принадлежат сотни публикаций на тему ландшафтного дизайна, он был не только теоретиком, но и замечательным практиком в этой области.
Выставки, конференции в ГБС, проходившие в те годы, не обходились без блестящего оформления Виктора Петровича.
Даже краткая по времени его деятельность в ботаническом саду оставила глубокий след в памяти коллег как пример подлинно творческой работы настоящего энтузиаста.
Т.К. Рогачева:
Такой большой и добрый человек -Владимир Петрович Панкратов. Совсем недолго работал он в Главном ботаническом саду, но оставил о себе самые лучшие и теплые воспоминания у всех, с кем общался. А какие роскошные цветочные аранжировки он создавал! Это был талантливый ландшафтный архитектор, художник от Бога.
К сожалению, не удалось ему осуществить в ботаническом саду многие планы -так уж сложилось...
Д.Н. Чемякина:
Когда появилась возможность поработать за границей, Виктор, исключительно из-за любви к профессии, быстро овладел английским языком, познакомился с мировыми достижениями ландшафтного дизайна и осуществил много интересных проектов и работ в США и других странах.
В.Г. Семенова:
Виктор Петрович побывал в 35 странах мира. Во многих странах он работал: в Голландии он был участником конкурса «Фло-риада», создав и осуществив проект русского сада, занявший третье место после проектов Англии и Японии; в Америке он читал лекции в университете штата Южная Каролина и создал 100 садов; в Таиланде в Бангкоке читал лекции по ландшафтной архитектуре.
Виктор Петрович собирал, аккумулировал, отбирал лучшее в садах Америки и других стран и щедро делился своими знаниями и опытом с другими специалистами. Он уделял большое внимание освещению в садах и малым архитектурным формам, и другим декоративным элементам.
В последние годы Виктор Петрович возглавлял жюри на цветоводческих выставках Москвы. Получил Гран-при на I Международной выставке цветов в 2004 г.
Он проводил огромную научно-просветительскую работу, читая интереснейшие научно-познавательные лекции и печатая статьи по искусству создания садов и парков, в том числе дворцовых садов и парков Англии, Японии, Швеции, Финляндии, Германии и Дании, особенно - Дании. Он очень ценил успехи наших отечественных садоводов и гордился ими, освещал их работы в печати. Виктор Петрович публиковался в журналах: «Ландшафтный дизайн», «Новый дом», «Юбилейный», «Современный дом», «Ландшафты», «Архитектура. Строительство», «Цветоводство», «Цветники», в журналах «Лесной вестник» и «Бюллетень Главного ботанического сада» и др. Им опубликовано около 100 научных и научно-популярных ста-
тей. Им составлен ассортимент растений для садов Московской области, который насчитывал более 600 видов древесных растений и 400 - травянистых многолетников.
Н.П. Титова:
Его энергия и потрясающая работоспособность удивляли и даже вызывали зависть. Достаточно вспомнить экскурсии, организованные и вдохновленные им, требовавшие массу сил, предприимчивости и любви к профессии, или его участие в многочисленных выставках, не только отечественных, но и таких престижных, как, например, «Флориада» в Голландии, где он выполнял по существу все работы, которые требовали не только художественного вкуса, но и попросту тяжелого физического труда.
А его доклады на всевозможных конференциях и встречах специалистов! Они свидетельствовали о том, как глубоко вникал он во все тонкости и противоречия практики, а главное, как он стремился рассказать об этом другим, как щедро делился с коллегами и друзьями своими удачами и (в равной степени!) просчетами, своими знаниями и опытом. Сомневаюсь, что кто-нибудь из современных нам ландшафтных дизайнеров может стать, как он, создателем более чем ста (!) садов, и не только в России, но в Австрии, США и даже в Люксембурге, отразив свое творчество в огромном количестве статей в журналах: «Ландшафтный дизайн», «Сад своими руками», «Ландшафтная архитектура. Дизайн», «Новый Дом», «Цветоводство», «Современный Дом» и др., всегда иллюстрированных авторскими фото.
Е.Г. Мозолевская:
В последние несколько лет Виктор Петрович нашел на нашей кафедре поддержку своих творческих планов, дружбу и сотрудничество. Он с увлечением читал лекции на факультете повышения квалификации МГУЛ, активно участвовал в жизни нашей кафедры и, главное, писал свою главную книгу, продолжая оставаться известнейшим и активнейшим теоретиком и практиком ландшафтного искусства.
Он был одержим идеей создания экологического сада - сада, созданного по зако-
нам Природы, с сохранением возможно большего числа естественной растительности и с полным использованием природных возможностей участка, где могли бы произрастать наряду с лесными и луговыми разнообразные и прекрасные декоративные растения. Один из разделов его книги так и называется - «Экологический сад». Он считал, что такие сады - это сады будущего.
Н.П. Титова:
Он очень много успел сделать - спроектировать, вырастить и посадить, научить и написать, успел даже издать собственными силами, собственноручно набрав на компьютере свою книгу «Ландшафтный дизайн малых пространств» в добавление к журнальным статьям и книгам, написанным в соавторстве... И все это - без тени зазнайства или превосходства в чем-нибудь, исключительно скромно, даже тогда, когда его труд совершенно незаслуженно присваивался недобросовестными коллегами.
Конечно, нужно признаться, что его недооценивали и не только начальство, но зачастую и работавшие рядом с ним куда менее талантливые, а то и вовсе бездарные люди. Но, несмотря на это, Виктор Петрович был всегда верен своей профессии, целеустремлен, добросовестен и доброжелателен по отношению к своим коллегам.
Его хобби - это искусство икебаны, он создавал красивейшие картины в рамках и разные композиции из сухоцветов и из живых цветов, овощей и фруктов. Неоднократно при этом занимал первые места на многочисленных выставках.
Д.Н. Чемякина:
Это человек, который появился на свет в нужное время. Ведь слова «икебана», «искусство составления букета» и т. п. появились именно тогда, когда Витя работал в ботаническом саду, когда он получил возможность брать уроки японской аранжировки непосредственно у Софу Тэсигахару и стал одним из родоначальников этого искусства у нас в стране. Он вел уроки аранжировки цветов по телевидению, выпустил серию открыток со своими композициями, щедро дарил не только свои познания в любимом искусстве,
но и просто интересные растения, оригинальные букеты, новогодние композиции.
Е.Г. Мозолевская:
На стене моей комнаты висит коробка с крупной и ярко-голубой бабочкой неземной красоты из Бразилии, ее подарил очень давно тогда еще молодому Виктору Панкратову японский профессор, вместе с ним участвовавший в выставке цветочных композиций, в знак своей приязни и восхищения его искусством. Виктор почти сразу же передарил этот подарок мне, энтомологу, зная, как я буду дорожить им. Это было в его духе, он был бесконечно и расточительно щедр ко всем и во всем, будь это подарки и знаки внимания своим друзьям или ценнейшие советы Мастера своим коллегам и ученикам в области ландшафтного искусства.
Д.Н. Чемякина:
Витя вообще был каким-то очень свободным внутренне, явно незакомплексованным человеком. Защищая через большой промежуток времени после окончания аспирантуры свою кандидатскую диссертацию, на какой-то вопрос он совершенно спокойно ответил: «Как я могу это помнить, это же было 8 лет тому назад!», и это прозвучало очень естественно и убедительно.
Ему очень хотелось, чтобы вокруг была красота и все были красивы. Он привозил с Памира старинные восточные украшения из серебра, кораллов, бирюзы, сердолика, дарил всем щедро, а дома у него на ковре была представлена потрясающая их коллекция. Принимая гостей, Витя всегда оригинально сервировал стол, а уж о присущем ему искусстве аранжировки цветов можно говорить бесконечно.
А когда я спросила его, почему он не рассказывает о своих работах на ландшафтной секции Союза архитекторов, он с грустью ответил, что никто там не проявляет к этому интереса.
Путешествия были также его пристрастием. Как-то мы были вместе в Крыму и рассматривали коллекции Никитского ботанического сада в снежном убранстве, вовремя успели посетить с ним Усть-Нарву, только на Памире мне уже не удастся с ним побывать.
Он упрекал меня, что я до сих пор не посетила Таиланд, рассказывал, как он отмечал там в марте свой день рождения с таким количеством разнообразных цветов, какое даже не мог себе представить!
Счастливо сложилась его семейная жизнь. Витя с гордостью рассказывал, как вскоре после женитьбы они с женой были в экспедиции под Костромой, и он вставал с зарей, собирал в лесу землянику, покупал в деревне сливки и к завтраку вместо «кофе в постель» была земляника со сливками.
В.Г. Семенова:
К числу его увлечений принадлежало и искусство приготовления пищи, он потрясающе готовил среднеазиатские пловы, пек пироги, умел и любил готовить тайские блюда. Был большой знаток вин и чаев.
Виктор был прекрасным танцором и даже получал призы на любительских танцевальных конкурсах.
Д.Н. Чемякина:
О Вите еще хотела сказать, что он был открыт всему новому и вообще все время рос и развивался.
В последний раз мы виделись у меня на работе, когда он принес в подарок свою книгу - свою осуществленную мечту, как он ее называл. Какое счастье, что он ее написал!
Е.Г. Мозолевская:
Идею своей книги он обсуждал с нами и нашел у нас полное понимание и поддержку. Он считал своим долгом приносить на кафедру журналы со своими публикациями, очень интересными и богато иллюстрированными профессионально выполненными им снимками. И однажды сказал: «А как Вы посмотрите на то, если я объединю свои беседы с читателями в единую книгу? Сумеем ли мы ее напечатать в издательстве МГУЛ?». На что тут же получил само собой разумеющийся положительный ответ. И он тщательно продумал состав книги и написал ее. Книга эта уникальна, она иллюстрирована авторскими графическими рисунками, где соединились его профессиональные знания и мастерство и ... юмор. На последней странице изображен шаржированный портрет автора в окружении толстых томов книг, на которых можно раз-
личить их названия: «Словарь», «Справочник», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Дизайн» - книги, свидетельствующие о том, что при всем своем богатейшем накопленном опыте и профессиональном мастерстве Виктор Петрович не пренебрегал, а напротив, опирался на опыт и знания предшественников и коллег по профессии.
Предшествуют книге и заключают ее помещенные в причудливую рамочку «Мысли вслух», это важные мысли автора, которые звучат как афоризмы. Книга отличается высокой научной и практической ценностью, она написана увлекательно, хорошим литературным языком, содержит употребленные к месту поэтические строки и полна юмора. Книга важна и для специалистов, и для учащихся, и для читателей, самостоятельно занимающихся декоративным растениеводством и ландшафтным дизайном. Редактором его книги стала Мария Геннадьевна Бланк, филолог по образованию и давний друг автора. Она придирчиво и внимательно относилась к тексту книги, и ее советы и поправки чаще всего находили полное понимание и были учтены автором.
В заключение мы позволили себе использовать небольшие выдержки из статьи, посвященной памяти Виктора Петровича Панкратова, опубликованной в журнале «Ландшафтная архитектура. Дизайн» (№ 1 (8), 2005 г.). Виктор Петрович любил этот журнал и часто помещал в нем свои статьи, в этом номере журнала опубликована и его последняя статья, она называется «Мой Сад», в ней он рассказывает о своем саде, который он создал и который продолжает жить и сейчас.
Еще раз напоследок обратимся к одному из авторов этой статьи, в ее словах есть слова об этом саде.
Н.П. Титова:
Так случилось, что только два года назад я впервые побывала в его собственном небольшом саду в Подмосковье и убедилась, как много может сделать всего на нескольких сотках талантливый ландшафтный дизайнер. Участок неудобный (шириной в 15 и длиной в 100 метров), тенистый и с бедной почвой, далеко не отвечающий идеальным
требованиям, превращен в уютный, но очень изысканный и разнообразный сад, который мог бы стать своего рода учебным пособием для студентов Университета леса, в котором Виктор Петрович был последние годы доцентом. В саду собраны самые любимые, привезенные из разных уголков мира, но выдерживающие подмосковный климат растения. Они образуют прекрасные группы и декоративные сочетания и друг с другом, и с рукотворным оборудованием сада, его малой архитектурой - творением тех же неутомимых и добрых рук владельца.
Известие о кончине Виктора Панкратова до сих пор как-то не укладывается в сознании. Уверена, что друзья и ученики Мастера никогда не забудут его уроков, а сады, созданные его талантом и любовью к природе, будут еще долго приносить радость людям.
В статье, посвященной памяти Виктора Петровича Панкратова, из журнала «Ландшафтная архитектура. Дизайн» он назван Мастером садов, которому были присущи высокий профессионализм, активная жизненная позиция и безграничная любовь к природе.
В журнале приведены высказывания коллег и друзей Виктора Петровича, из которых мы сочли возможным процитировать главные слова.
И. Воскресенский называет В.П. Панкратова ведущим специалистом России в области ландшафтной архитектуры и декоративного садоводства, профессионалом мирового уровня, глубокие научные знания которого соединялись с удивительной по своим масштабам и качеству практической работой. .
«. На его счету около ста садов, которые он создавал не только в России, но и далеко за ее пределами. Один, без команды, он уезжал в Соединенные Штаты, и там, где тысячи местных ландшафтных архитекторов вынуждены жестко конкурировать между собой, умудрялся за сезон сделать несколько садов. ... Обладая огромным опытом и эрудицией, он никогда и ни перед кем не демонстрировал профессионального превосходства. Необычайная скромность Виктора совершенно не соответствовала его вкладу в развитие профессии. Вместе с тем он всегда оставался яр-
кой личностью, выделяясь среди коллег своей независимостью и неординарным отношением к жизни. . Эта утрата невосполнима. Но на радость нам на Земле остались его сады. Пусть же цветут они в разных уголках мира, призывая нас к творчеству и полнокровной жизни».
М. Великотная (ландшафтный дизайнер):
«Профессионал с большой буквы, посвятивший жизнь любимому делу, талантливый педагог, участник и почетный гость многих международных ландшафтных конкурсов, страстный путешественник, увлеченный коллекционер, он старался воплотить увиденное в своих работах, творчески переосмысливая новые идеи и делая поправки на наш климат. Благодаря его таланту современный «романтический стиль» органично вписался в облик подмосковных садов».
«Виктор активно привлекал местную флору, гармонично сочетая ее с подходящими экзотами. Рядом с папоротниками, живучкой и копытнем в его садах произрастают дербенники, лилейники, горцы, бузульники, монарды, астильбы, хосты. В память об этом талантливом человеке останутся сады, созданные Мастером».
Л. Ландышева (ведущий специалист ЗАО «Объединенный павильон ВВЦ»):
«С павильоном «Цветоводство и озеленение» ВДНХ-ВВЦ творческая, научная, выставочная деятельность Виктора Петровича была связана на протяжении долгих лет. Особенно плодотворным сотрудничество было на международной выставке «Цветы», где в течение семи лет он возглавлял жюри конкурса по ландшафтному дизайну объектов в Москве и на ВВЦ, а также конкурса по флористическому и художественному оформлению выставочных экспозиций. Именно он разработал Положение о конкурсе на лучший объект ландшафтного дизайна, критерии оценки цветников, фрагментов парков, скверов, садов, частных территорий.
На выставке Виктор Петрович активно работал с участниками, уделяя особое внимание молодым перспективным компаниям. Выступал на конференциях, семинарах, аудитория которых больше чем на половину
состояла из его учеников. По итогам 11-й международной выставки «Цветы-2004» В.П. Панкратов был награжден Гран-при за многолетнюю профессиональную работу в области ландшафтной архитектуры и большой вклад в организацию конкурсов в рамках международной выставки «Цветы».
В. Скороходов (директор отдела рекламы журнала):
«Будучи членом жюри конкурса на лучший объект ландшафтного дизайна на территории ВВЦ и в Москве, который проводится в рамках международной выставки «Цветы», где Панкратов был заместителем председателя, я понимал, что конкурс практически держится на его энтузиазме и именно благодаря ему пользуется таким уважением. ... Год за годом выставляемые на конкурс объекты становились все краше. И в этом большая заслуга Виктора Петровича. . Он настолько любил людей, что при встрече с ним они преображались. Он окружал их своей добротой, как будто чувствуя, что скоро уйдет от нас. За свою жизнь я нигде не испытывал такой теплоты и душевного комфорта, как в Пушкино у Панкратовых.
Если можно говорить о существовании рая на Земле, то я нашел его именно там».
Е.Г. Мозолевская:
Мы рассчитываем, что статья будет интересна широкому кругу читателей, в том числе студентам МГУЛ, которые знают и могли оценить созданную В.П. Панкратовым книгу -«Ландшафтный дизайн малых пространств» (Изд-во МГУЛ, М.: - 2003, 283 с.). Сначала эта книга была издана в виде монографии, а второй раз она вышла в нашем издательстве в виде методического пособия для студентов, обучающихся по специальности ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Многие студенты и коллеги автора могли ее в свое время приобрести.
Н.Н. Орестова:
Те, кто знал Виктора Петровича Панкратова, будут его помнить как замечательного человека и профессионала и будут всегда благодарны за счастливое время общения и дружбы с ним.
Т.К. Рогачева:
С именем этого человека несовместимо прошлое время - ему бы еще жить и творить Красоту, которой нам так не хватает.